birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 8 9
УДК 001.94/.97 ББК 82.21 С 32


Издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 04-03-16148)

Рецензент:

доктор философских наук профессор В.В. Валъковская

СЕРДЮКОВ Ю.М. Альтернатива паранауке. — М.:

Academia, 2005. — 312 с. (Монографические исследования: философия)

Основная задача, которую ставит перед собой автор книги, - дать аргументированный отпор таким порождениям духовного регресса об­щества, как мистика, оккультизм, эзотерика, а также лженаука, в какие бы одежды она ни рядилась. Свой подход к изучению паранормальных явлений автор называет натуралистическим и стремится обосновать его эффективность. Особое внимание уделяется критике одной из наиболее распространенных современных форм психофизического дуализма — трансперсональной психологии, часто привлекаемой представителями неооккультизма в качестве теоретического прикрытия практических дей­ствий.

Для специалистов в области теории познания, ученых-естествоис­пытателей и обществоведов, преподавателей философских дисциплин, аспирантов и студентов философских факультетов вузов.

ISBN 5-87444-217-0 ББК 82.21

© Ю.М. Сердюков, 2005 г. © «Academia», 2005 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лившиц Р.Л. Против современного мракобесия 7

Введение 11

Глава первая. Естественные информационные системы

Онтологическая сущность познания 30

Генетическая информационная система 38

Понятие генетической информационной системы

и влияние генотипа на фенотип 38

Влияние фенотипа на генотип 47

Взаимодействие генотипа со средой 49

Сенсорная информационная система 52

Ощущение 52

Способность организмов к обучению 57

Перцептивная информационная систем 63

Восприятие 63

Измененные состояния сознания 69


Ментальная информационная система 73

Понятие ментальной информационной системы и ее

структура 73

Рефлексия 78

Интуиция 83

Глава вторая. Знание за границей рефлексии

Нерефлексивные формы познания 94

Понятие нерефлексивных форм познания 94

Проблема объекта исследования и источников
информации 99

Ill

Магия и шаманизм 106

Нерефлексивные факторы магии 110

Генетические и социокультурные предпосылки

магического опыта 110

Изменение состояний сознания 119

Рефлексивные ос нования магии и структура магического

ритуала 124

Специфика «первобытной» рефлексии 124

Структура магического ритуала 134

Глава третья. Формирование научного и паранаучного знания в классической китайской культуре

