birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: «Главное право каждого человека – право на жизнь.

Григорьева Вера Николаевна, учитель истории и обществознания, КГКСКОУ СКШИ 8 вида 14
Цель: продолжать обучать детей знаниям о своих правах и обязанностях через художественные произведения.

Задачи:

Учить анализировать поступки героев, увидеть в художественных произведениях нарушение права.

Воспитывать уважение к товарищам, к взрослым

Развивать мышление на основе рассуждения.

Ход классного часа
В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.
У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.
Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это, прежде всего, право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.


Мы с вами сегодня повторим и закрепим с вами наши права на примерах литературных произведений, которые вы изучали на уроках чтения и развития речи и будем учиться применять их в повседневной жизни.
Учитель. И так проверим, как хорошо вы знаете свои права.

(Учащиеся зачитывают отрывки произведений)
Михаил. Михайлович Зощенко «Великие путешественники»

- Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.
Б. Житков «Белый домик»

Вот отец вечером уехал, а мы сейчас налили в бутылки воды, потихоньку от мамы, а то спросит — зачем? — и тогда всё пропало.

Чуть только рассвело, мы с Ниной тихонько вылезли из окошка, взяли с собой наш хлеб и бутылки в шлюпку. Я поставил паруса, и мы вышли в море. Я сидел, как капитан, а Нина меня слушалась, как матрос.
М.З. Зощенко «Звонкие ключи»

И мальчику захотелось что-нибудь сделать для отца, что- нибудь приятное. Он вспомнил вдруг мамины слова: «Мы пойдём в лес, на Синее озеро, и обязательно наберём грибов: папа их любит.

В это время мальчик стянул со стола горбушку белого хлеба и выбежал на террасу. Там он нашёл плетёную корзину и положил хлеб в неё. Потом вышел в сад сорвал два спелых яблока. Яблоки тоже бросил в корзину.

Затем, оставив корзину в кустах крыжовника, мальчик вернулся в дом и засунул в карман свой перочинный нож подарок отца, с белой костяной рукояткой.

— Ба, я погулять! — крикнул он со ступенек и, не слушая ответа, выбрался на улицу.

Его видел лишь кот Василий, но он по обыкновению дремал и лишь покосился на мальчика сонными глазами

А в деревне было спокойно, никто не заметил его ухода. Тогда мальчик повернулся к ней спиной и зашагал к лесу.

Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души»


Надобно было заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеется.

Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как – нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы попасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно.

« Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! –говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! Ты у меня поголадаещь!» И бедный мальчик, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам.
А Чехов «Ванька».
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне вычистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать

страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой.

Максим Горький «Детство в людях»
Меня избили. Старуха действовала пучком сосновой лучины, это было не очень больно, но оставило под кожею множество глубоких заноз; к вечеру спина у меня вспухла подушкой, а в полдень на другой день хозяин принуждён был отвезти меня в больницу

Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

-Какие права нарушают герои.

Статья 156 УК Р.Ф жестокое обращением с ребенком.

Внимательно слушайте следующее произведение

А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Несчастная! когда злодей,

Рукою мощною своей

Тебя, сорвав с постели брачной,

Взвился, как Вихорь, к облакам

Сквозь тяжкий дым и воздух Мрачный

И вдруг умчал к своим горам

Ты чувств и памяти лишилась

И в Страшном замке колдуна,

Безмолвна, трепетна, бледна,

В одно мгновенье очутилась….
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

-Азамат!- сказал Григорий Александрович,- завтра Карагез в моих руках4 если нынче ночью Бэла не будет знать, то не видеть тебе коня…

-Хорошо!- сказал Азамат и поскакал в аул.

Вечером Григорий Александрович вооружился и выехал из крепости: как они сладили это дело, не знаю, - только ночью они оба возвратились, и часовой видел, что поперек седла Азамата лежала женщина, у которой руки и ноги были связаны, а голова окутана чадрпой
В данных произведениях нарушается Статья 126. «Похищение человека»
-Послушаем произведение

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг


друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела

бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.

И убежала.

А.Алексин «Двадцать девятое февраля»
Вечером я позвонил Лиле Тарасовой и сказал:

— Сегодня двадцать восьмое? Значит, завтра двадцать девятое... Мы с тобой идём на каток!

— Ты ошибся, — ответила Лиля. — Завтра первое марта!

Я забыл... Я совсем забыл, что год этот не високосный и что нет в этом году двадцать девятого февраля.

— Я тоже забыла, — сказала Лиля и рассмеялась.

— Ну и что же?.. Но ведь завтра всё равно воскресенье? — сказал я. — двадцать девятое февраля или первое марта — какая же разница?

Очень большая! — сказала Лиля. — Первое марта у меня уже занято. Я обещала пойти на каток...

— Кому? — перебил я.

В ответ она опять рассмеялась.

В данных произведениях нарушается Статья 159 .Уголовного кодекса РФ.
Мошенничество .


Следующие произведения

И.Крылов «Кот и повар»

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей

В кабак...

А дома стеречи съестное от мышей

Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. «Ах ты, обжора! ах, элодей! — Тут Ваську Повар укоряет. — Не стыдно ль стен тебе, не только что людей? (А Васька всё-таки курчонка убирает.)

Как! быв честным Котом до этих пор,

Бывало, за пример тебя смиренства кажут, — А ты... ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:


«Кот Васька плут! Кот Васька нор! И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест! (А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька всё жаркое съел.

