birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 12 13
Рудольф Штейнер

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МИРОМ

"Калевала" – Олаф Эстесон – Русский народ
(Лекции для русских)

 Мир как результат уравношенных действий
GA158
Семь докладов, включая открытый,

шесть выступлений и ответы на вопросы.

Ганновер, Гельсингфорс, Берлин, Дорнах

1912- 1913- 1914 гг.


(Издано на русском: 2001, "Духовное познание", Калуга,


ISBN 5-88000-058-3 )

Перевод: О.Погибин (лекции для русских), остальное – А.Демидов.
ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КАЛЕВАЛА


Открытый доклад, Гельсингфорс, 9 апреля 1912

Сущность национального эпоса (с особым вниманием к "Калевале")

Народный эпос как ключ к пониманию древнего мира. Илиада в рассмотрении Германа Гримма. Божественно-духовные импульсы в душе человека древности на примере Ахилла (Илиада) и Зигфрида (Нибелунги). Образы "Калевалы" и Сампо, христианские импульсы в конце "Калевалы" (Марьятта и ее сын). – Духовная наука о развитии человечества и становлении животных. Фантазия как ясновидческая сила в древности; человек как сосуд сверхчувственных сил. Ахилл и Зигфрид как представители древнего, Агамемнон и Гюнтер как представители нового человечества. Сокровища Нибелунгов, Брунхильда. Гнев Кримхильды и гнев Ахилла. – Первая ступень современного, пронизанного рассудком ясновидения. Созерцание собственного эфирного тела. Три члена внутренней душевной жизни (душа сознательная, рассудка или характера, ощущающая) и их оболочки (физическое, эфирное и астральное тела). – Вяйнямёйнен, носитель культуры, создатель астрального тела; кузнец Ильмаринен, преобразователь материи, творец эфирного тела; Лемминкяйнен, носитель сил любви, создатель физического тела. Сампо как образ эфирного тела и тем самым как носитель народности. Индивидуальное и общечеловеческое. Пример согласования духовной науки и народного эпоса (инструмент Вяйнямёйнена).


Первый доклад, Дорнах, 9 ноября 1914 Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"

Душевная троичность в отношении к единой душе. Освобождение сознания для троичности через действие Мистерии Голгофы на единую душу; подготовка через Скитианоса. "Калевала" как выражение ощущения тройственности душевных членов в финском народе; Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен как инспираторы трех душевных членов. – Ощущение единства души в славянском народе, оказавшемся под влиянием греко-византийской культуры: "руотси" (русские); их проникновение в финскую культуру. Подготовление христианства в финском народе через восприятие Божественного единства в троичность. Идентификация с ангелом, быстрое высвобождение эфирного тела и укрепление Михаэлической свиты, подготавливающей появление Христа в эфирном, после русской инкарнации. Сильное удержание эфирного тела и медленное его высвобождение после жизни в западном, к примеру, французском, теле. Россия и Франция: духовная борьба, физический союз. Физический план и духовный мир: отражение или противостояние?

Второй доклад, Дорнах, 14 ноября 1914 Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"

Создание физического тела эфирными силами: у народов Европы и Америки извне, у народов Азии и Африки изнутри. Земля как организм, как совокупность природных духов. Взаимодействие элементарных существ и эфирных сил европейца. Действие земного элемента на образование Я, водного элемента на душевное. Взаимосвязь трехчленности морского существа (Ботнический, Финский и Рижский заливы) и ощущения трехчленности души древними финнами (Вяйнямёйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен). Элементарные существа как инструмент народного духа; природные формы как выражение внутренней духовности; сравнение с архитравами Гетеанума. Сущностное и майя на примере Германа Гримма; о Швейцарии. "Морской дракон", инспиратор европейского человечества; противовес земного на Британских островах. Твердая земля как скелет элементарных сущностей. Конфигурация территории России во взаимосвязи с образованием Самодуха. Связь воды и земли в южной Европе: физиогномический взгляд на Италию, Грецию, Францию.