Общие основания науки и паранауки 142

Методологическая адекватность китайской науки 166

Превращение мантического ритуала ши в паранауку 174

Глава четвертая. Возникновение и эволюция психофизического дуализма

От идеи числовой гармонии Универсума к разделению

реальности на phaenomena и noumena 188

Эволюция проблемы познания в рационалистической

теологии 195

Гносеология христианского мистицизма 203

Апология трансцендентального субъекта 212

Трансперсональная модель реальности и познания .221

Глава пятая. Критика психофизического дуализма

Современные представления о субстанции и особенности

у^нтовомеханического описания мира 237

Концепция первичности сознания , 244

Холистическая концепция Д. Бома и холистическая

парадигма трансперсональной психологии 255

Физические интерпретации квантовых явлений 262

Эволюционный подход к теории квантового


измерения 267

Заключение 275


Приложения
Паранаука и оккультизм в г. Петропавловске-Камчатском

(1994-2002).. 293

Триграммы и гексаграммы «Книги перемен» 304

ПРОТИВ СОВРЕМЕННОГО МРАКОБЕСИЯ



КТУАЛЬНОСТЬ книги не подлежит сомнению. Ведь ныне классические ценности европейско-го рационализма поставлены под сомнение как на уровне массового сознания, так и на уровне -философской рефлексии. Создается впечатление, что в России средневековье никогда не заканчивалось, оно лишь на время отступило, чтобы в XXI веке вновь со всей силой заявить о себе. Кажется, еще немного, и мы станем свиде­телями процессов против ведьм. Духовный регресс обще­ства набрал такие масштабы и приобрел такие формы, что это не может не вызывать острой тревоги у всех думаю­щих людей,~у~всёх, кто сознает свою ответственность за судьбы культуры. К сожалению, попытки противостоять мутному потоку мистики, эзотерики, оккультизма и вы­ступающей под чужой личиной паранауки носят еди­ничный характер и предпринимаются от случая к слу­чаю. Лишь отдельные представители современной рос­сийской интеллигенции отваживаются бросить вызов мракобесию и решительно, последовательно и целеуст­ремленно отстаивать идеалы классического рационализ-_ма. Б их числе — автор этой книги. Новая монография Ю.М. Сердюкова являет собой продолжение его пре­жних работ против лженауки.

Р.Л. Лившиц

Своеобразие подхода автора состоит, прежде всего, в

том, что у него отсутствует установка на разоблачение кого
бы то ни было и чего бы то ни было. Он видит свою задачу
в том, чтобы(даттГнауч1ши^нализ) исследуемых феноме­
нов, раскрыть их реальное содержание. Автор строго сле­
дует академическому стилю изложения и научным крите­
риям аргументации. С этим связана другая отличительная
черта книги: фундаментальность. Автор стремится рас-
смотреть проблему во всейте глубине, представить анали­
зируемые феномены в общей системе связей.тШй^аттГшПГ)
^Научную картину мира) Св5^1Еследовательную позицию
он характеризует как натурализм, а не как материализм,
|| обосновывая именно такое самоопределение нескольки-

ми аргументами.

(В порядке дискуссии заметим, что, по нашим представ­
лениям, оппозиция «натурализм-супранатурализм» есть
слабое и несовершенное выражение оппозиции «матери­
ализм-идеализм». Отказ определить свое мировоззрение
как материалистическое не может быть воспринят фило­
софским сообществом иначе, как свидетельство недостат­
ка принципиальности, если не сказать сильнее. Наука все­
гда боролась с мистикой под флагом материализма, и нет
причин отступать от этой освященной веками тради-
| ции.)

|| Монография отличается ясностью и последовательно-

I стью как в постановке исследовательских задач, так и в фор-

;; мулировке их решений. Ключом к раскрытию сущности_

j всех анализируемых в работе феноменов вь1ступает_эвл-

| люционная эпистемология — концепция, существенно

1 "распшряющая понятие познания в сравнении с традици-

I онными взглядами. В соответствии с принятыми в этой

| концепции представлениями, познание — атрибут всего

живого. При этом само познание трактуется как информа-
|| ционный процесс. У человека выделяется четыре инфор-

| мационные системы: генетическая, сенсорная, перцептив-


|| ная и ментальная. В последней различаются рефлексив-

I ные и нерефлексивные формы познания. К рефлексивным

I птняния ЯИТОП ОТНОСИТ МИ(ЬОЛОГИЮ, фиЛОСофиЮ,

Против современного мракобесия

теологию и науку, к нерефлексивным — мантику, магию, мистицизм. Затем автор на примере двух разновидностей магии (тотемистической и шаманской) демонстрирует объяснительную силу своей концепции. Чрезвычайную эффективность магической практики Ю.М. Сердюков объясняет особой одаренностью шамана, актуализацией этой одаренности в условиях примитивных культур, ис­пользованием в ритуале найденных опытным путем эф­фективных факторов, а также внушением. Согласно кон­цепции автора, в магии проявляется действие всех прису­щих человеку информационных систем.

Вопрос о генезисе паранауки в монографии рассмат­ривается на примере китайской философии. Согласно развиваемым автором представлениям, наука и парана-ука имеют общий корень в едином нерасчлененном зна­нии, запечатленном в классичёских"дрёвних книгах ки-тайской мудрости. Развитие этой мудрости по типу на-укнГсо~стоял6~в7углублении содержащегося в нем объек­тивного знания. Переход к паранауке совершился тог­да, когда составляющие эти книги символы стали трак­товаться как самостоятельные трансцендентные сущно­сти.

