birmaga.ru
добавить свой файл

1

Анализ

контрольной работы по математике в 8-х классах (по новой форме), проведенной в рамках мониторинга качества знаний в образовательных учреждениях ГМР 13 мая 2010 года.

Цель проведения мониторинга:


  • оценка качества знаний и умений учащихся 8-х классов по математике ( алгебре и геометрии);

  • выявление проблем в подготовке учащихся 8-х классов по математике;

  • апробация новой формы итоговой аттестации по математике в 9 классе.

Участники мониторинга: обучающиеся 8 классов всех школ района.

Форма проведения мониторинга: работа состояла из 2 частей, в первой части 8 заданий, во второй-5. На выполнение работы отводилось 2 часа (120 минут или 3 урока), время выполнения первой части ограничено: от 30 до 50 минут. Первая часть – тестовые задания трех видов: с вариантами ответов ( один из которых верный), задания на соотнесение объектов и задания, к которым требуется записать краткий ответ. Все задания первой части базового уровня. Задания второй части выполняются с записью хода решения, это задания повышенного и высокого уровня сложности.

По результатам выполнения работы выставляются две оценки: отметка «2», «3», «4» или «5» и рейтинг – сумма баллов за верно выполненные задания первой и второй частей. Схема перевода рейтинга в отметку:

Рейтинг

0-4 балла

5-7 баллов

8-12 баллов

13-24 балла

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Работа составлена с учетом различных УМК: по алгебре Макарычева Ю.Н., Алимова Ш.А. , Мордковича А.Г., Никольского С.М., по геометрии Атанасяна Л.С., Погорелова А.В. Однако учесть все временные несовпадения изучения программы по математике основной школы не представляется возможным. Так, например, тема «Степень с целым показателем» по УМК С.М. Никольского изучается в 7 классе, а тема «Неравенства» - в 9 классе, нет в обязательном уровне и темы «Квадратные уравнения». По УМК С.М. Никольского работают в Лицее №3, Никольской СОШ.


Проверка осуществлялась учителями, работающими в данных классах.

Получены следующие результаты:

Анализ работы по математике в 8 классе 13.05 2010г




ОУ

Кол-во

классов

По

списку

Писали

«5»

«4»

«3»

«2»

% успе

ваемости

%

качества

Учитель

1

Гатчинская СОШ №1

3

75

70

9

18

35

8

89

39

Горшкова Н.А., Григорьева Н.П.

2

Гатчинская СОШ №2

7

153

150

26

43

78

3

98

46

Замилова М.Н., Громова Н.А.,

Артемьева З.И., Самохвалова Ж.Ю.,

Лазуткина С.В., Шаботинская З.Б.

3


Лицей №3

4

84

82

36

27

16

3

97

77

Колчева Е.В., Флёнова Л.В., Егорова Л.Д

4

Гатчинская СОШ №4

3

85

82

7

21

39

15

82

34

Марченко И.Е., Баранова О.В.

5

Гатчинская СОШ №7

2

52

48

6

8

33

1

98

29

Алексеева С.И.

6

Гатчинская СОШ №8

3

79

77

18

27

29

3

96

58

Кузьмина О.А.

7

Гатчинская СОШ №9

3

75

72


10

17

35

10

86

36

Вельгоша Е.Ю., Ровенская А.Н., Виноградова Т.И.

8

Гимназия Ушинского

3

80

79

16

34

28

1

99

63

Лабонин Д.С., Трамбовкина В.П.

9

Школа- интернат

3 (8А–ЗПР

не писали)

44

42

2

11

22

7

83

30

Гонина С.И.

10

«Апекс»

1

13

13

3

6

4

-

100

69

Горячева Л.С.

11

1-ая академ. гимназия

1

10

9

-

4

5

-


100

44

Петрова Е.В.

12

Большеколпанская СОШ

1

36

35

-

5

22

8

77

14

Артемьева Г.В.,

Петрова А.К.

13

Веревская СОШ

2

29

26

4

8

14

-

100

46

Мюлляринен В.Н.

14

Войсковицкая СОШ №1

1

30

30

5

7

13

5

83

40

Попова Т.В.

15

Войсковицкая СОШ №2

2

27

27

1

7

14

5

81

30

Бреус Н.М., Пилипюк А.М.

16


Высокоключевая СОШ

1

12

12

-

9

3

-

100

75

Ширяева В.С.

