birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 50 51
Веда


Древнейшие на планете священные писания -- Веды -- содержат в себе не только подробные сведения о смысле жизни человека, принципах религии и законах, управляющих этой Вселенной. Наряду с этим в Веды входят целые разделы, посвященные медицине и диетологии (аюр веда), астрономии, воинскому искусству (дханур веда), психологии, строительству и архитектуре (васту), геологии, музыке и практически всем остальным отраслям знания, существующим в современном обществе. Содержатся в Ведах и описания истории нашей планеты, причем не только ее прошлого, но и будущего.
Что такое Веды?

Мадхва, один из основных учителей ведической философии, комментируя Веданта-сутру (2.16), цитирует Бхавишья Пурану:

"Риг - веда, Яджур - веда, Сама - веда, Атхарва - веда, Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны - все это считается ведической литературой... Доплонение вайшнавов - Пураны - также относится к ведической литературе". Мы можем дополнить этот список такими непосредственно примыкающими к нему произведениями, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли.
Некоторые ученые говорят, что только первоначальные четыре Веды - Риг - веда, Атхарва - веда, Яджур - веда и Сама - веда -- являются подлинной ведической литературой. Однако ни самы Веды, ни самые известные ведические учителя, включая Шанкару, Рамануджу и Мадхву, не разделяют этого мнения. Чхандогья Упанишад (7.1.4) упоминает Пураны и Итихасы, обычно считающиеся историческими произведениями, называя их пятой Ведой. Бхагавата Пурана (1.4.20) подтверждает это: "Исторические факты и подлинные истории, содержащиеся в Пуранах, называются пятой Ведой".

В любом случае, для того, чтобы называться ведическим, произведение должно утверждать ту же цель, что и тексты самих Вед. Ведические Писания (шастры) составляют гармоничное целое с гармоничным итогом (сиддханта). Следовательно, мы можем относить к подлинной ведической литературе любые работы, которые основываются на ведической сиддханте без искажения ее смысла, даже если такая работа не является изначальным Писанием. Фактически, ведическая традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требует время и обстоятельства. Однако чтобы претендовать на подлинность, эти дополнения к ведической литературе должны строго следовать учению Вед, Пуран и Веданта-сутры.

Ведическяа литература не мертва и не архаична. И тем не менее, любая литература, древняя или современная, не должна считаться ведической, если она отклоняется от ведической сиддханты. Поэтому буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они, несомненно, выросли из ведической литературы, нельзя рассматривать как ведические учения. Даже концепция индуизма, как мы увидим позднее, противоречит выводам ведической литературы.
Ведические Писания очень велики по объему. Только одна Риг - веда содержит 1017 гимнов. Махабхарата состоит из 110000 шлок, а восеннадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов. Возникают вопросы: "Зачем существуют эти Писания? Откуда они взялись? Кто их создавал?" Ответы на эти вопросы мы попробуем найти в самих ведических шастрах.
Ведическая культура

На Земле существует огромное множество культур и традиций. Обычаи в них могут различаться с точностью до противоположности. Например, у нас кивок головой означает согласие, в то время как в Азии - дипломатичный отказ. Эти обычаи пронизывают все сферы человеческой жизни: личную, профессиональную, социальную, семейную, религиозную и т.д. Они связаны с историческими, географическими, национальными, языковыми и многими другими факторами.
Вместе с тем существуют общие качества, которые объединяют людей самых разных традиций и укладов жизни. Скромность, мудрость, способность к самопожертвованию, уважительность, чистота, сострадание, подлинная духовность - мы также называем эти качества культурой. Эти качества общечеловеческие. Два культурных человека из разных уголков света с легкостью найдут взаимное понимание, в то время как при отсутствии культуры даже родные братья будут жить в раздорах.

