birmaga.ru
добавить свой файл

1
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА


НАМИНАЦИЯ КОНКУРСА:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:

Логопедическое занятие в 3 классе по теме: «Дифференциация оптически сходных согласных букв п-т.»

АВТОР: Потехина Татьяна Александровна

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: ОГСКОУ СКОШ № 6 г.Иркутска

Тема: Дифференциация оптически сходных согласных п-т

Цели:


  1. Закреплять умение дифференцировать оптически сходные согласные на письме.

  2. Развивать мелкую моторику через конструирование букв из элементов, крупы; формировать зрительный образ буквы через чтение зачеркнутых предметов; закреплять навыки пространственной ориентировки через поиск нужной буквы; развивать фонематический слух; внимание; закрепить умение правильно составлять деформированные предложения.

  3. Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно.

Оборудование: пираты, сундучок, перечеркнутые слова, зашифрованное письмо, стилизованные буквы занятия, элементы букв, гречка для конструирования, зашифрованные слова, предметные картинки, деформированные пословицы, карточки со стихотворением, пятерки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

У учеников на парте карточки с перечеркнутыми словами.

- Сядет тот, кто прочитает слово на своей карточке.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Прежде чем начать наше занятие, проведем артикуляционную гимнастику для язычка.

Сказка о веселом язычке.

Рот- домик, губы –двери. А кто в домике живет?

В этом домике , дружок, живет Весёлый Язычок.

Приоткрыл язык окно, а на улице темно.

Язычок наш потянулся , широко нм улыбнулся, ( упражнений «Улыбочка» )

А потом пошёл гулять, на крылечке загорать. ( упражнений «Лопаточка» )


На крылечке полежал, на качели побежал. ( упражнений «Качели» )

Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. ( упражнений «Заборчик» )

Быстро взялся он за дело, и работ закипела.

Гвозди, молоток и клещи- нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «ТУК-ТУК!» Языку он лучший друг. ( упражнений «Автомат» )

Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. ( упражнений «Маляр» )

Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.

- Я с лошадкой погуляю. ( упражнений « Лошадка» )

-На гармошке ей сыграю. ( упражнений «Гармошка» )

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. ( упражнений «Футбол» )

Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. ( упражнений «Горка» )

Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк. ( упражнений «Лопаточка»)

f:\dcim\110_pana\p1100360.jpg


  1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятие я вам приготовила сундучок с сюрпризами, но когда пошла к вам, обнаружила, что его нет. Он был кем-то похищен. Чтобы узнать, кто это сделал, мы должны разгадать это странное письмо, оставленное на месте преступления похитителями. Что вы на нем видите? (буквы)

- Если мы соединим буквы в правильной последовательности согласно инструкции, то узнаем, кто похитил сундучок.

1.буква над О

2. буква под С

3. буква над М

4. буква над Т

5. буква под А

6. буква под Ч ПИРАТЫ

- Кто похитил сундучок? СУНДУЧОК ПОХИТИЛИ ПИРАТЫ.

- Чтобы пираты вернули нам сундучок, мы должны выполнить их задания. Готовы?

- Пираты путают на письме буквы строчные буквы п-т, поэтому все задания будут связаны с этими буквами. Мы будем учиться сами и учить пиратом различать и не путать буквы п-т.


- Оформим тетради. Запишем число.


  1. Написание букв п-т

Выставляются буквы п-т (мнемонический прием)

- Что у них общего, чем они отличаются?

т- у этой буквы три палочки, слово три начинается на букву т, а у буквы п пара палочек и слово пара начинается на звук п.

  1. Основная часть занятия.

  1. Конструктивная и реконструктивная деятельность.

Появляется первый пират. Задание от 1-го пирата:

  • Выложить из крупы буквы п-т.

- Пират хочет посмотреть умеете ли вы работать с крупой и предлагает вам из неё составить буквы нашего занятия.

