birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Введение


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан. Свое дальнейшее развитие их идеи нашли в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Общеизвестно, что воспитание и патриотическое, в том числе, должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы авторов И.А.Агаповой, М.П.Бузовского, В.В.Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фроловой.

Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Исследования проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Н.В. Алешиной, А.А. Зеленовой, Л.В. Логиновой, М.Д. Маханевой.

Теоретические и методологические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в трудах М.Н. Аплетаева, Н.И. Болдырева, А.В. Беляева, И.А. Долголевой, Р.Г. Гуровой, И.С. Кона, Э.И. Моносзона И.С. Марьенко, Г.М. Филонова и ряда других авторов. Изучением социально-педагогических проблем гражданственности, нравственности и культуры занимались Н.И. Аполлонов, Ш.А. Амонашвили, А. А. Аронов, В.Г. Ананьев, Ю.П. Азаров, П.К. Ахаян, Л.И. Божович, М.И. Богомолова, B.C. Библер, A.M. Виноградова, А.В. Ковалев.


Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Именно региональный компонент может стать фактором, способствующим построению воспитания и образования на должном для решения этой проблемы уровне. Региональный компонент рассматривается как деятельность по организации образовательного пространства в ДОУ, основанного на познании ближайшего окружения в широком смысле этого слова и воспитании любви к нему, что неизбежно ведет к развитию интереса к культурно-историческому пространству всей страны.

Стремление способствовать патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом повлияло на выбор темы нашей курсовой работы.

Объект исследования: средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом.

Цель исследования: составить систему работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.

Задачи исследования:


  • Изучить литературу по проблеме исследования.

  • Определить задачи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  • Апробировать отдельные элементы системы работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.

Методы исследования:

  • Изучение планирования работы воспитателя по патриотическому воспитанию детей старшей группы.

  • Наблюдение занятий детей старшей группы.

  • Беседы с детьми о родном городе.


1. Понятие и сущность патриотического воспитания. Подход отечественных педагогов прошлого и современности к данной проблеме


Воспитание патриотизма всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. (18)

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана прежде всего с самим понятием патриотического воспитания, с содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества. (4). Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по-своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Так в семье формируется основа патриотического воспитания.

Патриотизм - это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому.

Жизнь в определенной мезосреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычиям. Это базовый компонент патриотического воспитания.

Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интерес. (14)

Прежде всего, надо помнить, что патриотизм-категория нравственности. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь. (6)


Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.(26) Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Ккнязькова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю.

В дошкольных учреждениях всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий компонент выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста.


Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. (26)

Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

В 60-70-е гг. 20 века патриотизм стал рассматриваться как стиль преподавания. Основной упор делается на познании ребенком своей страны.

Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности "С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений" (сост. Л.А. Кондрыкинская.М.,2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.


Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста", защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области. (19) Много интересного материала по общим проблемам патриотического воспитания молодежи в этот период содержится в публикациях Возлинского Г.М., 2000; Илющенко Р., 2004; Князькова С., 2002; Миронова В., 1994; Печень Н. А. , 1994 и т.д.). Общим для них является показ злободневности этой работы, поиск и предложение наиболее эффективных путей ее ведения.

2. Задачи и содержание патриотического воспитания

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания достопримечательностях родного города, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. (29)


Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:


  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Деятельностный подход;

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.(17)

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

-знакомство с семьей, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе - посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости. (25)

3. Методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Методика   ознакомления   детей   с  родным   городом  и воспитание любви к своему краю разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города, его людях, о крае, где мы живем.(28) В сильные морозы или в метель, когда нет возможности прогулок, можно проводить наблюдения в помещениях: за снегопадом, метелью, пургой, узорчатыми узорами на окнах.


При  ознакомлении   детей   с  историей города можно организовать поисковую деятельность:  дети  будут расспрашивать своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые могут сообщить  детям об известных людях микрорайона. На занятиях  дети  обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий.

Также при  ознакомлении   детей   с   родным   городом  эффективным  методом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывают, как обозначить известные достопримечательности города. Аналогичная работа проводится и со схемой микрорайона: дети совместно со взрослыми обозначают названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности, рисуют дорогу из дома в детский сад. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Фишки с обозначением известных объектов микрорайона - детский сад, больница, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие - придумываются и изготовляются вместе с детьми.

