birmaga.ru | 1
II глава. Методика работы над изложением.
Заключение. Список литературы. Введение. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивает речь учащихся и добивается её высокой культуры. «Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям».1 «Поскольку язык – средство общения между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений…».2 Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся. Методические последования по этому вопросу проводились известными методистами М.Р.Львовым, Т.Г.Рамзаевой, В.И. Яковлевой. По данным исследования важную роль в развитии связной речи детей играют изложения письменные пересказы образцовых текстов. «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы».3 Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка. Изложения формируют и совершенствуют связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, чётко и ясно передавать свои знания, обогащают речь. «Работая над изложением школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, то есть отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом».4
В процессе работы мы использовали методы:
Если при работе над изложением опираться на факторы, гарантирующие успех в работе детей, т.е. вынесенную за пределы урока написания изложения подготовленную лексическую и орфографическую работу, а также на редактирование изложений с помощь учителя, то, неизбежно, эти работы дадут более высокие результаты. Глава I Изложение – упражнение по развитию связной речи. § 1. Виды изложений. В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р.Львова и В.И.Яковлевой. М.Р.Львов выделяет следующие виды изложений:
Подробные изложения. Этот вид изложения используется в школе чаще других, не только потому, что оно проще, но и благодаря своим достоинствам. Оно служит:
Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла»…5 Изложения такого типа, на наш взгляд, дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей. Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р.Львов и Т.Г.Рализаева6 выделяют следующие виды творческих изложений:
Основным типом изложений в 3 классе являются изложения по самостоятельно составленному плану. Но это требование не исключает необходимости и в 3 классе вести обучающую работу по составлению плана. « Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста». Усложнение анализа рассказов происходит и потому, что во многие тексты включены элементы описания и рассуждения. Вся работа по коллективно составленному плану в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся. Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложения по измененному плану повышают активность учащихся. «Эффективным примером обучения связной речи является языковой и структурный анализ текста. Языковой анализ помогает детям правильно воспринимать языковые средства, которые автор использует для раскрытия идеи рассказа, эстетически развивает детей».3 Н.А. Плеикин4 выделяет изложения с языковым разбором текста. По этому вопросу долгое время шли горячие споры. Положение изменилось с выходим в 1962 - 64 годах нескольких новых сборников. М.Т. Баранов5 доказал необходимость лексической подготовки учащихся написанию изложений, рассмотрел условия её проведения, рассмотрел некоторые вопросы языкового разбора текста. В школах используют примеры частичного языкового анализа: выборочно объясняются отдельные слова и выражения, даются различные лексические и грамматические задания. Но эти элементы не составляют достаточного полного языкового анализа. Изучив методическую литературу и опыт учителей по вопросу изложений с языковым разбором, мы можем сказать, что такие изложения дают более высокие результаты, давая возможность избегать шаблона в этой работе. При проведении такого анализа в работе принимают участие и слабые учащиеся, все это положительно воздействует на развитие детей, обогащает словарный запас учащихся.
Полностью исключены творческие изложения. Хотя эти три вида и имеют свои достоинства, т.к. каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу»…2, эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но нам кажется, что этих трех видов недостаточно. Т.к. творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся. Творческие изложения дают большие возможности для обогащения речи детей; увеличение словарного запаса. §2. Требования к текстам. Письменные изложения оставляют глубокий эмоциональный след в душе ребенка. Они приобщают детей к лучшим образцам языка, повышают культуру, прививают вкус и т.д. Все это определяет высокие требования к текстам изложений. М.Р. Львов3 выделяют следующие требования к текстам:
Все эти требования выдвигает В.И. Яковлева1. Но она, на наш взгляд, дополняет этот список важными для работы требованиями, которые нужно учитывать при написании работы.
