birmaga.ru
добавить свой файл

1
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»


ГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Н1-78.1.14 «Организация и проведение цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения»

Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):


  1. Гапоненко А.В. к.пед.н., доц., доцент кафедры социальной экологии и природопользования.

  2. Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.

  3. Зайцева О.В. к.соц.н., доц., доцент кафедры маркетинга, экономики и социологии труда, и.о. декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров.

  4. Квитковская А.А. к.пед.н., доц., доцент кафедры социальной и семейной педагогики

  5. Мардахаев Л.В. д.п.н., проф., зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, профессор.

  6. Прохорова Л.В. к.пед.н., доц., доцент кафедры семейного и ювенального права.


Москва 2011

Актуальность проблематики научно-информационных материалов.

Актуальность проекта: В начале ХХI века в мире ярко проявился кризис образования, который затронул Российскую высшую школу и систему послевузовского обучения. В нашей стране кризис является проявлением глобальных тенденций, свойственных общемировой образовательной системе. Их суть в ориентации обучения на трансляцию знаний (знаниевая парадигма), т.е. прошлого опыта, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новых подходов, технологий обучения, основанных на формировании компетенций, формирующих у молодёжи способность к проективной деятельности, ответственность за будущее, веру в себя и свои профессиональные способности, стимулирующих непрерывное повышение своего профессионального мастерства.


Освоение молодыми людьми технологий послевузовского самообразования, включение их в систему послевузовского профессионального образования в рамках цикла образовательных семинаров «Технологии послевузовского обучения» будет способствовать повышению квалификации молодёжи, подготовке высокопрофессиональных кадров (в том числе научных и научно-педагогических) для обновляющейся России.
Цель проекта: Повышение профессиональных компетенций столичной молодёжи путём освоения ею технологий послевузовского обучения, являющегося составной частью непрерывного профессионального образования.
Задачи проекта:


  1. Определить спектр потребностей столичной молодёжи в сфере послевузовского обучения (в том числе в области подготовки научных и научно-педагогических кадров).

  2. Разработать научно-информационные материалы для проведения цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения».

  3. Провести цикл обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения», в процессе которых информировать столичную молодёжь о возможностях получения послевузовского образования, его формах и технологиях, используемых в послевузовском обучении.

  4. Осуществить обмен опытом между преподавателями и обучающейся молодёжью по проблеме послевузовского обучения.

  5. Обобщить педагогический опыт и опубликовать сборник научных работ аспирантов, молодых учёных, преподавателей высшей школы по проблемам взаимосвязи высшего и послевузовского профессионального образования.


Темы обучающих семинаров:

  1. Мировые тенденции совершенствования системы подготовки профессиональных кадров.

  2. Система непрерывного профессионального обучения в Российской Федерации: ссуз – вуз – послевузовское профессиональное обучение.

  3. Инновационные подходы и технологии в послевузовском обучении.
  4. Технологии подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.



Содержание обучающих семинаров:

Подготовка профессиональных кадров высшей квалификации декларируется всеми высокоразвитыми странами как условие успешного экономического развития, позволяющее интенсифицировать производительность труда, рационально использовать человеческие, производственные и природные ресурсы, решать локальные и принимать участие в решении глобальных экологических и социальных проблем. Высокий профессиональный уровень выпускников вузов, кандидатов и докторов наук, достижения в научной сфере повышает статус и конкурентоспособность государства на мировой арене, формирует у граждан чувство гордости за свою страну. В настоящее время непременным условием высококачественной подготовки профессиональных кадров является определение наиболее перспективных направлений научного поиска и внедрение инновационных подходов и технологий в образовательный процесс, позволяющих обогатить взаимодействие науки, промышленности и социальной сферы, вывести его на качественно новый уровень. Это общая тенденция мирового сообщества, отвечающая и национальным интересам Российской Федерации.

Понимание данной необходимости возникло постепенно. Развитые регионы мира, в первую очередь США, Япония, Китай, страны Западной Европы, сейчас стоят на пороге новой, стремительно развивающейся промышленно – информационной революции, базисом которой является внедрение в жизнь современного общества инновационных технологий. Изменяются подходы к стратегии экономического развития и образования. Образование должно адекватно отвечать запросам рынка, предоставляя качественно-новый продукт.

