





УДК 001.94/.97 ББК 82.21 С 32
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(проект № 04-03-16148)
Рецензент:
доктор философских наук профессор В.В. Валъковская
СЕРДЮКОВ Ю.М. Альтернатива паранауке. — М.:
Academia, 2005. — 312 с. (Монографические исследования: философия)
Основная задача, которую ставит перед собой автор книги, - дать аргументированный отпор таким порождениям духовного регресса общества, как мистика, оккультизм, эзотерика, а также лженаука, в какие бы одежды она ни рядилась. Свой подход к изучению паранормальных явлений автор называет натуралистическим и стремится обосновать его эффективность. Особое внимание уделяется критике одной из наиболее распространенных современных форм психофизического дуализма — трансперсональной психологии, часто привлекаемой представителями неооккультизма в качестве теоретического прикрытия практических действий.
Для специалистов в области теории познания, ученых-естествоиспытателей и обществоведов, преподавателей философских дисциплин, аспирантов и студентов философских факультетов вузов.
ISBN 5-87444-217-0 ББК 82.21
© Ю.М. Сердюков, 2005 г. © «Academia», 2005 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лившиц Р.Л. Против современного мракобесия 7
Введение 11
Глава первая. Естественные информационные системы
Онтологическая сущность познания 30
Генетическая информационная система 38
Понятие генетической информационной системы
и влияние генотипа на фенотип 38
Влияние фенотипа на генотип 47
Взаимодействие генотипа со средой 49
Сенсорная информационная система 52
Ощущение 52
Способность организмов к обучению 57
Перцептивная информационная систем 63
Восприятие 63
Измененные состояния сознания 69
Ментальная информационная система 73
Понятие ментальной информационной системы и ее
структура 73
Рефлексия 78
Интуиция 83
Глава вторая. Знание за границей рефлексии
Нерефлексивные формы познания 94
Понятие нерефлексивных форм познания 94
Проблема объекта исследования и источников
информации 99
Ill
Магия и шаманизм 106
Нерефлексивные факторы магии 110
Генетические и социокультурные предпосылки
магического опыта 110
Изменение состояний сознания 119
Рефлексивные ос нования магии и структура магического
ритуала 124
Специфика «первобытной» рефлексии 124
Структура магического ритуала 134
Глава третья. Формирование научного и паранаучного знания в классической китайской культуре
Общие основания науки и паранауки 142
Методологическая адекватность китайской науки 166
Превращение мантического ритуала ши в паранауку 174
Глава четвертая. Возникновение и эволюция психофизического дуализма
От идеи числовой гармонии Универсума к разделению
реальности на phaenomena и noumena 188
Эволюция проблемы познания в рационалистической
теологии 195
Гносеология христианского мистицизма 203
Апология трансцендентального субъекта 212
Трансперсональная модель реальности и познания .221
Глава пятая. Критика психофизического дуализма
Современные представления о субстанции и особенности
у^нтовомеханического описания мира 237
Концепция первичности сознания , 244
Холистическая концепция Д. Бома и холистическая
парадигма трансперсональной психологии 255
Физические интерпретации квантовых явлений 262
Эволюционный подход к теории квантового
измерения 267
Заключение 275
Приложения Паранаука и оккультизм в г. Петропавловске-Камчатском
(1994-2002).. 293
Триграммы и гексаграммы «Книги перемен» 304
ПРОТИВ СОВРЕМЕННОГО МРАКОБЕСИЯ

КТУАЛЬНОСТЬ книги не подлежит сомнению. Ведь ныне классические ценности европейско-го рационализма поставлены под сомнение как на уровне массового сознания, так и на уровне -философской рефлексии. Создается впечатление, что в России средневековье никогда не заканчивалось, оно лишь на время отступило, чтобы в XXI веке вновь со всей силой заявить о себе. Кажется, еще немного, и мы станем свидетелями процессов против ведьм. Духовный регресс общества набрал такие масштабы и приобрел такие формы, что это не может не вызывать острой тревоги у всех думающих людей,~у~всёх, кто сознает свою ответственность за судьбы культуры. К сожалению, попытки противостоять мутному потоку мистики, эзотерики, оккультизма и выступающей под чужой личиной паранауки носят единичный характер и предпринимаются от случая к случаю. Лишь отдельные представители современной российской интеллигенции отваживаются бросить вызов мракобесию и решительно, последовательно и целеустремленно отстаивать идеалы классического рационализ-_ма. Б их числе — автор этой книги. Новая монография Ю.М. Сердюкова являет собой продолжение его прежних работ против лженауки.




