birmaga.ru
добавить свой файл

1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г), на основе авторской программы Л.А.Ефросининой «Литературное чтение». 1-4 классы»; с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:


  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.

  2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс в 2ч– М.:, Изд.центр «Вентана-Граф», 2012.

  3. Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  4. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

Для организации обучения на начальной ступени используется учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Виноградовой, так как его целевые установки и подходы наиболее соответствуют целям и задачам нашей школы, а также позволяют интегрировать в содержание кадетский компонент – включение текстов патриотической тематики, определение тем для развития речи в соответствии с содержанием внеурочного курса «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (раздел программы «Круг чтения»).

Цель начальной школы: обеспечить условия для освоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.


Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Начальная ступень школьного обучения обеспечивает  познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание  обучающихся и на сохранение их здоровья.

Задачи начального  общего  образования МБОУ «СОКШ №4».

1.  Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;

2.  Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;

3.  Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка;


4.  Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

5.  Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся, обеспечить их безопасность и  эмоциональное  благополучие;

6.  Сформировать у ребенка опыт разнообразных социальных отношений, вооружить необходимыми   средствами для самореализации в образовательных и других видах  деятельности.

Задачи  отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».
Место предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения отводится 102 часа ( 34 рабочие недели по 3 урока в неделю.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

21 час выделен для проведения внеурочных форм занятий, направленных (в рамках освоения программы) на развитие метапредметных и личностных результатов. Это проектные задачи, уроки-путешествия, игры, виртуальные экскурсии, мастерские слова, литературные гостиные, спектакли, уроки-сказки.



Общая характеристика предмета

Содержание программы направлено на введение школьника в языковую действительность, формирование умения учиться, а также навыков чтения и письма. Кроме того, содержание данной программы обеспечивает развитие полноценного восприятия литературного произведения, осознание школьниками специфики его содержания, формы и языка, формирование отдельных литературоведческих понятий и терминов; позволяет формировать общие учебные навыки и способы деятельности, ключевые компетентности младших школьников. Характерной чертой рабочей программы является сочетание работы над собственным чтением, техническими навыками и читательскими умениями, а также связь восприятия произведения, работы с ним и книгой в целом.


Реализация данной программы направлена на достижение цели начальной школы: построение образовательной среды, позволяющей обеспечить эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие личности младшего школьника, имеющего навыки самостоятельности учебного труда, основы коммуникативной культуры.

Содержание рабочей программы направлено на достижение целей и задач.

Цели:


  • Формирование читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

  • Развитие художественно- творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с художественными и научно- познавательными текстами.

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; воспитание уважения к культуре народов России.

  • Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления;

  • Приоритетной целью программы по литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопере­живать героям, эмоционально откликаться на прочитанное

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный об­раз, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произве­дений словесного искусства;


  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведе­ний различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разно­образных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навы­ки чтения и речевые умения;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет­ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.


В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.
Содержание программы

Круг чтения:


  • Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, за­кличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.

  • Произведения русских и зарубежных писателей-класси­ков, произведения современных дет­ских писателей.

  • Произведения о жизни детей разных народов и стран.

  • Приключенческая детская книга;

  • Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика авторских произведений и произ­ведений фольклора:

  • произведения о Родине, о родной приро­де,

  • об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу;

  • о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям;

  • произведения о добре и зле, кривде и правде.

Жанровое разнообразие:

  • сказки, рассказы, басни, стихо­творения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:
  • Литера­турное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, бы­лина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скорого­ворка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), назва­ние произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова ­действия.


  • Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, ог­лавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произ­ведения (книги).

Восприятие литературного произведения:

  • Создание усло­вий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зре­ния. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, геро­ев народных сказок, выявление их сходств и различий).

  • Оцен­ка эмоционального состояния героев, их нравственных пози­ций.

  • Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.




Творческая деятельность
:

  • проявление интереса к словес­ному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скорого­ворок, загадок, небольших сказок и историй.

  • Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки.

  • Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение на­чала и продолжения произведения.

  • Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-кон­курсов, уроков - игр.

Навык чтения:

  • осознанное правильное плавное чтение с пе­реходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

Работа с текстом:
  • понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;


  • различение простейших случаев многозначности и срав­нений;

  • деление текста на части и составление простейшего пла­на под руководством учителя;

  • определение основной мысли произведения;

  • составление простого плана;

  • пересказ по самостоятельно составленному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Читательские умения:

  • самостоятельное чтение небольших произведений и дет­ских книг (1- 2 страницы);

  • умение самостоятельно прочитать фамилию автора и за­главие;

  • правильно называть произведение, книгу (фамилия ав­тора, заглавие);

  • определять тему чтения и жанр;

  • словесно описывать героя произведения, используя сло­ва текста.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны научиться:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя ( темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;

  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;

  • пересказывать текст произведения ( подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.


Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

Метапредметные результаты: умение использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта, навык работы с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников), умение пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).


Предметные результаты:

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты:

проявление интереса к чтению, осознание чтения как инструмента для интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способа приобретения знаний и опыта; понимание и оценивание духовных ценностей художественной литературы; умение объяснять такие понятия, как честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло; понимание значение литературы как предмета, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России, понимание ценностей многонациональной литературы своей страны и мира, уважительное отношение к литературе других народов.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

Формы и виды контроля.

Основы системы оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования определены в Положении о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Система оценки достижения планируемых результатов направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта, призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяет вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;


  1. Контроль планируемых результатов

    • Критериями контроля являются целевые установки по курсу, разделу;

    • Объектами контроля являются предметные, метапредметные результаты, универсальные учебные действия;

    • Личностные результаты не подлежат итоговой оценке.

  1. Формы контроля:

    • тематические проверочные работы;

    • самоанализ и самооценка;

    • индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.

Тематические проверочные работы

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете.

Служит механизмом управления и коррекции освоения программного материала. В содержание включаются задания, проверяющие не только объем предметных знаний, но и способы деятельности.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения.


Комплексные контрольные работы

2 раза в год

Механизм отслеживания и коррекции уровня развития метапредметных результатов (УУД)

Балльная оценка (0,1,2) по каждому из заданий в соответствии с инструкцией заносится в электронный журнал, позволяющий оценить и проанализировать ситуацию

Самооценка

Систематически

Направлена на развитие регулятивных универсальных учебных действий (самоконтроля, самооценки, планирования).

Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит  рефлексивную оценку своей работы

Портфолио ученика как способ накопления и оценки индивидуальных достижений

Ведение портфолио – систематически. защита – в конце учебного года

собрать, позволяет фиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Защита оценивается (как учителем, так и одноклассниками, а также самим учеником) по шкале критериев (приложение).

  1. Оценка результатов.

На начальной ступени обучения используется преимущественно внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:

    • наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием навыка чтения, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений),
    • оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах;


    • оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;

    • оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод используется в ситуациях, требующих от учащихся самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Организация учебного процесса (основные методы, формы, средства обучения)

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

-    сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

-    умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

-    целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Задачи  интеллектуального развития младших школьников в МБОУ «СОКШ №4» реализуются через:
  • Использование определенных образовательных технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности обучающихся:


    • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

    • Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);

    • Технология проектной деятельности;

    • ИКТ-технологии.

  • Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как экскурсии, читательские конференции, проектные задачи, практики; музейные уроки, дистанционные турниры знаний; интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры.

    • Введение курса внеурочной деятельности «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (индивидуально-групповые занятия, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий).

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования в МБОУ «СОКШ №4» реализуется двумя путями:

  • дифференциацией обучения (с использованием диагностики и специальной методики  ее оценки, разработанной авторами системы учебников  Начальная школа XXI века»);

  • организацией внеклассной деятельности, представленной рядом программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей, а также спецификой кадетской школы.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая (при использовании методов проектов и при проведении уроков-соревнований, уроков-игр), индивидуальная.

Литература:

Ефросинина Л.А. Оморокова М.И. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебная хрестоматия. В 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь № 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А.Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. 1-4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. 3-4 кл. Контрольные работы, тесты, диктанты. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2012.