Таковы два значения слова "культура": первое - разъединяющее, второе - объединяющее. В рамках первого значения мы - русские, американцы, мужчины, женщины, христиане, мусульмане, бедные, богатые. В рамках второго перед нами сияет бриллиант качеств души человека, а культурные различия превращаются в золотую оправу, обрамляющую этот бриллиант. Понимание этого различия и лежит в основе того, что называется Ведической культурой.

Говорят, что давным-давно, многие тысячи лет назад, на Земле была единая культура. Она объединяла людей разных рас, национальностей и вероисповеданий на основе упомянутых выше принципах духовного знания. Представители различных национальностей общались между собой на едином языке, называемом "санскрит". Впоследствии из нее развились и обособились все современные культуры и традиции. И точно также как все современные культуры унаследовали элементы Ведической культуры, все современные языки несут в себе санскритские корни. В особенности это справедливо для индоевропейских языков. Например, русское слово "ведать" произошло от санскритского слова "веда", обозначающего знание и духовную мудрость. Таким образом, понятие "Ведическая культура" переводится на русский язык как "культура духовного знания". Именно это духовное знание и продолжает привлекать сотни тысяч людей к Ведической культуре. Судите сами...
<--Назад Далее-->
Наука и Веды

XX век спpаведливо считается веком науки и техники. Огpомные достижения человечества в самых pазличных областях знания неоспоpимы: pадио, телевидение, pакетная техника, использование ядеpной и теpмо-ядеpной энеpгии и т.д. Но, наpяду с очевидными успехами в pазвитии науки и техники, налицо явная угpоза, нависшая над человечеством: загpязнение окpужающей сpеды, pост пpеступности, наpкомании, падение нpавственности.
По всему миpу то и дело возникают pазличные конфликты по самому незначительному поводу. Что это? Почему столь очевидный пpогpесс в pазвитии матеpиальной цивилизации не пpиводит к пpогpессу в духовной жизни? Постаpаемся ответить на этот вопpос в соответствии с Ведической философией - дpевнейшим в миpе учением, записанном 5 тыс.лет назад на санскpите, языке древней Индии.
Немножко об астрологии

Среди многочисленных уполномоченных воплощений Кришны в этом мире есть так называемые граха-аватары или планеты. В Брихад-парашара-хора шастре великий мудрец Парашара Муни, отец Шрилы Вьясадевы, говорит, что Кришна воплощается в форме этих планет, чтобы наказывать злодеев, защищать праведников и наделять живые существа последствиями их поступков, то есть кармическими реакциями. В конечном итоге, Кришна в форме Сверхдуши является свидетелем всех наших поступков, но Он действует через Свои многочисленные энергии, в данном случае - через девять грах или планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету. Полубоги, управляющие этими планетами не являются независимыми - они просто являются представителями вечного времени. Вместе с тем, они являются уполномоченными воплощениями аватар Господа: Солнце - Рамы, Луна - Кришны (не путать с аватари-Кришной, источником всех аватар), Марс - Нарасимхи, Меркурий - Будды, Венера - Парашурамы, Юпитер - Ваманы, Сатурн - Курмы, Раху - Варахи, и Кету - Матсьи.

Эти планеты подобны девяти стрелкам часов вселенского времени. В момент рождения живого существа эти стрелки указывают на карму, которую оно заработало себе в прошлой жизни. С этого момента начинают отсчитываться определенные планетные периоды, приводящие к тому, что кармические реакции срабатывают в определенные моменты времени. Кроме того, расчет дополнительных гороскопов в различные критические моменты жизни позволяет учесть также и карму, заработанную в этой жизни. Сведующие ведические астрологи умеют читать прошлое, настоящее и будущее человека по его гороскопам.
Как же относиться преданному к астрологии? Мы говорим здесь про ведическую астрологию, поскольку западная, подобно любой другой западной науке, вообще никаким образом не связана с духовным прогрессом - в ее основе лежит та же концепция, что человек - хозяин природы. Давайте познакомимся с тем, как квалифицированный традиционный астролог делает свои предсказания. Для того, чтобы быть квалифицированным астрологом, он должен находиться в цепи ученической преемствености, обадать обширными ведическими знаниями, опытом и, что самое главное, непоколебимой верой и преданностью Богу.

