birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6
АНАЛИЗ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ


по итогам 2011-2012 учебного года

Образовательный процесс в начальной школе выстроен в системе компетентностного обучения, основанной на личностно-ориентированной технологии в системно-деятельностном подходе. Приоритетом образования в начальной школе является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Начальное общее образование обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.      

Результатом обучения в начальной школе является:


  • достижение уровня элементарной грамотности;

  • сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми;

  • развитие устойчивого познавательного интереса и обучающегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций;

  • формирование коммуникативной культуры и самостоятельности;

  • формирование нравственных и этических начал личности;

  • формирование устойчивой мотивации на обучение в основной школе и адаптации в ней;

  • готовность ученика к продолжению образования на II ступени обучения.

Достижение образовательных результатов осуществляется через:

  • обеспечение многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы;

  • освоение обучающимися высших форм игровой деятельности и создание комфортных условий для смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и перевода игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
  • формирование учебной деятельности младших школьников (постановка учебных целей, побуждение и поддерживание детских инициатив, организация усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществление функции контроля и оценки);


  • создание условий для продуктивной творческой деятельности учащихся;

  • поддержание детских инициатив и их осуществление;

  • обеспечение презентации и оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы и т. п.;

  • создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

В классах I ступени на 01.09.2011 года обучалось 197 учащихся, на конец учебного года – 196 учащихся, в 1-х классах – 62 учащихся во 2-4 классах – 135 учащихся. Всего в начальной школе 9 класс – комплектов.

Обучение велось по программам:

  • "Школа России" (1а, 1б, 1в, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б классы);

  • Система Занкова" (2а класс)

В 1-х классах обучение велось по новым ФГОС, которые предусматривают достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

  1. Итоги года

Класс

К-во уч-ся

Кол-во отличников

Кол-во ударников

%

качества

начало года

конец года



25

25

7

15

88



25

24

1

16

71

25


25

4

15

76



25

25

7

8

60



18

20

4

9

65



17

16

1

7

50

I ст.

135

135

24

70

69,6


В сравнении с прошлым 2010-2011 учебным годом наблюдается следующая динамика качества обученности учащихся по классам:


Класс

Качество

2010-2011 уч.г.

(в %)

Качество

2011-2012 уч.г.

(в %)

Динамика



66

76

+10% - динамика положительная



57

60


+3% - динамика положительная



66

65

-1% - незначительное снижение.



56

50

-6% - динамика отрицательная

ИТОГО по школе:

59,1

69,6

+10,6% - динамика положительная


Распределение учащихся в классе по успеваемости


Динамика качества обученности учащихся

  • Во 2 «А» и 4 «А» классах в течение учебного года показатели качества обученности учащихся нестабильны, но по итогам года (2 «А» класс) и в конце четвертой четверти (4 «А» класс) качество обученности на высоком уровне, что отражает нестабильную ситуацию с составом «группы резерва».

  • Во 2 «Б» и 4 «Б» классах качество обученности учащихся в течение года растет с резким понижением в четвертой четверти, что может быть причиной утомленности учащихся в следствии отсутствия разнообразия форм учебной деятельности.

  • В 3 «А» классе показатели качества обученности учащихся стабильны в течение учебного года и находятся на высоком уровне, что является отражением качественной системной работы учителя.

  • В 3 «Б» классе показатели качества обученности учащихся в течение учебного года растут, что является отражением качественной системной работы учителя.

Динамика качества обученности учащихся начальной школы

за последние пять учебных лет

Анализ качества обученности учащихся 2 – 4 классов показал:

  • успеваемость - 100% (стабильно в течение года);


  • качество обученности – 69,6 %, что на 10,6 % выше, чем в 2010-2011 учебном году;

  • отличников – 24 чел (17,8%), что на 5,9% больше, чем в 2010-2011 учебном году;

  • ударников - 70 чел.(51,9 %), что выше прошлогоднего результата на 3,9%.

На начало учебного года при анализе качественного состава класса каждым учителем было отмечено наличие детей с низким уровнем способности к обучению и высоким уровнем. В связи с этим в рабочих программах учителя были прописаны формы индивидуальной работы и способы организации учебной деятельности на уроке, позволяющие учитывать особенность данных категорий учащихся. Активная работа учителей с данными категориями учащихся дала положительный результат, который отражается в 100% успеваемости и повышении качества по итогам года до 69,6%.

Для организации индивидуальной работы с учащимися, имеющими сложности в обучении, педагогами разрабатывалась и применялась соответствующая дидактика, применялись нестандартные (развивающие, подготавливающие, корректирующие) домашние задания. Работа с данными учащимися велась по индивидуальным образовательным маршрутам, с ведением тетрадей для индивидуальных занятий и с фиксацией проведенных занятий в специализированном журнале, в системе организовалась обратная связь с родителями (законными представителями).

ВЫВОДЫ:

  1. По всем учебным курсам образовательные программы учащимися освоены в полном объеме в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовании.

  2. В целом по начальной школе образовательная динамика положительная – качество обученности выросло на 10,6% в сравнении с прошлым учебным годом и составило 69,6%. Столь значительное повышение качества обученности учащихся произошло за счет вторых классов, которые имеют очень высокие значении качества обученности:

  • 2 «А» класс – 88%;


  • 2 «Б» класс – 71%.

