birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей


«Детско-юношеский центр дополнительного образования для детей»

Дополнительная образовательная программа

«Школьный информационный клуб»

Возрастной состав учащихся 10 – 15 лет (три возрастные группы)

Продолжительность образовательного процесса 3 года

Составитель:

учитель математики и информатики

МОУ Платошинская СОШ

Мелехина Галина Васильевна



Платошино, 2013

Содержание программы



  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание изучаемого курса.

  4. Прогнозируемый результат реализации программы.

  5. Список литературы.


Пояснительная записка


    1. Цели и задачи программы:


Цель: объединение детей разного возраста для организации грамотной работы с информацией с помощью современных информационных технологий.
Задачи:
Обучающие:

  1. изучение особенностей прикладных программ при обработке информации;

  2. обучение использованию интернет - ресурсов для поиска и представления информации;

  3. знакомство с правилами эксплуатации школьной аппаратуры (цифровой фотоаппарат, видеокамера, проектор, ноутбук, интерактивная доска);

  4. овладение навыками исследовательской деятельности.

  5. овладение начальными навыками программирования.


Развивающие:

  1. расширение информационного диапазона у учащихся;

  2. развитие организаторских способностей;

  3. повышение интереса к учебной деятельности через межпредметные связи (информатика – русский язык – литература – краеведение – др.);
  4. развитие и стимуляция активности и творческих способностей учащихся;



Воспитательные:

  1. формирование активной гражданской позиции;

  2. участие в органах самоуправления школы;

  3. организация деятельности классных коллективов;

  4. обеспечение совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей.


2. Учебные компетенции:


  • навыки поиска и анализа информации,

  • развитие коммуникативных навыков,

  • формирование навыков структуризации и систематизации информации,

  • обучение началам алгоритмизации,

  • развитие системного, алгоритмического, и критического мышления, творческого воображения,

  • умение сделать выбор из нескольких альтернатив, обосновать его,

  • умение понять и принять точку зрения и выбор другого человека,

  • умение работать в Интернет, со справочной литературой и пр.



  1. Актуальность программы:


В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, ценится умение эффективно и быстро обрабатывать любого рода информацию, аргументировать, представлять, своевременно передавать. Важную роль в современном обществе занимает ИКТ- компетентность человека. Освоение прикладных программ и свободная эксплуатация технической аппаратуры дают широкие возможности ребёнку в выборе своего профиля или профессии.

В школьной программе предусмотрено минимум часов для освоения прикладных программ, недостаточно времени для работы в Интернете, ученическое рабочее место (компьютер) делится на двоих. А время требует стремительного развития в этой области, особенно для детей заинтересованных, с высокой информационной мотивацией. Часто умения работать в текстовом редакторе, создание мультимедийных презентаций, сканирование и форматирование изображения, учащимся необходимы уже в 5 классе для представления своих творческих работ. Поэтому на первом плане работы кружка ставятся обучающие задачи.


Следующее направление работы кружка – организация информационного пространства в школе и собственных школьных конкурсов. Не каждый ученик может сразу проявить себя на уровне района или области. Да и порой интересы или возможности ребёнка не всегда совпадают с условиями конкурсов проводимых РУО. Для развития творчества, коммуникативных способностей, выявления литературных, художественных, интеллектуальных способностей учащихся будут организованы тематические конкурсы с применением информационных технологий. Например, такие, как:


    • «Клуб путешественников» (презентация летнего отдыха).

    • Фотовыставка «Жаркое лето 2012», «Золотая осень» и т. д.

    • «Сам себе режиссёр» (конкурс видеороликов).

    • Конкурс «Самый классный класс» (классный сайт).

Воспитательные задачи кружка направлены на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: классные коллективы, детское общественное объединение, педагогический коллектив, родители, сельское поселение. В школе есть опыт выпуска школьной родительской газеты, но правильно, если освещать деятельность детской организации будут сами учащиеся. Выпуск детской школьной газеты может обеспечить решение проблем:

  • формирование органов ученического самоуправления;

  • своевременное информирование учащихся и их родителей;

  • организация профориентации (встреча с выпускниками);

  • ликвидация пассивной позиции учащихся к школьной жизни.




  1. Индивидуальные особенности программы:




    • проект «Классный сайт»;

    • проект «Электронное портфолио»;

    • проект «Школьное видео»;

    • проект «Классные вести» (редакция школьной газеты);

    • оформление классных уголков и школьных стендов;

    • создание копилок:
      • музыкальная (по темам);


      • рисуем сами (рисунки, анимации);

      • фотоальбом;

      • тематические и предметные презентации;

  • участие в конкурсах по информатике на разных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском);

  • проектная, исследовательская работа.




  1. Возраст учащихся: 10 – 15 лет, учащиеся 5 – 9 классов, количество в объединении 30 человек. Учащиеся разделены на 3 возрастные группы:

    • 5 класс – 7 человек (1 год обучения);

    • 6 класс – 10 человек (2 год обучения);

    • 7 – 8 – 9 класс (1 – 2 - 3 год обучения).




