birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вариант 1(2009\10)


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1)Дорога частью идет по Ангаре, и лед по дороге зеленый, порезанный тракторами, потом выезжаем в поле. (2)Машина наша едет и едет. (3)И все пеньки да пеньки.(4) Глаз быстро устает от такой ряби, и тогда все кажется то сплошь белым, то черным. (5)И вдруг среди этого неживого пространства березка. (6)Тонкая и тихая.

(7)Милая ты моя! (8)Как же ты сохранилась здесь, среди снегов? (9)Как же тебя не спилили, не порубали и не сожгли?

(10) Одна – непонятно, чудо - среди горелых пней стоит, прозрачная, белее белых снегов, что вокруг нее. (11) И я уже фантазирую и готов сочинять какую-то новую сказку… (12) Но шофер рядом говорит:

- (13) Знаю я, отчего она здесь. (14) Все очень просто. (15) Красота – вот вам причина.

(16) И я узнаю.

(17) Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает. (18) Вон сколько поснесли и ничего, а тут наши бородачи вроде спасовали. (19) Поглядели. (20) Березка. (21) Вздохнули и чего-то так начали они пилить, что минули ее, не сговариваясь, и пошли дальше. (22)Мол, хоть не мы, сучкорубы все равно прикончат.

(23)А там половина баб, усталых, крикливых. (24)Наткнулись, постояли, почему-то примолкли. (25)Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, чтобы весною солнце до корней достало, и двинулись дальше, только минуту постояли. (26)А березка – словно небо сеет сквозь себя. (27)Удивительная красота! (28)Да ведь будут трактора лес возить, все равно сомнут.

(29)Трактор узколоб, два глаза равнодушно вперед глядят. (30)Тракторист черен от соляры да мороза, от холода на лицо словно густая сетка легла. (31)Посмотрел тракторист на березку и сощурился, словно его встречная машина ослепила, и удивился, и сказал вдруг: (32) «Ох ты, доченька!» (33)А трактор в это время изгиб на дороге сделал.(34)Посмотрел он назад: идут следом другие машины по его загибу, вот наделал дел! (35)И березка стоит – боже мой, до чего же она приятная, березка эта! (36) Жаль, но остатки будут жечь, спалят.


(37)А тут девчонки песни заорали. (38)Дымище кругом. (39)Посмотрели, березка стоит. (40) Развели огонь подальше. (41)Посидели. (42)Посмотрели. (43)Дым да грязный снег за спиной. (44)Отогрелись, пошли дальше, опять оглянулись. (45)Даже песню петь захотелось. (46)Вот и вся история.

А1. Какое из высказываний содержит ответ на вопрос: «Почему среди пустынного неживого пространства осталась расти одна-единственная березка?»


  1. Березка никому не мешала, и ее решили не рубить.

  2. Березка служила ориентиром для строителей.

  3. Тому причина красота березки, поразившая человека.

  4. Вырубка берез запрещена, так как это дерево занесено в Красную книгу.

А2. Какое предложение связано с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза и наречия?

5 2) 23 3) 28 4) 33

А3. Как характеризует людей информация, заключенная в предложениях 24-25?

  1. Это были люди хозяйственные, привыкшие оставлять после себя порядок.

  2. Эти люди были очень уставшие, у них не было сил рубить березку.

  3. Это были люди безответственные, не выполняющие своих обязанностей.

  4. Это были люди, умевшие ценить красоту родной природы.

А4. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

  1. 4 2)6 3)9 4)44

А5. В каком значении употреблено слово ТИХАЯ в предложении 6?

  1. Слабо звучащая 2) погруженная в безмолвие

  2. Спокойная 4) небольшой скорости, не быстрая

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос «Почему автор на протяжении всего текста называет березу «березкой»?»

Такая форма слова говорит…

  1. Об особом трепетном чувстве автора к этому дереву

  2. О том, что дерево было очень маленьким, невысоким
  3. Об умении автора давать предметам наиболее точные наименования


  4. О том, что автор любит употреблять слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

А7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Машина наша едет и едет

  2. Пилила здесь лес бригада леспромхоза, что котлован под будущее море очищает.

  3. А березка – словно небо сеет сквозь себя

  4. Да ведь будут трактора лес возить, все равно сомнут

В1. Замените слово СПАСОВАЛИ из предложения 18 синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 7-16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 33-43 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «На конце приставки пишется –З, если после нее идет буква, обозначающая звонкий согласный»

В4. Из предложений 36-46 выпишите слова, в котором правописание буквы О определяется правилом «После шипящих и Ц под ударением в суффиксах существительных, прилагательных и наречий пишется буква О».

В5. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (ые) при ОЧП.

Глаз быстро устает от такой ряби, (1) и тогда все кажется то сплошь белым, (2)то черным.

В6. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (ые) между частями ССП.

Дорога частью идет по Ангаре,(1) и лед по дороге зеленый,(2) порезанный тракторами,(3) потом выезжаем в поле.

В7. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СПП.

Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, (1)чтобы весною солнце до корней достало,(2) и двинулись дальше, (3)только минуту постояли.

В8. Из предложения 17 выпишите словосочетание(-я), построенное (-ые) на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Из предложения 29 выпишите грамматические основы.

В10. Среди предложений 30-35 найдите предложение с обращением. Выпишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 17-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении

В13. Среди предложений 37-46 найдите БСП. Напишите его номер.

В14. Среди предложений 13-21 найдите СПП с придаточным определительным. Напишите его номер.