Необходимо учитывать при выборе текста грамматические умения учащихся. «В тоже время каждый новый текст подбирается так, чтобы он знакомил учащихся с какой-либо из незнакомых детьми ранее художественной особенностью или с новым для них средствам языка»2. Например: первый – с метафорой, другой – эпитетом, третий – со сравнением, четвертый – с диалогом и т.д. Поскольку, тексты для изложения должны быть подлинно образцовыми, то обычно берутся произведения классиков русской литературы и лучших писателей. Однако, в начальных классах часто приходится пользоваться не подлинником, а сокращенными текстами. Тексты, которые дают для изложений могут быть различными по жанру: повествование, описание; по стилю: художественный рассказ, деловая статья. Мы думает, что при выборе текста для изложения учитель должен учитывать интересы класса. Все это, на наш взгляд, прививает интерес к этому виду работы. §3. Анализ ошибок, допускаемых в изложении. «Задача предупреждения ошибок может быть решена, если учитель хорошо, на основании длительных наблюдений, знает особенности ученической речи, знает ее отклонение ее от литературной нормы и, следовательно, может вести целенаправленные беседы предупредительного характера».3 М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева4 выделяют наиболее широко распространенные ошибки, это:
В.И. Яковлева5 выделяет ошибки, которые встречаются реже в детских работах, это:
Орфографической подготовке к изложению в 3 классе надо уделять много времени. Хотя грамотность учащихся значительно окрепла, и они умеют применять более широкий круг правил, возможность ошибок увеличивается в сравнение с предыдущими классами. Объясняется тем, что тексты не только больше по объему, но тематически разнообразны. Проводя изложения систематически, учитель может выделить небольшой круг слов, которые часто встречаются. На самом уроке возможны многие приемы предупреждения ошибок. Их выделяет В.И. Яковлева в формулировке пунктов плана, которые дает учитель, следует включать новые для учащихся слова. Рядом с вопросом плана иногда можно выписать слова, которые важны не только для предупреждения ошибок, но и могут стать опорными при составлении части плана. В других случаях – слова для справок на доске. Но это, на наш взгляд, не самые эффективные методы. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями младших школьников. Надо и самих учащихся привлекать к участию в предупреждении ошибок. При пересказе по частям учащиеся сами называют слова трудные для написания. Активность учащихся может побуждаться и путем частичного орфографического разбора текста. Прочитав текст и проведя анализ его содержания, учитель предлагает учащимся найти слова на это правило. Выписав их, учащиеся объясняют его написание. Каждый урок анализа включает 4 основных формы работы:
Эти формы по-разному чередуются в процессе урока. Особенно эти уроки важны, когда учащиеся начинают самостоятельно составлять планы к изложению. Учитель особо оценивает качество плана. В.И. Яковлева1 выделяет здесь наиболее типичные ошибки:
Третьеклассников надо приучать к исправлению погрешностей в переделанном содержании по готовому плану. Учитель пишет в тетради 2-3 конкретных указания. Задание должно быть посильным для выполнения. На уроках учащиеся советуются с учителем и переписывают подчёркнутый отрывок в правильном виде. Ошибки в построении предложений исправляются также с некоторой долей самостоятельности. Если ошибки такого типа у многих учащихся, следовательно нужно провести специальные упражнения. Оставлять ребёнка для самостоятельного исправления многих стилистических ошибок не рекомендуется. Урок анализа изложения нужно строить так, чтобы в первую очередь были исправлены ошибки, типичные для класса. Большую роль в предупреждении ошибок играют подготовленные речевые упражнения, такие, например, как составление предложений, восстановление деформированного текста и т.д. Глава II. Методика работы над изложением. §1. Подготовительная работа. «Любая самостоятельная работа может быть творческой только в случае ее хорошей подготовки. Творчество возникает только та, где присутствуют знания, где имеется свое представление на основе своего глубокого понимания. Без знания, без глубокого понимания невозможно творческое выражение, и «напротив», «творчество» учащихся зайдет в тупик и окажется бесплодным, если они к самостоятельной работе никак не подготовлены».1 Цель подготовительной работы – подготовить учащихся к написанию изложений. Подготовительная работа включает в себя лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Но если посмотреть на традиционную методику проведения изложений, то эта работа проводится, непосредственно, перед самим написанием работы, что не дает желательных результатов. Это объясняется рядом возрастных особенностей школьников. Также при работе учащихся большую часть времени тратят на то или иное правило, а на «творчество» у них остается совсем немного времени. Едва у ученика возникает вереница представлений, он начинает записывать первую фразу и тут встречается с трудным для написания словом, пока он подбирает подходящие для него правила, находит правильный ответ, то представления эти исчезают; чтобы уловить исчезнувшее, ему надо обратиться к началу, отсюда и вытекает та непоследовательность и бессвязность мыслей, которые так часто встречаются в детских работах. Это еще раз говорит нам о необходимости орфографической подготовки. Чтобы у учащихся как можно меньше затруднений вызывали трудные для написания слова. Еще М.Т. Баранов1 выдвинул идею рассредоточенной подготовки, т.е. такой работы, которая бы за несколько уроков до изложения готовила школьников к его выполнению.
