birmaga.ru
добавить свой файл

1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

Г. Макарова»

Методическая разработка классного часа
«Моя жизнь в моих руках…»

Учителя

МБОУ « Средняя общеобразовательная

школа №2 города Макарова

Потапкиной Вероники Леонидовны

г. Макаров 2013год.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«МОЯ ЖИЗНЬ В МОИХ РУКАХ…»

(занятие с элементами тренинга

по профилактике употребления наркотических веществ)
Цель:


  • осознание личных ценностей;

  • формировать умение видеть перспективы собственного будущего от принятия решений в настоящем;

  • развитие представлений о методах противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование интереса к наркотическим веществам.

Задачи:

  • предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;

  • способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком, алкоголем, наркотиками;

  • учить детей лучше понимать самих себя и критически относится к собственному поведению;

  • учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения .

Оборудование:

  • ватман для фиксирования высказываний участников,

  • лист формата А4 на каждого участника для рисунка жизни,

  • листочки определения ценностей,

  • видео ролик «Наркомания»,

  • ручки ,

  • список ценностей;

  • таблицы о вреде алкоголя и табака;

  • анкета «Отношение подростка к наркотикам».


Ориентировочное время: 45 минут

Участники: учащиеся 9 класса



  1. Организационный момент.


Приветствие учителя, проверка отсутствующих.



1. Знакомство. Разминка.

Учитель: Здравствуйте. Я рада приветствовать вас. Предлагаю вам поприветствовать друг друга следующим образом.
Упражнение «Мировое приветствие»

(Все участники условно делятся на две группы: европейцы, японцы. Каждая подгруппа здоровается своим способом: японцы – кланяются; европейцы пожимают руку. По условному сигналу все участники, передвигаясь по комнате, начинают приветствовать друг друга согласно своей роли.)

Учитель: Наше занятие будет посвящено осознанию построения своей линии жизни и того, что нами руководит в момент выбора. Тема нашей сегодняшней встречи «Моя жизнь в моих руках…»



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


2. Основная часть.

.

Учитель: В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуацией выбора, начиная с того, что надеть утром, чем перекусить в столовой, принимать ли предложение пойти на вечеринку, выпить, покурить и т. д.

От чего зависит ваш выбор?


Учитель: Да, наш выбор зависит от многого, но прежде всего от тех ценностей, которые важны для вас, от умения ставить цели и достигать их, а также от степени личной ответственности за последствия сделанного выбора.

А теперь немного статистики:

  • 80% хулиганских актов, 70% убийств и других тяжкий преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

  • среди лиц, судимых за воровство, пьяницы и наркоманы составляют 60%;
  • 88% погибших от несчастных случаев на транспорте находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, причем 58% из них были в состоянии легкого опьянения


Учитель: Сейчас ребята нам расскажут, что же происходит в организме в результате приема алкогольных напитков.

Таким образом, существующее мнение о том, что алкогольные напитки помогают лечить простуду, не более чем заблуждение.

Таким образом, употребление алкогольных напитков с целью повышения аппетита дает прямо противоположные результаты.

Учитель: В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные полследствия курения:

«Они растянулись на земле. Опираясь на локти, начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило…Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Вопросы учащимся:

  • Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

  • Как влияет табак на организм человека?

(показываются таблицы, анализируются: какие тяжелые металлы и токсические вещества содержит табак; как он влияет на организм)

Вопросы учащимся:

  • Как вы понимаете понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»?

Что лично для вас это значит?

Дается обобщенное определение:

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия организма, а не только отсутствие болезней и дефектов»
Учитель: Теперь я предлагаю вам ответить на вопросы и соотнести свои ответы с рекомендациями ученых, ответить «верно» или «неверно»:

1. Самый лучший способ быть в хорошей

физической форме – каждый день делать

зарядку с большой нагрузкой.

Рекомендации ученых


Неверно. Вашим мышцам необходимо время, чтобы отдохнуть от большой нагрузки. Лучше всего менять программу: в один день делать легкую зарядку, а в другой – увеличивать нагрузку.

2.Заниматься упражнениями одинаково хорошо и в тепле, и на холоде.
Рекомендации ученых

Неверно. При жаркой погоде вы быстрее теряете силы и ослабеваете; увеличивается нагрузка на сердце.
3.Для того, чтобы окрепнуть, необходимо, делая зарядку, постоянно увеличивать нагрузку
.Рекомендации ученых

Верно. Да, для того, чтобы вы становились сильнее и выносливее, нужно увеличивать нагрузки на тело.

Учитель: А теперь представьте, что на вашем жизненном пути встретился человек, зависимый от наркотиков, алкоголя. Какие чувства по отношению к нему у вас возникнут?


