birmaga.ru
добавить свой файл

1
Жук С.В.


Учитель химии

Активное обучение на уроках химии:

«Электролитическая диссоциация»
Для осуществления активного обучения применяют современные технологии, такие как активное (контекстное) обучение, технологии развития критического мышления и др.

Технология активного обучения состоит из трех разделов:


  1. Цель: организация активности обучаемых.

  2. Сущность: моделирование предметного содержания учебной деятельности.

  3. Механизм: методы активного обучения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации учебной работы, обеспечивающих достижение наиболее высокого уровня учебно-познавательной деятельности в обучении на основе особого психологическо­го состояния личности, называемого термином "активность".

Активность - это характеристика состояния человека и его отношения к чему-либо. Активность - социальное качество человека; она – результат его об­щественной человеческой природы, и вместе с тем, это - внутриличностное об­разование, обуславливающее и деятельность, и поступки, и мотивы поведения человека.

Активность в процессе обучения - обязательное условие его успешности. Она необходима всегда, когда происходит процесс переработки и усвоения учебной информации. Однако, в системе традиционных методов обучения со­стояние активности, как правило, достигается принудительно - волевыми воз­действиями со стороны учителя. Методы же активного обучения как специфи­ческие способы взаимодействия учителя и обучающихся предполагают иные механизмы перевода учеников в состояние активности.

Для этого используется, например, такой вид технологии, как технология развития критического мышления

Она основана на модификации деятельностного подхода к обучению, принципов личностно-ориентированного образования, а также идей эвристического обучения (проблемного обучения), например:

Учащимся предлагают короткий, логически завершенный текст - он проецируется на экран или выдается каждому участнику. После внимательного прочтения учащиеся должны придумать название теста, выделить так называемое ключевое слово и раскрыть заключенный в тексте «секрет».


Познакомимся с методикой проведения работы на примере текста к теме «Электрическая диссоциация».
Безводный хлорид меди(II) желтого цвета. При добавлении небольшого количества воды образовалась смесь ярко-зеленого цвета.

Дальнейшее разбавление приводит к образованию голубого раствора.

Ход работы.

А. После изучения текста ведущий предлагает участникам придумать к нему название. Каждый желающий высказывает свои предложения. Названия фиксируются (на доске и в тетради), а затем обсуждаются. К данному тексту можно получить следующие названия:

1.Растворение хлорида меди в воде.

2.Измерение окраски раствора хлорида меди при разбавлении.

З.Гидротация ионов при растворении хлорида меди.

4.Химическая радуга.

5.Химический хамелеон.

Очевидно, что эти и другие названия отражают степень понимания учащимися сущности происходящего явления. При обсуждении нужно дать оценку каждому названию, отметив их достоинства, обратить внимание на неточности. Особенно следует выделить названия, кратко и точно выражающие оригинальные и художественные названия (4и5)

Б. Следующий этап работы - поиск ключевого слова, т.е. слова, исключение которого делает описанное явление невозможным, а текст лишает смысла. Это может быть одно слово или краткое словосочетание. В данном тексте описано явление, происходящее только в водном растворе при изменении его концентрации: при добавлении воды к безводной соли W происходит электрическая диссоциация и гидратация ионов. Гидратированные ионы имеют голубую окраску. Кроме того, описанную смену окраски раствора было бы трудно заметить, если бы к хлориду меди было прилито сразу достаточно большое количество воды. Поэтому ключевыми словами являются «разбавление водой».

Для лучшего понимания описанного можно данную ситуацию воспроизвести экспериментально.

В. В завершение работы нужно раскрыть «секрет», или, иначе говоря, найти причину описанного явления.


Причина наблюдаемой смены окраски состоит в том, что промежуточный ярко-зеленый цвет является результатом смешения желтой безводной соли и образовавшихся гидратированныж ионов меди голубого цвета. ПРИ разбавлении все ионы меди гидротируются, и раствор приобретает характерный для солей меди голубой цвет.

Условия работы.

Учащимся предлагается текст, в котором они должны обнаружить т четко сформулировать элементы содержания, соответствующее семи общим понятиям (философским категориям). Эти понятия.