Определение перспектив развития науки и технологий, стратегии научных поисков является в настоящее время общемировой проблемой. В марте 2006 г. на 5-й сессии ООН (Нью-Йорк) одним из рассматриваемых вопросов был «Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». Результатом дискуссий стал вывод о том, что инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности нельзя рассматривать как дань моде. Правительства для эффективного решения все более сложных задач на национальном, региональном и международном уровнях заинтересованы во внедрении инновационных идей и технологий в разные области, в том числе и в образовательную деятельность.


Наибольшее внимание современная система послевузовского образования должна уделять подготовке научных кадров. В Сообществе Европейских государств еще в 1984 году была принята первая Рамочная программа ЕС по научно-технологическому развитию, которая позволила оказать значительную материальную помощь научному сообществу Европы, профинансировать наиболее перспективные научные поиски. Анализ данного опыта позволил выявить три направления деятельности, стимулирование которых приносило значительный прорыв в научных достижениях. Они стали основой разработки шестой Рамочной программы ЕС на 2002–2006 гг., принятой в 2002 г. Советом Министров ЕС

6-я четырехлетняя Рамочная программа ЕС (РП6) включала: концентрацию и интеграцию научных исследований стран ЕС (13,285 млрд евро); создание структуры Европейского научного пространства (2,655 млрд евро); укрепление общего Европейского научного пространства (330 млн евро). Эти направления подразделялись на подпрограммы:


  • первостепенное развитие информационных технологий в интересах общества — программа развития ИТО (3,6 млрд евро);

  • геномика и биотехнологии для здравоохранения (2,2 млрд евро);

  • устойчивое развитие энергосистем и пути решения проблемы глобального изменения климата Земли (2,12 млрд евро);

  • развитие нанотехнологии и нанонауки, создание многофункциональных материалов и систем с искусственным интеллектом, новых устройств и систем, производственных процессов и циклов на их основе (1,35 млрд евро);

  • аэронавтика и освоение космоса (1,075 млрд евро);

  • безопасность и обеспечение качества продуктов питания (785 млн евро);

  • изучение проблемы народонаселения и рынка труда Европы, решение вопросов управления постиндустриальным обществом, основанным на знаниях (325 млн евро).

Именно эти подпрограммы легли в основу направлений образования, поддерживаемых европейскими государствами.

В октябре 2005 г. Европейская комиссия представила на рассмотрение и утверждение новые планы в рамках новой 7-й Рамочной программы, которую предлагалось сделать уже семилетней (2007–2013 гг.) с бюджетом в 73 млрд евро и ввести с1 января 2007 года


Седьмая рамочная программа научно-технологического развития Европейского Союза (РП7), рассчитанная на период 2007 – 2013 гг. с общим бюджетом более 50-ти миллиардов евро вступила в действие. Её стратегическая цель — создание единого научного пространства Европы (European Research Area, ERA), что приведет к повышению конкурентоспособности европейской промышленности путем поддержки инновационной деятельности, технологического развития, усиления связи между научными исследованиями и экономической деятельностью. Она увеличила количество направлений до четырёх подпрограмм.


  • «Cooperation», «Сотрудничество» - включает совместные межнациональные научно-исследовательские направления деятельности, такие как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), здравоохранение, нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые технологии производства, безопасность и космос, продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии, энергетика, окружающая среда (включая глобальное изменение климата Земли), транспорт (включая аэронавтику), социально-экономические и гуманитарные науки, развитие общества.

  • «Ideas», «Идеи» - фундаментальные научные исследования, проводимые через Европейский научно-исследовательский совет (ERC), научные проекты, выдвигаемые индивидуальными исследователями по их выбору.

  • «People», «Кадры» - затрагивает направления деятельности, связанные с фондом Марии Кюри, например, обучение молодых исследователей и другие инициативы. Молодые ученые смогут получить дополнительную высокоуровневую профессиональную подготовку и реализовать ожидаемый карьерный рост, развить связи между промышленностью и наукой, а также расширить партнерские рамки международного сотрудничества. При этом будут выплачиваться гранты-стипендии молодым исследователям, как приезжающим для проведения научных работ в Европу, так и уезжающим из Европы на время проведения запланированных научных работ за рубежом.

  • «Capacities», «Возможности» - направлена на поддержку научно-исследовательских инфраструктур: институтов, лабораторий и центров, а также отдельных «регионов знаний», в том числе, научных малых и средних предприятий.


С 2005 года Россия имеет в Рамочных Программах ЕС статус партнера по международному сотрудничеству (International Cooperation Partner Country, ICPC). По тематическим направлениям РП7 проводятся специальные конкурсы, где предполагается участие ICPC. Возможны даже проекты, в которых организации из двух разных регионов РФ рассматриваются как независимые партнеры.