Р.Л. Лившиц
С

воеобразие подхода автора состоит,
прежде всего, в
том, что у него отсутствует установка на разоблачение кого
бы то ни было и чего бы то ни было. Он видит свою задачу
в том, чтобы(даттГнауч1ши^нализ) исследуемых феноме
нов, раскрыть их реальное содержание. Автор строго сле
дует академическому стилю изложения и научным крите
риям аргументации. С этим связана другая отличительная
черта книги: фундаментальность. Автор стремится рас-
смотреть проблему во всейте глубине, представить анали
зируемые феномены в общей системе связей.тШй^аттГшПГ)
^Научную картину мира) Св5^1Еследовательную позицию
он характеризует как натурализм, а не как материализм,
|| обосновывая именно такое самоопределение нескольки-
ми аргументами.
(В порядке дискуссии заметим, что, по нашим представ
лениям, оппозиция «натурализм-супранатурализм» есть
слабое и несовершенное выражение оппозиции «матери
ализм-идеализм». Отказ определить свое мировоззрение
как материалистическое не может быть воспринят фило
софским сообществом иначе, как свидетельство недостат
ка принципиальности, если не сказать сильнее. Наука все
гда боролась с мистикой под флагом материализма, и нет
причин отступать от этой освященной веками тради-
| ции.)
|| Монография отличается ясностью и последовательно-
I стью как в постановке исследовательских задач, так и в фор-
;; мулировке их решений. Ключом к раскрытию сущности_
j всех анализируемых в работе феноменов вь1ступает_эвл-
| люционная эпистемология — концепция, существенно
1 "распшряющая понятие познания в сравнении с традици-
I онными взглядами. В соответствии с принятыми в этой
| концепции представлениями, познание — атрибут всего
живого. При этом само познание трактуется как информа-
|| ционный процесс. У человека выделяется четыре инфор-
| мационные системы: генетическая, сенсорная, перцептив-
|| ная и ментальная. В последней различаются рефлексив-
I ные и нерефлексивные формы познания. К рефлексивным
I птняния ЯИТОП ОТНОСИТ МИ(ЬОЛОГИЮ, фиЛОСофиЮ,
Против современного мракобесия
т
еологию и науку, к нерефлексивным — мантику, магию, мистицизм. Затем автор на примере двух разновидностей магии (тотемистической и шаманской) демонстрирует объяснительную силу своей концепции. Чрезвычайную эффективность магической практики Ю.М. Сердюков объясняет особой одаренностью шамана, актуализацией этой одаренности в условиях примитивных культур, использованием в ритуале найденных опытным путем эффективных факторов, а также внушением. Согласно концепции автора, в магии проявляется действие всех присущих человеку информационных систем.
Вопрос о генезисе паранауки в монографии рассматривается на примере китайской философии. Согласно развиваемым автором представлениям, наука и парана-ука имеют общий корень в едином нерасчлененном знании, запечатленном в классичёских"дрёвних книгах ки-тайской мудрости. Развитие этой мудрости по типу на-укнГсо~стоял6~в7углублении содержащегося в нем объективного знания. Переход к паранауке совершился тогда, когда составляющие эти книги символы стали трактоваться как самостоятельные трансцендентные сущности.