Когда составляется гороскоп, то в нем всегда содержится огромное количество (десятки и сотни) самых разнообразных указаний, зачастую противоречащих друг другу. Например, одна планета будет указывать на финансовое благополучие, а другая - на полный крах. Все эти указания описаны в священных писаниях, но в следствие кали-южной памяти, большинство так называемых современных астрологов пользуются лишь небольшой частью этих знаний. Но что более важно, для того, чтобы действительно разобраться в той "каше", которую представляет из себя гороскоп, астролог должен полностью положиться на силу мантры, которую он получил от своего гуру, и на божество, покровительство у которого он принял. Фактически это божество и подсказывает ему решение. Многие астрологи в Индии поклоняются различным духам или полубогам. Некоторые из них поклоняются Вишну. Но преданный, который получил вкус к чистым принципам преданного служения, провозглашенным Шри Чайтаньей Махапрабху, вряд ли найдет удовлетворение в других формах поклонения.

Затем, квалифицированный астролог должен не просто предсказать будущее, но и посоветовать, как изменить или облегчить его. Средства для этого все те же - поклонение полубогам или Вишну, аскезы, благотворительность, разнообразные ритуалы. НО! Вся астрология лежит в сфере дхармы, артхи, камы и мокши, т.е. религиозных принципов, экономического развития, чувственных наслаждений, и освобождения, поэтому даже поклонение Вишну будет иметь оттенок бизнеса с Господом.
Примечательно, что в самих астрологических трактатах явно предупреждается, что излагаемые в них принципы не приложимы к великим мудрецам и садху - святым личностям. Как сказал один почтенный астролог: "Я не делаю предсказаний для астрологов (в его представлениях астролог - это синоим преданного Кришны). Я верю, что они находятся полностью под опекой Шри Джаганнатха - Господа Вселенной". Преданное служение трансцендентно. Просто совершая его, строго следуя принципам, которые дал нам Шрила Прабхупада, мы автоматически достигнем целей всех остальных ведических ритуалов. Поскольку все равно сущностью всех методов искупления является преданное служение, зачем следовать косвенным методам, если можно прибегнуть к более действенному прямому? Вместе с тем, ища "более легких" материальных решений, мы подвергаем себя опасности отвлечься от чистых принципов бхакти. Как сказал Чанакья Пандит: "Тот, кто променяет вечное на бренное, вечное потеряет... И бренное, естественно, потеряет тоже". Но это - личный выбор каждого!

В заключении скажу несколько слов "в оправдание" астрологии (мне можно ругаться, поскольку я сам - астролог J). Ведическая астрология действительно имеет определенное место в таких специфических областях преданного служения, как проведение самскар или очистительных обрядов для детей, определения совместимости потенциальных супружеских пар, выбор времени для открытия храмов, установки Божеств и т.д. Это часть Ведической культуры, и может быть своего рода украшением для преданного служения. Кроме того, сведуюдие люди говорят, что во Вриндаване тоже есть Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету, которые служат там Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне. Но это уже совсем другая история...

Содержание:

Предыстория «Бхагавад-гиты»

Предисловие

Введение

К русскому изданию

Глава 1 Обзор армий на поле битвы Курукшетра

Глава 2 Краткое изложение «Бхагавад-гиты»

Глава 3 Карма-йога

Глава 4 Божественное знание

Глава 5 Карма-йога — деятельность в сознании Кришны

Глава 6 Дхьяна-йога

Глава 7 Знание Абсолюта

Глава 8 Достижение обители Всевышнего

Глава 9 Самое сокровенное знание

Глава 10 Великолепие Абсолюта

Глава 11 Вселенская форма

Глава 12 Преданное служение

Глава 13 Природа, наслаждающийся и сознание

Глава 14 Три гуны материальной природы

Глава 15 Пурушоттама-йога, йога Высшей Личности

Глава 16 Божественные и демонические натуры

Глава 17 Разновидности веры

Глава 18 Совершенство отречения

Шри Ишопанишад

перевод Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Содержание:

Введение

Обращение

Мантра 1

Мантра 2

Мантра 3

Мантра 4

Мантра 5

Мантра 6

Мантра 7

Мантра 8

Мантра 9

Мантра 10

Мантра 11

Мантра 12

Мантра 13

Мантра 14

Мантра 15

Мантра 16

Мантра 17

Мантра 18

Предыстория «Бхагавад-гиты»

Хотя «Бхагавад-гита» издается и читается как самостоятельное произведение, изначально она является частью «Махабхараты», древнего эпоса, написанного на санскрите. «Махабхарата» повествует о событиях, предшествовавших наступлению века Кали, эпохи, в которую мы живем. Эта эпоха началась около пяти тысяч лет назад, в тот самый момент, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и почитателю Арджуне.

Их беседа, представляющая собой один из величайших философских и религиозных диалогов в истории человечества, состоялась перед началом первого сражения в великой братоубийственной войне между сотней сыновей Дхритараштры с одной стороны и их двоюродными братьями, Пандавами, сыновьями Панду, — с другой. Два брата, Дхритараштра и Панду, принадлежали к династии Куру, основанной царем Бхаратой, который некогда правил всей землей. От его имени возникло название «Махабхарата» («Великая история потомков Бхараты»). Поскольку Дхритараштра, старший из двух братьев, родился слепым, царский трон, уготованный ему, перешел к младшему брату, Панду.

Случилось так, что Панду умер молодым, и его пятеро сыновей — Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева — остались на попечении Дхритараштры, который после смерти брата временно занял престол. Поэтому сыновья Дхритараштры и сыновья Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял почитаемый всеми старейшина клана, «дед» Бхишма.
Однако сыновья Дхритараштры, в особенности старший из них, Дурьйодхана, ненавидели Пандавов и завидовали им. А слепой и слабовольный Дхритараштра хотел, чтобы его собственные дети, а не сыновья Панду, унаследовали царский престол.
Тогда Дурьйодхана с согласия Дхритараштры замыслил убить юных сыновей Панду. И только благодаря покровительству их дяди, Видуры, и защите их двоюродного брата, Господа Шри Кришны, ни одно из покушений на жизнь Пандавов не увенчалось успехом.
Господь Кришна был не обыкновенным человеком, а Самим Верховным Господом, который воплотился на земле в образе царевича одного из царских родов того времени. Играя роль царевича рода Яду, Он приходился племянником жене Панду, Кунти, или Притхе, матери братьев-Пандавов. Поэтому и как родственник, и как вечный защитник религии, Кришна покровительствовал добродетельным сыновьям Панду и всегда их защищал.
В конце концов коварный Дурьйодхана вынудил Пандавов сыграть партию в кости. Во время рокового поединка Дурьйодхана и его братья выиграли Драупади, добродетельную и верную жену Пандавов, и, издеваясь над ней, попытались раздеть ее на глазах у всех собравшихся царей и царевичей. Благодаря божественному заступничеству Кришны Драупади была спасена, однако Кауравы, ведя нечестную игру, обманом лишили Пандавов царства и вынудили их провести тринадцать лет в изгнании.

Возвратившись из ссылки, Пандавы потребовали у Дурьйодханы вернуть по праву принадлежавшее им царство, но тот наотрез отказался. Будучи кшатриями, Пандавы должны были править и таким образом служить обществу, поэтому они сократили свое требование и попросили отдать им хотя бы пять деревень. Но Дурьйодхана дерзко ответил, что не уступит им и клочка земли, куда можно было бы воткнуть иголку.


следующая страница >>