birmaga.ru
добавить свой файл

1
Духовное становление подрастающего поколения в условиях динамично развивающегося российского общества


Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями некоторые – злым чертополохом.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллиона поступков, определяющихся многими чертами характера и в свою очередь формирующих этот характер.

Но если бы какой-нибудь фантастический ум мог прослеживать и находить связь явлений, то он нашел бы, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко. (Владимир Солоухин. «Камешки на ладони»).

Свою миссию я вижу в пробуждении в юных душах чувства доброты, милосердия, взращивании «чистых и ярких цветов», «хлебных колосьев».

До сих пор не утихают споры о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьезному чтению, заставляющему думать, смеяться и плакать.

Наша главная задача – помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них нравственные проблемы, закономерности самой жизни, как ощутил и отразил их писатель.

Роман «Война и мир» Л.Н.Толстого для обычного читателя это произведение о людях и об их каждодневной жизни, о двух жизненных путях. Один – стремление исключительно к внешнему благополучию (богатство, карьера, власть, развлечения), другой – поиски ценностей духовных, содержательной, наполненной жизни, то есть жизни не только для себя. И образы Кутузова и Наполеона тесно связаны с этой линией романа. Потому что через них Толстой ставит вопрос о том, применимы ли критерии, по которым мы судим о людях обычных, таких, как Андрей Болконский и князь Василий, Наташа и Элен, к личностям историческим. И со свойственной ему страстностью писатель отвечает: да, применимы, от критерия нравственного не может быть освобожден никто. Личность историческая несет такую же нравственную ответственность за свои поступки, как любой другой человек. «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды…»


А разве не актуален для нас вопрос о человечности на войне? Вспомним Денисова и Долохова, подумаем над эпизодом, где Николай Ростов мучается, едва не зарубив французского офицера «с ямочкой на щеке». Задаю ребятам вопрос: «Когда Ростову было легче воевать – до или после того эпизода?» - «До», - говорят. «Как легче воевать – будучи человечным или всякую человечность в себе истребить, поддавшись одной лишь ненависти?» Недолгое раздумье – слышу в ответ: «Без человечности легче». И тогда спрашиваю подростков: «А зачем тогда человечность на войне, если без нее сражаться легче?»

И наступает настоящее раздумье о жизни…

- Если люди на войне совсем потеряют человечность и будет одна ненависть, то и после войны они такими останутся.

Соглашаюсь и добавляю: «Если люди, сражаясь, изгонят из душ своих все человеческое и доброе, оставив только ненависть, то после победы они не сумеют построить человечное, гуманное общество. Они будут вносить ненависть и нетерпимость и в мирную жизнь».

Среди сегодняшней идейной неразберихи книги В.Распутина помогают расширить представление учеников о духовном мире человека, определить их нравственные убеждения, их взаимоотношения с окружающим миром: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». («Пожар»).

Нелегко передать ученикам беспокойство писателя, что в наше время «не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура тела». Доказываю невозможность такого положения, ибо оно опустошающе и губительно для человека и человечества. Считаю это главным, с этим нужно идти к ученикам, говоря о творчестве В.Астафьева, Ч.Айтматова, В.Распутина.

Остановимся на повести В.Распутина «Последний срок». Цель урока: показать духовную красоту русской женщины – крестьянки, раскрыть тему взаимосвязи поколений в повести, осмыслить нравственные уроки произведения.


Во время работы над повестью помогаю осознать свое отношение к ее содержанию вопросами:


  • Что значит для Анны Степановны понятие «долг», «совесть»?

  • В чем истоки ее характера? Как автор раскрывает богатство мироощущения Анны Степановны?

  • Что нельзя утратить, чтобы «мир не скудел без людей?»

Подведя итоги беседы, говорю ребятам об умении Распутина передавать кровную, неразрывную связь малого и великого, человека и семьи, семьи и государства.

Анализируя повесть В.Распутина «Живи и помни», ученики приходят к выводу о том, что долг человеческий состоит из верности супружескому долгу, чести семьи, совестливости, стыда, ответственности за свои поступки.

Один из ведущих современных методистов А.И. Княжицкий заметил, что «формирование читательских умений, главного из них, которому подчинены все остальные, - умение истолковывать художественный текст – гарантирует возможность понять и истолковать любой».

Стремлюсь воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью, - это и значит воспитание вдумчивого читателя. Работая над произведением, помогаю ученику самостоятельно прийти к важным жизненным выводам, к осмыслению характеров, поступков героев, нравственных закономерностей жизни.

Без главного – умения видеть в великих творениях их вечный, общечеловеческий смысл – ученик никогда не будет воспринимать литературу как нечто жизненно важное для него, и даже самая виртуальная методика не исправит положение.

Проблема гуманизации знаний важна для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для ее практического решения дает урок русского языка?

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Самым сложным остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над определенным языковым явлением, но и над смыслом, который несет предложенный текст.


Общаясь со школьниками определенного возраста, чувствую, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию.

Идет урок обобщающего повторения по теме «Местоимение».

Основная интонация урока – доверительная, сказовая, ведь слово сегодня предоставлено автору сказки Маленький принц» - Антуану де Сент- Экзюпери.

- Сказка «Маленький принц» написана для взрослых, - начинаю я. – Но читать ее интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». – Разве сердце может быть зрячим? – удивятся некоторые.

А мы удивляемся этому? Кто объяснит смысл этих слов? А как удалось автору так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе будут повторены сведения о прямом и переносном значении слова.)

- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем понять их смысл.

Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит:

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, - ответил Лис. (Диалог записан на доске)

Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга?

Вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.


Возможный вариант объяснения: «Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности. Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих друзьях».

- А тот, кто очень внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в рассказе прозвучало еще одно местоимение – некоторые. Почему оно прозвучало? («Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».)

Кто эти люди? Понятно это из рассказа? А какие же люди могут не понимать такой простой истины? Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем. А кто скажет, почему здесь употреблено неопределенное местоимение? («Для того чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым подозрением».)

Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость. Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из них и составим свой «Словарь дружбы»!

В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, внимание, сочувствие, нежность.

Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!

В выборе учебного материала большое значение придаю заданиям мотивационного характера для организации работы учащихся в деятельностном ключе.

Средством постановки познавательных задач, создания учебных ситуаций, стимулирующих изучение языка в условиях его функционирования в речи, часто выступают целенаправленно отобранные статьи академика Д.С.Лихачева из сборника «Письма о добром и прекрасном». Задания непосредственно обращены к ученику, предлагают задуматься, осмыслить прочитанное, высказать свое отношение к обсуждаемому вопросу, тем самым готовлю учащихся к написанию части С ЕГЭ.

Правильно подобранный материал не только помогает сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивает главное – возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения, стремлением щедро делиться с другими и вместе с ними расти.


Думаю, очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные моральные понятия, я предполагаю при этом и переход к определенным навыкам поведения.

Работа над авторским текстом часто рождает творческие поиски самих учащихся. Ребят увлекает не только дружеская беседа по близким уже им проблемам, но и сам процесс придумывания сходных ситуаций, появляется желание стать сказочником.

Хотелось бы остановиться на словах героини повести – сказки Ирины Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:

В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если к всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!