Значительная часть монографии посвящена доказательству ненаучности трансперсональной психологии, точнее говоря, доказательству того, что это паранаука. Автор обосновывает
мысль о том, что трансперсональная психология признает существование сверхприродной реальности, что и заставляет числить ее по ведомству паранауки. В книге убедительно показана
несостоятел
ьность попыток /
трансперсональной психологии апеллировать к достижен
иям современной науки771остаточно обоснованным выг-лядит утверждение о том, что сторонники трансперсональной психологии неверно интерпретируют новейшие естественнонаучные данные.
Автор демонстрирует обширную эрудицию и умение глубоко осмысливать сложнейшие научные проблемы. Выводы и оценки всесторонне аргументированы и сформулированы в корректной форме. Работа Ю.М. Сердюко-
«1Г7
10 Р.Л. Лившиц
в
а представляет собой добротный научный труд, вносящий весомый вклад в развитие теории и в дело оздоровления интеллектуального пространства современной России.
Р.Л. ЛИВШИЦ,
доктор философских наук,
профессор
ВВЕДЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ» состоит из пяти частей. В
первой из них дается краткое описание культурной ситуации в стране, сложившейся под влиянием пара-науки и неооккультизма. Общие положения и оценки этой части «Введения» подтверждаются и иллюстрируются эмпирическим материалом, представленным в «Приложении». Во
второй части излагается позиция автора по отношению к понятию «паранаука» и критериям, отличающим науку от паранауки. В
третьей части описываются проблемы, связанные с употреблением термина «материализм» и обосновывается предпочтение, отданное понятию «натурализм». В
четвертой части формулируются цель и задачи книги. В
пятой части автор выражает благодарность своим рецензентам и учителям.
1
В последнее время культурную жизнь нашей страны буквально захлестнула невероятно активная деятельность
разномастных астрологов, «мистиков», «магов», «колдунов», «ясновидящих», «шаманов» и прочих представителей паранауки и оккультизма.
Прикрываясь благовидными предлогами, обещая исцеление от всевозможных недугов, спасение от неудач, защиту от врагов и точное предсказание грядущих событий, подавляющее большинство практикующих «эзотериков» на самом деле ставит п
еред собой лишь одну цель — полу-чение денег.








12
Введение
Преобладание эконо
мических интересов над интересами этичес
кими и познавательными лишило современные форзугьТмагии, мантики (гадание) и мистицизма их изначальной сути, превратив в действенные инструменты наживы. В сложившейся на рубеже тысячелетий социально-экономической ситуации умелое при
менение псевдонауч-нь1Х_д.даже _псевдомагических методик обеспечивает высокий доход^но не имеет ничего общего со стремлением к истине.
Понятно, что основной причиной широкого распространения указанных явлений в современной российской культуре стало не бессилие науки, с каждым днем увеличивающей свою предсказательную, описательную и преобразующую мощь, а ситуащ1я_неопределенности, в которой оказалась часть населения СОСР^в~рёзуль"тате распада страны, краха
п^ежпей^деолотш! и чере
ды экономичес-кюуср_изисов. И если
7 для одних людей сложная ситуация явилась действенным фактором саморазвития, раскрепощения и мобилизации душевных и физических сил, то у других все складывается иначе. Постоянная
неуверенность в завтрашнем дне, экономические и политические спекуляции правящей элиты, несбывшиеся мечты о «светлом будущем», лишили их веры и в собственные силы, и в официальную идеологию. Потеряв надежду на счастье в мире реальном, они обратились в поисках опоры к миру «сверхъестественного», эклектически соединяя во вновь обретенной вере элементы мировоззрения и культа различных конфессий. В сознании таких людей приверженность к традиционным религиям самым причудливым образом дополняется доверием к «белым» и «черным» магам, астрологам, экстрасенсам и шаманам.