Обсуждение упражнения:


  • Какие чувства вызвало это упражнение?

  • Приятно ли было ощущать руками другого человека?

  • Было ли необычно, неловко, интересно?

  • Удалось ли узнать что-нибудь новое при таком знакомстве?


Учитель: А теперь представьте, что зависимый человек – кто-то из значимых для вас (друг, подруга), и он предлагает вам присоединится к нему, попробовать и испытывать то что привлекает его в наркотиках. Что вы ответите? Ваши действия: отказать или попробовать?


  • Как сказать «нет» так , чтобы не обидеть человека?


Рекомендации и правила педагогов – психологов: «Как сказать «нет» так чтобы не обидеть человека» (учащиеся по очереди читают с доски)


  1. Подведение итогов.

Просмотр видео ролика «Наркомания» (см. приложения)
Анкета «Отношение подростка к наркотикам» (см. приложения)

Общий счет должен быть в пределах от 14 до 70.


Высокий балл – положительное отношение

Низкий балл – отрицательное отношение

Учитель:

Рефлексия «Цветопись»

Цветами можно определить настроение. Поднимите одну или две полоски, которые соответствуют вашему настроению сейчас. А теперь посмотрим, что обозначают выбранные вами цвета
Учитель:

Мы видим, что обсуждение сегодняшней темы вызвало довольно разное настроение. Я думаю, многие из вас задумаются, что реальная картина вашей жизни снимается уже сейчас, и курение, употребление алкоголя, наркотиков окажет влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. Прежде чем сделать выбор, подумайте, как это отразится на вашей дальнейшей жизни. Осуществление будущих планов зависит только от вас самих.




Упражнение «Линия моей жизни»

( Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги линию своей жизни такой, какой они ее себе представляют (кривая, пунктирная, ломаная, прямая…. ) Затем каждый участник отмечает, где на этой линии он находится в данный момент. Предлагается вспомнить ситуацию, когда необходимо было сделать какой-либо выбор и обозначить, что повлияло тогда на этот выбор).

(варианты учащихся)

(варианты ответов)
Упражнение «Незаконченное предложение»

(Каждый участник должен продолжить высказывание. «Мой жизненный выбор зависит от…» Высказывания которые повторяются часто, фиксируются на доске)

Упражнение «Жизненные ценности»

(Каждому участнику предлагаются листочки на которых в течении трех минут участники должны выбрать и написать те ценности, которые важны для них в данный момент:

  • интересная учеба;

  • спокойная обстановка в стране;

  • признание со стороны других;

  • материальный достаток;

  • любовь;

  • семья;

  • друзья;
  • справедливость;


  • удовольствие и развлечения;

  • самосовершенствование;

  • здоровье;

  • вера;

  • целеустремленность;

  • свобода;

  • доброта;

  • честность;

  • законопослушание;

  • искренность.


( Варианты ответов учащихся. Наиболее повторяющиеся фиксируются на доске)

1-й ученик: Принято думать, что алкоголь лечит простуду.

Алкоголь не оказывает прямого обезвреживающего действия на микробы, а наоборот, он тормозит, препятствует защитным силам организма нейтрализовать или уничтожить эти микробы: лейкоциты или лимфоциты, присутствующие в крови, окружают болезнетворные микробы и растворяют их. Если же в крови имеется алкоголь, процесс идет очень медленно или

2-й ученик: Принято думать, что алкогольные напитки улучшают аппетит.

Подобное «улучшение» ведет к извращению нормальной деятельности желудка и кишечника. Дело в том, что состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно меняется. В нем становится много хлористо-водородной кислоты и мало пепсина, который необходим для пищеварения. Выделяемая кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, развивается заболевание – гастрит. А регулярное употребление алкогольных напитков с целью повышения аппетита приводит к атрофии желудка и вследствие этого – к ухудшению усвояемости пищи, в особенности витаминов.

3-й ученик: Принято думать, что алкоголь снимает усталость, повышает настроение.

Это не более чем иллюзия. Данная веселость, «эйфория» - нездоровая, ибо она вызвана расстройством в центральной нервной системе. Алкоголь вызывает токсическое торможение центральной нервной системы, и в первую очередь – коры головного мозга, приводят к временному возбуждению более низкие, подкорковые центры. То есть алкоголь и отдых не совместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, наоборот, работа его затрудняется. Даже после небольшой дозы спиртного на 8-20 дней человек теряет способность к сообразительности, творчеству, интеллектуальному труду.


