birmaga.ru
добавить свой файл

1
Выступление на семинаре для руководителей методических объединений школ города


«Из опыта работы начального звена за 3 года по новым учебным

планам».

Задача гуманизации и демократизации учебного воспитательного процесса как важнейшая составная часть перестройки современной школы побуждает учителя к всестороннему анализу практики своей работы, самооценке сложившейся ситуации преподавания, поиску наиболее эффективных способов обучения, творческому преломлению передового опыта коллег, наделенные на собственные оригинальные подходы в работе. Учителя начальных классов нашей школы учатся в настоящее время работать творчески, без шумовых эффектов, решительно отходят от всякой внешней парадности.

В настоящее время школы широко используют предоставленные им права по организации экспериментальной работы, опробируют новые варианты учебных планов.

Наша школа уже много лет работает по введению в начальных классах с первого класса иностранного языка, информатики, 2-х часовое обучение музыке, художественный труд и изо, 4-«а» - 4 часовая физкультура. Учителя специалисты расскажут о своих результатах за три года, о влиянии на развитие личности преподавание этих дисциплин.

Глубже прорабатывался вопрос межпредметных связей на уроках чтения, изобразительного искусства, Природоведения, музыки и т.д., что позволяло пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость, воспитывать культуру чувств, нравственно обогащать личность ребенка. При изучении тем, связанных с устным народным творчеством, при знакомстве с произведениями русской и иностранной литературы па значительном большинстве уроков чтения звучат русские народные песни, муз. пьесы русских композиторов. Чаще на уроках чтения учителя умело применяют репродукции картин, изделий палехских мастеров, русских умельцев.

На уроках чтения в 1 классе учителя использовали прием работы в парах сменного состава.

Учителя подготовили из старых книг коротенькие рассказы, стихи. Каждый ученик получал по одной такой карточке. Все прочли свои рассказы, если что-нибудь было непонятно, спрашивали. После этого началась работа в парах:


Ребята по очереди читали свои рассказы товарищам по парте, а затем обменивались карточками рассказами). После такого обмена карточками происходила смена партнера по работе.

В ходе новых встреч ученики читали друг другу свои тексты, рассматривали картинки (если они были) и снова менялись карточками. Естественно, что каждый участник такого подлинно коллективного чтения старался, как можно больше прочесть рассказов, т.к. каждый рассказ был для него новым и интересным. Чем больше ученик читал рассказов, чем больше у него было встреч, тем лучше начинал читать вслух, его чтение становилось более

выразительным, шире становился круг его общения со своими товарищами,

разнообразилось содержание, и поднимался уровень его общения.

После 20-30 минут коллективной работы с карточками-рассказами ученики

отвечали на вопросы учителя: кто с кем работает? Сколько прочли

рассказов? какой рассказ ( стих) вам больше всего нравится и т.д.

Говоря о чтении, его содержании нельзя сбросить со счетов технику чтения.

Учителя начальных классов вели эксперимент по развитию оперативной памяти у детей.

Что для этого делали?

В начале каждого урока (5 минут) читали в режиме жужжащего чтения. Каждый день писали зрительные диктанты по специально составленным текстам.

Успехи, достигнутые учителями в этом эксперименте, радуют. Дети становятся внимательнее, память значительно развивается и заметно повышается техника чтения.

Во 2 классе мы работаем по книге «Маленькая дверь в большой мир» . К работе по этой книге мы подходили творчески. Мы ее использовали для уроков внеклассного чтения. Многие произведения там даны в сокращении, а мы читали книгу в оригинале, беседовали по ним. (Мы прочитали много больших произведений).


Такая работа положительно отразилась на технике чтения детей и заинтересованности детьми произв. писателей.

На родительских собраниях давали родителям тематику «для семейного чтения».

На уроках русского языка учителя начальных классов используют метод отражающего материала (перспективную подготовку к изучению трудных тем программы, опорные схемы- опоры, комментируемое управление). Все это помогало детям осознать , осмыслить все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия.

Учителя 3-х классов заранее знакомят с программой 5 кл., советуются с учителями - словесниками о подготовке детей к обучению в среднем звене. Дети 3 классов уже познакомились с разбором предложения по чл. пр. как в 5 классе (дополн., опред.,обстоят.), с разбором простого предложения, сложного.

Учителя начальных классов, зная учебник 3 кл. и 5 кл., творчески подходят к подготовке своих детей. Так, например, в уч. 3 кл. очень мало наречий, а в уч.5 кл. этот материал дается так, словно он уже хорошо закреплен в нач.кл. Учителя начальных классов знают, что поздно по программе начинается изучение правила написания 2-го и Зл, неопр.ф.гл. и учитель начинает эту работу раньше, чем это по программе.

На уроках математики учителя начальных классов дают дифференцированные задачи.

При решении задач слабым детям дают картинки с краткой записью, схему, рисунок.

Часто используют метод составления обратных задач.

Обратные задачи заставляют мыслить, являются проводником прямой задачи, вырабатывают самоконтроль, самостоятельность.

Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении или вычислении упражнений, надо привести элемент занимательности как в содержании, так и в форму такой работы(ребусы, игры, пословицы и поговорки, викторины, соревнования и т.д.).

На уроках математики учителя работают над увеличением скорости математических вычислений.


«5» - 40 цифр в минуту

«4» - 30

«3» - 20


  1. Готовятся карточки, примеры располагаются под обрез ( решают на подкладном листе).

  2. Для развития оперативной памяти решают примеры такого вида

365 37859

+ +

589 ____7

285

  1. Включать наиболее трудные элементы табличного умножения

7 x 6 3 x6

7 x 8 5 x 9

7 x 9 4 x 9

9 x 6

  1. Если некоторые дети плохо знают таблицу умножения, то с ними провод. усвоения трудных случаев в виде игры.


5) Сорбонки для усвоения табличного умножения маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например 7x8, а на другой - ответ (56).

Имея набор таких листочков, ученик играет: угадал, не угадал? 5x6=30

Угадал, карточка ложится в одну сторону.

7x6 забыл. Карточка откладывается в другую сторону. Постепенно

остаются карточки только с неусвоенными элем таблицы.
С ними-то и тренируется ученик по 3-5 минут несколько раз в день. Высокая эффективность применения Сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

  • концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены.

  • увеличение частоты тренировок. ,

  • раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.