- Не забываёте сколько элементов у буквы п, а сколько у буквы т. f:\dcim\110_pana\p1100316.jpg

- Хорошо, молодцы, а сейчас сконструируйте буквы из этих элементов.

  • Конструирование букв из элементов.

- Необходимо сконструировать из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах.

f:\dcim\110_pana\p1100313.jpg

ТУМАН, ПАРОХОД,САЛАТ, ПУШКА

- Вы хорошо выполнили задание 1-го пирата.

Пират исчезает.

  1. Дифференциация букв в словах.

Появляется второй пират. Задание от 2-го пирата:

  • Игра в разведчиков.

- Этот пират хочет проверить хорошие ли вы разведчики, сможете ли вы прочитать зашифрованные слова.

- Как вы думаете, какая буква зашифрована под цифрой 2?

- Правильно , это буква п, у которой два элемента. А цифра 3?

- Верно! Это буква т, у которой три элемента.


Чтение шифровки по цепочке: 2о3о2, 2ло3,2у3ь,2аш3е3,2ис3оле3,3ро2а,2ира3,2ушка.


  • Запись расшифрованных слов в тетрадь.

- А сейчас запишите в тетрадь расшифрованные слова, выделяя буквы п-т разными цветами.

Пират исчезает.

Появляется третий пират. Задание 3-го пирата.

Физминутка.

А теперь ребята встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

Исчезает 3-ий пират.

  1. Игра «Беспорядок»

Появляется четвертый пират. Задание от 4-го пирата.

- Пират устроил настоящий беспорядок и не может разделить вещи на две группы. Давайте поможет ему их разделить. Предметы, в названии которых встречается звук П в один столбик, в другой столбик – предметы, в названии которых встречается звук Т.

Предметные картинки: ЛАМПА, ПЕРО, ПИРАМИДКА, ТРАКТОР, ЗОНТ, ТОПОР.

f:\dcim\110_pana\p1100325.jpg

- Молодцы с этим заданием справились. Придумайте к каждому предмету, слово, обозначающее признак предмета. (работа устно)

На доске оставлены три картинки (лампа, перо, зонт)

- Пират предлагает к оставшимся предметам подобрать верно слова-признаки: СТАРОЕ, СТАРАЯ, СТАРЫЙ.

c:\users\про\desktop\p1100332.jpg

-Записать эти словосочетания в тетрадь.

Пират исчезает.

  1. Дифференциация букв п-т в предложениях.

Появляется пятый пират. Задание 5-го пирата.

  • Работа с деформированной пословицей.

На доске слова с пропущенными буквами п-т.


- Вставьте в слова буквы п или т. Прочитайте их.

f:\dcim\110_pana\p1100342.jpg

- Составьте из данных слов предложение.

f:\dcim\110_pana\p1100348.jpg

- Что у вас получилось?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы.

- Запишите её в тетрадь, выделяя буквы п – т разными цветами.


  • Работа по карточкам.

- На партах вам пират оставил карточки. Что там написано прочитайте.

.ушки с …рис…ани …алят,

Кораблю …рис…а…ь веля….

рис…аю… к заставе гос…и,

Царь Сал…ан зове… их в гос…и.

(А.С.Пушкин)

- Из какой сказки это произведение?

-Вставьте пропущенные буквы п-т.

Пират исчезает .

  1. Итог занятия.

- Мы с вами выполнили все задания пиратов и они вернули нам наш сундучок. Но он оказался запертым. Чтобы его открыть и узнать, что в нем лежит, нужно по инструкции, оставленной пиратами, отгадать слово.

  • Буква над М

  • Под буквой К

  • Справа от буквы К

  • Слева от буквы М

  • Под буквой О

  • Слева от буквы Т

  • Над буквой С

- Верно в сундучке лежат пятерки, которые вы сегодня заработали.

f:\dcim\110_pana\p1100369.jpg

Ученикам раздаются пятерки.