birmaga.ru
добавить свой файл

1
Начинается интеллектуальный марафон…


В нашей школе в течение ряда лет проводится замечательная познавательная игра – интеллектуальный марафон. В ней принимают участие ребята 3-11 классов.  Эта игра помогает  нашим воспитанникам проявлять свои умственные способности, формировать у них  стремление к умственному развитию, к самосовершенствованию, к реальной самооценке, развивает положительную учебную мотивацию.

Для каждой параллели были предложены вопросы по предметам, изучаемым  ребятами в школе:  русскому языку и литературе,  истории, математике, иностранному языку, биологии, химии, физике, географии.

Дидактический материал для учащихся составляется  педагогами школы с учётом возрастных особенностей учащихся, включает в себя задания различной трудности с той целью, чтобы каждый учащийся, выразивший желание участвовать в марафоне, мог получить хотя бы минимальное количество баллов.  Учителя-словесники для подготовки заданий использовали различные занимательные пособия по русскому языку и литературе, а также «олимпиадные» задания городского тура Всероссийской олимпиады школьников по  русскому языку и литературе.  Содержание заданий дало возможность педагогам оценить умственные способности учащихся, свойства их мышления, памяти, воображения, эрудицию. Большая часть заданий была интересна для детей, занимательна, содержала элементы парадоксальности,  проблемности.

Интеллектуальный марафон в нашей школе проводится так.  Начинается игра с общей линейки, на которой выступает организатор марафона и каждому участнику раздаются  «бегунки», содержащие следующую информацию: фамилию и имя участника, класс, в котором он учится, список предметов, по которым учащийся может показать свои знания, и номера кабинетов,  где проводятся «испытания» по  предметам. Руководит каждой предметной «станцией» учитель-предметник. Он сразу же обрабатывает результаты.

Каждый участник марафона  выбирает для себя сам, в какой кабинет пойти и на какие вопросы он будет отвечать: ученик может показать свои знания  по всем образовательным предметам, а может выбрать лишь некоторые из них. Определяется также время проведения марафона. Начинается и заканчивается познавательная игра по школьному звонку.


Результаты интеллектуального марафона подводим в этот же день, и на линейке, которой заканчивается марафон, награждаем победителей. Подвести итоги марафона так быстро помогает инициативная группа, состоящая из старшеклассников школы. Во время марафона они постоянно обходят кабинеты и берут результаты выступлений участников у учителей. Данные результаты заносятся в компьютер и сразу же обрабатываются.

Педагоги отмечают интерес детей к этому мероприятию, их стремление получить максимальное количество баллов на всех этапах.

В данной статье  представлены некоторые дидактические материалы по русскому языку и литературе, которые были подготовлены  членами методического объединения учителей-словесников и использованы на познавательной игре «Интеллектуальный марафон». Хочу ими поделиться с коллегами, так как считаю, что этот материал может быть использован на различных внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе, а также на уроках.
Дидактический материал

Русский язык

5 класс


1 Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от  слова ЗВЕРЬ, второй звук от словаПЯТНО, звук, который повторяется дважды в слове ВОКРУГ, и безударный гласный от слова СВЁКЛА. Какое слово у вас получилось?

Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.

2Запишите слова, лексическое значение которых дано ниже.

1.    Место на реке, где её можно перейти.

2.    Отверстие вулкана.

3.    Наука о небесных светилах.

4.    Место, в котором улицы сходятся и расходятся.

5.    Речь, произнесённая одним человеком.

3Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля,  Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут (назовите их полное имя).

4Укажите части речи, к которым может относится слово   ЖГУТ.  Приведите примеры словосочетаний или небольших предложений, иллюстрирующих ваш ответ ( по 1 примеру).


Определите, сколько раз встречается  в предложениях:

                       звук [ж]  - Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

                       звук [ш]  - Не тот хорош,  кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

                       звук[т] - Директор предприятия подписал документ,  отдал его представителю  подшефной фабрики.

6
Слово КОЛО в древнерусском языке означало окружность, обод,  обруч. Запишите 10 русских слов, образованных от этого корня.

 

Ответы

1Получилось слово РЕКА. Однокоренные слова: речной, речушка,  речник и т.д.

2Брод, кратер, астрономия, перекрёсток, монолог

3Виктория (= Вероника),  Софья (= София), Валерия,  Николай, Анатолий, Всеволод

4Это слово может быть как существительным, так и глаголом

5  Звук  [ж] встречается 5 раз, звук [ш] встречается 4 раза, звук [т]  встречается 10 раз   

6Например, такие слова: колесо, коляска, колесница, кольцо, колобок, околица, коловорот, кольчуга,  околоток, околесица…    

 

6 класс


1
Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина:

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

2Какое из существительных ( МАСТЕР, ДОКТОР, ДИРЕКТОР, ИНЖЕНЕР, ПРОФЕССОР) в именительном падеже множественного числа имеет окончание – Ы?

3Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако,  приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи


                  Сурепая   рашка   зажугила    квинячий   торщ.

4На вопрос матери: «Эти тарелки чистые?» - дочка ответила четырьмя местоимениями (но это лишь одно слово). Что именно она сказала?

5Составьте небольшие предложения со словом ЯЗЫК, но так, чтобы оно было разными членами предложения.

6Можно ли вне текста определить часть речи данных слов: ПРОРЫВ, МАССА, ВЫПИЛИ, СТИХ, ПОКРОЙ? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры.

7 Запишите примеры предложений, в которых словосочетание  В ДВУХ СЛОВАХ

1) было бы употреблено в прямом значении;
2) являлось бы фразеологическим оборотом.

8 Какой смысл приобретут слова БЛОК, НАПОЛЕОН, РОЗА, ОРЁЛ, ДЕСНА, если их записать с большой буквы?

9 Запишите каждое из следующих предложений, исправив речевые и грамматические ошибки:

1.           Вини-Пух громко пел песенку, который уже поднялся к дуплу.

2.           Вечером стало холодно, поэтому пришлось одеть пальто.

 

Ответы

1Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко граду – к городу 

2Инженеры

3               прил               сущ              глаг                           прил                сущ

             Сурепая   рашка   зажугила    квинячий   торщ.

4Вымыты

5Дети приводят примеры

6  Нет, нельзя, так как эти слова могут быть как существительными, так и глаголами.

7   В двух словах Петя сделал целых 4 ошибки.

       Я расскажу вам об этом быстро, в двух словах.


8          Блок – фамилия русского поэта.

              Наполеон – имя великого французского императора.

              Роза – женское имя.

              Орёл – название города.

              Десна – название реки.

9         1.  Вини-Пух, который уже поднялся к дуплу,  громко пел песенку.

                   2.  Вечером стало холодно, поэтому пришлось надеть пальто.

 

Тема: «Собирал человек слова»
Цель: Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса.

Ход урока

Учитель: Сообщение темы и целей урока, инструктаж.

1 задание: Разминка (за каждый правильный ответ команда получает один балл).
Угадайте слово по толкованию его лексического значения.
1.Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
2. Начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт)
3. Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай)
4. Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг).
6. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот).
7. Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата).

2 задание
Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов,
имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики. (Каким?)
а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
) буран, дождь, пурга.

3 задание
Замените устаревшие слова (левый столбик) синонимами (правый столбик).

очи, чело, ланиты                   щеки, глаза, губы

уста, перст, брань                   лоб, говорит, можно,
глаголет, льзя, зрачный,           видный, палец, битва,
брадобрей                                    парикмахер

4 задание
Запишите предложение или словосочетание, чтобы данные слова относились к разным частям речи.
Белила, дали, жгут, надел, пила, стекло, строй, рой.

5 задание
Какое из этих слов по смыслу заметно «выпадает» из ряда остальных?
Кухня, гостиная, спальня, коридор, ванна.

6 задание
В левой графе даны имена, а в правой их переводы на русский язык. Установите соответствия
Виктор царственный
Константин победитель
Павел мужественный
Петр здоровый
Андрей маленький
Максим величайший
Василий камень
Валерий постоянный

7 задание
Кого в Болгарии и Сербии называют следующими словами?
Болгарский язык Сербский язык
Ковач ковач
Овчар овчар
Шивач крояч
Лекар лечник
грънчар грнчар
дърводелец тесач
ловец ловац
рибар рибар
пекар хлебар

8 задание
Что кому? Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка.
Собаке, слону, рыбке, коту, кобыле, корове
(дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост)

9 задание
Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела
_____в______ не клади, _____востро, _____кровью обливается, _____не дорос, ______ не лежит, _____ не моргнуть, ____ не поднимается, ______ нет, _____о_____ не ударит, _____ оближешь, ______ подать, _____ подвешен, ______ развесить, _____ тонка, _____ чешутся, без задних _____, в_____ не дует, в мгновение _____, водить за _____, встать с левой ____, высасывать из ______, голова на ______, гора с _______, давать______ на отсечение, держать себя в _______, душа в _____, заговаривать _____, задирать _______, зарубить на ______,

из _____ лезть, как _____снесло, как свои пять _____, капать на ______, мастер на все______.


10 задание
Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от всех остальных?
Хлебница, яичница, супница, сахарница, салатница.

11 задание
Кому посвящено пятистишие Николая Глазкова?
Нам нравится удача без труда,
Она встречается не очень часто.
На счастье я надеюсь иногда,
Но лучше не надеяться на счастье.
Ему – увы – сопутствует беда.

12 задание
Переставьте буквы так, чтобы получились названия растений.

Насос, мошкара, пила, мышка.