birmaga.ru
добавить свой файл

1
Развитие интереса к учению на уроках


грамматики и правописания.

Дивишься драгоценности нашего

языка: что ни звук, то и подарок;

всё зернисто, крупно, как сам

жемчуг, и, право иное название ещё

драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь.
Русский язык – один из трудных школьных предметов. С одной стороны знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой - это самая сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Воспитать любовь к родному языку - прежде всего воспитать интерес к нему. Когда интересно учиться – легко учиться, хочется учиться.

На уроках грамматики ребёнку приходится усваивать такие понятия, как «склонение», «части речи», «члены предложения». Между детьми и грамматикой создаётся своего рода психологический барьер. Некоторые учащиеся ее учат, но не любят, она не входит в круг их собственных интересов. И чтобы преодолеть этот барьер, требуется «оживить» усвоение грамматики внести в работу элементы образности, фантазии, игры, занимательности.
Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение. Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

В процессе игры дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.

Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

На уроках, построенных на игровом материале, я использую наглядные пособия: иллюстрации, таблицы, сюжетные картинки, а также ТСО.

Дети гораздо лучше усваивать грамматический материал, воплощенный в сказке, песенке, стихотворении, чем те же правила в их обычной форме.

Например, при изучении темы «Знаки препинания» я знакомила детей со стихотворением С.Маршака:

Прибежал Чудак-

Восклицательный знак.

Никогда не молчит,

Оглушительно кричит:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

Кто? Кого? Откуда? Как?


Дети любят стихи. Вот почему с таким удовольствием слушали они в классе грамзапись «Федорино горе» К.Чуковского. Но не только слушали, они выполняли грамматическое задание- находили слова, в которых гласные пишутся после шипящих. Задание становилось привлекательным и интересным. На это же правило есть интересные схемы, где нужна смекалка, быстрота, сообразительность. Ребята с удовольствием составляют слова, тренируются в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Используется таблица.



Очень хорошо воспринимаются детьми слуховые диктанты, составленные из шуточных текстов. Такие тексты воспитывают у детей навыки культурного поведения, Приведу пример такого текста:

Добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю


Всех, домой спешащих к чаю.
Или: в классе темно. На экране – слайд: симпатичный пёс с высунутым языком. Дети смеются, но вскоре смех стихает; в тетрадях появляются прилагательные, обозначающие цвет, размеры, характер животного.
В третьем классе при изучении трудных тем таких, как «Склонение имен существительных»,»Правописание падежных окончаний имён существительных» мне очень помогают материалы такого вида: стихотворение Ю.Карасёвой «Ночь».

Задание: найти в стихотворении слово, которое употреблено во всех падежах. Изменить слово «ночь» по падежам.

Ночь.

Папу спрашивает дочь:

-Ночь. А что такое ночь?

«Если спать дочурка хочет,

Это наступление ночи,

Если спрятались зайчишки

И во сне дрожат, трусишки,

Кто в кустах, а кто под кочкой,-

Это значит дело к ночи.

Птички песни петь устали,

Белки прыгать перестали,

И прилечь они не прочь-

Значит всё вступило в ночь.

Все легли в свои кровати-

Заниматься делом хватит!

И глаза закрыли прочно

Этой тёплой звёздной ночью.

Спать, девчушка! Помолчи…»-

Тихо слышится в ночи.
Или игра: «Соберите три букета», которая заключается в следующем: на столе в производном порядке разложены записанные на карточках названия цветов: ромашка, гвоздика, одуванчик, герань, черёмуха, клевер, лютик. От каждого ряда выйдут по одному ученику, которые соберут три «букета». Первый ученик подбирает существительные 1 склонения и вставляет карточки с названием цветов в прорези под рисунком вазы с цифрой 1. Второй и третий ученики составляют свои «букеты». Кто из них соберёт самый большой «букет»? Кому мы его подарим?

Записываем в тетрадь предложение: Мы подарим этот букет бабушке Анне Петровне.

Определяем в предложении склонение и падеж существительных женского рода. Какое окончание написали во всех этих словах?


А в известном стихотворении К.И.Чуковского «Мойдодыр» нужно дописать окончания, объяснить их, доказать:

Давайте же мыться,плескаться,

Купаться, нырять,кувыркаться,

В ушат., в корыт., в лохан.,

В рек., ручейк., океан.,

И в ванн., и в бан. …

- Почему у слов в «реке», «ручейке» можно назвать окончание, не определяя склонения и падежа?
Чтобы хорошо усвоить правила русского языка, быстро и точно применить их на практике, школьник должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них – это умение быстро вспомнить нужные слова, те своего рода языковая «готовность памяти». Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных требует в процессе письма быстрой подстановки проверочного слова. Быстрая работа памяти, поиск нужного слова совсем непростое дело, поэтому научить школьника быстро находить нужные слова является одной из главных задач.
Владение словарным фондом русского языка, родного языка имеет два уровня: пассивный и активный. Пассивный – это понимание слова, активный – умение им пользоваться. Активный словарный запас школьника нередко бывает ограничен, дети часто теряются от того, что не могут в нужный момент вспомнить и применить хорошо знакомые слова. Переход от пассивного владения словарным фондом родного языка к активному, развитие умения быстро подбирать слова как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач требует длительной, настойчивой и разнообразной тренировки. И здесь большую помощь оказывают игры.
Приведу примеры некоторых игр, использованных мною на уроках.


