birmaga.ru
добавить свой файл

1
Евграфова Т.А.


(МБОУ СОШ №5)

Активные методы обучения на уроках как одно из условий реализации деятельностного подхода
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и    экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к    новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,    проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации    неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с    разными людьми.

Учителю современной школы в условиях освоения ФГОС приходится решать сложную, но очень важную задачу –    подготовить выпускника, обладающего необходимым набором  знаний, умений и качеств, позволяющих ему самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную и информационно-коммуникативную деятельность, уверенно чувствовать себя в современной жизни.

В своем Послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире".

На протяжении 4 лет наша школа реализует программу развития, основной целью которой является формирование общественно активной школы. Именно общественно-активная школа ориентирована на формирование активной гражданской позиции личности, присвоение ценностей гражданского общества, на жизнь в быстроменяющемся мире.

Для развития у обучающихся способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта требуются новые педагогические технологии, эффективные    формы организации образовательного процесса, активные методы  обучения.

Выбор направления моей педагогической деятельности обусловлен:

- необходимостью не давать детям знания в готовом виде, а «добывать» их под руководством учителя, в пространстве учебной деятельности;

- акцентировать внимание на содержании учебной деятельности как процессе, который влияет на повышение мотивации, рефлексию, построение и коррекцию способов действия, самоконтроль и самооценку, коммуникативное взаимодействие обучающихся;


- именно, в подростковом возрасте ведущим становится межличностное общение, а приоритетное значение в формировании знаний и навыков в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Важно отметить, что приоритетным направлением в моей работе становится принцип – «учить ученика учиться в общении».

Цель моей деятельности: развитие познавательной активности школьников через реализацию деятельностного подхода в обучении и создание условий для присвоения обучающимися ценностей гражданского общества на уроках географии.

Задачи:

- обеспечить связь теоретического обучения с практической деятельностью учащихся;

- формировать познавательные мотивы деятельности (желание узнать, открыть, научиться);

-обеспечить диалогическое общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний;

-развивать способность к самоопределению, самосовершенствованию и саморазвитию;
-активно включать самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- способствовать становлению и развитию личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

Для раскрытия способностей и развития ученика использую деятельностный подход в обучении. Теория подхода сформировалась в отечественной психологии и педагогике в 20−30-х годах XX века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и развивалась их продолжателями П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым.

Деятельностный подход лежит в основе развивающего обучения, «именно понятие деятельности, — подчёркивал В.В.Давыдов, — может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер».

Неслучайно большая часть исследований последних десятилетий касается именно деятельности детей на уроке, так как данные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельный учебно-познавательный процесс. Деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации.


Существует несколько видов классификации активных методов обучения, я придерживаюсь следующей, которая предполагает разделение методов на четыре группы.


  1. Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

  2. Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

  3. Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения

  4. Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность на своих уроках географии и биологии использую активные методы обучения, которые позволяют:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся (при изучении темы «Географическое исследование материков», использую игровой метод «Сравни себя с известным человеком», тема: «Природные зоны мира» метод «Зоопарк», игровые методы «Мой цветок», «Детектив», «Дерево Ожиданий»);

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, множества видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов («Строение цветка», «Магнитное поле Земли», «Молния, гроза – что это?», «Влияние света на рост и развитие растений») рейтинговый метод;


- привлекать для обсуждения имеющийся опыт учащихся (умение работать с картой, атласом, схемой, таблицами - тренинговый метод;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой (Пример отзыв учителя в портфолио ученика, рецензия на работу ученика «Исследование влияния талой воды, собранной около школьной автомобильной дороги, на проращивание семян фасоли») рейтинговый метод.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы обучения, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях.

Системное применение активных методов на уроках позволяют обеспечивать решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.

Эффективность применения активных методов обучения подтверждается успешностью моих учеников:

- качеством обучения по предметам – 78 %

- участием моих учеников в муниципальном конкурсе «Шаг в будущее – Юниор» - 1 человек; школьной научно-практической конференции «Шаг в науку будущего» - 3 человека; в дистанционных конкурсах («Познание и творчество»-всероссийский заочный конкурс – 6 человек,

- в городском фестивале «Северное сияние» - 7 человек.

В рамках программы развития участвую в реализации проекта «Оптима», ориентированного на эффективное использование современных информационных технологий с целью достижения нового качества образования на всех этапах обучения. Результатом участия в проекте стало применение более 25 цифровых образовательных ресурсов федерального уровня, разработка презентаций к 30% учебных занятий и тестовых контролей по 18 темам.


В настоящее время включилась в работу по внедрению ФГОС на ступени основного общего образования в рамках региональной пилотной площадки. В соответствии с требованиями ФГОС составила и реализую учебную программу по географии в 5 классе. Ключевой особенностью которой стало формирование предметных, метапредметных и личностных результатов в изучении учебного предмета.

Активные методы обучения использую в рамках внеурочной деятельности. Являясь классным руководителем 5 А класса, организую экскурсии, социальные практики, позволяющие формировать социальные компетенции обучающихся, участвовать в создании и реализации проектов.

Системно - деятельностный подход в обучении позволяет изменить задачи образования с формирующего на развивающий,  т.е. создать образовательное пространство, в котором эффективно развиваются универсальные учебные действия обучающегося, осуществляется познание и освоение мира личности, его активной учебно – познавательной деятельности, формируется готовность к саморазвитию.

Данная ситуация требует изменения мировоззрения педагога, привычных способов его работы, поиск новых, интересных методов и приемов педагогической деятельности.