Анализируя текст по этим вопросам, мы делаем выводы о том, насколько текст понят детьми, на что нужно обратить еще внимание. Таким образом, приступая к работе над содержанием, мы не должны забывать о направленности беседы, иначе работа над содержанием невольно превратится в малополезный пересказ, составленный из ответов учащихся на многочисленные и несущественные вопросы. На роль плана в методике существует, в основном, единая точка зрения В.И. Яковлева, М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева выступают за написание плана перед работой. Работа над изложением по плану, составленному коллективно, отличается большой глубиной и сложностью анализа содержания текста. «Вся работа по коллективному составлению плана в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся».1 Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложение по измененному плану повышают самостоятельность и активность учащихся и при этом в изложения вводятся элементы творческого характера. При написании изложения в 3 классе «Кот в сапогах» после прочтения и беседы по содержанию текста, ребятами был составлен план изложения. Выбирались лучшие названия частей текста. В этой работе большое внимание уделялось работе со слабыми учащимися, чтобы выявить насколько правильно и точно, усвоено содержание текста. В результате этой работы был составлен план, состоящий из четырех пунктов, название которых, на наш взгляд, особенно четко определяют главную мысль текста. План.
Таким образом, необходимо как можно шире внедрять изложения (особенно творческие и с языковым разбором текста) в школьную практику. Список литературы.
Работа над сочинением в начальных классах.
11 М.Р.Львов. Работа над сочинением в начальных классах. 22 Н.И.Жинкин. Психологические основы развития речи. 33 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников. 44 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников. 1 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.
11 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
22 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 11 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 22 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников. 33 И.Д.Морозова. Выборочное изложение.//Начальная школа. 44 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников. 55 М.Р.Львов. Работа над сочинением в начальных классах. 66 М.Р.Львов, Т.Г.Рализаева. Методика преподавания русского языка. 11 М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева. Методика обучения русскому языку. 22 В.И.Яковлева. Сборник изложений для начальных классов. 33 Г.И.Данилова. Изложение с языковым разбором текста.//Начальная школа. 44 Н.А.Плеикин. Изложения с языковым разбором текста. 55 М.Т. Баранов. Примеры обогащения словаря учащихся. 11 Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-3). Министерство Просвещения РСФСР. М. Просвящение,86. 22 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. 33 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. 11 В.И. Яковлева. Сборник изложения для начальных классов. 22 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разборам текста. 33 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разборам текста. 44 М.Р. Львов. Методика развития речи. 55 В.И. Яковлева. Сборник изложения для начальных классов. 11 В.И. Яковлева. Сборник изложений для начальных классов. 11 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разбором. 11 М.Т. Баранов. Примеры обогащения словаря учащихся. 22 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. 11 В.И. Яковлева. Сборник текстов для изложений начальных классов. 11 Н.А.Плёнкин «Изложение с языковым разбором» 22 Хрестоматия «методика преподавания русского языка» сост. М.С.Лопатухин 11 Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. |