Третий доклад, Дорнах, 15 ноября 1915 Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"

Две важные истины нашего времени: душа принадлежит миру, лежащему позади чувственно-воспринимаемого, и идет от жизни к жизни. Проблески этих истин на примере книги Эмерсона "Представители человеческого рода". О Монтене. О "Геркулесе" Альбрехта Дюрера. Связь сущностных членов человека и элементов. Взаимосвязь Земли и человека как одухотворенных и одушевленных организмов в процессе эволюции. – Финский народ как совесть европейского Востока. Формирование эфирного тела силами воды на Западе, формирование физического тела силами земли на Востоке в наше время. Кельтские импульсы (гении моря), действующие на эфирное тело, и романские (исторические импульсы) в европейском Западе (Франция). Импульсы водного и земного элементов в физическом теле средней Европы (Франция, саксы). Связь Центральной Европы и Британских островов: те же импульсы, в первом случае в физическом, во втором в эфирном телах; гармония в духовном мире, борьба на физическом плане.
МИР КАК РЕЗУЛЬТАТ УРАВНОВЕШЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Четвертый доклад, Дорнах, 20 ноября 1914 Основное переживание четвертой и пятой послеатлантических эпох

Восприятие имагинативного мира эфирным телом. Чувство выделенности из физического тела как нарастающее ощущение человека. Два основных переживания человека: загадка Сфинкс греческой культурной эпохи (вмешательство Люцифера в процесс дыхания человека, его погружение в кровь; расширение эфирного тела); загадка Мефистофеля в наши дни (жизнь Аримана в нервных процессах; стягивание и подсыхание эфирного тела; Мефистофель как спутник человека, в скором времени уже с детства) .Теология как поиск истины через нервный процесс. Победа над Сфинксом благодаря образованию Я, над Мефистофелем благодаря наполнению Я духовным познанием. Хромоногость Эдипа; Фауст как Эдип наоборот. Эдип и Сфинкс, Фауст и Мефисто в отношении к Люциферу и Ариману.


Пятый доклад, Дорнах, 21 ноября 1914 Борьба Люцифера и Аримана в человеческом организме

О восприятии духовнонаучных истин. Материалистические предрассудки нашего времени: душевные процессы как сопровождающие явления физических процессов. – Переход от анатомически-физиологического к духовнонаучному мышлению как задача нашего времени. Человек как пространственное существо; действие Люцифера и Аримана в трех направлениях пространства: (1) симметрия органов восприятия; состояние Я-ощущения в сечении. Человек как плоскостное существо в равновесии борьбы Люцифера слева и Аримана справа; борьба между желудком (Люцифер) и печенью (Ариман). Эфирное тело: налево светлее, направо темнее. (2) Действие Люцифера спереди вплоть до грудины, действие Аримана сзади вплоть до позвоночника; свободное пространство между. – Действие Люцифера и Аримана: направо-налево через мысли, вперед-назад через чувство, вверх-вниз через волю. (3) Действие Люцифера сверху вплоть до шейных позвонков, действие Аримана снизу вплоть до диафрагмы. – Формы Дорнахского здания: принцип "горшка для выпечки"; ощущение "переживания между" как принцип нового искусства.

Шестой доклад, Дорнах, 22 ноября 1914 Мир как результат уравновешенных действий

Действие люциферических и ариманических сил в эфирном теле. "Возрастное различие" трех основных форм деятельности: воля как детское мышление, чувство как старая воля. Закон преобразования в эфирном теле. Омолаживающее влияние Люцифера в воле; коснеющее влияние Аримана на мышление; влияние обоих в области чувства и формировании эфирного тела; необходимость этих воздействий. Возможность полного расцвета Я только в физическом, но не в эфирном теле. Действие природных духов на эфирное тело через Аримана и их помощь при возвращении в тело утром. Высвобождение эфирного тела благодаря Люциферу при особых переживаниях. Сущность сказок: описание переживаний вне физического тела. Влияние Люцифера и Аримана на астральное тело с точки зрения сознания (физическое тело: форма и сила; эфирное тело: движение). Бодрственное сознание: сильнее Ариман; спящее сознание: сильнее Люцифер; грезящее сознание: равновесие между обоими. – Долг и право. Смена эпохи правовых требований требованиями долга. Понимание долга: освобождение Люцифера; рассудительность относительно права: освобождение Аримана. Смена революционно- воинствующей (люциферическое) и консервативно-мирной (ариманическое) эпох. Манихейство; связь с искусством.