Международный опыт помогает определить стратегию Российской Федерации в научной сфере, в том числе и в области подготовки научных кадров высшей квалификации. В РФ выделяются следующие основные направления поддержки государственной инновационной политики:

  • ориентация на поддержку инноваций, составляющих основу современных технологических производств;

  • содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественного производителя и отечественной продукции;

  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

  • поддержка международного и межрегионального трансферта технологий, международного инвестиционного сотрудничества;

  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России;

  • защита интеллектуальной собственности;

  • защита интересов национального инновационного предпринимательства на международном уровне.

Основными направлениями российской инновационной политики являются:
  • поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;


  • финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;

  • создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства

Учитывая переход к глобальному информационному, постиндустриальному обществу об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не на организационных нововведениях, а на изменениях в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Выполнение поставленной задачи возможно только при внедрении новых инновационных технологий в систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров в соответствии с приоритетными направлениями научной и научно-технической деятельности. Поэтому оптимизация системы подготовки и аттестации специалистов, повышение качества их подготовки по приоритетным направлениям, создание и развитие новых, высоких технологий является важнейшим условием обеспечения стратегических интересов развития государства.

Инновации в подготовке профессиональных кадров высшей квалификации должны быть направлены на:

  • трансформацию традиционных университетов в университеты инновационного типа, основанные на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса, который с одной стороны, готовит высококлассных специалистов для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, становится субъектом рыночной экономики как разработчик, поставщик объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями;
  • усиление целевой подготовки научных кадров высшей квалификации в первую очередь по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности с ориентацией на рынок труда;


  • активное международное сотрудничество, внедрение в международные программы и проекты подготовки профессиональных кадров высшей квалификации;

  • организация аспирантуры на промышленных предприятиях, как один из механизмов взаимодействия в системе «университеты - промышленность»;

  • внедрение новых организационных (связанных с оптимизацией условий образовательной деятельности), методических (направленных на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческих (обеспечивающих простоту и эффективность ориентации, учета, контроля, трансформации и перемещения) технологий, рациональное потребление всех видов информационных ресурсов;

  • установление системы экономических и иных стимулов поддержания и развития инновационной деятельности;

Результат инновационной деятельности зависит от организационных, социальных, экономических и других факторов, что делает процесс инновационных внедрений постоянным и бесконечным.

Развитие и совершенствование послевузовского профессионального образования является важным аспектом системного подхода в осуществлении кадровой политики государства.

В Российской Федерации существуют следующие основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров с целью подготовки их к соисканию учёных степеней кандидатов и докторов наук:

- аспирантура - специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке научно-педагогических и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук. Это основная форма подготовки высокопрофессиональных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации;


- адъюнктура - аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации;

- докторантура - специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук;

- интернатура - первичная последипломная специализация выпускников медицинских институтов по одной из врачебных профессий, проводимая после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Окончившим интернатуру присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры;

- ординатура - форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях;

- соискательство учёной степени кандидата наук – форма работы над диссертацией специалиста, прикреплённого к высшему учебному или научному учреждению без зачисления в аспирантуру и адъюнктуру;

- соискательство учёной степени доктора наук – форма работы над диссертацией специалиста, прикреплённого к высшему учебному или научному учреждению без зачисления в докторантуру.

Лица, повышающие свою профессиональную квалификацию в соответствующей форме, являются в соответствии с положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования аспирантами, докторантами или соискателями учёной степени.


«Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук.

Докторантом является лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание учёной степени доктора наук.

Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикреплённое к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени доктора наук».

На современном этапе формирование единой структуры высшего и послевузовского профессионального образования России происходит с целью его адаптации к существующим социально-экономическим условиям, образовательным потребностям личности, общества и государства, а также с учётом основных положений Болонской Декларации, призванных интегрировать отечественную высшую школу в международное образовательное пространство, и сложившихся национальных традиций функционирования вузов, образовательных учреждений послевузовского профессионального образования, научно-педагогических центров. Функционирование социальных институтов, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации, регламентируется рядом нормативно-правовых документов, в том числе:

Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с последующими дополнениями и изменениями).

Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими дополнениями и изменениями).

Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов».


Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 № 74 «Об утверждении единого реестра учёных степеней и званий и положения о порядке присуждения учёных степеней» (с последующими дополнениями и изменениями).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2007 №2 «Об утверждении положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций» (с последующими дополнениями и изменениями) и другими нормативно правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти в области образования.