  1. Продолжительность курса, режим занятий:

- количество занятий для каждой группы - 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом по 10 мину между практическими занятиями на компьютере;

- количество часов в год в каждой группе – 60. Общее количество часов – 180.

  1. Сcloudхема организации школьного информационного клуба:

cloud


cloud


cloudcloud

Учебно-тематический план
1 год обучения (5 класс)

№ п/п


Раздел

Количество занятий

Теоретические часы

Практические часы

Всего часов

1

Теоретическая часть:

Применение текстового процессора Microsoft Word для создания, редактирования и форматирования текста.

Практическое применение:

Оформление классного уголка.

Оформление школьных стендов.

5

10

15

2

Теоретическая часть:

Создание презентации с помощью программы Power Point.

Практическое применение:

Создание презентаций к школьным праздникам и мероприятиям.

5

10

15

3

Теоретическая часть:

Рисуем сами с помощью программы Paint.

Практическое применение:

Создание копилки рисунков по темам.

5

10

15

4

Теоретическая часть:

Настольная издательская система Microsoft Office Publisher.

Практическое применение:

Выпуск бюллетеней, открыток, грамот, приглашений, школьной газеты.

5

10

15

Всего часов: 60 часов

2 год обучения (6 класс)



№ п/п

Раздел

Количество занятий

Теоретические часы

Практические часы

Всего часов

1

Теоретическая часть:

Применение текстового процессора Microsoft Word для оформления реферата, исследовательской работы.

Практическое применение:

Создание памятки «Как правильно оформить реферат?»

4

6

10

2

Теоретическая часть:

Создание презентации с помощью программы Power Point.

Практическое применение:

Создание памятки «Основные правила создания презентации».

Создание тематических презентаций.

4

6

10

3

Теоретическая часть:

Рисование с помощью графического редактора CorelDraw

Практическое применение:

Коллекция векторных рисунков CorelDraw.


10

10

20

4

Теоретическая часть:

Настольная издательская система Microsoft Office Publisher для создания газеты.

Практическое применение:

Выпуск школьной газеты.

4

6


10

5

Создание видеофильма средствами Windows Movie Maker.

4

6

10

Всего часов: 60



3 год обучения «Первые шаги в программировании» (7-8-9 классы)




Тема




Контроль

1

Алгоритм. Исполнители алгоритмов.

2 часа

зачёт

2

Свойства алгоритмов.

2 часа

зачёт

3

Способы описания алгоритмов.

2 часа

зачёт

4

Типы алгоритмов.

2 часа

зачёт

5

Этапы решения задач на ЭВМ.

2 часа

зачёт

6

Конструирование алгоритмов линейной структуры.

2 часа

зачёт

7

Конструирование алгоритмов разветвляющей структуры.


2 часа

зачёт

8

Конструирование алгоритмов циклической структуры.

2 часа

зачёт

9

Исполнитель «Чертёжник». Пример 1.

2 часа

зачёт

10

Тренажёры составления алгоритмов.

2 часа

зачёт

11

Упражнение 1 «Треугольник», упражнение 2 «Прямоугольник».

2 часа

зачёт

12

Упражнение 3 «Стрелка», упражнение 4 «Стрелка-указатель».

2 часа

зачёт

13

Упражнение 5 «Сердце», упражнение 6 «Конверт».

2 часа

зачёт

14

Упражнение 7 «Парусник», упражнение 8 «Звезда».

2 часа

зачёт

15

Упражнение 9 «Ёлочка», упражнение 10 «Дом».

2 часа

зачёт

16

Упражнение 11 «Сборка фигур», упражнение 12 «Танк».

2 часа

зачёт

17


Упражнение 13 «Парусник», упражнение 14 «Замок».

2 часа

зачёт

18

Графика в Паскаль АВС. Пример 1 «Точка».

2 часа

зачёт

19

Графика в Паскаль АВС. Пример 2 – 3 «Прямые, треугольники».

2 часа

зачёт

20

Графика в Паскаль АВС. Пример 4 «Закрашенный треугольник», пример 5.1 «Прямоугольник», пример 5.2 «Окружность».

2 часа

зачёт

21

Графика в Паскаль АВС. Пример 6 «Закрашенные прямоугольник и окружность с подписями к рисунку».

2 часа

зачёт

22

Графика в Паскаль АВС. Пример 7 «Скворечник».

2 часа

зачёт

23

Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Линии», «Круг».

2 часа

зачёт

24

Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Параллелограмм», «Прямоугольник с диагональю».

2 часа

зачёт

25

Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Мордочка», «Флаг».

2 часа

зачёт

26


Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Пирамидка», «Воздушный шар».

2 часа

зачёт

27

Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Ель», «Грузовик».

2 часа

зачёт

28

Графика в Паскаль АВС. Упражнения «Ракета», «Светофор».

2 часа

зачёт

29

Графика в Паскаль АВС. Сложные рисунки.

2 часа

зачёт

30

Графика в Паскаль АВС. Сложные рисунки.

2 часа

зачёт

Всего: 60 часов

Содержание изучаемого курса
Описание теоретических разделов программы:


          1. Применение текстового редактора Microsoft Word для создания, редактирования, форматирования текста:

    • ввод и редактирование текста;

    • параметры страницы;

    • печать текста;

    • сохранение и вызов теста со съёмного носителя;

    • работа с блоками текста;

    • быстрое передвижение по тексту;

    • форматирование текста;

    • нумерованные и маркированные списки;

    • границы и заливка;

    • оформление колонтитулов;

    • вставка рисунка, объекта WordArt;

    • панель рисования;

    • гипертекст;

    • вставка таблицы.

  1. Создание презентации с помощью программы Power Point:


  • создание новой презентации и изменение режимов просмотра слайдов;

  • создание и удаление слайдов, добавление объектов;

  • работа с объектами;

  • настройка анимации и звука;

  • изменение оформления всей презентации и отдельного слайда;

  • управление показом слайдов, демонстрация презентации;

  • основные правила составления презентации.

    1. Рисуем сами с помощью программы Paint:

    • запуск программы, изменение размеров рисунка, сохранение;

    • панель инструментов:

- создание стандартных фигур,

- инструменты свободного рисования,

- выбор фрагмента изображения;

  • операции с цветом;

  • преобразования изображения;

  • вставка рисунка в другие приложения, печать рисунка;

      1. Выпуск бюллетеней, открыток, грамот, школьной газеты с помощью программы Microsoft Office Publisher:

    • запуск программы, создание публикаций с помощью Мастера, сохранение публикации;

    • изменение цветовой схемы образца;

    • изменение шрифтовой схемы образца;

    • ввод заголовка, подзаголовка, текста;

    • замена изображений;

    • создание информационного буклета;

    • вставка символов, объекта WordArt;

    • работа с рисунками;

    • работа с таблицами;

    • создание фона;

    • печать публикации.

Практические приложения:

  1. оформление классного уголка;

  2. оформление школьных стендов;

  3. выпуск школьной газеты;

  4. создание презентаций;

  5. монтаж видеороликов;

  6. работа в Интернете;
  7. индивидуальная работа по выполнению заказов или помощь учащимся и учителям.


  8. создание классного сайта.


Схема взаимодействия школьного информационного клуба с другими объектами образовательного учреждения:









Школьный информационный клуб























Прогнозируемый результат реализации программы
Оценка эффективности программы:

- создание постоянной творческой рабочей группы детей, увлекающихся

информационными технологиями;

- приобретение навыков информационно-поисковой деятельности;

- формирование коммуникативных компетенций в области информационной

деятельности;

- разработка проектов классных сайтов;

- выпуск школьной детской газеты;

- создание школьной видео летописи;

- участие в региональных и краевых НПК, конкурсах, олимпиадах;

- грамотное и эстетическое оформление школьных стендов и классных

уголков;

- мультимедийное сопровождение школьных праздников, собраний, отчётов;

- использование учащимися и педагогами наработанных копилок;

- овладение навыками работы с прикладными программами:

      • Microsoft Office Word

      • Microsoft Office Power Point

      • Microsoft Office Publisher

      • Paint

      • CorelDraw


      • Конструктор школьных сайтов.


Форма оценки:

- отчёт о проделанной работе школьного информационного клуба в конце

года;

- представление индивидуальных проектов;

- отзывы всех субъектов образовательного учреждения взаимодействующих с

клубом.
Выход на перспективы:

- стабильно действующий информационный клуб;

- расширение возрастного состава учащихся (старшая ступень);

- освоение новых программ обработки графической информации:


  • Corel Draw (векторный редактор)

  • Adobe Photoshop (графический пакет для работы с фотоизображением)

  • Macromedia Flash MX.


- программирование в среде Паскаль.


  1. Список литературы и цифровых ресурсов




    • «Информатика», А.В. Шипунова, Астрель транзиткнига Москва, 2006г.;

    • «Репетитор по информатике для подготовки к экзаменам», Т.Г.Головко, Ростов-на-Дону, 2007г.;

    • «Формирование компьютерных компетенций. Практические работы», Ю.И.Калашников, Волгоград, 2007 г.;

    • «Методическая копилка преподавателя информатики», О.Б.Воронкова, Ростов-на-Дону, 2008г.;

    • «Новейшая энциклопедия Интернет», В.П.Леонтьев, Москва, 2003г.

    • Подборка журналов «Компьютер – это просто»;

    • Подборка газеты «1 сентября: информатика»;

    • Методические пособия по курсу «Прикладное программное обеспечение», Г.С.Вараксин, ПРИПИТ, 2005г.;

    • Диск Office XP для учителя.

    • Популярный самоучитель HTML., А. Чирик: Питер, 2008.

    • «Диалог с компьютером: интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash»., А. М. Горностаева, Э.С. Ларина. М.: Глобус, Волгоград, Панорама 2008.