birmaga.ru
добавить свой файл

1
Кудрявцева Татьяна Юрьевна, учитель истории МБОУ «Гимназия» г. Абакан

Предлагаются материалы по теме «Уроки истории 10 – 11 класс: технология педагогических мастерских» для проведения занятий в средних общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев и других специальных учебных заведений. Методические разработки уроков составлены с использованием большого количества дополнительной литературы: исторической, художественной, публицистической. Так же используются компьютерные учебники1. В старшей школе необходимо как приобретение нового фактического материала (определённым объёмом знания ученики овладели в 1 концентре), так и дальнейшее формирование умений работать с историческим материалом разного формата, развитие умений анализа и синтеза, формировать собственную позицию, знакомясь с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества.
Урок: «Особенности геополитического положения России»
Цели урока:


  • Изучить основные понятия: модернизация, геополитическое положение;

  • Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами;

  • Продолжить формирование умений анализировать исторические источники.


Тип урока: урок новых знаний.

Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах

Вид урока: информативно – диалогическая лекция

Технология: педагогическая мастерская
Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2007. Первая часть мультимедийного учебника «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000.
Ход урока:

  1. Индуктор. Постановка проблемного задания на урок: «Какое влияние оказывали на российскую модернизацию геополитические факторы».

Учитель, используя мультимедийный проектор, показывает документальные кадры «Развитие экономики России в начале XX века».


Учитель предлагает ответить на вопросы к показанным документальным кадрам: «После какого события второй половины XIX века начался экономический подъём», «Как шло развитие промышленности, исходя из просмотренного материала», «Какие факторы оказали влияние на развитие российской промышленности».

Для дальнейшей работы предлагается изучить определение понятий «модернизация», «геополитическое положение».


  1. Создание творческого продукта. Учитель предлагает в парах письменно ответить на вопросы: «Положительное влияние геополитических факторов на российскую модернизацию». «Отрицательное влияние геополитических факторов на российскую модернизацию». Учащимся предлагается информация, диаграммы, изучение которых даст возможность ответа на поставленные вопросы.

    • Территория и административное деление: учитель предлагает учащимся информацию о площади Российской империи, протяжённости границ. Особое внимание уделяется характеристике материкового положения страны, отдельно учитель рассказывает об особенностях административного деления. Одновременно идёт работа с картой «Российская империя в начале XX века».

    • Численность и плотность населения в 1914г.: перед учащимися ставится задание – при изучении диаграмм извлечь информацию о характеристике состава населения России. Предлагаются диаграммы «Численность и плотность ведущих держав мира», «Численность и плотность населения России в 1914г.». Учитель просит прокомментировать данные этих диаграмм.



    • Урбанизация: предлагается информация о составе городского населения Российской империи, так же предлагается просмотреть кадры документальной хроники. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Каким было российское общество – агарным или индустриальным, исходя из показателей уровня урбанизации».


    • Национальный состав: на следующем этапе рассмотрения нового материала предлагаются диаграммы «Сравнительная характеристика количественного состава народов Российской империи с 1719 – 1914гг.», «Национальный состав населения Российской империи в 1914г.». Учащиеся смотрят кадры документальной съёмки о жизни национальных меньшинств. Учитель организует работу по представленному материалу: «Каким был этнический состав Российской империи», «Какие сложности могли возникать в ходе модернизации в связи со сложным этническим составом российского общества».




    • Религиозный состав: приводятся данные о религиозном составе российского общества, так же идёт показ отрывков из документальных съёмок «Православие в России», «Ислам, буддизм, шаманизм в России». Учитель просит прокомментировать данные религиозного состава. Учитель отмечает, что православная церковь была частью государства и считалась главенствующей. Одновременно шёл быстрый рост религиозного самосознания у ряда народов империи. Это приводило к нарастанию антиимперских настроений.

    • Сословный состав: работа продолжается по данным переписи населения 1897г. о сословном составе российского общества. Учитель просит вспомнить, что такое сословия. Попытаться объяснить, почему юридическое деление в обществе по – прежнему происходило по сословному признаку.