ОЛАФ ЭСТЕСОН

Выступление, Ганновер, 1 января 1912 "Сновидческая песня Олафа Эстесона". Новый год

Время празднования Рождества: тьма природных существ, спиритуальный расцвет человеческой души. Сновидческая песнь Олафа Эстесона: видение судьбы человеческой души после смерти. Значение имени Олафа Эстесона: сын любви, по наитию унаследовавший сознание. Открытие "Сновидческой песни" Предигером Ландстадом, быстрое распространение ее в Норвегии. Рецитация "Сновидческой песни."

Выступление, Берлин, 7 января 1913 Олаф Эстесон, бодрствование Духа Земли. Введение к докладу для членов Общества

Важный в оккультном смысле промежуток времени от Рождества до Дня трех царей: изменение жизни сновидений, усиление взаимосвязи с духовным миром. Наиболее сильная эмансипация души от Космоса прилетнем солнцестоянии. Значение имени Олаф Эстесон: описание переживаний у врат смерти в "Сновидческой песне". Близость норвежского языка оккультным тайнам. Сон (летом) и бодрствование (зимой) связанных с Землей духов в годовом цикле; Рождество как праздник бодствующего духа; о внешнем и духовном Солнце.

Выступление, Дорнах, 31 декабря 1914 Мировой Новый год. Пробуждение человеческой души из духовного сна тёмного времени

Действие Космоса на Землю во время Рождества и во время Иоанна. Переживание микрокосма и макрокосма во время Рождества: Сновидческая песнь Олафа Эстесона; его погружение в стихии. Необходимость нового обретения потерянного знания прадревности и развития благоговения и поклонения в отношении этих откровений. Слова из второй книги Моисея (33, 18): человек как промысел высших Иерархий; восприятие духовного мира; тайна инициации в словах Яхве к Моисею. Причина сегодняшнего хаотичного ощущения мирового бытия: отсутствие сознания членения человеческой природы. Понятия свободы, равенства, братства: правильное понимание только через познание трехчленности человека. Полярности между этими тремя понятиями на примере свободы и братства. Идеал братства для физического, свободы для душевного и равенства для духовного мира. Необходимость материальной культуры, с одной стороны, нового пробуждения спиритуальности, с другой стороны.


Выступление (недатированная запись) к прочтению "Сновидческой песни Олафа Эстесона"

Переживание кругооборота года в народе. Воздержание души и ее погружение в духовный мир в Рождественские дни; особенные грезящие переживания. "Сновидческая песня Олафа Эстесона": переживание судьбы души после смерти. Жизнь души народа в этом эпосе.
РУССКИЙ НАРОД (ЛЕКЦИИ ДЛЯ РУССКИХ )

Обращение к русским слушателям цикла докладов "Духовные существа в небесных телах и царствах природы" Гельсингфорс, 11 апреля 1912

Необходимость антропософии с точки зрения ответственности перед духовной жизнью современности. Откровение величайших истин через оставшуюся во многом детской индивидуальность Е.П.Блаватской ввиду ее эгоистической и одновременно бессамостной натуры. Ее устремленность на европейский Запад, в Англию. – Подавление восточного оккультизма Западом. Месть Востока: пронизание выступившего на Западе оккультизма национальными, эгоистическими интересами. Принятие Христианского импульса в дальнейшую жизнь человечества как следствие победы западного мира, хотя и внешней. Оккупация Христова имени; господство древних воинствующих культов в современном индустриализме. Рыцарство как благороднейший цвет материалистической культуры. Превосходство восточных народов в знании тайн бытия. Китай как наследие древней Атлантиды; его будущее распространение. Антропософия в Центральной Европе: безличностная, отделенная от древних интересов духовность. Задача Русской Народной души: одушевление этой безличностной антропософии, соединение антропософии с сердцем.