  1. Организую соревнование по рядам. Участвуют все дети. Необходимо записать на доске за определённый промежуток времени примеры на данное мною правило. Выигрывает тот ряд, у которого записано слов больше и без ошибок.



  1. Игра «Одень корень». На доске записан корень – вод - . Предлагаю детям вопрос: как можно «одеть» корень, чтобы получить родственные слова? (Вода, водица, водичка, наводнение и др.)





  1. Даю исходное правило. Правописание безударных гласных в корне, непроверяемых ударением.


Задания: 1) Придумать сказку, где бы в роли действующих лиц выступали фрукты, овощи, животные. Использовать слова с непроизносимыми написаниями.

2) Подчеркнуть безударные гласные, непроверяемые ударением.



  1. Игра « Изучаем прилагательные».

Вызываются два ученика. На одной доске первый ученик записывает имя существительное, род которого определен заранее, на другой доске другой ученик, не видя слова, придуманного первым учеником, пишет прилагательное.
Очень часто на уроках русского языка дети слышат загадки. К.Д. Ушинский называл загадки «картинным описанием предмета», считал, что они имеют большое значение в развитии мышления и речи детей. Помимо сообразительности, загадка учит лаконичности, яркости, знакомит с народным образным языком. Загадки подбираю по темам, а отгадки на определенное орфографическое правило.

Например, тема «Животные». Орфографическое правило «Правописание звонких и глухих согласных».
Задание: 1) записать отгадки, приписать проверочные слова,

2) записать одним словом все отгадки.
Летом гуляет, а зимой отдыхает.

(Медведь)
Меня слепым зовут всегда, Бел, как снег,

Но это вовсе не беда. Надут, как мех,

Я под землей построил дом, На лопатах ходит.

Все кладовые полны в нем. (Гусь)

(Крот)

Драчун и забияка.

Живет в воде,

Когти на спине-

И щука не проглотит.

(Ёрш)

При изучении темы «Состав слова» очень важно разнообразить эту тему различными видами игр. Очень интересна игра не только по разбору слова на части, но и по собиранию слов из «россыпи» (собирание как можно больше слов из различных приставок и суффиксов с одним корнем). Такие увлекательные занятия очень полезны, потому что они развивают у детей чувство слова.


К.Г. Паустовский в рассказе «родник мелколесье» интересно рассказывает о леснике, который любил разбирать слова. Он так рассказывает о слове РОДНИК:

«Родник родит реку, а река

льется-течет через всю матушку

землю, через всю родину, кормит

народ…И все эти слова, как бы

родня между собой…»
По словам Паустовского, эти слова лесника открыли ему глубочайшие корни нашего языка. Этот отрывок я читаю детям и во 2, и в 3 классах, только с разными заданиями.

Важнейшее условие развития речи учащихся на уроке - это забота учителя о создании хорошей языковой среды. Для тренировочных упражнений по русскому языку я постоянно включаю отрывки из произведений А.Пушкина, Н. Некрасова, Л.Толстого, А Чехова, С.Маршака, К.Паустовского.

Во 2 классе при знакомстве с частями речи предлагаю детям строчки из стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро».

«Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный».
Один из учеников записывает эти строчки на доске. Затем дети выразительно читают их вслух. Задаю вопросы им по содержанию текста: может быть, вы слышали, кому принадлежат эти строки? Кто их автор? Какое настроение хотел передать поэт? Почему вы так думаете? Какие слова говорят о радости?

После этого проводится разбор по частям речи: слова какой части речи сыграли роль в выражении чувств Пушкина? Обозначьте части речи в этих строках. Что обозначает имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? В конце работы учащиеся выделяют в словах орфограммы и объясняют их правописание.
Уроки, на которых я использую занимательные материалы, игры, кроме закрепления знаний и выработки определенных умений и навыков, активизируют познавательную деятельность школьников, обогащают их словарь, развивают любознательность и сообразительность, пробуждают интерес к знаниям и любовь к русскому языку.

Учитывая психологические особенности детей-первоклассников стараюсь разнообразить виды деятельности на всех уроках, включаю физкультминутки, широко использую игровой материал, а включение в урок игровых ситуаций позволяет не только снять напряжение с детей, переключить их внимание с одного учебного задания на другое, но и развивает интерес к учению, желание учиться.