birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 12 13


Ю.М.ЛУЖКОВ


Возобновление Истории

Человечество в XXI веке и будущее России


СОДЕРЖАНИЕ


Современность как новое осевое время истории 3

I. Закат старого мира 9

1. Тупики развития современного мира 11

1.1. Кризис идеи прогресса 11

1.2. Проблема устойчивого развития 17

1.3. Религия экономического роста и «дух капитализма» 24

1.4. Постиндустриальный мир 29

2. Прерванная глобализация? 37

2.1. Глобализация и вестернизация: единый мир или «приватизация будущего»? 38

2.2. Геополитика и «геоэкономика» Нового мира 44

2.3. «После государства»: кризис классической модели государства и система ограниченного суверенитета 48

2.4. Феномен расколотой цивилизации и «Новый Новый мир» 51

3. Новые феномены истории 53

3.1. Будущее демократии и угроза всемирной гражданской войны 54

3.2. Проблема терроризма и этическая возможность массового террора 63

3.3. Реванш ценностей и ответ будущему на языке смыслов 68

II. К новому миру: как он возможен? 73

4. Предкризисная цивилизация: чему нас учит история 75

4.1. Синдром Предкризисного развития 75

4.2. Культ насилия как основополагающая проблема общественной и политической организации 82

4.3. Законы выживания: как человечество преодолевает себя 87

5. Человек Нового мира 97

5.1. Грядет ли Homo post-sapiens? 98

5.2. Прогресс нравственных задач 105

III. Российский путь 113

6. Россия и постсовременность: снова проблема модернизации 117

6.1. «Что такое Россия?» - главный вопрос нашему будущему 117


6.2. Тупик догоняющего развития и проблема зависимости развития 121

6.3. Выбор стратегии: «бюргерское государство» или «модернизационный прорыв»? 126

7. Новые вызовы и задачи государственного строительства для России 133

7.1. Неосвоенная Россия - главная угроза национальной безопасности 133

7.2. Есть ли будущее у государства? 138

7.3. Суверенитет в Новом мире 143

7.4. В поисках субъекта развития 147

8. Стратегия России для Нового мира 155

8.1. Ресурсы России в меняющемся глобальном мире 157

8.2. Внешнеполитическая идеология и возможные ориентиры внешней политики России 170

Заключение 193



«Сотворение мира – дело не мгновения, а вечности»

И.Кант

Современность как новое осевое время истории


(преамбула)

Нашим молодым современникам, вступившим в самостоятельную жизнь на рубеже тысячелетий, обычно представляется, что двадцать первый век должен был последовать за двадцатым с такой же неотвратимостью числового ряда, с какой двадцатый век следовал за девятнадцатым, а девятнадцатый за восемнадцатым. Но люди моего возраста могут вспомнить, что лет сорок тому назад наступление двадцать первого века вовсе не казалось абсолютно неизбежным. В начале 60-х годов многие не верили в способность политиков предотвратить ядерную катастрофу. Ученые рассчитывали, сколько раз можно уничтожить человечество, взорвав накопившиеся боеголовки, и какие последствия для здоровья, жизни и репродуктивной способности людей повлекут за собой продолжающиеся испытания атомного оружия в атмосфере. Человеческого разума все же хватило на то, чтобы цивилизация выжила.

То, что двадцать первый век начался, – историческая заслуга поколения наших отцов и матерей. Забывать об этом и думать, будто события только так и могли развиваться, как они развивались в действительности, было бы с нашей стороны не только неблагодарно, но и опрометчиво. Опрометчиво – потому что за этой ошибкой последует еще одна, которая уже грозит стать роковой. А именно: нам покажется, что и двадцать первый век так же гарантированно сменится двадцать вторым. Между тем, наступившее столетие не оставляет места для такого благодушия.


События 11 сентября 2001 года в США часто называют переломными. Для многих перелом наступил раньше. Для очень многих – и у нас в России, и в других цивилизованных странах – он не наступил и по сей день. «Черный октябрь» в Москве и то, что последовало за ним, подтвердили это со всей безжалостностью.

Новый век вступает в свои права жестко и жестоко, предъявляя мировой цивилизации новые этические, экономические, технологические, экологические, демографические и культурные вызовы. Явление терроризма на авансцену мировой истории стало лишь символическим средоточием этих вызовов и нового качества развития мира.

11 сентября в США и 23-26 октября в России – эти страшные даты мы всегда будем вспоминать не только даже как начало новой эпохи, нового века человеческой истории, но как завершение предыдущего мира, его исчерпанность.

Мы уже никогда не будем такими как прежде. Потому что История возобновилась. По крайней мере, для значительной части человечества, которую часто называют цивилизованной, вновь начался отсчет времени. История возобновилась и разрушила ту иллюзию благополучного завершения эволюции всемирной цивилизации, которая возникла в конце 80-х, после поражения коммунистической системы.

Тогда нарушение баланса сил двух мировых систем, определявших развитие на протяжении почти всего века, породило эйфорию победы без применения силы. Ее следствием стала малоконтролируемая самодостаточность западного мира, пренебрежение к международным институтам, нормам и ограничителям, которые, к тому же, были во многом порождением биполярного мира и казались в новых условиях излишними.