Метод – это способ достижения цели, представляющий собой определённым образом упорядоченную деятельность. В процессе обучения воспитатель использует различные методы и приёмы.

Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Приём – это часть метода.

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приёмы для того, чтобы повысить его эффективность. Например, используя беседу как основной метод систематизации знаний детей о весне, педагог дополняет это различными приёмами, показом веток с распустившимися листьями, загадыванием загадки, чтением стихотворения.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:


1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. (18)

На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель сообщения этих знаний - формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, он должен подумать об использовании специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.(11)

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. На занятиях при сообщении новых сведений целесообразно для развития любознательности, интереса к предмету разговора предлагать детям задавать вопросы педагогу. Очень эффективным средством, способствующим усвоению нового материала и воспитанию чувств детей, является использование на занятиях художественных средств в различных сочетаниях в зависимости от темы. При ознакомлении дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Использование на занятиях игровых приемов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия.


Игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся ими с занятия в повседневную жизнь.

Игры, так же как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах.

Одним из основных способов, стимулирующих длительные коллективные игры, является умело организованная беседа педагога с детьми. Беседой можно подвести детей и к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждаются поведение и поступки того или иного ребенка. Потребность детей шести-семи лет делиться своими впечатлениями и мыслями со взрослыми настолько велика, что они часто сами вовлекают его в свою игру. Старшие дошкольники нуждаются в познавательных, деловых, личностных контактах со взрослыми.

Целевые прогулки - целесообразная форма непосредственного знакомства детей с природой родного края. При ознакомлении с родным городом проводятся целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям: «Праздничная улица», «Предновогодний город»,

Диапазоном объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. (17)


Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:


  • Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);

  • Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

  • Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

  • Люди берегут и охраняют природу;

  • Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах.

Одним из основных методов, стимулирующих длительные коллективные игры, является умело организованная беседа с детьми.

Подчеркивая положительную роль беседы в планировании и в развитии совместных действий, необходимо отметить, что педагог не преследует цель привлечь всех детей группы к определенной игре. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждаются поведение и поступки того или иного ребенка. Беседа педагога служит также способом подведения ребят к оценке результатов игры (как играли, что сделали), которая является существенным элементом в сплочении детей, в побуждении желания продолжить игру, совершенствовать ее. В непринужденной беседе на темы самой интересной и увлекательной деятельности - игры - педагогу легче наладить контакт с ребятами, вызвать их на откровенные разговоры.(11)

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города.


Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).

4. Выявление знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о родном городе

Для того чтобы выявить, какие знание уже имеются о детей о родном городе, можно использовать несколько методов.

Первый из них – разгадывание кроссворда. На доске в помещение группы воспитатель рисует сетку кроссворда и красным мелом выделяет клеточки ключевого слова. После чего задает детям вопросы. В случае, если дети правильно отвечают на все вопросы, получается ключевое слово, например, название улицы на котором расположено дошкольное учреждение, или основная достопримечательность города.

Второй метод – викторина. Воспитатель делит детей на две группы и каждой группе задает по 10 вопросов, различающихся по уровню сложности о родном городе. Например, в честь какого известного человека названа улица, в каком году основан город, какие существуют памятные даты в истории города и т.д. В качестве награды выигравшей команде дарят книги про родной город, которые можно изучать вместе с родителями, а проигравшей команде вручают утешительные призы, но обязательно связанные с историей города. Желательно подобрать такие подарки, при помощи которых можно получить ответ на те вопросы, с которыми дети самостоятельно не справились.(9)

Третий метод – анкетирование, но не в его привычном понимании, ведь многие дети еще не умеют читать. Вместо вопросов предлагаются картинки, а ребенок должен сказать, что изображено на картинке: улица, достопримечательность, памятник, известный городской деятель и т.д.


Четвертый метод связан с посещением краеведческого музея (или музея, в котором представлены экспозиции о родном крае). Детям предлагается до рассказа экскурсовода рассказать все, что они знают о материалах экспозиции.

Уровень знаний дошкольников по данной теме оценивается воспитателями групп, старшим воспитателем и заведующей: проводятся беседы с воспитателями и детьми, наблюдения за взаимодействием педагогов в процессе их работы с дошкольниками, за детьми во время игр и занятий; анализировать продуктивную деятельность дошкольников. (26)



следующая страница >>