17

Вырицкая СОШ №1

3

79

72

5

26

37

4

95

43

Саркисян М.А., Серебренникова И.П.

18

Елизаветинская ООШ

1

14

14

2

6

5

1

93

57

Жаворонкова А.М.

19

Елизаветинская СОШ

1

15

15

-

1

9

5

67

7

Бондаренко Е.К.

20

Дивенская ООШ

1

5

5

-


2

3

-

100

40

Федулова Т.Е.

21

Дружногорская СОШ

1

34

32

1

3

14

14

56

12

Ананьева О.В.

22

Кобраловская ООШ

1

19

12

6

4

1

-

100

83

Гончарова Е.В.

23

Кобринская ООШ

1

15

15

2

3

7

3

80

33

Успенская Н.В.

24

Коммунарская СОШ №1

2

49

47

8

11

20

8

83

40,4

Лобанова Л.Т., Рязанова Т.Т.


25

Коммунарская СОШ №2

1

32

29

1

16

10

2

93

58

Исакова Г.М.

26

Коммунарская СОШ №3

2

52

51

4

10

29

8

84

27

Фролова Т.Н., Фищенко Е.Н.

27

Лукашевская СОШ

1

19

17

2

4

8

3

82

35

Монахова И.А.

28

Никольская СОШ

1

12

12

-

-

8

4

67

0

Кузьмина Т.Т.

29

Пламенская СОШ

2

38


33

1

8

24

-

100

24

Александрова Е.А., Потапова Е.П.

30

Пригородная СОШ

2

51

49

1

11

17

20

59

24

Федотова Л.Н.

31

Пудостьская СОШ

2

42

42

4

12

23

3

93

38

Евдокимова Е.В.

32

Рождественская СОШ

1

22

21

6

2

10

3

86

38

Михайлова Г.Е.

33

Сиверская гимназия

4

92

89

23

17

45

4


95,5

45

Маточинская О.В., Борисов Н.М.,

Трофимова Л.В.

34

Сиверская СОШ №2

2

27

24

6

8

8

2

92

58

Малыкина Елена Васильевна

35

Сиверская СОШ №3

2

52

48

4

15

21

8

83

40

Трясорукова И.И., Чадюк С.Ф.

36

Сусанинская СОШ

1

21

20

2

9

8

1

95

55

Пискарёва А.В.

37

Таицкая СОШ

2

39

39

2

18

17

2

95

51

Иванова Л.Д.

38


Терволовская ООШ

1

19

19

4

6

7

2

89

55

Козеняшева А.И.




ВСЕГО:

74

1632

1559

227

444

721

166

88,3

42





Анализ ошибок:
Часть 1.


  1. Тема « Квадратные корни».

Эта тема является традиционно трудной для усвоения, поэтому на нее обращено особое внимание – 2 задания из 8 проверяют умения применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни . Наибольшее число ошибок сделано в задании на нахождение значения выражения, содержащего арифметический квадратный корень, а также формулу сокращённого умножения : Гатчинская СОШ №4 - 44% ошибок, Гатчинская СОШ №7 – 56%., Гатчинская СОШ №8 – 43%, Дружногорская СОШ- 59%, Елизаветинская ООШ – 57%, Елизаветинская СОШ – 67%, Никольская СОШ – 50%, Пламенская СОШ – 67%, Пригородная СОШ – 69 %, Рождественская СОШ – 43%, Сиверская СОШ №3 – 62%, Таицкая СОШ -54%.
  1. Тема «Неравенства» представлена одним стандартным заданием: решить линейное неравенство и указать рисунок с изображением множества его решений. Умение решать линейные неравенства и системы линейных неравенств – одно из основных базовых умений программы 8 класса, поэтому количество ошибок, превышающих 50% ( Никольская СОШ, Елизаветинская СОШ, Пламенская СОШ, Сиверская гимназия) – повод для серьезного анализа причин таких результатов.


  2. Тема «Квадратные уравнения»: задание на соотнесение квадратных уравнений с множеством корней вызвало наибольшие затруднения (как и 2 года назад),возможно, из-за нестандартно поставленного вопроса и того, что учащимся неизвестен этот тип заданий. Количество ошибок достигает 41% в Высокоключевой СОШ, 60% в Большеколпанской СОШ, 45% - в Гатчинской школе-интернате, 56% в Гатчинской СОШ №7, 50% - в Гатчинской СОШ №1, 53% в Пригородной СОШ.