Значительная часть монографии посвящена доказатель­ству ненаучности трансперсональной психологии, точнее говоря, доказательству того, что это паранаука. Автор обо­сновывает мысль о том, что трансперсональная психоло­гия признает существование сверхприродной реальности, что и заставляет числить ее по ведомству паранауки. В книге убедительно показана несостоятельность попыток / трансперсональной психологии апеллировать к достиже­ниям современной науки771остаточно обоснованным выг-лядит утверждение о том, что сторонники трансперсональ­ной психологии неверно интерпретируют новейшие есте­ственнонаучные данные.


Автор демонстрирует обширную эрудицию и умение глубоко осмысливать сложнейшие научные проблемы. Выводы и оценки всесторонне аргументированы и сфор­мулированы в корректной форме. Работа Ю.М. Сердюко-

«1Г7

10 Р.Л. Лившиц

ва представляет собой добротный научный труд, внося­щий весомый вклад в развитие теории и в дело оздоровле­ния интеллектуального пространства современной Рос­сии.

Р.Л. ЛИВШИЦ,

доктор философских наук,

профессор

ВВЕДЕНИЕ




ВЕДЕНИЕ» состоит из пяти частей. В первой из них дается краткое описание культурной ситуа­ции в стране, сложившейся под влиянием пара-науки и неооккультизма. Общие положения и оценки этой части «Введения» подтверждаются и иллюс­трируются эмпирическим материалом, представленным в «Приложении». Во второй части излагается позиция ав­тора по отношению к понятию «паранаука» и критериям, отличающим науку от паранауки. В третьей части описы­ваются проблемы, связанные с употреблением термина «материализм» и обосновывается предпочтение, отданное понятию «натурализм». В четвертой части формулируют­ся цель и задачи книги. В пятой части автор выражает бла­годарность своим рецензентам и учителям.

1

В последнее время культурную жизнь нашей страны буквально захлестнула невероятно активная деятельность разномастных астрологов, «мистиков», «магов», «колду­нов», «ясновидящих», «шаманов» и прочих представите­лей паранауки и оккультизма.

Прикрываясь благовидными предлогами, обещая исце­ление от всевозможных недугов, спасение от неудач, за­щиту от врагов и точное предсказание грядущих событий, подавляющее большинство практикующих «эзотериков» на самом деле ставит перед собой лишь одну цель — полу-чение денег.


12 Введение

Преобладание экономических интересов над интереса­ми этическими и познавательными лишило современные форзугьТмагии, мантики (гадание) и мистицизма их изна­чальной сути, превратив в действенные инструменты на­живы. В сложившейся на рубеже тысячелетий социально-экономической ситуации умелое применение псевдонауч-нь1Х_д.даже _псевдомагических методик обеспечивает вы­сокий доход^но не имеет ничего общего со стремлением к истине.

Понятно, что основной причиной широкого распрост­ранения указанных явлений в современной российской культуре стало не бессилие науки, с каждым днем увели­чивающей свою предсказательную, описательную и пре­образующую мощь, а ситуащ1я_неопределенности, в кото­рой оказалась часть населения СОСР^в~рёзуль"тате распада страны, краха п^ежпей^деолотш! и череды экономичес-кюуср_изисов. И если7 для одних людей сложная ситуация явилась действенным фактором саморазвития, раскрепо­щения и мобилизации душевных и физических сил, то у других все складывается иначе. Постоянная неуверенность в завтрашнем дне, экономические и политические спеку­ляции правящей элиты, несбывшиеся мечты о «светлом будущем», лишили их веры и в собственные силы, и в офи­циальную идеологию. Потеряв надежду на счастье в мире реальном, они обратились в поисках опоры к миру «сверхъестественного», эклектически соединяя во вновь обретенной вере элементы мировоззрения и культа раз­личных конфессий. В сознании таких людей привержен­ность к традиционным религиям самым причудливым об­разом дополняется доверием к «белым» и «черным» ма­гам, астрологам, экстрасенсам и шаманам.


