birmaga.ru
добавить свой файл

1

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области Исилькульского района

Новикова Людмила Васильевна, учитель истории

Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом


  • называя идеи, нельзя повторяться;

  • чем больше список идей, тем лучше;

  • подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.


Задачами мозгового штурма являются:


  • включение в работу всех членов группы;

  • определение уровня знаний и основных интересов участников;

  • активизация творческого потенциала участников.

Существует несколько способов формирования групп. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

В паре каждому предоставляется право говорить. Если группа состоит из трех участников, то существует большое разнообразие мнений. Группе из четырех человек присуще большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек. Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Для создания групп можно предложить следующие способы:

  • пожалуйста, огляните комнату и найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут;

  • выберите того, с кем вы еще не работали вместе;

  • выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы;

  • примерно того же роста, как и вы;

  • выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающие такое же количество, что и вы и др.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

При построении уроков истории и обществознания я стараюсь создавать проблемные ситуации. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, используя метод мозгового штурма. При этом стараюсь давать такие задания, обогащающие личный опыт учащихся. Например, проблема “лишних”, свободных денег. Эту проблему ставлю при изучении темы “Деньги”. Здесь она звучит так: “Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?”


Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для предложения идей и для анализа наилучших вариантов. Дети после обсуждений обычно приходят к правильным выводам. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от возможных рисков , нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты ( в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в различные банковские учреждения. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.

Другой пример. При изучении темы о деловых отношениях раздела “Управление” также используя мозговой штурм, где учащиеся (генераторы) должны вписать то, что с их точки зрения может быть включено в понятие деловые отношения. А группа аналитиков выбирает наиболее разумные варианты идей. Выполняя эти задания, дети использовали свой личный опыт. После обсуждения приходят к выводу, что в деловых отношениях нет место эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность

Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.

Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи:


  • обучение участников анализу реальных ситуаций;

  • формирование навыков создания проблемы;

  • развитие умения воздействовать с другими участниками;

  • демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

  • слушать и слышать друг -друга;

  • не перебивать;
  • не оценивать друг-друга;


  • не обижать и не обижаться;

  • умолкнуть по знаку;

  • участвовать всем;

  • соблюдать регламент.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории:

  • круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

  • экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)

  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

  • “судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);

  • “аквариум”. Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют.

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

  • обозначение проблемы;

  • побуждение к дискуссии всех участников;

  • сбор различных мнений и аргументов;

  • подведение итога групповой работы;

  • сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

  • главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

  • Я критикую идеи, а не людей.

  • Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.


  • Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

  • Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

  • Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

  • Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Хочу отметить, что элемент дискуссии необходимо включить во всех этапах урока. Ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо. И над этой проблемой в будущем еще предстоит активно работать.

Следующий интерактивный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.


  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.

  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

  5. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

  6. Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

  1. Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)

  2. Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Ролевую игру можно использовать на различных этапах урока.

1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)

Поэма Гомера “Илиада”. “-Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).

2. “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Например: Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Что получал победитель? и др.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.


На уроках истории и обществознания в этапе рефлексии, обобщения я часто применю метод “Синквейна”.

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

В 5-8 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений), отвечает их познавательным потребностям.

Игра “Три предложения”.

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.

Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Методически верно организованная игра, требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Исторические ассоциации к различным темам курса "История России"


Россия в VIII – XII веках

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. ”Я пойду другим путём”

оборона Руси Владимиром

2. Мечом и огнём

Добрыня и Путята крестили Новгород

3. Горькая чаша

чаша из черепа Святослава

4. Они были первыми

Борис и Глеб – первые святые

5. Он против удара в спину

Святослав “Иду на Вы”

 Смутное время в России к.XVIII – н.XVII века

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Сильный царь войной, террором лепту внёс в это время лихое

Иван Грозный

2. Оборванная нить не дала нормально жить

пресечение династии Рюриковичей

3. Не всегда семь, счастливое число


семибоярщина

4. “Большая” смерть маленькогочеловека

смерть царевича Дмитрия в Угличе

5. Первый блин комом

распад первого ополчения

6.  Незваные гости хуже татарина

самозванцы Лжедмитрий 1, Лжедмитрий 2

7. Лживый, мелочный, притворный,властью правил он недолго

Василий Шуйский

8. Пётр Великий путь в Европу открывал,но он не первый кто это начинал

Борис Годунов

9. Пригрели на шее двух змей и они начали кусать

польская и шведская интервенция

 Движение декабристов

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Могли, но не хотели

пассивная тактика

2. Движение “зелёных”

союз Благоденствия, “Зелёная книга”

3. Человек предполагает, но … Один в поле не воин

срыв плана декабристов,без поддержки народа

4. Пионеры общественного движения революционерами в России

декабристы были первыми

 Отмена крепостного права.


Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Второе крепостное право

временнообязанное состояние

2. Меж двух огней

император (помещики и крестьяне)

3. Вот тебе бабушка и Юрьев день

освобождение – закабаление

4. За себя и за того парня

круговая порука

5. Какая свадьба без баяна, какой.

крестьянин без земли

6. Было больше, стало меньше

земля (отрезки )

 Внешняя политика России в 60 -70 ые годы XIX века.

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Яблоко раздора

Балканы

2. Близок локоток, да не укусишь

Константинополь

3.  Радость была коротка

Сан – Стефанский мир, Берлинский конгресс

4. Этот молодец на все руки удалец

Лорис - Меликов

 Социально – экономическое развитие России во второй половине XIX века/


Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Одежды буржуазные одевали по феодальному

отработки

2. Жизнь в полосочку

чересполосица

3. Они шли большим путём

экстенсивный путь

4. Нам сначала по пути, а потом пойдём одни

использование иностранного капитала

Россия в XX веке.

Первая русская революция.

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Последняя капля крови

кровавое воскресенье

2. Плотника скорей зовите, революцию тушить

аграрный вопрос – гвоздь революции

3. Как на охоту, так и собак кормить

проведение реформ во время Революции

4. Пожару этому спасибо, что уничтожил то, что времени приличному не под силу было

отмена выкупных платежей

 Аграрная реформа П.А.Столыпина

Ассоциативный ряд


Терминологический ряд

1. Тихая революция

реформа Столыпина

2. Один в поле не воин

реформатор – одиночка

3. Ломать – не строить

разрушение общины

4. Лягушки – путешественницы

переселенческая политика

Гражданская война и иностранная интервенция

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Стенка – на стенку

красные и белые

2. Тройной удар

комбинированный удар Колчака, Деникина, Юденича

3. Оборванная нить

разрыв традиций

4. Кто в лес, кто по дрова

раскол белого движения

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.


В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках истории мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Большую пользу может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

Заключение

В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

  • умение брать на себя ответственность при принятии решений,

  • толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,

  • умение работать с различными видами информации,

  • способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.