birmaga.ru
добавить свой файл

1
Досуговая деятельность как инструмент профилактики девиантных форм поведения


Маркин Э.М.
Аннотация статьи
Содержание и качество досуговой деятельности определяется культурой, ценностями, принятыми в обществе и в авторитетном для индивида коллективе, актуальными трендами и пр., что позволяет рассматривать досуг как специально моделируемый и управляемый инструмент, потенциал которого может успешно использоваться в целях профилактики и предотвращения девиантных форм поведения.

Системный и комплексный подход к вопросам профилактики и предотвращения незаконного оборота наркотических средств, который реализуется в системе современного школьного образования, должен, в определенной степени, базироваться не только на проведении соответствующих мероприятий, но и на создании позитивного имиджа молодого человека, бережно относящегося к своему здоровью, социальному и профессиональному будущему. Параллельное развитие социокультурной среды, в которой моделируются ценности семьи, разнообразного созидающего досуга, коллективной деятельности, реализации творческого потенциала и пр., позволит более эффективно ориентировать учащихся школьных образовательных учреждений, на саморазвитие и самовоспитание, контроль и дисциплину, как необходимые элементы личностной установки против употребления и распространения табачной и спиртосодержащей продукции, а также наркотических средств и препаратов.

В данном контексте обязательно должны учитываться психолого-возрастные особенности учащихся средних и старших классов, поскольку именно они определяют специфику профилактической работы, применяемых PR и имиджевых стратегий, особенности организации досуга. Современная молодежь характеризуется такими свойствами личности и ценностными установками как: амбивалентность системы оценок, высокая динамика изменений и эклектичность мотивационной сферы, выраженная социально-политическая индифферентность, доминирование прагматических установок, гедонистических идеалов и инструментальных ценностей над терминальными аналогами, безграничная вера в собственную инициативу и независимость, демонстративный отказ от ценностей традиционной культуры в пользу модернистских, заимствованных моделей поведения и мышления (Явон С.В., с.27).


Указанные ценностные ориентиры и мотивационные факторы наиболее ярко проявляются в тех формах досуга, которые подростки самостоятельно выбирают и предпочитают всем остальным вариантам времяпрепровождения. Причем, поскольку формы досуговой деятельности закладываются еще в раннем возрасте и закрепляются именно в подростковый период как средство познания макрокультурной среды, видится целесообразным обратить особое внимание именно на этот сегмент социокультурной жизни в практике предотвращения и профилактики разнообразных форм девиантного поведения. Приходится признать, что не всегда семья может выступать инструментом формирования положительных досуговых предпочтений. Причин тому может быть несколько: не в каждой семье могут продемонстрировать подрастающему поколению нормативное поведение и умение занять свободное время созидающей деятельностью (как из-за неблагополучного климата в самой семье, так и из-за отсутствия необходимой культуры планирования и проведения досуга), сами ценностные предпочтения подростка ориентированы на коллективное со-творчество в окружении сверстников и единомышленников, подобная деятельность должна быть значимой и ценной для самого подростка, что возможно при позитивной оценке окружающих авторитетных для него лиц.

Оптимальными вариантами досуга (Безрукова В.С., с. 45) в практике профилактики и предотвращения девиантного поведения, распространения и употребления запрещенных препаратов, табачной и спиртосодержащей продукции могут выступать именно активные формы досуговой деятельности. В отличие от пассивных аналогов, активный досуг предполагает определенную массовость, публичность, занятия в коллективе, следование актуальным культурным трендам, возможность получения внешней оценки своей деятельности и пр. – именно то, что позволяет соответствовать мотивационным и ценностным ориентирам современного молодого человека среднего и старшего школьного возраста. Активные формы досуга должны включаться в практику работы образовательных учреждений, которые естественным образом обладают необходимым потенциалом для формирования различных подростковых (молодежных) социальных групп (Головатый Н.Ф., с.8.), объединений (N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»), организаций (Головатый Н.Ф., с.84.) и поддержания их деятельности на достойном уровне. В результате, школа может создавать особые социокультурные пространства досуговой деятельности, в которых подросток ощущает свой потенциал, мотивирован к саморазвитию, знает о перспективах самореализации, получает достойную и привлекательную альтернативу асоциальному времяпрепровождению и пр. На практике активный досуг в рамках подростковых групп, объединений, организаций и пр. может принимать формы разнообразных спортивных секций, творческих коллективов, тренинговых классов, инициативных групп и пр. Их основными конкурентными преимуществами, привлекательными для подростка, являются:


  • Систематический и совместный созидательный процесс, который стимулирует каждого к саморазвитию и формированию определенной единой для всех философии жизни. Качество и содержательная ценность этой философии полностью определяется ролью и педагогическими способностями наставников и руководителей коллектива.

  • Возможность проведения открытых выступлений, мастер-классов, демонстрационных занятий, в рамках которых возможно не только вовлекать новых членов в досуговую деятельность, но и получать столь необходимую самим подросткам оценку окружающих. Причем с развитием интернет-технологий и возможностью создавать тематические группы в популярных социальных сетях, данная характеристика всех форм активного досуга приобретает особую значимость.

  • Высокая вероятность участия в крупномасштабных мероприятиях, которые могут быть инициированы как самими руководителями коллектива, так и быть частью культурных событий на уровне муниципалитета, города, региона и пр.

Ориентируясь на подобный подход в практике предотвращения и профилактики распространения и употребления запрещенных препаратов, табачной и спиртосодержащей продукции, различных девиаций, учреждения школьного образования вполне могут спродуцировать положительный социальный эффект, опираясь лишь на системную работу внутри самой организации и учитывая мотивационно-ценностные предпочтения учащихся подросткового возраста.
Список литературы:


  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000.

  2. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999.

  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

  4. Явон С.В. Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход: АДД (соц. науки 22.00.04)/С.В. Явон; ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», 2010.