Академик Степп в ответ на вопрос, почему он никогда в жизни не употреблял алкоголь, отвечал: «Потому что с величайшим уважением отношусь к высочайшему творению природы – мозгу и не хочу нарушать его деятельность»

Вывод: Курение вызывает тяжелые последствия для здоровья человека .Это особенно пагубно сказывается на растущем организме. В молодом неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся еще в процессе становления. Вот почему влияние табака на молодой и взрослый организм неодинаково – оно гораздо вреднее для молодого организма.


( варианты ответов)


( варианты ответов)

( варианты ответов)


( варианты ответов)

(варианты ответов)

Упражнение «Слепой и поводырь»

( Участники разбиваются на пары и определяются, кто их них будет первым исполнять роль «поводыря», а кто роль «слепого». После распределения они получают задание: «поводырь» становится за спиной «слепого», который с завязанными глазами. «Поводыри» всех пар, прижимаются к «слепым», берут их руки в свои. Они начинают водить своих «слепых по комнате, подводя друг к другу, знакомят их. Все происходит молча. Затем участники меняются местами.


(варианты ответов)

(варианты ответов)


    • хорошо знать, чего вы хотите и чего не хотите делать;

    • знать, что у вас есть право говорить «нет» там и тогда, где и когда вы это сочтете нужным;

    • смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость;

    • лучше говорить серьезно: если вы будете говорить в шутливом тоне, это может быть неправильно истолковано;

    • если же вы опасаетесь что не сможете в трудную минуту проявить твердость, обратитесь за помощью к человеку, которому вы доверяете - матери, отцу, учителю, другу.
    • помните: самое худшее решение, которое вы можете принять, - ничего не делать и никому о своих проблемах не рассказывать в надежде на то, что проблема исчезнет сама.



(высказывания учащихся)

Варианты ответов: (ключ) А. Абсолютно согласен Б. Согласен

В. Не знаю

Г. Не согласен

Д. Абсолютно не согласен

Нечетные вопросы: А=5,Б=4,В=3,Г=2,Д=1

Четные вопросы: А=1,Б=2,В=3,Г=4,Д=5

МОЕ НАСТРОЕНИЕ:

КРАСНЫЙ – восторженное;

ОРАНЖЕВЫЙ – радостное;

ЖЕЛТОЕ – приятное;

ЗЕЛЕНЫЙ – спокойное;

СИНИЙ – грустное;

ФИОЛЕТОВЫЙ – тревожное;

ЧЕРНЫЙ – крайне неудовлетворительное.


Анкета «Отношение подростка к наркотикам»


  1. Наркотики, в основном, являются «неестественным» способом наслаждаться жизнью.

  2. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы попробовать ЛСД.

  3. Чтобы принять какую-нибудь таблетку я должен чувствовать себя очень плохо.

  4. Учителя должны подталкивать учеников к употреблению наркотиков

  5. Прием стимуляторов – глупый способ взбодриться перед выполнением трудной работы.

  6. Я был бы рад принять несколько таблеток, чтобы успокоиться, когда я взвинчен.

  7. Учащиеся должны быть информированы о побочных эффектах определенных лекарственных препаратов и наркотиков.

  8. Все наркотики должны быть легальными и доступными.

  9. Даже если мой лучший друг даст мне немного анаши, я не буду ее курить.

  10. Несмотря на мнение авторитетных людей, прием наркотика «стоит того».

  11. Согласно общепринятому мнению, большинство лекарств опасны и их следует принимать только по рецепту врача.

  12. Я глубоко уважаю людей, которые расслабляются с помощь. Наркотиков.

  13. Проба любого наркотика – совершенно глупая идея.

  14. Я был бы рад возможности расслабиться под воздействием наркотика.



Список литературы

  • Журнал классного руководителя Л.В. Голубева,


Волгоград – 2006 г.;

  • Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними Г.Н.Тростанецкая, А.А. Гериш,

Санкт – Петербург – 2003 г.;

  • Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы, Г.Н.Тростанецкая, А.А. Гериш,

Москва – 2004 г.;

  • Предупреждение табакокурения у школьников Г.Н.Тростанецкая, А.А. Гериш, Москва – 2004 г.;

  • Видео ролик. Лекция «Наркомания».

Авторская студия «Преображение», 2004 г.;

  • Интернет (материал) Тренинговые упражнения;

  • Сплоченность и толерантность в группе

К. Фопель, издательство «Генезис», Москва – 2005 г.;

  • Я – подросток. Я среди других людей (9 класс)

А.Микляева, издательство «Речь» - 2003 г.;

  • Тесты для подростков (практическая психология)

О. Потемкина, Е Потемкина

«АСТ – ПРЕСС КНИГА» Москва – 2005г.

  • Отрывки из произведения «Том Сойер», М. Твен