о сущность;

о явление;

о форма;

о содержание;

о общее;

о особенное;

о единичное.

Понятия «форма» и «содержание» относятся к текстовой конструкции, остальные понятия характеризуют сущность описываемого факта.

Приведем пример текста по теме «Степень электрической диссоциации» и описание его возможного анализа.
В стаканы с концентрированными растворами соляной, фосфорной и уксусной кислот опускают электроды, соединенные с электрической лампочкой. В первом случае лампочка ярко вспыхивает, во втором - светится не столь ярко, в третьем - вольфрамовая нить лампочки раскаляется.
После прочтения текста предлагаем учащимся определить, что представляет собой данный текст по форме. Из высказываемых суждений выбираем, например, такой вариант: это описание химического эксперимента.

Далее просим кратко охарактеризовать содержание текста. Учащиеся предлагают различные варианты формулировок, из которых следует остановиться на следующей: по содержанию это - опыт по испытанию электропроводности растворов кислот.

-Какое явление описывается в тексте?

Обсуждая этот вопрос, поясняем, что под явлением понимается внешняя сторона происходящего процесса. Сравнивая различные высказывания, приходим к общему мнению, что в данном тексте описано явление, наблюдаемое при пропускании электрического через растворы разных кислот, а именно: различная степень накала вольфрамовой нити лампочки при прохождении тока через растворы различных кислот.


-В чем сущность данного явления?

Поясняем, что, обсуждая сущность явления, мы хотим найти его причины, механизм, закономерности. Ответы учащихся могут быть различны. Приведем некоторые из них:

1.Разные кислоты обладают различной электропроводностью.

2.0писаные кислоты являются электролитами разной силы.

З.Данные кислоты имеют различную степень электролитической диссоциации.

4.Степень диссоциации зависит от природы электролита.

5.В молекулах данных кислот разная степень полярности химической связи.

6.Сила электролита зависит от строения его молекул.

7.Полярность связи в молекулах кислот определяет способность к диссоциации и зависит от электроотрицательности кислотообразующего атома.

8.В разных растворах содержится разное количество заряженных частиц.

Принимая ответы учащихся, учитель обращает внимание, что все суждения раскрывают сущность описанного явления, но отличаются по глубине объяснения причин наблюдаемого явления. Поэтому имеет смысл расставить данные отсветы в порядке продвижения от сущности первого порядка к более глубоким причинам явления. Этот порядок будет таким: 1,8,3,2,4,6,5,7. Вывод, к которому нужно подвести учащихся, должен обобщить все суждения:
Электропроводность растворов различных кислот зависит от силы кислоты; сила электролита зависит от состава и строения его молекул.
Затем выделяем в данном тексте понятие «общее», «особенное», «единичное».

Общим является тот факт, что все растворимые кислоты являются электролитами - их растворы проводят электрический ток. Однако каждая кислота имеет особенные свойства, в частности различия в электропроводности, являющиеся следствием их разной силы. К категории единичного относятся:


  • высокая электропроводность раствора соляной кислоты (это сильный электролит);

  • средняя сила фосфорной кислоты;
  • отсутствие электропроводности в концентрированном растворе уксусной кислоты (слабый электролит);

Приведенный примерный сценарий обсуждения текста показывает, что подобными формы работы с текстовой информацией по своей сути представляют собой учебную дискуссию – метод обучения, позволяющий выявить знания учащихся, их способность не только формулировать, но и аргументировать свои суждения, имеющиеся знания в новой, нестандартной ситуации. Поэтому понятно, что описанный прием имеет, несомненно, развивающий эффект. В результате активного обучения учащиеся добровольно, заинтере­сованно и, главное, продуктивно начинают участвовать в учебной работе. Их деятельность приобретает черты творческой, самостоятельной, свободной, внутренне необходимой, целенаправленной. Переработка учебной информации в таком состоянии, называемом активным, становится наиболее результативной, усвоение знаний протекает максимально осознанно. Запоминание, окрашенное положительными эмоциями, становятся прочным и осмысленным.