А я повару иному

Велел на стенке зарубить;

Чтоб нам не тратить по-пустому,

Где нужно власть употреблять

Михаил Александрович Шолохов «Поднятая целина»

План у деда Щукаря был гениально прост6 подстеречь курицу, осторожно схватить ее и обезглавить, чтобы наварить каши с курятиной и тем самым снискать себе в бригаде почет и уважение.

…Старик Краснокутов случайно находился неподалеку гумна. Он услышал чей-то вкрадчивый голосок, созывавший кур, присел за плетнем.

Куры доверчиво подошли к вороху мякины, и в этот момент Краснокутов увидел, как чья-то рука, высунувшись из мякины, сцапала бисерную курочку, за ногу. Щукарь задушил курицу с бысторотой матерого хоря и только что начал просовывать её в мешок, как услышал негромкий голос: «Курочек щупаешь?» и увидел поднимавшегося из-за плетня Краснокутова

Статья 158, гл 21 Воровство или в обиходе кража (хищение)

Анатолий Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

Алеша вздрогнул, потупил глаза в землю и не сказал ни слова

-отвечайте же!- продолжал учитель - Когда выучили вы урок?

Принесли розги…Алёша в отчаянии1 В первый ещё раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же –Алешу, которй так многое о себе думал, который считал себя лучшее и умнее всех!

Какой стыд!

Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться. Алеша совершенно потерял голову…. Он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцаре, о маленьких людях…


И бедного Алешу высекли!

Статья 116. Избиение. Побои
Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души»

Павлуша с другом же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отмечался он больше прилежанием и опрятностью; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали. А он их не только никогда, но даже иногда, прятав полученные угощения, потом продавал им же…

….Потом пустился на другие спекуляции: накупивши на рынке съестного, садился в класс возле тех, которые были побагаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить- признак подступающего голода- он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и ,раззадорившего, брал деньги.

Статья 154. Спекуляция

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Вот и жалеют её все: сиротка да сиротка. А чего ей, сиротке, не хватает? Платок свой я ей отдала, совёем хороший платок, и семи лет его не проносила... Башмачки твои позапрошлогодние донашивать ей позволила жалко, что ли? А уж хлеба сколько на неё идёт! Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка.

С т ар у х а. На то и зима, чтобы метель мела.

Д о ч к а. Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе ещё кое-куда сбегать.

П ад ч е р и ц а. Куда же это, далеко?

Старуха. Не так уж близко, да и недалеко.

Дочка. В лес!

Падчерица. В лес? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.

Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками
Л.Н. Толстой «кавказский пленник»

Хотел он подняться, а уж на нём два татарина сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, — да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах и зашатался. Схватили его татары... закрутили ему руки за спину... поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили всё обшарили, деньги, часы вынули, платье всё изорвали.


Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай: толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лег

Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет.

Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кув воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, и ломота во всем теле стада; и всё стонет или спит. И Жилин приуныл, видит — дело плохо. И не знает, как выбраться.

Начал он было подкапываться да землю некуда кидать увидел хозяин, пригрозил убить.
Статья 38 Конституции Р.Ф «Жестокое обращение с детьми»


Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»
Настала ночь: ушёл сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туи вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула на пол; опять крадётся’ страшная кошка. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукою.
Статья 110. Доведение до самоубийства.

Николай Алексеевич Некрасов «Саша»

Вдруг мужики с топорами явились

Что ни попало в жилищи свои

С песнями труд человека спорился:

Словно подкошен, осинник валился,

С треском ломали сухой березняк,

Корчили с корнем упорный дубняк,

Старую сосну сперва подрубали,

После арканом её нагибали

И, поваливши, плясали на ней,

Чтобы к земле прилегла поплотней.

Так, победив после долгого боя,


Вдруг уже мертвого топчет героя.
Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений
Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья».
— Скучно здесь... — с грустью произнёс Валек. Вы все здесь живёте? — спросил я, когда мы втроём

стали спускаться с горы.

— Здесь.

— Где же ваш дом?

Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома».

Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил.

Это был полуразрушенный просторный склеп. Крыша его была сброшена или сорвана непогодой и валялась тут же.

Дверь была заколочена. Гробница была пуста, только в середине пола была сделана оконная рама со стеклами, и сквозь эти стекла зняла темная пустота подземелья

Статья 37. Защита прав несовершенных на жилплощадь.
Антон Павлович Чехов «Злоумышленник»

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесаных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семёнов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Статья 158 Уголовного кодекса РФ. Кража чужого имущества.

Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного, а главное право человека- право на жизнь.

Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но мы, кажется, упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей Республики, в том числе ребенок.


Обратимся к статье 20 обязанностей ребенка. Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Молодцы, ребята! Я думаю, что сегодня, каждый из вас уходя с классного часа, возьмет частичку знаний, которые пригодятся вам в будущем. Давайте повторим Права ребенка (чтение в слух). Помните, что у каждого ребенка нашей страны есть права и обязанности гражданина России. Не забывайте их соблюдать. Наша встреча подошла к концу.

И закончим внеклассное мероприятии стихами.

Пусть улыбкой добротой, нежной

Каждой день для вас начинается,

Пусть тревоги, заботы житейские

На пути вам реже встречаются.
Мы желаем вам всего самого наилучшего.

Наша игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем