birmaga.ru
добавить свой файл

1
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества


2013-2014 года

Номинация конкурса:

Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

Занятие в разновозрастной группе

«Поговорим о вежливости».

Автор:

Артозеева Марина Пантелеевна

воспитатель ГБОУ СОШ №436

дошкольное подразделение

2402 ЮВОУО

Москва


Занятие в разновозрастной группе

«Поговорим о вежливости».

Цель:

- учить анализировать свои поступки и поступки литературных

героев, видеть различия между тем, что такое хорошо и что такое

плохо

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь и уважение к окружающим

-прививать навыки вежливого поведения

-учить доброте

- довести до сведения детей, что истинно вежливый человек не

только знает вежливые слова, но и всегда старается сделать

приятное другим людям

Образовательные задачи:

- развивать связную речь, мышление

- пополнять словарь детей вежливыми словами

- создавать условия для доверительного общения детей и взрослого

- постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком

- учить поддерживать беседу, высказываться, задавать вопросы,

слушать других детей и воспитателя

- приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно

обойтись в обществе

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы:

- чтение и обсуждение стихотворения С.Погореловского «Попробуй- ка сам!»

- отгадывание загадок о вежливых словах; автор Олеся Емельянова

- обсуждение пословицы «доброе слово лечит, а худое калечит»

- чтение и обсуждение мини-сказки Ирины Горбачёвой «Откуда берётся доброта? »


- рисование: «мой цветок доброты»

- игра «Доскажи словечко»

- игра на внимание: выполнять задания, если звучит слово, пожалуйста!

- чтение и обсуждение сказки М. А. Андрианова «Чудище с двумя хвостами»

Оборудование:

- картинка с изображением тропинки

- нарисованные и вырезанные животные:

Верблюд (лежащий и стоящий)

Корова

Собака

Баран

Кошка

Красивая коробочка для вежливых слов

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы слушать разные истории, (ответы детей)

Замечательно, сегодня одну историю я расскажу. Но сначала давайте уточним, что такое тропинка? (ответы детей)

Этимология слова тропинка: тропинка - это узкая пешеходная дорожка, протоптанная людьми или животными в лесу, поле, траве, по снегу и т. п.

Вы готовы? Тогда история начинается…

Воспитатель читает стихотворение (автор не известен) и сопровождает чтение иллюстрацией происходящего на картинке, изображающей тропинку:



На тропинке улёгся верблюд

И верблюды порой устают.

Он спокойно лежит на пути

Невозможно его обойти.

«Что разлёгся? »: сказала корова,

Не нашёл себе места другого?

До чего же нахальный однако

На него зарычала собака.

Поднимайся, заблеял баран,

А иначе мы вызовем кран.

Но верблюд почему-то не встал,

Видно очень бедняга устал.

Дорогой – промурлыкала кошка,

Очень узкая эта дорожка.

Мы не можем тебя обойти,

Ты, пожалуйста, дай нам пройти.

Дома всех с нетерпением ждут.

И покорно поднялся верблюд!



Понравилась ли вам история?

(ответы детей)

воспитатель приглашает детей по очереди (младших, потом старших) поближе рассмотреть животных.

Давайте вспомним, что же произошло на тропинке?

(ответы детей)

Какие животные и почему встретились на тропинке?

(ответы детей), (верблюд, корова, собака, баран, кошка)

Тропинка была узкой, а животных много.

Чего же хотели животные?

(ответы детей)

Верблюд улёгся на тропинке.

Кто первым подошёл к верблюду? (корова)

Как корова разговаривала с верблюдом? Что разлёгся? Не нашёл себе места другого? (какая была корова?)

(ответы детей)

(корова была очень недовольная, раздражённая)



Потом подошла (собака).

Как собака разговаривала с верблюдом? До чего же нахальный, однако? (собака злая и раздражённая, рычала, обзывалась). Как собака обозвала верблюда? (нахальный).

Подошёл (баран).

Как баран разговаривал с верблюдом?

Поднимайся, а иначе мы вызовем кран(недовольный, грубый,угрожает)

Верблюд услышал животных? (нет) Как вы думаете, почему? (ответы детей) Животные разговаривали грубо!

Последней подошла (кошка). Как кошка разговаривала с верблюдом? Грубо или вежливо?


Дорогой, промурлыкала кошка,

Очень узкая эта дорожка,

Мы не можем тебя обойти,

Ты, пожалуйста, дай нам пройти.

Дома всех с нетерпением ждут.

Почему у кошки получилось, а у других животных нет?

Кошка объяснила, что животные не хотели мешать верблюду отдыхать, но всем хочется домой, а тропинка очень узкая.

И что же после этого разговора произошло?

И покорно поднялся верблюд.

Ведь верблюд не хотел никому мешать. Что можно сказать о верблюде? (верблюд какой?), (ответы детей), уставший, но добрый.

Как вы думаете, ребята, что же помогло героям нашей истории благополучно добраться домой?

(ответы детей)

Вежливость

Кошка была вежливой и доброй: она добрыми глазами увидела то, что произошлос верблюдом, и откликнулась добрым сердцем.

Что же такое вежливость? (ответы детей)

Вежливость:

-это умение по-доброму относиться к окружающим.

- умение вести себя в обществе (когда человек ругается, у него улыбка теряется; доброта убегает. Люди вокруг делаются злыми) Эти чёрные слова пачкают язык, портят настроение и здоровье.

А добрые слова – ключики для открывания улыбок и хорошего настроения.

Только к вежливому человеку окружающие люди относятся по-доброму, у таких людей много друзей.

Давайте сейчас вспомним вежливые слова. Я принесла вот такую красивую коробочку, в которой живут вежливые слова. (Показать коробочку).

Воспитатель проходит около детей и раздаёт карточки с вежливыми словами. Все вместе прочитываем карточки:

Вежливые слова:

- здравствуйте - благодарю

- доброе утро - извините

- добрый день - простите

- добрый вечер - прошу прощения

- до свидания

- пожалуйста

- будьте добры


- будьте любезны

- спасибо

Как вы думаете, достаточно ли знать знать вежливые слова, чтобы быть вежливым?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Вежливыми словами человек показывает, что он миролюбив и предпочитает добрые отношения.

Сейчас Алиса прочтёт стихотворение Олега Семёнович Бундура

«Доброе утро»

«Доброе утро!» -

Скажешь кому-то. И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.

Чтобы вежливые слова по - доброму действовали на людей, они должны идти от самого сердца. Говорить их надо тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой.

А сейчас я попрошу вас поднять левую руку и положить её на левую сторону груди. Слышите своё сердце?

Давайте встанем в кружок и от всего сердца пожелаем друг другу добра! (Доброе утро или добрый день передаём по кругу)



Наш круг завершён.

Всем спасибо!

Приложение:

М.А. Андрианов. «Чудище с двумя хвостами».

Ночью к дереву, где спали белки, подбежала Лиса. Она все время оглядывалась по сторонам, как будто чего-то боялась.

– Вы слышали? Вы слышали новость? – вполголоса заговорила она.

– Какую? – спросили проснувшиеся белки.

– В нашем лесу появилось ужасное Чудище. Не попадайтесь ему на глаза, а то слопает целиком и даже косточками не подавится.

– А какое оно, на что похоже? – спросили испуганные белки.

– У него двое рогов, два хвоста и два крыла на голове растет.

– Ай-ай-ай. Вот ужас-то какой. Надо всех зверей предупредить, чтоб знали, – сказали белки и разбежались по лесу, чтобы передать страшную новость всем зверям.

Вскоре проснулся и всполошился весь лес. Напуганные звери среди ночи собрались на берегу реки и стали вполголоса спорить и гадать, что же им теперь делать. Первым набрался смелости Лось и сказал:

– Я сейчас побегу к этому Чудищу, сначала испугаю его своими большими рогами, а потом его забодаю и прогоню.

Убежал Лось, а через некоторое время прибегает. Глаза от ужаса круглые, от страха слова вымолвить не может.

– Ну, что, что случилось, – стали наперебой спрашивать его звери. – Рассказывай поскорее, прогнал ли ты Чудище или нет?

Отдышался Лось, немного успокоился и говорит:

– У этого Чудища сзади рядом с толстым, словно дерево, хвостом глаза есть. Я хотел его незаметно сзади боднуть, а оно меня хвостом как обхватило, как подняло, еле вырвался и ноги свои унес.

– Ладно, теперь я пойду к Чудищу, – храбро сказал Медведь. – Раз ты, Лось, не смог Чудище рогами забодать, значит, я его своим ревом напугаю, а потом зубами и когтями с ним справлюсь...

Медведь скрылся в темном лесу, но вскоре прибежал испуганный и весь дрожащий от страха.

– Ну что, – спросили его звери. – Победил ты Чудище, прогнал его из нашего леса?

Огляделся трусливо Медведь по сторонам и шепотом говорит:

– Нельзя его победить. Оно такое огромное, такое ревучее, такое страшное. Я только на него с когтями и зубами, а оно хвать меня своим сильным хвостом, подняло до середины деревьев и чуть рогами меня не проткнуло. Еле вырвался и ноги унес от него.

Опечалились звери и решили из лесу удирать кто куда, пока еще живы и целы. Увидела Ласточка, как тяжело и страшно зверям стало, и говорит:

– Я тоже хочу слетать к Чудищу. Рас­скажите мне Медведь и Лось, в какую сторону лететь надо.

Вдруг, забыв о страхе, Медведь, Лось и Лиса стали смеяться.