Другим фактором, обусловливающим широкую популярность современных интерпретаций магии, мантики и мистицизма, стало акцентирование в философии и методологии науки исторического характера научного знания. Действительно, научное знание не_абсолютно, оно исто-, рично, а потому относительноТ|Но, утверждая это, следует помнить, что даже в примитивных культурах находящийся в здравом уме и твердой памяти абориген, обращался к гмагии только тогда, когда его интеллектуальные способности и арсенал технических средств оказывались недо-
Введение 13
статочными для трешепяя^аю^-ляб^тщактических задач. Сейчас же многие интеллектуалы, находясь подПвлиянием сложившейся на рубеже веков «ситуации постмодерна», не затрудняют себя ознакомлением с научными способами решения различных теоретических и практических задач и не вникают в проблематику методологии научного знания. Вместо этого они предгючита15ттид11ГТю'5олёе лег-" кому пути, полагая в равной степени^достоверными научное и ненаучное знание и воскрешая тёор!ШГд^оиствён-нои истины, в ^рамкаЗГкоторой без особого труда находят свое объяснение (на самом деле псевдообъяснение) самых разных_феноменов реальности.
"ЖонечноТ^в современньБГусловиях даже весьма грамотные и квалифицированные специалисты могут компетентно судить лишь о небольшом круге вопросов. Сейчас просто невозможно одинаково глубоко разбираться, например, в современных методах прогнозирования, квантовой механике, биологии, истории и психологии. Даже на простое знакомство с новыми идеями и разработками приходится затрачивать массу энергии и сил. Гораздо легче, не углубляясь в естественные причины сущего и не затрудняя себя усвоением специальных знаний, довольствоваться более простым и потому более понятным объяснением. Его и предлагают различные формы религии и оккультизма, сводя
всю совокупность реальных, возможных и просто предполагаемых феноменов к постулируемым гипотетическим основаниям,
j
В европейской философии и культуре в качестве такого универсального основания длительное время функционировала идея трансцендентального объекта — Бога. Но времена прямолинейного теистического монизма, по-видимому, уже канули в Лету1, и теперь среди российской интеллигенции особенно большую популярность приоб-
1
Хотя до сих пор нет недостатка в различных вариантах доказательства бытия Бога. См. напр.: Волченко В.Н. Приятие Творца современной наукой //Сознание и физическая реальность. — 1997. — Т. 2. — № 1. — С. 1—7; Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Сознание и физическая реальность. — 1997. — Т. 2. — № 2. — С. 1 — 14; Корочкин Л.И. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы. Экскурс в биологию // http: www.weitz.ru/20biblio.htm и др.


14 Введение
рела одна из разновидностей концепции психофизического параллелизма — трансперсоналъная психология (ТП). Она опирается на большой по объему и интересный по содержанию эмпирический материал, а также на эффективность некоторых методов терапии, но философская интерпретация трансперсональной психологией полученных фактов по большей части некорректна. Об этом я уже неоднократно писал1, и еще раз буду говорить в последней главе книги.
Даже среди профессионалов — философов и психологов, наблюдается тенденция к распространению некрити-ческого и благожелательного отношения к идеям ТП. Так, например, из всех докладов, представленных на секции «Наука и паранаука» Третьего Российского философского конгресса, проходившего в сентябре 2002 г. в Ростове-на-Дону, только два — проф. Д.И. Дубровского и мой, имели по отношению к ТП критический характер. В остальных сообщениях явно или латентно признавалась достоверность «трансперсональных» философских идей, в распространении и популяризации которых многие видели ключ к решению теоретических, экзистенциальных и социальных проблем. Аналогичная ситуация наблюдается сегодня также в области учебной и специальной монографической
литературы, где в лучшем случае присутствует некритическое изложение трансперсональных идей, отмеченное явной симпатией авторов
2.
Не менее тревожная ситуация сложилась и в отечественной философии, где общим местом стало игнорирование биологических основ когнитивной деятельности человека, дающее образцы удивительных для образованного человека изречений. Так, например, одно из