Провозглашенная доктрина «конца истории» утверждала, что западный мир, его ценности, рыночная экономика и построенная на их основе мировая политическая система – есть наивысшее достижение цивилизации. Остальные страны и системы так или иначе, рано или поздно в рамках процесса глобализации будут втягиваться в подобную логику «догоняющего» по отношению к Западу развития и следовать за ним. При этом те культуры и цивилизации, которые по собственной воле или по нежеланию Запада останутся «за бортом» глобализационного процесса, будут деградировать и погибать в процессе «исторического отбора».


Будущее человечества превращалось из напряженного поиска и борьбы различных моделей развития в механический процесс перемалывания стран, народов и культур, где не все дойдут, дотянутся до «зияющих высот» потребительской цивилизации современного западного общества. Западный мир присвоил себе в этот момент статус Демиурга, не только творящего мир, но и уже являющегося сегодня его будущим.

Придание развитию Запада такого статуса и ценности позволяло «не учитывать» остальной мир и, одновременно, порождало принципиально новые подходы к организации международных отношений, «глобальный эгоизм» – право вмешательства в любую ситуацию в любой точке Земли на основании «гуманитарных» соображений и ценностей прогресса.

Однако попытка «закрыть историю» оказалась не более чем иллюзией. История возобновилась, однако мы не знаем, куда и как, какими путями и к каким горизонтам она теперь пойдет. Новый мир становится намного более непредсказуемым и случайным в своем развитии, потому что в нем появляются новые, неведомые и неподконтрольные силы и течения.

Будущее мира вновь превратилось в вопрос. Но если раньше, на протяжении того же XX века, этот вопрос о будущем всемирной цивилизации был вопросом о том, каким оно будет и чей проект будущего лучше, то сегодня вопрос о будущем – это вопрос о том, будет ли оно вообще у всемирной цивилизации и планеты Земля?

Сегодняшнее состояние всемирной цивилизации наиболее близко тому периоду в истории человечества, который пришелся на середину первого тысячелетия до нашей эры и был назван «осевым временем истории». Именно тогда сформировались базовые основы современных цивилизаций, Востока и Запада, философии и культуры, именно тогда складывались условия для зарождения мировых религий, возникла и сама логика всемирного исторического развития. И происходило это как ответ на надвигающуюся катастрофу. Уже тогда человечество, быть может, впервые, оказалось на пороге самоуничтожения – экстенсивный рост и «технологические» возможности истребления друг друга грозили гибелью мира, не способного осознать самое себя, свои проблемы и свои цели.


Только свершившаяся «революция сознания» сделала человека тем, что он есть сегодня. Этот прорыв позволил цивилизации преодолеть тот глобальный кризис, который мог привести к преждевременной «развязке истории».

Сегодня наша цивилизация в буквальном смысле слова ужасно напоминает эту картину прошлого. Мы стоим на пороге «нового осевого времени», новой великой «революции сознания», без которой современная всемирная цивилизация не сможет дать ответ на вызовы своему существованию, преодолеть очевидную ограниченность возможностей экстенсивного развития, неспособность справиться в рамках существующей системы и тенденций развития с комплексом социально-экономических, демографических, экологических и политических проблем.

Мир оказался на пороге перехода в новое качество своего развития. Именно с этим качественным характером перемен связана напряженность сегодняшнего хода истории. Мир изменяется, и он неизбежно изменится. Главный вызов для нас в том, что с человечеством или уже без него, но это изменение произойдет. Мы не знаем сегодня точно и как будут изменяться человек и человечество. Однако они выживут только если сумеют преобразоваться. Эта, на первый взгляд, простая и банальная мысль сегодня – императив развития цивилизации.

Человечеству необходимо научиться управлять не только и не столько состоянием общества, но в первую очередь и прежде всего тенденциями его развития. Мир должен перейти к принципиально новым основам и принципам социальной инженерии и цивилизационного строительства.

В нынешнем хрупком мире сохраняющим управлением может быть только «управление из будущего». Будущее не отделено от настоящего железным занавесом. Образ будущего, каким бы способом он не был получен, встроившись в систему социальной коммуникации, исподволь влияет на поведение людей. Многократно описанные психологами, социологами и врачами факты «самоосуществляющихся пророчеств» поражают воображение: люди, бессознательно подталкивая события к предсказанному результату (пусть даже самому неблагоприятному для них), способны без видимых причин физически погибать или, наоборот, выживать, в зависимости от внушенной перспективы.


Именно поэтому мир стоит перед необходимостью определиться и сделать решающий выбор. При этом сделать его рационально, прекрасно понимая что происходит, осознавая весь масштаб тех проблем, которые перед ним стоят, и чем ему угрожает дальнейшее развитие ситуации. Мы должны сознательно сформулировать и выбрать стратегию развития. Эта стратегия должна быть ответом на те вопросы Истории, которые сегодня стоят перед нами и которые свидетельствуют о закате Старого мира.



следующая страница >>