– Да стоит ему на тебя взглянуть, как ты от страха упадешь, – сказал Лось.

– Да если он одним только хвостом взмахнет, тебя ветром сдует, – смеясь, сказал Медведь.

– Зачем тебе, глупая Ласточка, лететь к Чудищу, – спросила Лиса. – Ты же совсем маленькая, все время в небе летаешь. Тебя Чудище никогда не тронет. Это нам, зверям, бояться и спасаться надо.

Не стала Ласточка слушать насмешки зверей и улетела сама искать Чудище. Она долго летала в непривычной темноте, пока не увидела среди деревьев огромное непонятное животное сразу с двумя хвостами спереди и сзади. Поздоровавшись с Чудищем, она вежливо сказала:

– Извините меня, за то, что я мешаю вам спать.

– Ничего страшного, – проревело Чудище. – Меня Лось с Медведем уже успели разбудить.

– Скажите, пожалуйста, это правда, что вы съедаете всех подряд, даже Лося и Медведя чуть не проглотили?

– Я только листья и траву ем, а от Лося и Медведя я лишь защищался, когда они на меня сонного напали.

– А вы не такое уж страшное и опасное Чудище, как про вас звери говорят, и крылья у вас на голове совсем маленькие, – сказала Ласточка

– Я не Чудище, а просто Слон из цирка. А это вовсе не крылья, а мои уши. Я заблудился в лесу и сильно хочу пить.

– Я знаю, где река, и могу вам показать дорогу к ней, – сказала Ласточка.

Слон обрадовался, а Ласточка села к нему на хобот и стала указывать ему дорогу к реке. Когда Слон вышел из леса к реке, все звери в страхе и панике стали разбегаться в разные стороны и прятаться кто куда. Из своих укрытий они видели, как Ласточка, сидя на толстом хвосте, указывает Чудищу, куда идти, а оно молча повинуется. К удивлению всех зверей Чудище стало пить воду из реки своим толстым хвостом, а после из него, как из фонтана, стало, поливать себя водой.


После этого Ласточка повела Чудище в сторону большого города и с тех пор их двоих больше никто никогда не видел.

Звери и сейчас все спорят, гадают, да никак понять не могут, чем маленькой птичке удалось покорить двухвостое Чудище, чем испугала она его и как заставила навсегда уйти из леса.

Ирина Горбачева. «Откуда берется доброта». Мини-сказка.

— Откуда берётся доброта? — спросила внучка бабушку.

— Доброта растёт в сердце каждого человека, — ответила она ей.

— Как растёт? Как цветы в нашем саду?

— Да, милая.

— А откуда берётся зло?

— Человек рождается с двумя семенами в сердце. Одно семя доброты, другое — зла.

— Точно как в нашем саду! Растёт цветок и рядом с ним сорняк, — воскликнула девочка.

— Сорняки растут и губят красивые цветы. Если их вовремя не прополоть, перестать ухаживать за цветами, то на клумбе останутся одни сорняки, — подтвердила бабушка, — так и в сердце человека. Доброта похожа на цветок. Её надо растить в своём сердце, оберегать от зла.

— А кто не растит в себе доброту?

— Тогда в сердце этого человека побеждает зло. Как сорняки обвивают колючками неухоженные цветы на клумбе, так и в сердце человека семя добра обвитое злом не прорастёт. Оно не даст ему расти.

— Бабушка, а как надо растить в себе добро? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.

— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за семенем добра в твоём сердце.

— Поливать его водой? — засмеялась девочка.

— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Семя добра умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами. Надо вырывать, как сорняки из клумбы, из своего сердца злость, зависть, жадность, безразличие и ненависть.


И тогда доброта расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.



(Цветы доброты. Работы детей).

Олеся Емельянова. Вежливые слова (загадки для детей).

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,


А Иванушка царю

Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома

Няню строгую из дома.

Всем, кто будет баловать,

В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите …»

(вам помочь!)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,

Что роса попалась в сети,

Паучиха Шудра-Вудра

Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни!»

Вежлив слон, не сомневайтесь,

Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю!»

Ответит незнакомица

«Приятно …»


(познакомиться!)


Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Сергей Погореловский. «Попробуй-ка сам!».

Стань добрым волшебником –

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок.

Его листья повисли.

Грустит он…

О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

О чём же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестрёнке!..

И ты обернулся

Ретивым конём –

Галопом

Сестрёнка

Помчалась на нём!

Хоть мама

Ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Её думы-заботы:

«Вернусь – хорошо бы

Пошить, почитать…

Да надо с уборкой

Возиться опять».

И ты совершаешь

Весёлое чудо –

Пол засверкал,

Просияла посуда.

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это – как в сказке!..

Волшебник ты мой!

Олег Семенович Бундур. «Доброе утро».

«Доброе утро!» –

Скажешь кому-то. И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.