    • Структура национального дохода: учитель просит прокомментировать данные диаграммы, сделать вывод о том, каким было российской общество – аграрным или индустриальным.
    • Уровень образования: приводятся данные о расходах государства на образование, о численности студентов в ВУЗах. Анализируются данные диаграмм «Грамотность населения Российской империи», «Число студентов ВУЗов в различных странах». Учитель организует работу по представленному материалу: «Чем можно объяснить неравномерность уровня грамотности в различных регионах России», «Как в целом правительство относилось к проблеме грамотности российского общества».





  1. Социализация. Обменяться в парах информацией о положительном и отрицательном влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию.

  2. Стадия рефлексии. Учащиеся предлагают свои варианты ответа на поставленное в начале урока проблемное задание: «Какое влияние оказывали на российскую модернизацию геополитические факторы».

Урок: «Экономическое развитие России в начале XX века»
Цели урока:

  • Сформировать представление об особенностях развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российской модернизации;

  • Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, работать по карте.


Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в группах

Метод (приём) урока: практическое занятие: работа с текстами, диаграммами, картами

Педагогическая технология: педагогическая мастерская
Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2007. Первая часть мультимедийного учебника «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000.
Ход урока:

  1. Опережающее задание на урок:

    • Какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?

    • Какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?

  2. Индуктор. Учащимся предлагается посмотреть свои записи о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию и «проголосовать» как проходила российская модернизация:

    • «успешно»

    • «неуспешно»

    • «не проходила совсем»
    • «была не завершена»


  3. Создание творческого продукта. Формирование 5 групп. Каждой группе предлагается выполнить отдельное задание.

1 группа

  1. Творческое задание: Сопоставляя карты №1 и №2, самостоятельно проанализировать изменения, произошедшие в экономике России с 1861 года до начала XX века. Любые карты, в том числе историко – экономические, содержат большое количество информации. Преимущество работы с картой по сравнению с учебным текстом состоит в том, что она отражает ту же информацию, но наглядно, предельно сжато, целостно.







  1. Вопросы к заданию по картам:

    • Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX века?

    • Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

    • Какие города были центрами развития пищевой промышленности.

    • Какие города были центрами развития текстильной промышленности?

    • Какие полезные ископаемые добывались в России?

    • О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?


2 группа

  1. Творческое задание: в чём особенности процесса монополизации в России?

  2. Работа терминами.

«Первые монополистические объединения, в основном в лёгкой промышленности, сложились в России в 1880-1890-е гг. В 1890г. примерно 70% всего капитала, вложенного в промышленность. Было акционировано и принадлежало различным монополистическим объединениям, в основном в форме картелей. В начале XX века возникла новая форма монополистических объединений – синдикаты. Они развивались в капиталоёмких отраслях промышленности, которые успешно начали осваиваться российскими предпринимателями: «Продвагон», «Гвоздь», «Продуголь», «Продамет». Развивался процесс концентрации банковского капитала. В 1905г. 10 петербургских коммерческих банков контролировали 64,4 %всех частных вкладов. Банки скупали акции промышленных предприятий, вывозили капиталы в менее развитые страны (Китай, Монголию, Персию)».


Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Российский монополистический капитализм», «Виды монополистических союзов». Данная информация расширяет представление учащихся о процессе монополизации в России.


  1. Вопросы к заданию.

    • Что такое монополистические объединения (монополии)?

    • Каковы причины образования монополий?

    • Какие виды монополий характерны для России? Чем различаются эти виды монополий?

    • Что означает на практике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?


3 группа

  1. Творческое задание: Выяснить роль государства в экономике России.

  2. Работа с текстом учебника.

«Развивая индустриализацию, правительство Витте руководствовалось, прежде всего, стратегическим интересами государства: ликвидировать разрыв между Россией и индустриально развитыми странами, укрепить обороноспособность и целостность страны. В основу экономической политики было положено преимущественное развитие государственного сектора экономики. Государству принадлежали государственные, кабинетские и удельные земли, составлявшие более трети земельного фонда страны, железные дороги, Государственный банк, военные заводы, винная монополия. Делом огромной важности Витте считал строительство Транссибирской железной дороги. Государство являлось главным заказчиком продукции металлургических и машиностроительных заводов, планируя её количество, качество и стоимость. Ни государственные, ни частные предприятия, связанные с госзаказами, не были подвержены рыночной стихии, т.к. имели гарантированный сбыт продукции».

Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками «Государственный сектор в экономике», «Вмешательство государства в экономику», что позволяет представить механизмы влияния государства на экономику.


  1. Вопросы к заданию.

    • Чем отличались государственные предприятия от частных?

    • Какие предприятия находились в собственности государства?

    • Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

    • Какова роль государства в экономике России начала XX века?

4 группа

  1. Творческое задание: Какова была роль иностранного капитала в экономике России?

  2. Работа с текстом «Из доклада министра финансов Витте»

«В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств. Машина, привезённая в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет всё-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и всё это владелец должен будет купить в России. Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учрежденного хотя бы при посредстве иностранного капитала. Приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительн6ая часть пойдёт на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя».

Учащимся предлагается ознакомиться с рисунком «Иностранный капитал в России», что позволяет выяснить причины привлечения иностранного капитала в Россию и сферы его приложения.

  1. Вопросы к заданию.

    • Чем обосновывает С.Ю.Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

    • В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал (работа с картой)?


    • Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?


5 группа.

  1. Творческое задание: Как развивалось сельское хозяйство в России в начале XX века?

  2. Работа с текстом учебника.

«К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции. На её долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 20% - пшеницы и 255 морового экспорта зерна. Весь прирост приходился на незначительную часть крестьянских хозяйств. Помещичьи хозяйства давали 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Зажиточные хозяйства давали 30-405 валового сбора зерна и 50% товарной продукции. В центральных районах таких хозяйств насчитывалось 15-20%, остальные были полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Всего насчитывалось 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось 6 десятин земли, на помещичье – 370. При этом обрабатывалось 10 % помещичьих земель. В деревне сохранялась крестьянская община. Община производила регулярный передел земли между своими членами, что бы всем досталось поровну. Т.к. население России увеличивалось ежегодно на 2,5 млн.человек, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше».

Учащимся предлагается ознакомиться с диаграммами: «Валовые сборы хлебов в1909 – 1913гг.», «Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьих земли», «Положительные и отрицательные стороны общинного пользования землёй». Знакомство с диаграммами позволит учащимся лучше представить те проблемы, которые существовали в российской деревне, определить главную проблему деревни - вопрос о владении землёй.



  1. Вопросы к заданию.

    • Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Предположите, почему?

    • Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельского хозяйства?

    • Назвать причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства России в начале XX века.

  2. Социализация

Каждая из групп устно представляет результаты работы по вопросам. В это время остальные учащиеся письменно отвечают на опережающее задание:

    • Какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?

    • Какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?

  1. Общая рефлексия. Проведение повторного голосования о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию учениками по вопросу, как проходила российская модернизация:

    • «успешно»

    • «неуспешно»

    • «не проходила совсем»

    • «была не завершена»

Вопросы к проведённому «голосованию»:

  • Изменились ли итоги «голосования»

  • Почему изменилась (осталась прежней) точка зрения по вопросу о проведении модернизации в России?

  • Есть ли общие черты в проведении экономических преобразований в России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв.?



Урок: «Внутренняя политика самодержавия в 1894 – 1904гг.»
Цели урока:

  • Дать характеристику политической системе Российской империи;

  • Сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью

  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать.


Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в группах


Метод (приём) урока: практическое занятие: политическое моделирование, работа с текстами

Технология: педагогическая мастерская
Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2007. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества XX век. – М.: Центр гуманитарного образования. 2003. Первая часть мультимедийного учебника «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000.
Ход урока:


  1. Проблемное задание на урок:

«Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние? Почему вопрос о субъективных качествах российского монарха имеет важнейшее значение?»


  1. Индуктор. «Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство»//М.Горький. Детство.




