birmaga.ru
добавить свой файл

1
Деятельность Финансового управления Никольского района в 2010 году

Деятельность Финансового управления Никольского района в 2010 году осуществлялась в соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Никольского района на 2010 год, принятыми администрацией района, и была направлена на эффективное решение важнейших задач сохранения социальной стабильности и поступательного социально-экономического развития района в непростых условиях продолжающегося экономического кризиса, когда обеспечение взвешенной и ответственной бюджетной политики особенно актуально.

В прошедшем году именно так выстраивалась и бюджетная политика, и в целом деятельность финоргана района. Важнейшая задача обеспечения в полном объеме социальных обязательств перед населением, как важнейшее направление бюджетной политики, было реализовано не только благодаря исполнению намеченных планов по доходам, но и за счет повышения эффективности имеющихся ресурсов: пересмотра объемов и структуры расходов, повышения качества управляемости бюджетными средствам и принятия всех возможных мер по сокращению объемов заимствований, а значит, и расходов на обслуживание муниципального долга, совершенствования межбюджетных отношений, включая увеличение налоговой базы бюджетов поселений.

Бесспорно, показатели исполнения бюджета являются обязательной составляющей итогов любого финансового органа. Однако, чтобы оценить деятельность финансового управления, этого недостаточно. Поскольку, во-первых, за сухими цифрами – напряженная и разноплановая работа коллектива профессионалов, во-вторых – отдельные направления деятельности финуправления, в определенной степени, создают основу для дальнейшего роста показателей бюджета и повышения качества управления финансами в очередном финансовом году, а значит, служат делу социально-экономического развития района и в перспективе.

Консолидированный бюджет Никольского района Пензенской области за 2010 год по доходам исполнен 429194,4 тыс.рублей, по расходам -431786,3 тыс. рублей. Дефицит бюджета за 2010 год составил – 2,5919 млн. рублей.


Собственных доходов в 2010 году в консолидированный бюджет поступило 111008,4 тыс. рублей или 103,1 % от плановых назначений и 119,3% от уровня прошлого года, 26% от собственных доходов в целом.

Налоговых доходов поступило – 74,835 млн.рублей, 67% от собственных доходов.

Рост, по сравнению с 2009 годом, отмечался по всем основным видам налоговых доходов: налогу на доходы физических лиц на 13,5%, ЕНВД на 4%, земельному налогу на 13%, налогам на имущество физических лиц на 24%.

Неналоговых доходов поступило в сумме 36,439 млн. рублей или 100,7 % от плановых назначений и 122,8% от уровня прошлого года, 33% от собственных доходов. В основном это доходы от арендной платы за земельные участки- 4,424 млн.рублей ( 138% к уровню прошлого года), доходы от оказания платных услуг- 9,938 млн. рублей, доходы от реализации имущества- 9,938 млн.рублей и административные платежи и сборы- 7,261 млн.рублей (рост 28.8%).

Безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Никольского района поступило 318,186 млн. рублей, из них дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 94,945 млн. рублей, дотаций на поддержку мер по сбалансированности бюджета – 25,872 млн. рублей.

В целях полной мобилизации налогов и сборов в консолидированный бюджет района, муниципальные образования Никольского района Пензенской области не предоставляли льготы по налоговым и неналоговым доходам, не предусмотренных налоговым законодательством.

Около 50% от общей суммы налогов и сборов в консолидированный бюджет Никольского района поступает от промышленных предприятий. Основными причинами роста являются увеличение объемов промышленного производства.

. Перспективными точками роста собственных доходов в районе являются:

- налог на доходы физических лиц за счет строительства цементного завода ООО «Азия цемент». В 2012 году налог за счет дополнительно созданных рабочих мест в сумме возрастет на 550 тыс.руб., в 2013 году на 1100 тыс.руб.


На территории Никольского района Пензенской области осуществлялось финансирование мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. В соответствии с данной программой на территориях муниципальных образований Никольского района за счет увеличения объема выпуска и реализации сельскохозяйственной продукции дополнительно поступили в район доходы в виде единого сельскохозяйственного налога, рост данного вида налога по сравнению с 2009 годом возрос в 3,5 раза, 2010г. в сумме 489 тыс. руб., прогноз на 2011года в сумме 682 тыс.руб.,

Одним из важнейших вопросов также стоит снижение (ликвидация) недоимки во все уровни бюджетов, задолженности по неналоговым доходам. Реализация мероприятий по развитию налоговой базы Никольского района является важнейшим направлением работы министерства финансов. С этой целью финансовым управлением Никольского района был разработан план мероприятий, направленный на увеличение доходной части консолидированного бюджета района в 2010 году, утвержденный администрацией района, которым были предусмотрены источники увеличения доходной части бюджета района по отраслям с соответствующими задачами органам местного самоуправления по его выполнению. В соответствии с утвержденным планом мероприятий финорганом совместно с налоговой инспекцией последовательно проводилась работа по возможному увеличению доходной части бюджета.

