birmaga.ru
добавить свой файл

1
Карышева Е.Н.


Урок окружающего мира

«Горные экосистемы»

(УМК «Школа 2100» 2 класс)
Вид ресурса: конспект урока с ИКТ – сопровождением.

Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint с использованием макроса Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de

Цель: создание условий для первоначального знакомства учащихся с явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъёма вверх.

Планируемые результаты

Предметные результаты: уметь объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений; знать особенности высотных поясов в горах и их последовательность, а также знать, чем высотные пояса отличаются от природных зон; устанавливать связь между растительным и животным миром и природными условиями горной экосистемы; уметь оценивать свои достижения на уроке с помощью листов самооценки.

Личностные результаты: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности, а также уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; извлечение информации, представленной в разных формах: текст, иллюстрация, фото, схема, а также в результате практической деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями.

Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение делать выводы на основе обобщения самостоятельно добытых знаний.


Коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со свер­стниками в совместном решении проблемы; умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, уважительно относиться к позиции другого, осуществлять взаимный контроль; совершенствование коммуникативных умений в процессе решения учебных задач.

Оборудование:

1) Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета – Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 2.- М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

2) Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета – Земля». – М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

3) Листы самооценки для каждой группы; наборы фигурок из односторонней самоклеющейся цветной бумаги. (Приложение 1)

4) Набор карточек с описанием природных зон. (Приложение 2)

5) Набор двусторонних карточек: с одной стороны - названия природных зон, с другой стороны – изображение горы. (Приложение 3)

6) Карточки с заданиями для групп. (Приложение 4)

7) Настольная лампа.

8) Презентация к уроку.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Пояснительная записка

Работа с медиапродуктом: после запуска PowerPoint 2003 открываем меню «Сервис  Макрос  Безопасность» и выставляем в открывшемся окне флажок в строке «Средний уровень безопасности». Затем следует закрыть презентацию и запустить ее снова. Если система безопасности будет спрашивать о выключении макросов - макросы не выключать. После показа презентации (при ее закрытии) изменения не сохранять.

Использование макросов позволяет при выполнении определённых заданий самим ученикам перемещать объекты на слайде с помощью стилуса на интерактивной доске. В случае отсутствия интерактивной доски перемещение осуществляется с помощью компьютерной «мышки».


Подробная работа с презентацией прописана в ходе урока. В случае необходимости выхода из презентации с любого слайда нажимаем на клавиатуре кнопку Esc. Первый слайд является скрытым, т.к. предназначен для учителя.

Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран или ИД.

Место урока в образовательном процессе: урок по теме «Горные экосистемы» проводится для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК «Школа 2100».

Данный урок окружающего мира включен во второй раздел учебника «Земля – наш общий дом» и рассчитан на 1 час.

Подготовка к уроку: класс разбит на 4 группы по 4 – 5 человек (в зависимости от наполняемости класса). У каждой группы на столах заранее лежат листы самооценки и наборы фигурок (см.Приложения 1).

Ход урока


  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с окружающим нас миром, открывать для себя что – то новое и неизведанное. Данный урок не исключение. Чтобы добиться успеха на уроке, нужно быть внимательным, активным участником своей группы, сосредоточенным и вежливым по отношению к своим товарищам. Каждая группа будет оценивать свою работу. Для этого у вас на столах лежат листы самооценки (см. Приложение 1), куда вы будете приклеивать фигурки в зависимости от качества выполнения своего задания.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Для начала повторим материал предыдущих уроков. Каждая группа получит карточку с описанием природной зоны (см. Приложение 2). Задание: прочитать внимательно текст; найти ошибки, суметь исправить их; подписать на пустой строке - о какой природной зоне идёт речь; представить нам правильный текст.

Учащиеся в группах самостоятельно выполняют задание и затем зачитывают классу исправленный текст. Если ученики не согласны, поднимают руку и предлагают свои варианты.


Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Оцените работу своей группы в листе самооценки. (Учащиеся приклеивают соответствующую фигурку). А теперь скажите, на какие особенности вы обращали внимание при определении природной зоны?

Ученики: Мы обращали внимание на природные условия, растительный и животный мир.

Учитель: Правильно. А как это можно назвать иначе, одним словом?

Ученики: Это можно назвать - экосистема.

Учитель: Верно. Давайте вспомним, что такое экосистема?

Ученики: Экосистема – это совместно обитающие живые организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома.

(Учитель демонстрирует 2 слайд).

Учитель: А теперь посмотрите на слайд, здесь расположены два сюжета и животные, которых нужно переместить в место их обитания. Перечислите названия животных, которых вы видите.

Ученики: Сайгак, олень, дрофа, песец, сова, суслик.

Несколько учащихся по – очереди выходят к доске и двигают с помощью «мышки» животных: щёлкнуть по животному, затем подвести объект к нужному месту на слайде и снова щёлкнуть - объект зафиксируется.

Учитель: Что получилось в результате перемещения животных?

Ученики: Получились две экосистемы: тундра и степь.


  1. Постановка темы и цели урока

Учитель: Подумайте и скажите, по какому закону размещаются экосистемы по поверхности Земли?

Ученики: Экосистемы размещаются по закону природной зональности.

Учитель: А от чего зависит порядок расположения природных зон?

Ученики: Порядок расположения природных зон зависит от распределения солнечного тепла на Земле.

Учитель: У каждой группы на столах имеется набор карточек (см. Приложение 3) с названиями природных зон, вам нужно расположить их столбиком по порядку от экватора к полюсу снизу вверх.


Учащиеся в группах самостоятельно выполняют задание.

Учитель: Для того, чтобы проверить, правильно ли вы расположили природные зоны, переверните свои карточки в том же порядке и скажите, какая иллюстрация у вас получилась?.

Ученики: У нас получилась иллюстрация горы.

Учитель: Оцените работу своей группы в листе самооценки. (Учащиеся приклеивают соответствующую фигурку).

(Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 3).

Учитель: Наверное, этот рисунок неслучайно оказался на нашем уроке. Предположите, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

Ученики: Мы будем изучать горы.

Учитель: А теперь посовещайтесь в группах и попробуйте связать наш предыдущий разговор об экосистемах с данной иллюстрацией и вывести тему сегодняшнего урока.

Учащиеся совещаются в группах.

Ученики: Тема урока может быть такой «Экосистемы в горах».

Учитель: Вы правильно определили тему, с вашего позволения я её немного подкорректирую. Итак, тема урока «Горные экосистемы».

Учитель щёлкает по кнопке «тема урока» - появляется тема «Горные экосистемы».

Учитель: Проведём опыт. От каждой группы выйдите по одному человеку. Сейчас я включу настольную лампу, которая будет символизировать Солнце. Поднесите руки близко к лампе, что вы чувствуете?

Ученики: Мы чувствуем рядом с лампой тепло.

Учитель: Правильно. А теперь медленно отодвигайте руки от лампы, что вы заметили?

Ученики: Чем дальше от лампы, тем холоднее.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чем ближе к Солнцу, тем теплее.

Учитель: То есть, я вас правильно поняла: чем выше подниматься по горе, Солнце будет ближе, поэтому будет теплее?

Ученики: Да.

Учитель: Запомните свой вывод.


Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 4.

Учитель: А теперь представьте ситуацию: вам предложили подняться высоко в горы на подъёмнике. Посовещайтесь в группах и выберите одежду, которую вы с собой возьмёте.

После обсуждения каждая группа высказывает своё мнение по выбору одежды. Далее по – одному представителю от каждой группы выходят к доске и по очереди щёлкают по объектам, которые следует убрать: при правильном выборе - объект исчезает, при неправильном - мигает.

Учитель: В горы многие из вас решили взять купальники, чтобы позагорать, но были и такие, кто решил прихватить с собой тёплые вещи. Но ведь нам нужно было подняться от Земли ближе к Солнцу, то есть к источнику тепла. Почему же мнения так разделились?

Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 5.

Учитель: Посмотрите на слайд. Перед вами высокие горы. Что вас удивило, глядя на это фото?

Ученики: Удивило то, что вершины горы покрыты снегом, хотя они находятся ближе к Солнцу.

Учитель: Значит, какое место на горе будет самым холодным? Почему вы так решили?

Ученики: Самое холодное место на горе – её вершины, потому что там лежит снег.

Учитель: Теперь вспомните свой вывод, сделанный на основе опыта, и соотнесите его с увиденным фото горы. Какое противоречие у нас возникло?

Ученики: Противоречие в том, что хотя вершины и ближе к Солнцу, но там оказалось холоднее всего.

Учитель: Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Ученики: Цель урока – выяснить, почему на вершине горы холодно?

Учитель: Какая группа была права при выборе одежды?

Ученики: Та группа была права, которая решила взять с собой тёплые вещи.

Учитель: Оцените работу своей группы в листе самооценки. (Учащиеся приклеивают соответствующую фигурку).


  1. Совместное «открытие» знаний

Учитель: Сможем ли мы сразу ответить на вопрос: почему на вершине горы холодно? А кто бы смог ответить на этот вопрос?

Ученики: Мы не можем ответить на этот вопрос, у нас не хватает знаний. Ответить на него, наверное, смогут старшеклассники, а также люди, побывавшие в горах.

Учитель: Что может помочь нам в поиске ответа на данный вопрос?

Ученики: Нам могут помочь уже имеющиеся у нас знания, а также информация в учебнике.

Учитель: Откройте учебники на с. 42, прочитайте текст под первым рисунком, сделайте вывод: почему, чем выше, тем воздух холоднее? Используя полученную информацию, выполните задание внизу страницы. Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся каждый самостоятельно читают абзац учебника и выполняют задание.

Учитель: Итак, почему же при подъёме вверх воздух становится холоднее?

Ученики: Потому что солнечные лучи проходят сквозь прозрачный воздух, не нагревая его, а нагревают они поверхность земли, а от земли нагревается слой воздуха.

Учитель: Проверим выполненное задание: кому из ребят теплее и почему?

Ученики: Лене теплее, потому что она равномерно освещена солнцем, т.к. лежит, ещё она согревается от нагретого песка. А Миша стоит, на него солнечные лучи не так интенсивно падают и тёплый песок его не греет.

Учитель: Где будет теплее: у подошвы горы или на вершине? Подтвердите предложением из учебника.

Ученики: Подножия гор лежат в тёплом воздухе, прогретом над равнинами. Их вершины поднимаются на большую высоту, где снег не тает круглый год.

Учитель: Мы ответили на главный вопрос: почему на вершине горы холодно?

Ученики: Да.

Физминутка

Учитель: Я приготовила для вас сюрприз. Посмотрите внимательно вокруг, найдите расклеенные в классе слоги, сложите из них на доске тему урока, для этого вспомните, как мы её сформулировали в начале урока.


Дети встают с мест, ищут в классе расклеенные слоги и на доске составляют тему урока.

Ученики: Тема урока «Горные экосистемы».

Учитель: Давайте разбираться, что представляет собой горная экосистема, основываясь на полученные только что знания. Посмотрите ещё раз на слайд с изображением горы и скажите, можно ли утверждать, что это будет только одна экосистема? Обоснуйте ответ.

Ученики: Нельзя утверждать, что это будет только одна экосистема, потому что у подножия горы тепло от равнины, а на вершине очень холодно, значит и природные условия там будут разные.

Учитель: Верно. Значит, экосистемы будут сменяться в зависимости от природных условий и их будет несколько?

Ученики: Да, экосистем будет несколько.

Учитель: Поработайте в группах и попробуйте предположить, какие экосистемы могут быть в горах.

Идёт обсуждение в группах.

Ученики: Так как вершины гор покрыты снегом, значит, там будут ледники. Видим много деревьев, значит, будет и лесная зона. У подножия очень тепло, много трав.

