birmaga.ru
добавить свой файл

1
Всероссийский интернет-конкурс


педагогического творчества

2013-2014 учебный год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №24»

Шпаковского муниципального района

Опыт работы

классного руководителя

«Формирование социальных компетенций через развитие навыков культуры поведения»

Подготовила: подготовила:

учитель начальных классов МБОУ НОШ №24 Хачатрян Джульетта Эрнестовна




СЛАЙД 1

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.
В.А.Сухомлинский
СЛАЙД 2

Уважаемые коллеги, я представляю вашему вниманию проект на тему: «Формирование социальных компетенций через развитие навыков культуры поведения»

СЛАЙД 3

Процесс реализации проекта.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что «.. главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

Задачей современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, в частности обеспечение его социальной компетенции в обществе.

Младшего школьника необходимо целенаправленно знакомить с традициями, выработанными в школе, семье, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных школьных и жизненных ситуациях.


СЛАЙД 4

И здесь, на мой взгляд, складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.

Во-первых, развивается мотивация социально - значимой деятельности.
Во-вторых, в процессе развития познавательной сферы ребенок учится управлять психическими процессами.
В- третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке.
В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми.

Недооценка значения систематической работы по воспитанию культурного поведения учащихся приводит к тем печальным фактам, которые описаны на страницах периодической печати, в статьях наших известных деятелей культуры. Занимаясь воспитанием культуры поведения, взрослые (и учитель, и родители), к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил, мало упражняя детей в правильном поведении, недостаточно обучая их хорошим манерам и приличию.

Набирая учеников в первый класс, я столкнулась со следующими трудностями.
Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым. Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д. В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы.

СЛАЙД 5

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:


  • нетерпимость детей друг к другу;

  • неумение трудиться на общее благо;

  • эгоизм, дефицит общения;

  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.


СЛАЙД 6

Таким образом, возникла гипотеза о том, что развитие навыков культуры поведения и общения способствует успешному формированию социальных компетенций младших школьников

Исходя из вышеизложенного, цель моего педагогического проекта заключается в создании воспитательного пространства, позволяющего развивать в системе социальные компетенции младших школьников.

Раскрывая суть социальных компетенций, я ставлю перед собой

СЛАЙД 7

следующие стратегические задачи:

Формирование знаний, умений и навыков здоровьесбережения, как основы бытия человека

Воспитание гражданственности, побуждение к социально значимой деятельности

Развитие информационно-технологической способности учащихся

Формирование навыков социального взаимодействия, навыков культуры поведения и общения, основанных на нравственных культурных ценностях

Объектом педагогического проекта являлись учащиеся моего класса, 24 человек

По количеству участников данный проект является групповым, т.к. осуществляется между группами его участников.

По продолжительности проведения является длительным, срок реализации 4 года.

Идея проекта состоит в создании дополнительного пространства, способствующего формированию социальных компетенций учащихся

Предмет исследования: Процесс формирования социальных компетенций учащихся посредством повышения уровня культуры поведения и общения

СЛАЙД 8

Проект имеет следующие характеристики:


Он является

1. личностно-ориентированным, т.к. основывается на принципах личностно- ориентированного подхода в организации всех видов деятельности с участниками проекта.


  1. креативным, т.к. предполагает создание творческих продуктов деятельности участниками проекта.

  2. практико – ориентированным, т.к. предполагает наличие результатов деятельности участников проекта: проекты, праздники, викторины, газеты.

СЛАЙД 9

По типу предметно-содержательной области проект является социальным, т.к. затрагивает разнообразные виды деятельности классного коллектива, его взаимосвязь с другими социальными организациями, родительской общественностью, предполагает осуществление различных социальных связей в процессе решения его задач.

По характеру контактов является как внутренним, так и внешним, так как предполагает преобразования как в пределах воспитательного пространства класса, так и связь со школой и другими и социальными организациями.

Участники проекта являются не только классный руководитель и учащиеся класса, но и администрация школы, родители учащихся, педагоги дополнительного образования.

Целевые группы и их интересы в проекте:

Классный руководитель, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования:

  1. Накопление опыта работы по формированию социальных компетенций

  2. Использование инструментария мониторинга уровня развития социальных компетенций, уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.

  3. Творческое самовыражение.

Заместитель директора по УВР:

  1. Создание информационно - методического банка проекта.

  2. Создание пространства творческого самовыражения педагога.
  3. Диагностика, анализ и выдача рекомендаций по коррекции работы, предполагающей достижение цели и задач проекта.