В подготовке кадров высшей квалификации важным является системное взаимодействие аспирантов (докторантов, адъюнктов и т.д.), их научных руководителей и всех структур, заинтересованных в высоком уровне научных исследований и подготовке высокопрофессиональных научно-педагогических работников: отделов аспирантур (докторантур), кафедр вузов, диссертационных советов, Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Каждая из структур имеет свои цели и задачи, формируя на этой основе механизмы их реализации.

Научный руководитель проводит предварительное собеседование с поступающим в аспирантуру, докладывает об итогах собеседования в приёмную комиссию; проверяет реферат поступающего в аспирантуру по соответствующей специальности и готовит письменный отзыв; помогает аспиранту выбрать тему диссертации, составить индивидуальный учебный план и контролирует его выполнение; ходатайствует перед администрацией об установлении надбавки к стипендии, о назначении именной стипендии высшего учебного заведения, а также об отчислении аспиранта (соискателя), не выполняющего учебный план.

Отдел аспирантуры и докторантуры организует работу с кафедрами по направлению в аспирантуру (докторантуру) наиболее пригодных для научно-педагогической деятельности выпускников вузов; контролирует своевременность составления и выполнения индивидуальных планов, утверждение тем диссертаций, аттестации кафедрами аспирантов и соискателей; организует подготовку и документационное обеспечение работы приёмной комиссии, сдачу вступительных и кандидатских экзаменов, контролирует проведение занятий в группах подготовки, производит набор преподавателей, согласовывает их нагрузку и условия оплаты труда; подготавливает документацию на получение лицензий на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования через аспирантуру по новым специальностям; проводит мониторинг качества подготовки научно-педагогических и научных кадров через докторантуру, аспирантуру и институт соискательства и формирует предложения по её улучшению; ведёт личные дела аспирантов, докторантов, соискателей; осуществляет оперативную связь с Федеральным агентством по образованию и другими государственными органами по вопросам подготовки научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру и докторантуру.


Кафедры утверждают на своём заседании индивидуальные планы подготовки аспирантов и соискателей, темы диссертаций и представляют их на утверждение совету факультета (университета); ежегодно аттестуют аспирантов и соискателей, предоставляя результаты аттестации в отделы аспирантуры (докторантуры); дают заключения на прикрепление соискателя к соответствующей кафедре для работы над кандидатской диссертацией; рекомендуют квалифицированных преподавателей для проведения занятий по иностранному языку, философии и специальным дисциплинам с аспирантами и соискателями; планируют нагрузку преподавателей для работы с аспирантами и соискателями в соответствии с действующими нормативами и обеспечивают учебный процесс; разрабатывают тематические планы и графики занятий по соответствующим дисциплинам учебного плана подготовки аспирантов и соискателей; готовят вопросы и экзаменационные билеты для проведения вступительных и кандидатских экзаменов; проводят кандидатские и вступительные экзамены в аспирантуру по соответствующей специальности в установленные в Положении об аспирантуре сроки.

Диссертационный совет осуществляет предварительное рассмотрение диссертации в диссертационном совете и даёт заключение о ее соответствии специальности и отрасли науки, по которым диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертаций, о полноте изложения материалов диссертации в работах, опубликованных автором; принимает диссертацию к защите; определяет дополнительный список рассылки автореферата, разрешает печатание автореферата на правах рукописи назначает ведущую организацию, официальных оппонентов, а в необходимых случаях высказывает предложения о введении в состав совета дополнительных членов; проводит защиту диссертации на заседании диссертационного совета; по результатам защиты присуждают учёную степень кандидата наук или ходатайствуют перед ВАК о присуждении учёной степени доктора наук.

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) утверждает решение диссертационного совета о присуждении ученой степени кандидата наук и присуждает учёную степень доктора наук (после рассмотрения экспертным советом ВАК); присуждает учёное звание профессора (по специальности, согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования) и доцента (по специальности, согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования).


Объём и структура подготовки научных кадров высшей квалификации должны соответствовать целям и задачам политики страны в области образования и науки, перспективным планам обновления и преобразования техники и технологии. Необходимо определять новые подходы и механизмы трансформации послевузовского профессионального образования в соответствии с целями Болонского соглашения и повышать степень диверсификации и индивидуализации структуры подготовки.

Отчетная продукция: В качестве отчетной продукции по данному этапу реализации проекта представлены научно-информационные материалы цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения». Отчетные материалы в соответствии с Техническим заданием представлены на электронном носителе (CD) в формате Microsoft Word.