Основными этапами данной работы стали: координация работы органов местного самоуправления по увеличению доходных поступлений, и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, прежде всего налоговой службой, крупными налогоплательщиками района по увеличению налогового потенциала. Помимо текущей работы по анализу поступления налогов в районный и консолидированный бюджеты, в том числе ежемесячного мониторинга поступлений НДФЛ, земельного налога, налога на имущество от налогоплательщиков с выявлением причин снижения, увеличению поступлений в бюджетную систему района в 2010 году, способствовала работа организованной администрацией района межведомственной комиссии по контролю за поступлением в бюджет налоговых платежей, увеличению налогового потенциала Никольского района. В отчетном году вопросы поступления НДФЛ, земельного налога, налога на имущество физлиц, как основных источников доходов, были предметами рассмотрения на 18 проведенных заседаниях комиссии. Положительное влияние на динамику поступлений налога на доходы физических лиц оказала и активная деятельность межведомственной комиссии по легализации заработной платы, в которых активное участие принимали финансисты. Перечисленные налоговые поступления являются основными источниками доходной базы районного и консолидированного бюджета, и отрадно, что проводимая финуправлением совместно с другими отделами администрации работа по их увеличению, несомненно, сказалась на показателях исполнения бюджета.


Комиссией по ликвидации недоимки, созданной при администрации Никольского района совместно с федеральными службами, органами местного самоуправления ведется значительная работа по сбору задолженности и погашения недоимки во все уровни бюджета и ее ликвидации. На 01.01.2010 года недоимка во все уровни бюджета составляла 1913,0 тыс. руб., в том числе по местным налогам и сборам 843,0 тыс. руб., на 01.01.2011 года составила 1988,0тыс.руб., на 01.04.2011 2243,0, в т.ч. по федеральным – 108,0 т.р., региональным – 1000,0 т.р., 618,0 т.р,, налогам со спецрежимом – 517,0 тыс. рублей.

. Органами местного самоуправления ведется работа по ликвидации недоимки. Еженедельно ведется работа межведомственной комиссии по налогам и сборам по снижению недоимки во все уровни бюджетов, а так же и по неналоговым доходам, за 1 квартал 2011 года было приглашено на комиссию 40 человек, от проведенной работы в бюджеты всех уровней поступило недоимки 43,2 тыс.руб.

Финансовое управление Никольского района постоянно после 10 числа каждого месяца ведет работу по снижению недоимки, числящейся за органами местного самоуправления и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями в индивидуальном порядке (на 01.01.2011г. -223,0 тыс.руб., а по состоянию на 01.03.2011г. - 211,4 тыс.руб. недоимка снизилась на 11,6 тыс.руб.).

В целях упорядочения и повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью Никольского района Пензенской области и увеличения поступления в бюджет доходов от аренды этого имущества, Собранием представителей Никольского района Пензенской области арендная ставка доведена до экономически обоснованного уровня (базовая ставка арендной платы за 1 кв. м. площади в месяц – 84 руб, на каждый последующий год планируется увеличение с применением роста индекса потребительских цен).

В целях полной мобилизации налогов и сборов в консолидированный бюджет района, муниципальные образования Никольского района Пензенской области не предоставляли льготы по налоговым и неналоговым доходам, не предусмотренных налоговым законодательством.


В 2010 году проведена работа по анализу действующих на территории Никольского района размеров коэффициентов базовой доходности (К2) по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности с целью пересмотра в сторону увеличения.

Внесены поправки в раздел «Оказание бытовых услуг», данный перечень расширен на 18 подпунктов бытовых услуг населению согласно общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв.постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993г.№163), что позволит увеличить доходную часть бюджета на 2011-2013гг.

Одним из основных собственных источников доходов является земельный налог. В настоящее время ведется работа по разграничению государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъекта Пензенской области, муниципальную собственность, и частную собственность земли. Формируются реестры земельных участков по видам собственности земли, что позволит вести контроль поступлений денежных средств (земельный налог, аренда земли, продажа земельных участков) в консолидированный бюджет Никольского района.

Поступления земельного налога в 2009 году составил 8,8 млн.руб., 2010 год 9,9 млн.руб.; доходы полученные в виде арендной платы за земельные участки в 2009 году поступили в консолидированный бюджет в сумме 3,2 млн.руб., 2010 год 4,4 млн.руб.; доходы от продажи земельных участков в 2009 году составило 1,5 млн.руб. , 2010 год – 1,9 млн.руб.

Для пополнения доходной части консолидированного бюджета, Администрацией Никольского района с привлечением федеральных служб постоянно проводится работа по постановке на налоговый учет не учтенных объектов налогообложения земельным налогом и налогом на имущество физических лиц.

Районом проводится определенная работа по привлечению дополнительных средств в бюджет района, что позволило увеличить доходы, такие как - административные платежи и сборы (поступления родительской платы за детские дошкольные учреждения), штрафы.


Также обеспечено выполнение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При факте 2009 года 10,4 млн.руб., привлечено доходов 10,5 млн.руб., в 2010 году план 10,0 млн. рублей, факт 9.9 млн. рублей.

С 2000 года мы проведен анализ собственных доходов в консолидированном бюджете Никольского района, их было 15%, или около 40 млн. рублей. Сейчас собственные доходы составляют 26% или 111 млн. по 2010 году.

Т.е. работа по сбору собственных доходов ведется, весь опыт, который есть в области, у соседних с нами районов из других областей мы используем, чтобы увеличить собственную налогооблагаемую базу и собственные доходы.

Состояние местных бюджетов и возможность наиболее полно исполнять законодательно закрепленные полномочия зависит не только от объема поступающих доходов: качество управления муниципальными финансами, бюджетным процессом – в условиях ограниченности собственной доходной базы еще более необходимы.

На повышение эффективности каждого бюджетного рубля были направлены меры по оптимизации бюджетной сети и расходов на их содержание. Задача, бесспорно, необходимая, но и, в то же время, достаточно болезненная и непростая при ее решении. Именно финансовому управлению пришлось координировать и контролировать эту работу в районе в отчетном году.

В 2010 году бюджет сохранил социальную направленность, большая часть расходов произведена в социальной сфере.

Основными приоритетами бюджетных расходов явились расходы на финансовое обеспечение оказания гражданам государственных и муниципальных услуг в области социальной политики, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и информации.

Из общей суммы расходов средств на оплату труда с начислениями 185,7249 млн. рублей, на капитальные вложения – 15,672 млн.рублей, из них 3,8787 млн. рублей безвозмездных поступлений из федерального бюджета по программе закупки коммунальной техники. На оплату коммунальных услуг в районе потрачено 18,634 млн. рублей, на социальное обеспечение - 63,669 млн. рублей.


Район выполнил все обязательства по социально-значимым расходам: заработной плате, коммунальным услугам, финансированию медицинских учреждений, налогам. Просроченной кредиторской задолженности не было допущено.

За 2010 год на софинансирование областных программ из средств консолидированного бюджета района затрачено 4.2 млн. рублей.

В 2010 году начала действовать программа «Энергосбережения в учреждениях и организациях бюджетной сферы Никольского района на 2010-2015 годы», что позволит повысить эффективность бюджетных расходов. На 2010 год предусмотрено 412,0 тыс.руб. из средств бюджета Никольского района и 177,0 тыс.руб. из средств бюджета Пензенской области, что позволило установить приборы учета в учреждениях образования ( 7 детских садах, 4 школах, 1 учреждении дополнительного образования), одном учреждении культуры (районная библиотека).

В целях сокращения неэффективных расходов произведены сокращения и реструктуризации сети бюджетных учреждений образования, культуры, здравоохранения. В образовании: с 1 сентября 2010 года преобразованы три средних школы в основные, одна средняя школа в начальную, две основные школы в начальные, одна основная школа ликвидирована. В результате оптимизации сети учреждений образования сокращено 24 класса-комплекта, 39,16 ставок педагогических работников, 76,3 ставок прочего персонала, доля административно-хозяйственного персонала на 01.09.2010 года составила 44% или уменьшилась на 13% по сравнению с началом года. Фонд оплаты труда уменьшился на 692,3 тыс.руб. из них педагогического персонала – 205,3 тыс.руб. и 487,0 тыс.руб. по прочему персоналу. Средняя заработная плата педагогического персонала повысилась с 6600 руб. до 6877 руб. По учреждениям культуры района сокращено 2,95 ед. работников библиотек. Экономия составила 110,1 тыс.руб. В целях обеспечения эффективности бюджетных расходов на содержание органов аппарата управления планируется в 2011 году объединение четырех поселений, что даст экономию бюджетных средств по культуре 227,2 тыс.руб., по расходам на управление 2594,1 тыс.руб.


В недавнем прошлом, имея практически статус моногорода, вся социальная сфера была у завода «Красный гигант»: РДК, музей, спорткомплекс «Монолит», 4 детсада. Помимо этого, завод строил дома (есенинская жилищная застройка), содержал дороги, оказывал услуги по отоплению города (имел возможность не повышать тарифы на отопление 4 года). Т.е., район на социальную сферу деньги не тратил. Сейчас завода нет, и вся сеть учреждений находится на содержании бюджета района.