Учитель: На с.43 в учебнике найдите верхний рисунок и проверьте свои предположения. Что вам напоминает такое чередование зон?

Ученики: Это нам напоминает чередование природных зон от полюса к экватору.

Учитель: Прочитайте текст под рисунком и подчеркните в нём определение, которым называют чередование природных зон в горах.

Учащиеся самостоятельно читают текст с карандашом в руках для выполнения задания.

Учитель: Какое определение вы подчеркнули, скажите хором.

Ученики: (хором) Высотные пояса.

Учитель: Из – за солнечного тепла изменяются климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природной зоной. Такие же изменения, происходящие в горах, называются высотными поясами. А есть ли какие – либо отличия? Посмотрите на иллюстрацию внизу учебника на с. 43. Сравните, где находится Миша, а где находится Лена?


Ученики: Один из них на равнине, другой в горах. Одеты они одинаково. Они как будто в одной и той же лесной зоне. Значит, на равнине будут леса, а в горах – горные леса.

Учитель: Что ещё заметили общего на этой иллюстрации?

Ученики: Заметили, что природные зоны на равнине совпадают с высотными поясами в горах.

Учитель: Молодцы, правильно. Откройте рабочие тетради на с. 51, задание №2. Выполните каждый самостоятельно, затем сравните результаты на обеих схемах и сделайте вывод. Можно посовещаться в своей группе.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради. Для формулировки вывода совещаются в группе.

Учитель: Проверим, что у вас получилось. Какие высотные пояса встретятся в горах Южного Урала?

Ученики: Степи, горные леса, горные тундры.

Учитель: Какие высотные пояса встретятся в горах Кавказа?

Ученики: Степи, горные леса, горные тундры, горные ледники.

Учитель: Какой вы сделали вывод?

Ученики: Чем выше гора, тем больше высотных поясов на ней представлено.

Учитель: Вы правильно всё заметили. Посмотрите на слайды с фотографиями гор, где представлено разное количество высотных поясов.

Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 6, смена фотографий гор происходит автоматически.

Учитель: Ребята, о чём мы с вами ещё должны узнать, говоря об горных экосистемах?

Ученики: Мы должны узнать о растительном и животном мире горных экосистем.

Учитель: Работать будем в группах с использованием материала в учебнике на с. 44 – 45.

Учитель раздаёт группам карточки с заданиями (см. Приложение 4).

Учитель: Посмотрите на свои карточки, догадайтесь, что нужно сделать?

Ученики: Нужно вписать пропущенные слова в текст, пользуясь информацией в учебнике.


Учитель: 1 группа: изучает растительный мир в горах.

2 группа: выясняет, как растения приспособились к жизни в горах, почему природные условия на разных склонах отличаются.

3 группа: изучает животный мир в горах.

4 группа: выясняет, как животные приспособились к жизни в горах.

Приступайте к выполнению задания.

Учащиеся самостоятельно работают в группах на карточках с использованием информации в учебниках.

Учитель: Пожалуйста, выходите по – одному человеку от каждой группы и представьте нам свои выполненные задания.

Ученики: Представитель 1 группы: на склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга, которые называют альпийскими лугами. Здесь растут растения с крупными, яркими цветами. Растения, растущие в горах: эдельвейс, горечавка, сосна, лишайник.

Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 7, смена фотографий альпийских лугов происходит автоматически.

Учитель: Для альпийских лугов характерно почти полное отсутствие деревьев и кустарников. Ночные температуры в альпийских лугах даже летом могут опускаться ниже нуля, что вызывает промерзание растений, но не приводит к их отмиранию: днём цветки оттаивают и продолжают цвести.

Ученики: Представитель 2 группы: растениям очень трудно жить среди скал. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы и приспособились к жизни в горах, у них имеются ползучие стебли с длинными корнями, пушинки на стеблях, растут они группой. Природные условия на каждом склоне отличаются в зависимости от того, какой стороной склон повёрнут к Солнцу, с какой стороны дует ветер и под каким наклоном выпадают осадки.
Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 8.