  3. Тема «Действия со степенями». Стандартное задание «Найти значение выражения» не вызвало затруднений и во многих школах выполнено безошибочно, однако не везде. Так, в Никольской СОШ – 58% ошибок, в Кобринской ООШ – 33%, в Елизаветинской СОШ – 67%, в Дружногорской СОШ – 70%, в Войсковицкой СОШ №2 – 56%, в Сиверской гимназии- 52%.

  4. Тема «Рациональные дроби» содержит одно задание- стандартное упрощение выражения . С ним справилось 90% учащихся.

  5. Геометрия. Со следующего учебного года экзамен в 9 классе по математике будет включать и задания по геометрии, поэтому в контрольную работу была включена геометрическая задача по единственной общей теме УМК Атанасяна Л.С. и Погорелова А.В.«Теорема Пифагора». Успешность выполнения задания различна: от стопроцентного в Кобраловской ООШ, Дивенской ООШ, Высокоключевой СОШ до 50% в Никольской СОШ, Лукашевской СОШ, Елизаветинской СОШ, Пригородной СОШ.

Часть 2.

Задание 1. Упрощение рационального выражения включает все действия с рациональными дробями. Уровень сложности выше базового, задание стандартное. К нему не приступали около 50% учеников. Выполнили верно примерно 25%, распространенные ошибки типичны: в формулах сокращенного умножения, порядке действий.

Задание 2. Построение графика кусочно-линейной функции – задание не типичное для большинства УМК, но неизменно включаемое в ГИА по математике в 9 классе. Ученики многих школ ( Елизаветинская СОШ, Никольская, Высокоключевая, Веревская) к нему не приступали. Из приступивших выполнили верно менее 10%. Умения строить график линейной функции, «читать» график, отвечать по графику на вопросы являются базовыми и проверяются на ЕГЭ по математике.


Задание3. Задача на составление рационального уравнения (на «работу»). Решение текстовых задач (особенно составление уравнения) – наиболее трудный для усвоения материал 8 класса, поэтому верное решение примерно у 15% учащихся – ожидаемый результат. Надо отметить что эти средние 15% складываются из очень различных показателей: от о% в Дружногорской СОШ, Дивенской ООШ, Войсковицкой СОШ №2, Большеколпаской СОШ, Первой Академической гимназии, гимназии «Апекс», Пламенской СОШЮ Сиверской СОШ №2 до 30 % в гимназии им. К.Д. Ушинского, Гатчинской СОШ №7 и Рождественской СОШ, 40% в Гатчинской СОШ №9, 42% в Гатчинской СОШ №8, 51% в Лицее №3.

Задание 4. Для нахождения области допустимых значений выражения, содержащего квадратный корень, необходимы прочные знания определения и свойств арифметического квадратного корня, понимание необходимости нахождения области допустимых значений. Это продемонстрировали ученики Сиверской СОШ №2 -30% (сравните с Сиверской гимназией – 15%), Лицея №3 – 50%, Гатчинской СОШ №8-46%.

Задание 5. Уравнение с параметром – задание высокого уровня сложности. Лишь в некоторых школах ученики справились с этим заданием: в Гатчинской СОШ №8– 13%, в СОШ №2 – 18%, в Пламенской СОШ – 15%. В остальных школах задание оказалось не по силам, хотя для его решения нужны только знания программы 8 класса.


Предложения и рекомендации:


  1. Итоги мониторинга довести до сведения учителей математики района на заседании РМО учителей математики в сентябре 2010 года, отв. руководитель РМО.

  2. Изучить опыт работы учителей математики, учащиеся которых показали самые высокие результаты. (Высокоключевая СОШ, Кобраловская ООШ, Сиверская СОШ №2). Провести в этих школах «входную» контрольную работу в 9 классе с внешним контролем.

  3. Учителям проанализировать результаты мониторинга и наметить пути предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
  4. Рекомендовать учителям, работающим в 9 классах, разработать и вести курсы по выбору.

  5. Рекомендовать ШМО шире использовать возможности курсов по выбору в качестве предпрофильной подготовки.

  6. Рекомендовать ШМО провести полугодовую (триместровую) контрольную работу в 9 классе по новой форме.


Руководитель РМО учителей математики С.Н.Ярушева