Из 429 млн. рублей консолидированного бюджета на социалку ушло:

44 млн. рублей на здравоохранение,

146.6 млн. рублей на образование, почти 20.0 млн. рублей на культуру. В 2010 году район взял на себя обязательства и отремонтировал городские школы, которые не видели капремонта года с 1990 года, потратил на это 2,5 млн. рублей. Всего на текущий и капитальный ремонт учреждений по району израсходовано 4,4 млн. рублей.

В районе 13 детсадов, из них 4 крупных в городе, около 2.5 тыс.детей в городе в садах. Им также обеспечили достойное содержание, затратив 34 млн. собственных средств.

Не осталась без поддержки и отрасль с/х, получив 5 млн. рублей на корма для отрасли животноводства.

Исполнение доходной части бюджетов не только районного, но и консолидированного, находилось в финуправлении на постоянном контроле. И это понятно, стабильность в районе зависит от ситуации в городе Никольске и поселениях. Основные итоги исполнения бюджетов поселений за 2010 год: в доходы местных бюджетов поступило 93918,5 тыс. рублей, что выше уровня 2009 года на 24004,476 тыс.рублей или на 134,3 процента; налоговых и неналоговых доходов поступило на 34034,984 тыс. рублей или на 126,8процентов больше. Плановые назначения 2010 года по налоговым и неналоговым доходам обеспечены всеми поселениями. При этом 2 поселения обеспечили выполнение плановых назначений 2010 года свыше 110 процентов (Ильмино 110,7%, Маис – 113%).

Особенностью 2010 года явилось и начало бюджетной реформы, обусловленной принятием федерального закона № 83-ФЗ, кардинально изменившим правовое положение большинства государственных и муниципальных учреждений. Подготовленный финуправлением проект решения РСП, определяющий финансовые особенности деятельности муниципальных учреждений района в переходный период, был в установленные сроки принят депутатами РСП. Сознавая значительность грядущих изменений, управлением было проведено несколько семинаров по новому федеральному закону с главными распорядителями средств районного бюджета, бухгалтерами поселений и муниципальных учреждений, подготовлена вся нормативно-правовая база.


Впечатляет и объем нормотворческой работы управления: за 2010 год специалистами управления подготовлено 156 приказов управления, 17 решений РСП .

При этом деятельность финоргана не исчерпывалась приведенными направлениями: указанная работа осуществлялась наряду с постоянной и уже привычной работой, которая в условиях изменяющегося законодательства только увеличивается. А это и текущая работа по исполнению бюджета, включающая и разрешение возникающих сложных ситуаций; и освоение постоянных изменений в системе учета и отчетности, бюджетной классификации; контрольно-ревизионная деятельность и системное повышение квалификации финансовых работников управления; совершенствование программного комплекса казначейского исполнения бюджета; исполнение поручений областного уровня; регламентация в установленном порядке функций финуправления, проводимая в рамках административной реформы, целью которой является повышение их качества, эффективности использования рабочего времени, в том числе ускорение проведения платежей и расчетов.

И бесспорно, что итоги, достигнутые в отчетном, 2010 году, в любом из направлений деятельности межотраслевого органа местного управления, каковым является финансовое управление, явятся очередной ступенью в развитии финансовой системы области, в повышении ее устойчивости и эффективности, так необходимых для социально-экономического развития территории.

Подведя итоги деятельности финансового органа Никольского района за истекший 2010 год, можно с уверенностью отметить, что они стали позитивными в различных направлениях:

- в планировании и исполнении бюджета;

- в нормотворческой деятельности;

- в развитии межбюджетных отношений;

- в информатизации бюджетного процесса.

Наиболее острые проблемы, такие как:

- в отрасли ЖКХ, где результаты проверок получения фактического эффекта от вложенных бюджетных средств позволили сделать вывод об отсутствии такового.

Планы, которые поставлены перед финансистами в 2011 году и на ближайшую перспективу. «2011 – 2012 годы – это годы дальнейшего развития и реализации новаций бюджетной реформы. Это программный бюджет, кардинальное изменение бюджетной классификации, электронные услуги, изменение типов муниципальных учреждений. В свете данных изменений и будет сформирован перечень направлений развития бюджетного процесса

вопросы, на решение которых будет обращено особое внимание и в первую очередь – это:

– реализация Федерального закона № 83-ФЗ;

- реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов Пензенской области на период до 2013 года;

- доходы (легализация заработной платы и уплата НДФЛ);

- сокращение расходов местных бюджетов на аппарат управления;

- развитие программно-целевых принципов бюджетных расходов.