birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

       Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

        Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов.  У детей, не справляющихся с программой, легко развивается  негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения, о перегрузке обучающихся.  


        Все это способствует проявлению поведенческих нарушений и снижении успеваемости. В этот момент необходимо обучить ребенка снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, самореализации.

Детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.   

    Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учеников должно быть обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой для коррекции планов работы по программе «Путь к здоровью».

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы активно используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.



  1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОГРАММЫ


Основные условия здоровьесберегающих технологий:

• в содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с  учетом межпредметных связей и схемы общего структурирования учебно-тематических блоков;

• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомофизиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.)


• обучение строится по единицам, а не по элементам, отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, учитываются закономерности угасания следа при запоминании;

• учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание детям группа риска;

• учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;

• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;

• учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знания, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

• обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т.д.;

• вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная

• самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;


  • учитель использует показатель успешности ученика для позитивных начал личности;

• оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

• учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся.


  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ


Организация физкультурно-оздоровительной работы:

Школа ведет целенаправленную работу по созданию образовательного пространства способствующего сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.


  1. Чтобы повысить физическую активность детей:

    • проводилась ежедневная утренняя зарядка в каждом классе;

    • введена ежедневная динамическая пауза в 1 классе;

    • физкультурные минутки и паузы являются обязательным атрибутом уроков в 1-6 классах;

    • введен третий час двигательной активности во 2-4 классах;

    • скомплектована группа из учащихся 5-7 классов, занимающихся общей физической подготовкой;

    • имеется большой спортивный зал, малый спортивный зал, игровая комната.

2. Изменения в условиях организации процесса и его режиме:

- Проведено много организационных мероприятий, влияющих на сохранение здоровья учащихся:

  • В трех учебных классах улучшили освещение (установили лампы дневного света)

  • В одном кабинете заменена учебная доска

  • В одном кабинете выровняли полы и постелили линолеум.

- Проведена подготовительная работа по переходу школы на триместровую систему в новом учебном году.

- Организован оздоровительный заезд учащихся 2 класса в ДОЛ «Березки».

- Внесены изменения в расписание звонков.

3. Расширение содержания внеурочной деятельности:

  • В течение учебного года проведено 4 «Дня Здоровья», в которых приняли участие все обучающиеся школы.

  • Осенний кросс, лыжные гонки, весенний марафон, военно-спортивная эстафета, посвященная «Дню Защиты детей» стали традиционными для наших обучающихся.

  • Активное участие принимают ребята и в школьной спартакиаде.

  • В начальной школе были проведены «Веселые старты» между классами. Дети всегда принимают в них активное, сто процентное, участие.

  • В течение учебного года работала секция Бокса, которую посещали не только обучающиеся школы, но и подростки, живущие с поселке Липяги.
  • Активными участниками наших спортивных мероприятий являются родители. Проведено два спортивных праздника с привлечением родителей и жителей поселка.


  • Как горят глаза у детей, сколько гордости у них, когда в мероприятиях участвуют их родители.

4. Участие в городских соревнованиях, спартакиадах:

Одним из условий формирования потребности в здоровом образе жизни является систематизированная спортивно-оздоровительная деятельность учащихся, которые год от года становятся более активными участниками городских соревнований.

Приведем таблицу участия обучающихся школы в основных спортивных соревнованиях за отчетный период:

Отчетный период




2005-

2006

уч.г.

2006-

2007

уч.г.

2007-

2008

уч.г.

2008-2009

уч.г.

Участие в олимпиадах

Чел/

результат

1/в третьем десятке

2/в третьем

десятке

1/в первом

десятке

2/во втором

десятке

2/ во

втором

десятке


Городская спартакиада среди общеобразовательных учреждений

Кросс

13 место

14 место

10 место

9 место

Футбол

16 место

11 место

9 место

8 место


Л/атлетика




12 место

9 место

9 место

Лыжные гонки

12 место

13 место

7 место

8 место

Л/атлетич.

Эстафета (старшие)




11 место

6 место

8 место

Л/атлетич.

Эстафета (младшие)




12 место

6 место

-

Участие в городских спортивных мероприятиях

Первенство города по футболу










8 место

Первенство города по кроссу










9 место

Первенство города по легкой атлетике










9 место

Кросс Нации 2009 г.










участие

Веселые старты (1-4кл.)


15 место

-

7 место

участие

Подвижные игры «Перестрелка» (мальч.)




15 место

13 место

участие

Массовая лыжная гонка




участие

участие

участие

Лыжная эстафета (млад)




9 место

Не было

участие

Первенство по городу «Лыжные гонки» (старш)










8 место

Городская школьная лига по футболу










участие

Соревнования по шашкам










4 место

Л/атлетич.

Эстафета (старшие)










8 место


В 12 из 20 городских соревнованиях наши ребята приняли участие. Во всех основных видах спорта мы улучшили свои собственные показатели. Увеличивается количество участий, а это значит, увеличивается активность ребят, потребность у них в здоровом образе жизни. В спортивно- познавательной игре «Турград» команда обучающихся нашей школы заняла 1 место. Отдыхающие лагеря с дневным пребыванием «Радуга» были активными участниками спартакиады. Команда учащихся школы заняла 2 место из 12 в первенстве по Дартсу. В личном первенстве Девяшин Дмитрий, учащихся 4 класса, занял 2 место.


5. Просветительная работа с обучающимися и их родителями:


  • В каждом классе проводились тематические классные часы по здоровому образу жизни с выходом медицинского работника школы в классы.

  • Был выпущен специальный выпуск школьной газеты «Вестник СМиДа», в котором содержался огромный теоретический и познавательный материал.

  • В рамках предметной декады проводился устный журнал по теме: «Здоровье – важнейшая ценность».

  • Посетили показательные выступления фитнес-клуба «Тонус».

  • Проведены 2 родительских собрания, на которых рассматривались следующие вопросы:

- необходимость рационального питания;

- профилактика употребления подростками наркотических веществ;

- «Осторожно, еда!».

  • Проводилась антинаркотическая акция «Здоровье детей - неприкосновенный запас России» в соответствии с планом работы.

6. Изменения в содержании образования:

- Частая смена видов деятельности является обязательным элементом.

- На уроках физической культуры проводится коррекционная работа с обучающимися по направленностям:

    • пальчиковая гимнастика;

    • дыхательная гимнастика;

    • упражнения на укрепление свода стопы;

    • упражнения на укрепление осанки и исправление нарушений осанки;

    • упражнения на релаксацию;

    • упражнения для профилактики близорукости.



следующая страница >>