Ученики: Представитель 3 группы: в горах обитают многие из животных, которые живут на равнинах. Но есть и особые виды, которые лучше приспособились к жизни в горах. В горной степи живут суслики, сурки; в горных лесах обитают медведь, снежный барс, лама, як; в горной тундре прекрасно себя чувствуют архары, куропатки, грифы, серны.


Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 9, смена фотографий животного мира происходит автоматически.

Ученики: Представитель 4 группы: горные животные хорошо приспособились к жизни в горах. Зимой можно не впадать в спячку и не улетать в дальние страны, достаточно спуститься в другой высотный пояс, где теплее и больше корма. У животных длинная густая шерсть или плотные перья позволяют жить рядом с вечными снегами. Горные козлы и бараны, благодаря особым копытам, могут взбираться на невероятные кручи, а также могут прыгать со скалы на скалу. Не отстаёт по ловкости и крупная кошка – снежный барс. У птиц мощные крылья и зоркие глаза для выслеживания добычи.

Учитель: Ребята, а может кто - то из вас знает, как называется переселение животных из холодного пояса в более тёплый?

Если дети не дают ответ на вопрос, то учитель говорит, что это называется «кочеванием».

Учитель: Оцените работу своей группы в листе самооценки.

Учащиеся приклеивают соответствующую фигурку.

Учитель: Мы с вами познакомились с наиболее яркими представителями животного и растительного мира горных экосистем. На самом деле этот мир более богат и разнообразен. Я вам предлагаю к следующему уроку найти информацию о любом животном или растении гор, о котором мы не говорили сегодня, и подготовить небольшое выступление.


  1. Первичное закрепление полученных знаний

Учитель щёлкает по кнопке «далее» - слайд 10.

Учитель: А теперь посмотрите на слайд. Задание: переместите животных в место их обитания.

Несколько учащихся по – очереди выходят к доске и двигают с помощью «мышки» животных: щёлкнуть по животному, затем подвести объект к нужному месту на слайде и снова щёлкнуть - объект зафиксируется.

Учитель: Молодцы, замечательно справились с этой работой! Следующее задание выполним в рабочей тетради №6 на с.52. Здесь вам пригодятся знания о том, почему природные условия на разных склонах отличаются. Ваша задача – на схематической карте горы найти тёплый, холодный, влажный и сухой склоны. Учтите преобладание западных ветров. Кто желает поразмышлять вслух?


Желающий ученик размышляет над выполнением задания вслух, в случае затруднения учитель и ученики помогают.


  1. Рефлексия

Учитель: Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.

Ученики: Выяснить, почему на вершине горы холодно?

Учитель: Поднимите руку те, кто сможет дома родителям или другу рассказать, почему же на вершине горы холодно, хотя она находится ближе к Солнцу?

Дети поднимают руки.

Учитель: Оцените работу своих групп на протяжении всего урока. Каких фигурок на листе самооценки у вас оказалось большинство? Проанализируйте, где вы допустили ошибки, каких знаний вам не хватило, чтобы выполнить правильно данное задание?

Учащиеся высказывают свои мнения по допущенным ошибкам.

Учитель: А теперь поднимите все правую руку – в ней знания, которые были у вас до этого урока, возьмитесь в группах правыми руками; теперь поднимите все левую руку – в ней знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке, возьмитесь левыми руками. Обменяйтесь своими знаниями и поблагодарите друг друга за работу на уроке. Вы отлично потрудились, спасибо за урок!

Приложение 1

Лист самооценки

Определение природной зоны, исправление текста.





Порядок расположения природных зон.





Выбор одежды для подъёма в гору.





Изучение растительного и животного мира горных экосистем.





- Задание выполнили правильно. Молодцы!



- Задание выполнили с ошибками. Нужно стараться!



- К сожалению, с заданием не справились.