  1. Творческое задание. Используя предложенные материалы, определите понятия «самодержец». Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его права и обязанности?




  1. Работа с документами.

  • Видеофрагмент «Коронация Николая II»

  • Документ «Из Свода Основных Государственных законов Российской империи.1892г.»

«Ст.1. император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает…

Ст.2. Императорский престол есть наследстве6нный в ныне благополучно царствующем императорском доме…


Ст.51. Никакое место или правительство в государстве не может само установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти».


  1. Социализация. Фронтальный опрос класса по предложенному заданию к документам: Определите понятие «самодержец». Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его права и обязанности?




  1. Обращение к новой информации.

  • Работа со схемой «Система высшего, центрального и местного управления в Российской империи»




  • Документ «Из речи Николая II 17 января 1895г.»

«Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрд и неуклонно, как охранял мой незабвенный покойный родитель».

  • Представлен портрет императора Николая II.

  • Видеофрагмент «Характеристика Николая II современниками».




  1. Задание. Каковы особенности формирования и функционирования государственных органов Российской империи? Какую особенность формирования высших и центральных государственных органов отстаивает император?



  1. Промежуточная рефлексия. Согласны ли вы с мнением городового, «учившего жить» Алёшу Пешкова: «Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство».





  1. Творческое задание.

Для дальнейшего проведения урока класс делится на 6 групп. Форма работы на этом этапе урока – политическое моделирование. Основываясь на идеях В.К.Плеве. С.Ю.Витте и П.Д.Святополк – Мирского, учащиеся, работая в группах, должны смоделировать (представить) вероятные пути развития России и попытаться оценить их.

Алгоритм политического моделирования:

  • Какой вариант политического процесса представляет ваш исторический деятель?

  • Каковы перспективы России при осуществлении этого курса?

  • Насколько этот отвечает потребностям России?

  • Какова вероятность революционного разрешения российских проблем при выборе данного варианта развития?




  1. Работа с документами.

Источники для 1 и 2 группы. Из высказываний С.Ю. Витте

«В России теперь происходит то же, что случилось в это время на Западе: она переходит к капиталистическому строю…Это мировой непреложный закон». «Сердцем я за самодержавие, умом за конституцию. Самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна конституция».

Представлен дополнительный материал с краткой биографией С.Ю.Витте, схема «Плеве против Витте», в которой отражены взгляды политических деятелей.

Источники для 3 и 4 группы. Из высказываний В.К. Плеве

«Я убеждён, что обновить Россию по плечу только исторически сложившемуся самодержавию». «Всякая игра в конституцию должна быть в корне пресекаема». «Имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнёта капитала и борьбы сословий».

Представлен дополнительный материал с краткой биографией В.К.Плеве, схема «Плеве против Витте», в которой отражены взгляды политических деятелей.

Источники для 5 и 6 группы. Из высказываний П.Д. Святополк – Мирского.

«Административный опыт привёл меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренне благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устранения государства».

Представлен дополнительный материал с краткой биографией П.Д.Святополк - Мирского, схема «Взгляды политического деятеля П.Д.Святополк – Мирского».

12. Социализация. Выслушав представителей групп, подводим итоги политического моделирования: «Объясните, сторонником какой модели был Николай II и почему»

13 Общая рефлексия. Ответить на опережающее задание: «Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние? Почему вопрос о субъективных качествах российского монарха имеет важнейшее значение?»

Урок: «Социальная структура российского общества»
Цели урока:


  • Уяснить специфику социальной структуры российского общества начала XX века;

  • Сформировать представление об экономическом и политическом положении социальных слоёв населения России;

  • Продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы.


Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Форма организации работы: работа в группах

Метод (приём) урока: практическое занятие: работа с текстами

Технология: педагогическая мастерская

Учебное оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2007. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества XX век. – М.: Центр гуманитарного образования. 2003. Первая часть мультимедийного учебника «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000.

Ход урока:

1. Проблемное задание на урок: «Была ли поляризована социальная жизнь в России в начале XX века?»
2. Индуктор.

Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию, в качестве индуктора было выбрано слово «судьба». Учащимся предлагаются карточки, на которых определены основные социальные группы населения России в начале XX века. Итак, в начале работы мастерской участники наугад выбирают карточку со своей «судьбой».

3. Творческое задание. В ходе анализа документов предлагается составить социально – экономический портрет своего сословия или класса, описать, как рассматриваемая категория людей могла жить на свой годовой доход.

4. Создание творческого продукта. Формирование 6 групп. Каждой группе предлагается представить свою выбранную социальную группу.

1 группа - рабочий класс.


    1. Работа с материалами: даны таблицы: «Количественный состав рабочего класса», «Соотношение заработной платы и прожиточного минимума рабочих Путиловского завода в 1904г.». Показывается документальная съёмка о положении рабочего класса. Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.

    2. Творческое задание: Каким был количественный состав рабочих, как жили рабочие, были довольны (недовольны) рабочие своим экономическим и политическим положением.

2 группа – буржуазия.

    1. Работа с материалами: годовой доход - в среднем 60000 рублей в год, количественные показатели переписи населения на 1897г – 2 % (2 500 тыс. человек), предлагается информация о положении буржуазии, фотография «Семья русских фабрикантов». Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.

    2. Творческое задание: Каким был количественный состав буржуазии, какие новые черты появляются в деятельности буржуазии, была довольна (недовольна) буржуазия своим экономическим и политическим положением.



3 группа – помещики.

    1. Работа с материалами: годовой доход - в среднем 8000 рублей в год, количественные показатели переписи населения на 1897г – 1,5 % (1853 тыс. человек), предлагается информация о положении помещиков. Учащиеся могут ознакомиться с диаграммами: «Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьей земли», «Валовые сборы хлебов в 1909 – 1913гг.». Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.

    2. Творческое задание: Какую категорию населения относили к дворянам, каким был количественный состав помещиков, были довольны (недовольны) помещики своим экономическим и политическим положением.


4 группа – кулаки.

    1. Работа с материалами: годовой доход - в среднем 4000 рублей в год, количественные показатели переписи населения на 1897г – 3 % (3706 тыс. человек), информация о положении кулаков. Учащиеся могут ознакомиться с диаграммами: «Состав крестьянства», «Валовые сборы хлебов в 1909 – 1913гг.». Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.

    2. Творческое задание: Какую категорию крестьянства относили к кулачеству, каким был количественный состав кулачества, были довольны (недовольны) кулаки своим экономическим и политическим положением.


5 группа – середняки.
    1. Работа с материалами: годовой доход - в среднем 2000 рублей в год, количественные показатели переписи населения на 1897г – 12 % (37500 тыс. человек), информация о положении середняков, фотографии: «Вид деревни», «Крестьянская семья слушает граммофон». Учащиеся могут ознакомиться с диаграммами: «Состав крестьянства», «Валовые сборы хлебов в 1909 – 1913гг.». Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.


    2. Творческое задание: Какую категорию крестьянства относили к середнякам, каким был количественный состав середнячества, были довольны (недовольны) середняки своим экономическим и политическим положением.

6 группа – беднота.

    1. Работа с материалами: годовой доход - в среднем 100- 200 рублей в год, количественные показатели переписи населения на 1897г – 62 % (775 000 человек), информация о положении бедноты, фотография «Крестьянский сход». Учащиеся могут ознакомиться с диаграммами: «Состав крестьянства», «Валовые сборы хлебов в 1909 – 1913гг.». Приводятся среднегодовые цены в Москве в 1913г.

    2. Творческое задание: Какую категорию крестьянства относили к бедноте, каким был количественный состав крестьянской бедноты, была довольна (недовольна) беднота своим экономическим и политическим положением.


5. Социализация. Представление групп результатов своей работы через устные выступления учащихся.
6. Рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.
7. Домашнее задание. Подготовить сообщения о других социальных группах российского общества.

1 Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, 20 век. – М: Издательство Клио Cофт, 2000. История Отечества. Мультимедиа курс. – М: Современный гуманитарный университет, 2002.