Обращение к русским слушателям цикла докладов "Оккультные основы Бхагавадгиты" Гельсингфорс, 5 июня 1913

Осознание антропософского импульса. Превалирование импульса умершего Христа в Русской православной церкви. Соединение Христа с человечеством в Его смерти, от которой струятся силы жизни. Отдельная душа и народная душа; древность западных и юность восточноевропейских народных душ; среднеевропейская культура-посредник. Восприятие важных импульсов примитивными народами на примере Христова импульса. Слияние индийской "головной культуры" и европейской душевности сердца в западных культурах; пример двух инкарнаций одной индивидуальности и ее принадлежности разным потокам (Спиноза-Фихте). Требование антропософского импульса со стороны жизненных сил русской души. Североамериканский, ушедший корнями в материализм народ как полярность уходящему корнями в духовное русскому народу. Что такое свобода? – в Америке: полезная вещь; в Западной Европе: идеал; "одушевление" свободы антропософией. Антропософия как исцеление для России.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ответы на вопросы, Гельсингфорс, 7 апреля 1912
ПРИМЕЧАНИЯ

Примечание

Заметки Ингеборг Мёллер о «Сновидческой песне!
Калевала (Карело-финский народный эпос)

Перевод Л. П. Бельского Собрал и обработал Элиас Лённрот

СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭПОСА
(С ОСОБЫМ ВНИМАНИЕМ К "КАЛЕВАЛЕ")


Открытый доклад, Гельсингфорс, 9 апреля 1912 г.

Прежде всего, я должен извиниться перед вами, поскольку не могу прочитать предстоящий доклад на языке этой страны. Доклад состоится по желанию друзей нашего Теософского общества, которые пригласили меня сюда, чтобы прочитать им ряд докладов в течение четырнадцати дней, при этом они полагали, что будет возможно в это же время сделать и два открытых, заранее объявленных доклада. В связи с этим я должен вновь принести извинение, если некоторые имена и названия, заимствованные из финского народного эпоса, я, не зная языка, буду произносить не совсем правильно. Непосредственно вводящим в духовную науку будет лишь доклад, который состоится в ближайшую пятницу. Тема сегодняшнего вечера затрагивает больше как бы соседствующую область, которая может быть освещена духовнонаучно. Во всяком случае, речь пойдет о такой области, которая в глубочайшем смысле слова принадлежит к наиболее интересным темам истории человечества, исторических размышлений.

Народный эпос! Только подумайте о некоторых общеизвестных народных эпосах, об эпосе Гомера, ставшем греческим народным эпосом, о среднеевропейской легенде, о Нибелунгах и, наконец, о "Калевале", и вам тотчас станет ясно, что благодаря этим народным эпосам мы можем проникнуть в человеческую душу и человеческие устремления глубже, чем с помощью какого бы то ни было исторического исследования, можем проникнуть так, что важные древние эпохи предстанут перед нашей душой живо, словно сегодня, предстанут так, как они касаются нас непосредственно в современности в связи с судьбами и жизнью современных, живущих вокруг нас людей. Сколь ни сомнителен и туманен в историческом смысле тот период древнегреческого народа, о котором рассказывает Гомеров эпос, мы, однако, можем, если познакомимся с содержанием "Илиады" и "Одиссеи", заглянуть в души тех людей, которые совершенно недоступны обычному историческому рассмотрению. Неудивительно, что тот, кто занимается рассмотрением народного эпоса как ученый или литератор, встречает нечто загадочное. В связи с древнегреческим эпосом мы можем указать на один факт, неоднократно обнаруживающийся в несколько лет назад опубликованной прекрасной книге одного духовно одаренного исследователя "Илиады". Я имею в виду Германа Гримма, племянника Якоба Гримма, великого немецкого ученого в области мифов, сказок и лингвистики. Вживаясь в образы и события "Илиады", Герман Гримм чувствовал, что он все снова и снова вынужден сказать: "О, этот Гомер", – мы сегодня не будем задаваться вопросом о личности Гомера, – "когда он описывает что-либо, будь это ремесло или искусство, кажется, как если бы он сам был профессионалом в этом ремесле, в этом искусстве. Описывая битву, борьбу, он обнаруживает детальное знакомство со всеми стратегическими и военными основами, которые нужны при ведении войны." – С полным правом Герман Гримм указывает на то, что строгим судьей в этих вопросах, восхищенным детальным описанием битвы у Гомера, был сам Наполеон, человек, который, без сомнения, был вправе судить о том, сколь детально и живо это воинское дело было представлено перед нашей душой гением Гомера. С общечеловеческих позиций нам известно, как пластичны образы, представленные перед нашей душой Гомером, как они как бы непосредственно встают перед нашими физическими глазами.


следующая страница >>