Приложение 2



Карточка №1

_________________________

Эта зона занимает территорию вокруг полюсов, где и суша, и море круглый год покрыты льдом. Но там, где проходят тёплые морские течения, вода и зимой, и летом свободна ото льда. Морские птицы по берегам не селятся. Климат здесь прохладный с короткой зимой и продолжительным летом. Осадков выпадает мало. Из животных распространены: лемминг, песец, белый медведь, олень.



Карточка №2

_________________________

Эта природная зона лежит за северными пределами лесной растительности. Представляет собой пространство с вечномёрзлой почвой. Это территория, не имеющая озёр и болот. Здесь живут только те растения и животные, которые легко переносят холод, постоянный снежный покров. Климат суровый, ветров практически не бывает. В июне появляются первые проталины, которые затем покрываются яркими цветами. Зима здесь очень продолжительная, а лето короткое и жаркое.

Карточка №3

_________________________

Эта зона находится севернее степей. Она расположена в умеренном поясе. Здесь  ярко выражены четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Зима тёплая, лето холодное, влажное. Эта природная зона самая маленькая. Ее можно разделить на три части. Самая большая - тайга. Тайга – это смешанный лес. Там растут лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Тайга – это леса, в которых наряду с хвойными деревьями, растут лиственные: береза, ольха, осина и другие.




Карточка №4

_________________________

Эта зона расположена южнее зоны лесов, находится в умеренном поясе. Влага здесь не испаряется, поэтому много болот. Лето прохладное, поэтому растения не успевают напиться. Здесь нет деревьев, в траве живет множество насекомых. Птиц мало, они устраивают гнезда прямо на земле. Животные крупные, их жизнь связана с землей, но прячутся от хищников на деревьях. И, конечно, здесь обитают хищники, которые питаются растениями.

Приложение 3





















Приложение 4

Карточка №1

Изучите растительный мир в горах, пользуясь информацией в учебнике на с.44 – 45.


На склонах, где выпадает много ________, горная тундра превращается в _______, которые называют _____________ лугами. Здесь растут растения с крупными, яркими ________. Растения, растущие в горах: __________, __________, ___________, _______________.



Карточка №2

Выясните, пользуясь информацией в учебнике на с.44 – 45, как растения приспособились к жизни в горах, почему природные условия на разных склонах отличаются.

Растениям очень _______ жить среди _____ . Вода ________ стекает по склону и уносит с собой ________________ вещества. Но растения упорно цепляются за скалы и приспособились к жизни в горах, у них имеются ___________ стебли с _____________ корнями, пушинки на стеблях. Природные условия на каждом склоне отличаются в зависимости от того, какой стороной склон повёрнут к ___________ , с какой стороны дует _________ и под каким наклоном выпадают _________.

Карточка №3

Изучите животный мир в горах, пользуясь информацией в учебнике на с.44 – 45.

В горах обитают многие из животных, которые живут на _____________ . Но есть и особые виды, которые ________ приспособились к жизни __________. В горной степи живут __________, ____________; в горных лесах обитают ___________, ___________________, _______, ______; в горной тундре прекрасно себя чувствуют __________, ___________, _________, __________.



Карточка №4

Выясните, пользуясь информацией в учебнике на с.44 – 45, как животные приспособились к жизни в горах.

Горные животные хорошо приспособились к жизни _____________. Зимой можно не впадать ____________ и не ___________ в дальние страны, достаточно ________________ в другой _______________ пояс, где ________ и больше _________. У животных _________________________ шерсть или плотные перья позволяют жить _______ с вечными _________ . Горные _______ и _________, благодаря особым __________, могут взбираться на невероятные кручи, а также могут ___________ со скалы на скалу. Не отстаёт по ловкости и крупная кошка – ________________ . У птиц ____________ крылья и __________ глаза для выслеживания добычи.

Используемые источники:

1) Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета – Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 2.- М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

2) Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета – Земля». – М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

Гора на карточке: http://nevsedoma.com.ua/images/2007/164/18000008.jpg