  1. Оценка деятельности учителей начальных классов

по сопровождению учащихся из «группы резерва».

В «группу резерва» входят учащиеся, имеющие одну-две четвертные или годовые «3» или «4» по отдельным предметам. Данная группа учащихся проявляет особые способности к обучению и владением общеучебными умениями, но отличаются предрасположенностью к определенным предметам, которая проявляется в гуманитарной или естественно-математической направленности.

Динамика изменения численности «группы резерва» начальных классов

в течение учебного года.

Класс

Кол-во учащихся в «группе резерва»

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

2 «А»

6

2

3

5

3

2 «Б»

6

5

5

4

3

3 «А»

4

4

4

3

3

3 «Б»

8

6

3

5


5

4 «А»

5

4

4

2

3

4 «Б»

7

2

1

3

2

Итого по начальной школе:

36

23

20

22

19

  • По итогам года в «группу резерва» вошло 19 учащихся, из них 9 учащихся – потенциальные отличники (учащиеся, имеющие одну-две «4») и 10 учащихся – потенциальные ударники (учащиеся, имеющие одну-две «3»).

  • Из числа учащихся группы резерва 16 учащихся имеют стабильные показатели уровня обученности по отдельным предметам, что свидетельствует о системном характере затруднений учащихся при освоении образовательных программ. Затруднения учащихся обусловлены их индивидуальными особенностями и интеллектуальной направленностью, а значит, не связаны с качеством учебного процесса организованного учителем и не могут рассматриваться как потенциал, позволяющий повысить качество обученности по классу и школе в целом.

  • В течение учебного года число учащихся, входящих в «группу резерва» сокращалось за счет повышения результатов обучения учащихся с нестабильной отметкой по предмету, к концу учебного года сокращение составило 17 человек. Это учащиеся, имеющие частичные затруднения в предмете и их затруднения могут быть ликвидированы за счет индивидуальных занятий.

В результате качественного организованного учителями начальных классов индивидуального сопровождения учащихся «группы резерва» численность данной группы учащихся к концу учебного года сократилось на 47,2% по начальной школе в целом, по классам в отдельности сокращение составило:


  • 2 «А» класс – 50%;

  • 2 «Б» класс – 50%;

  • 3 «А» класс – 25%;

  • 3 «Б» класс – 37,5%;

  • 2 «А» класс – 40%;

  • 2 «Б» класс – 71,4%.

  • Сокращение количества учащихся «группы резерва» удалось достигнуть за счет целенаправленной индивидуальной работы с данной категорией учащихся, которая осуществлялась через ведения карты сопровождения учащихся «группы резерва», организацию индивидуальных занятий и работу с учащимися по индивидуальным образовательным маршрутам, а так же за счет разнообразия технологического арсенала учителей.

ВЫВОДЫ:

  1. В течение учебного года отмечается положительная динамика по количеству учащихся входящих в «группу резерва»: сокращение составило 47,2% - 17 учащихся по итогам года вошли в число отличников и ударников.

  2. В результате проведенной работы по индивидуальному сопровождению учащихся «группы резерва» были достигнуты высокие показатели качества обученности учащихся по классам и по начальной школе в целом – 69,6%.

Система индивидуального сопровождения учащихся «группы резерва» дала положительные результаты, а значит, была выстроена эффективно.

  1. Повышение качества обученности в начальной школе за счет учащихся «группы резерва» возможно только на 0,02% - резервное качество, это означает, что по итогам 2011-2012 учебного года достигнут возможный максимум показателя качества обученности.



  1. Динамика выполнения в течение учебного года контрольных работ

по предметам математика, русский язык и окружающий мир

В течение учебного года учителями начальных классов проводился мониторинг качества обучености учащихся, задачами которого являлось:

  • Оценка качества усвоения учащимися дидактических единиц образовательных программ;
  • Оценка сформированности у учащихся предметных умений;


  • Выявление содержания отклонений процесса обучения и внесение качественных изменений, позволяющих повышать качество образования как процесса и как результата;

  • Организация эффективной коррекционной работы, направленной на создание равных учебных возможностей учащихся;

  • Оценка эффективности деятельности педагогов в рамках организации учебного процесса.

Мониторинг осуществлялся в двух направлениях:

  • процессуальный мониторинг, проводимый учителем;

  • контроль качества обученности, проводимый администрацией школы.

Процессуальный мониторинг учителя включал в себя:

  • ежеурочный контроль качества усвоения знаний;

  • контроль качества выполнения домашнего задания;

  • проверочные работы;

  • тематические (текущие) и четвертные контрольные работы.

В рамках личностно-ориентированного обучения учителями осуществлялся индивидуальный мониторинг усвоения знаний и уровня сформированности УУД через ведение «Табло пробелов», позволяющее выявлять «слабые зоны» учащегося, и организацию индивидуальной коррекционной работы через оформление Индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Контроль качества обученности проводился администрацией школы через:

  • внутришкольный контроль;

  • административные контрольные работы.

Качество обученности учащихся оценивается по результатам текущих (тематических), итоговых (четвертных) и административных (полугодовой и годовой) контрольных работ. При оценке результатов анализируются показатели качества и успешности выполнения контрольных работ. Если показатели растут в течение учебного года или стабильно высокие, то речь идет о положительной динамике обученности учащихся; если показатели снижаются или нестабильны – динамика отрицательная.



следующая страница >>