Учащиеся:

  1. Приобретение дополнительной возможности для самореализации.

  2. Развитие уровня социальной и иноязычной коммуникативной компетенции .

  3. Развитие личностных качеств.

  4. Создание условий для успешной адаптации при поступлении в школу и при переходе в среднее звено.

Родители:

  1. Приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей.

  2. Развитие и укрепление контактов со школой.

  3. Обогащение внутрисемейных отношений.

Инновационность , т.к развивает личность ребенка

СЛАЙД 10

Работу по реализации проекта я начала с изучения теоретической и методической литературы и опиралась на труды В.А. Сухомлинского, Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, и Н.Ф.Талызиной, технологии Н.А.Зайцева и Д.Б. Эльконина.

Классный руководитель - это старший друг, помощник, советчик ребёнка. Главным результатом реализации проекта является способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.

В своей работе я использовала основные методы: наблюдение, беседа, диалог, игра, метод проектов, педагогическое моделирование, а так же методы диагностики и анализа результатов.
СЛАЙД 11
Основными ресурсами проекта я считаю:


      1. Организационные: работа методического объединения классных руководителей, организация взаимодействия с учителями-предметниками школы, налаживание связи с педагогом-психологом и социальным педагогом школы, сотрудничество с администрацией.

      2. Информационные: сбор, обработка, анализ информации по данной проблеме, знакомство педагогического коллектива и других участников проекта с его содержанием.
      3. Мотивационные: действия, призванные сформировать положительное отношение к организации и реализации проекта.


      4. Нормативно – правовые: подготовка документов, регламентирующего характера ( календарно-тематическое планирование)

      5. Научно – методические: создание научно – методического обеспечения реализации проекта (различных методических памяток, инструкций, рекомендаций и др.)

      6. Материально - технические: материально- техническое обеспечение школы позволяет организовать проект без дополнительного бюджетного финансирования. Возможно использование спонсорских средств.


СЛАЙД 12
Механизм реализации проекта осуществляется во внеурочной время через проведение следующих мероприятий

- проведение часов общения по проблеме культуры поведения;

- работа Клуба Вежливых наук;

- участие в работе школьного детского объединения «Гномы»

- вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования;

- участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня

(классный, школьный, районный, краевой…)
СЛАЙД 13,14,15
На мой взгляд, такой вид деятельности как час общения, является важным и эффективным методом воспитания учащихся…Главное, чтобы час общения проводился систематически и был направлен на реализацию именно практических задач. Для реализации проекта мной разработан план проведения часов общения, которые позволили мне решать задачи проекта.

класс

Тема

Город Вежливых наук

1 класс

Я - ученик

Зачем нужны правила поведения?

Как стать волшебником?

Секреты здоровья

Способы общения

Я жду гостей

Поведение в общественных местах


Я и моя семья

Мой родной край


Город Справедливости

2 класс

Как сделать класс дружным?

Я имею право

Поведение в конфликтной ситуации

Речевой этикет

Умение слушать

Я и Отечество

Несколько " вредных" советов

Что значит быть свободным


Город Открытий

3 класс



Что значит быть гражданином своей страны?

Вежливый отказ

Слова - паразиты

Умение сказать «Нет»

Славные страницы истории Отечества

Мир моих увлечений

Мир отношений

4 класс

Что такое милосердие?

Каким я хочу стать?

От улыбки станет всем светлей!

Секреты мастерства

Сотвори себя сам

Город Почемучек

Сопротивление давлению со стороны

Слово о родном городе

СЛАЙД 16

На часах общения я использовала следующие методы и приемы воспитания культуры поведения:

- Пример педагога

- Этические беседы

- Речевые логические задачи (рассказы-коллизии)

- Задачи практического характера

- Сюжетно-ролевые игры

- Совместная деятельность детей (работа в парах, в группах, проектная деятельность)
СЛАЙД 17

Моя роль, как классного руководителя, заключается не только в передаче знаний и в формировании умений и навыков посредством различных методов и форм воспитательной работы. Мне важно было создать социально-значимую среду, в которой дети могли проявлять накопленные на часах общения умения и навыки по вопросам культуры поведения и приобретать социокультурный опыт. И я вместе с детьми организовала КЛУБ ВЕЖЛИВЫХ НАУК.

СЛАЙД 18

основной задачей работы которого являлась пропаганда культуры поведения не только на классном уровне, но и на уровне всей школы.
СЛАЙД 19

Работа Клуба строилась по следующим направлениям:


  1. Проведение диагностических исследований по проблеме культуры поведения учащихся школы (социологические опросы, анкетирование)

  2. Организация и проведение мероприятий (акции, праздники, викторины)

  3. Организация и проведение смотра-конкурса «Самый классный класс!»

  4. Организация и проведение Недели Вежливости.

  5. Ведение рубрики «Правознайка» в школьной газете «Чиж»

  6. Организация и проведение общешкольных родительских лекториев на темы «Социализация младших школьников», «От чего зависит культура поведения детей»


СЛАЙД 20
На слайде вы видите тематику мероприятий, которые были проведены Клубом Вежливых наук на уровне школы:
СЛАЙД 21
Акции:

-Копилка добрых дел

-Подарок

-Чистый двор

-Посади дерево

-Город Добрых правил


Праздники:
- Путешествие в страну Вежливых наук

- Моя семья – моя радость!

- За здоровьем всей семьей

- Масленица

- Михайловская осень
СЛАЙД 22

В рубрике «Правознайка» школьный газеты «ЧИЖ» освещались результаты социологических опросов и анкетирования, что позволяло педагогическому коллективу, учащимся школы и их родителям глубже понять проблемы, связанные с культурой поведения. На страницах газеты проведены викторины по знанию Этикета и по правам ребенка, что способствовало желанию ребят узнавать ответы на вопросы по данным темам.


Деятельность Клуба была тесно связана с деятельностью школьного детского объединения «Гномы». Мои ребята принимали активное участие в работе группы «САД» и организовывали дежурство классных коллективов по школе. Еженедельно давали отчет о результатах данной работы на общешкольных линейках.

В первом и втором классе в работе Клуба мне помогали родители детей моего класса, в третьем и четвертом - основную организаторскую работу вели сами дети.

Работа Клуба способствовала сплочению классного коллектива на основе общей идеи создания культурной среды в школе и формированию социальных компетенций и лидерских способностей учащихся моего класса.


    1. Организация взаимодействия между участниками проекта.

Сотрудничество с родителями:

Цель: вовлечение родителей в реализацию проекта как активных участников воспитательного процесса

Одной из важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, культуры поведения, правовой культуры, что невозможно без деятельного участия родителей. Для того, чтобы формировать данные умения и навыки необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

СЛАЙД 23

В рамках проекта работа с родителями строилась по следующим направлениям:

  1. Родительские собрания «Школа родительской любви» способствовала накоплению родителями знаний по вопросам воспитания детей, в частности по проблеме социальной адаптации младших школьников

Темы собраний разрабатывались с учетом запросов и потребностей родителей моего класса.

СЛАЙД 24

Класс


Тема

1 класс

  • «Трудности адаптации первоклассников в школе» (Круглый стол с участием психолога школы). Консультации по составлению схемы безопасного маршрута.

  • Деловая игра «Развитие личности младшего школьника».

  • Собрание-размышление «Воспитание сознательной дисциплины» с участием социального педагога школы.

  • Итоговое родительское собрание-концерт «Вместе – дружная семья.




2 класс

  • Аналитический круглый стол «О детской дружбе».

  • «Приучение и принуждение»

  • «Воспитание ненасилием в семье». С участием психолога школы.

  • Итоговое родительское собрание «Мы и наши таланты». (Родители – дети).




3 класс

  • Воспитание культуры поведения в общественных местах

  • Культура общения в семье. Работа микрогрупп.

  • Итоговое родительское собрание «Подумаем вместе» (родители – дети)

4 класс

  • «Речевой этикет младшего школьника»

  • Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. Дискуссия по анкетам и предложенным ситуациям.

  • Итоговое родительское собрание (родители – дети).




СЛАЙД 25

1.Совместные мероприятия детей и родителей осуществлялась в рамках работы Клуба Вежливых наук

2.Индивидуальное консультирование. В ходе данной работы принимали участие психолог-педагог школы, социальный педагог и администрация школы.

3.Работа с родителями по вовлечению детей класса в сферу дополнительного образования с целью развития их личностных качеств и творческих способностей.

4.Во время реализации проекта мы сотрудничали с районным Центром Детского Творчества, с районной библиотекой, музеем города Михайловска.
Вашему вниманию я представляю программу реализации проекта:
СЛАЙД 26

Задачи этапа

Действия по реализации проекта

Предполагаемый результат

1 этап: Подготовительный

/ август 2006г. –ноябрь 2006г./

Изучение педагогической, психологической и методической литературы по вопросу социальных компетенций

Работа методического объединения классных руководителей

Создание теоретико – методического обоснования проекта.

Изучение классного коллектива (социальный паспорт, анкетирование родителей, диагностика уровня адаптации первоклассников в школьной среде)

Классный руководитель, педагог-психолог, соц. педагог

Анализ результатов диагностики

Изучение путей взаимодействия между участниками проекта.

Работа методического объединения классных руководителей, администрации ОУ, родители, педагоги доп. обр.

Определение форм и видов взаимодействия учащихся школы с другими участниками проекта.

Формирование мотивации участников проекта


Анализ деятельности и интересов участников проекта, знакомство с предполагаемым результатом.

Осознание возможности для саморазвития, достижение лучших результатов.


СЛАЙД 27

2 этап: Экспериментальный, деятельностный.

/ноябрь 2006г.- декабрь 2009г./

Подбор имеющихся диагностических материалов для изучения и отслеживания уровня воспитанности и личностных качеств учащихся

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, классный руководитель

Пакет диагностических методик для мониторинга развития социальных компетенций


Вовлечение участников проекта в деятельность

Внедрение выбранных методов, реализация плана проведения часов общения и других мероприятий проекта

Накопление и поэтапный анализ опыта работы.


Создание методической базы




Накопление опыта работы

СЛАЙД 28

3 этап: Рефлексивно - обобщающий.

/сентябрь 2010г.-май 2010г./

Итоговая диагностика, анализ, разработка рекомендаций по коррекции работы.

Анализ результатов, коррекция деятельности участников проекта по различным направлениям.

Представление результатов работы, выводы и методические рекомендации.

Обобщение материала работы по реализации проекта.

Работа методического объединения классного руководителя, заместителя директора по УВР.

Методическая копилка опыта работы по данной проблеме.

Конечно же, перед тем, как реализовать проект, я постаралась составить


SWOT анализ:

СЛАЙД 29

Сильными сторонами проекта я считалю:


      1. Готовность педагогов, родителей, представителей других социальных организаций к участию в проекте, к самоанализу своей деятельности, стремление оптимизировать процесс воспитания младших школьников

      2. Интересная содержательная деятельность, способствующая созданию дополнительного пространства для формирования социальных компетенций

      3. Разносторонние связи между участниками проекта.

Слабыми сторонами проекта я считаю:

        1. Опыт работы классного руководителя по проблеме недостаточен

        2. Система мониторинга развития личностных качеств учащихся требует совершенствования.

Возможности, внешние силы, поддерживающие проект:

          1. Требования современности к формированию социальных компетенций

          2. Разнообразие видов деятельности учащихся в ходе проекта.

          3. Практические результаты собственной деятельности.

          4. Материально – техническое обеспечение проекта.


Угрозы, внешние слабости:

            1. Снижение мотивации участников проекта при отсутствии быстрых результатов деятельности

            2. Индивидуальные особенности ребенка, препятствующие участию в проекте.

Ожидаемые результаты

  • Приобретение четких представлений о нормах и правилах, существующих в обществе

  • Усвоение преимуществ культурного человека, формирование модели поведения, соответствующей юного гражданина.

  • Укрепление положительного отношения к участию в социально-значимой деятельности и получение удовлетворения от нее.
  • Усвоение прав по Конвенции прав ребенка, учащиеся должны уметь анализировать жизненные ситуации об использовании личных свобод.


  • Улучшение психологического климата в классе, добиться гармоничных отношений детей между собой. Сокращение негативных явлений в общении.

  • Повышение уровня воспитанности учащихся



Результативность реализации проекта.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тогда смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.

С целью отслеживания результативности проекта в своей работе я использовала методики для определения критериев воспитанности и уровня их развития социальных компетенций младших школьников. Среди таких методик можно выделить опросники, наблюдение, анкетирование, проективные тесты, сочинения, метод социометрического выбора.

Так как мой проект является реализованным, я могу подтвердить его эффективность результатами итоговых диагностических исследований.

СЛАЙД 30

(уровень воспитанности, уровень удовлетворенности, социометрия, мотивация, уровень социализации личности, уровень нравственной мотивации, уровень вовлечения в сферу доп. образования)
СЛАЙД 31

Работая над проектом, я пришла к выводу, что человека нельзя убедить быть воспитанным, необходимо выработать определенную модель поведения. Я считаю, чтобы воспитать человека, владеющего культурой, важно не только вооружить его знаниями, но и вызвать у ребенка желание и стремление быть лучше, сформировать модель поведения, потребность в соблюдении правил культурного человека.

СЛАЙД 32

В этом учебном году в мой класс вошли новые дети-первоклассники, и я планирую усовершенствовать свой проект и включить его в план своей воспитательной деятельности.