Другим фактором, обусловливающим широкую попу­лярность современных интерпретаций магии, мантики и мистицизма, стало акцентирование в философии и мето­дологии науки исторического характера научного знания. Действительно, научное знание не_абсолютно, оно исто-, рично, а потому относительноТ|Но, утверждая это, следует помнить, что даже в примитивных культурах находящий­ся в здравом уме и твердой памяти абориген, обращался к гмагии только тогда, когда его интеллектуальные способ­ности и арсенал технических средств оказывались недо-

Введение 13

статочными для трешепяя^аю^-ляб^тщактических задач. Сейчас же многие интеллектуалы, находясь подПвлиянием сложившейся на рубеже веков «ситуации постмодерна», не затрудняют себя ознакомлением с научными способа­ми решения различных теоретических и практических за­дач и не вникают в проблематику методологии научного знания. Вместо этого они предгючита15ттид11ГТю'5олёе лег-" кому пути, полагая в равной степени^достоверными науч­ное и ненаучное знание и воскрешая тёор!ШГд^оиствён-нои истины, в ^рамкаЗГкоторой без особого труда находят свое объяснение (на самом деле псевдообъяснение) самых разных_феноменов реальности.

"ЖонечноТ^в современньБГусловиях даже весьма грамот­ные и квалифицированные специалисты могут компетен­тно судить лишь о небольшом круге вопросов. Сейчас про­сто невозможно одинаково глубоко разбираться, напри­мер, в современных методах прогнозирования, квантовой механике, биологии, истории и психологии. Даже на про­стое знакомство с новыми идеями и разработками прихо­дится затрачивать массу энергии и сил. Гораздо легче, не углубляясь в естественные причины сущего и не затруд­няя себя усвоением специальных знаний, довольствовать­ся более простым и потому более понятным объяснением. Его и предлагают различные формы религии и оккультиз­ма, сводя всю совокупность реальных, возможных и про­сто предполагаемых феноменов к постулируемым гипоте­тическим основаниям, j


В европейской философии и культуре в качестве тако­го универсального основания длительное время функци­онировала идея трансцендентального объекта — Бога. Но времена прямолинейного теистического монизма, по-ви­димому, уже канули в Лету1, и теперь среди российской интеллигенции особенно большую популярность приоб-

1 Хотя до сих пор нет недостатка в различных вариантах доказа­тельства бытия Бога. См. напр.: Волченко В.Н. Приятие Творца современной наукой //Сознание и физическая реальность. — 1997. — Т. 2. — № 1. — С. 1—7; Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Сознание и физическая реальность. — 1997. — Т. 2. — № 2. — С. 1 — 14; Корочкин Л.И. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы. Экскурс в биологию // http: www.weitz.ru/20biblio.htm и др.

14 Введение

рела одна из разновидностей концепции психофизичес­кого параллелизма — трансперсоналъная психология (ТП). Она опирается на большой по объему и интересный по со­держанию эмпирический материал, а также на эффектив­ность некоторых методов терапии, но философская интер­претация трансперсональной психологией полученных фактов по большей части некорректна. Об этом я уже нео­днократно писал1, и еще раз буду говорить в последней главе книги.

Даже среди профессионалов — философов и психоло­гов, наблюдается тенденция к распространению некрити-ческого и благожелательного отношения к идеям ТП. Так, например, из всех докладов, представленных на секции «Наука и паранаука» Третьего Российского философско­го конгресса, проходившего в сентябре 2002 г. в Ростове-на-Дону, только два — проф. Д.И. Дубровского и мой, име­ли по отношению к ТП критический характер. В осталь­ных сообщениях явно или латентно признавалась досто­верность «трансперсональных» философских идей, в рас­пространении и популяризации которых многие видели ключ к решению теоретических, экзистенциальных и со­циальных проблем. Аналогичная ситуация наблюдается сегодня также в области учебной и специальной моногра­фической литературы, где в лучшем случае присутствует некритическое изложение трансперсональных идей, отме­ченное явной симпатией авторов2.

Не менее тревожная ситуация сложилась и в отече­ственной философии, где общим местом стало игнори­рование биологических основ когнитивной деятельно­сти человека, дающее образцы удивительных для обра­зованного человека изречений. Так, например, одно из


следующая страница >>