birmaga.ru
добавить свой файл

1
«МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ»


учитель в.к.к. Цухулаева В.В.

2011 г.

Содержание.


Введение.

I глава. Изложения – упражнения по развитию связной речи.


  1. Виды изложений.

  2. Требования к текстам изложений.

  3. Анализ ошибок, допускаемых в изложениях.

II глава. Методика работы над изложением.

  1. Подготовительная работа.

  2. Работа на уроке.

  3. Редактирование текста.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонними богатствами русского языка, развивает речь учащихся и добивается её высокой культуры.

«Чем раньше начнётся развитие речи, тем больше достижения будут в дальнейшем. Своевременное, то есть раннее развитие речи совершенствует не только речь, но и мышление, а это оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес к знаниям».1

«Поскольку язык – средство общения между людьми, то и задача школы состоит в том, чтобы сделать для учащихся родной язык наиболее тонким и гибким инструментом общения, выражением своих знаний, чувств, побуждений, намерений…».2

Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся.

Методические последования по этому вопросу проводились известными методистами М.Р.Львовым, Т.Г.Рамзаевой, В.И. Яковлевой. По данным исследования важную роль в развитии связной речи детей играют изложения письменные пересказы образцовых текстов. «Работая над изложением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы».3 Иначе говоря, изложения способствуют практическому усвоению языка. Изложения формируют и совершенствуют связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, чётко и ясно передавать свои знания, обогащают речь. «Работая над изложением школьники учатся составлять план и передавать содержание по плану, то есть отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом».4


Изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования, рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.

«Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем пересказанные детьми, способствуют формированию правильной речи у детей, обогащают её новыми словами и оборотами речи, прививают художественный вкус, развивают языковое чутьё…».1 Работа над изложением повышает культуру речи учащихся. В системе развития связной речи изложения наряду с сочинениями играют ведущую роль.

Анализ итогов изложений показывает, что данный вид работы является достаточно трудным, так как перед ребёнком встаёт сразу несколько задач:


  1. Передать точно, последовательно, без искажений и пропусков содержание текста.

  2. Передать содержание грамматически и стилистически верно.

  3. Написать изложение, не допуская орфографических ошибок.

Решение всех этих задач на одном уроке – работа очень трудная. В методике предлагают эти трудности разрешать на одном уроке, который предусматривает лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Однако, несмотря на то, что многие слова выписаны на доске или записаны в тетради, учащиеся допускают многочисленные ошибки даже в этих словах. Проблема предупреждения орфографических и лексических, грамматических и стилистических ошибок стоит, по нашему мнению, достаточно остро. Разумеется, часть ошибок базируется на плохом освоении изучаемого материала. Многие ошибки допускаются из-за незнания детьми многих орфограмм. Но как уберечь детей от ошибок, которые допускаются из-за возрастных особенностей, из-за несформированности умения распределять внимание между изложением содержания и грамотностью написания? Данная проблема и была выбрана нами для курсового исследования. В связи с этим возникают следующие задачи:


  1. Изучить методическую литературу по этому вопросу.

  2. Изучать имеющийся опыт работы учителей по написанию изложений в начальной школе.

  3. Проанализировать работы учащихся и выявить ошибки, наиболее распространенные в работах.

  4. Выявить причины и пути их устранения.

В процессе работы мы использовали методы:

  • экспериментальной работы;

  • наблюдение;

  • анализ полученных результатов.

Если при работе над изложением опираться на факторы, гарантирующие успех в работе детей, т.е. вынесенную за пределы урока написания изложения подготовленную лексическую и орфографическую работу, а также на редактирование изложений с помощь учителя, то, неизбежно, эти работы дадут более высокие результаты.

Глава I Изложение – упражнение по развитию связной речи.

§ 1. Виды изложений.

В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р.Львова и В.И.Яковлевой.

М.Р.Львов выделяет следующие виды изложений:

  • подробные;

  • сжатые;

  • выборочные;

  • творческие1.

Подробные изложения.

Этот вид изложения используется в школе чаще других, не только потому, что оно проще, но и благодаря своим достоинствам. Оно служит:

  • средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях и связях;

  • средством усвоения логики образца и его языковых средств.2

Подробнее изложения вынуждают учащихся обращать внимание на детали, подробности в описании. Дети учатся связывать предложения в речи, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильность пространственных отношений. Все это развивает логическое мышление детей. Подробные изложения полезны и в орфографическом отношении, дети на письме используют трудные слова и грамматические формы, введенные в текст с целью упражнений.


Хотя мы рассматриваем подробные изложения, как простую форму, но это не значит, что оно неэффективно. Оно позволяет решать многие задачи развития связанной речи учащихся.

Подробное изложение проводиться во всех классах, начиная с периода обучения грамоте. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей, вводилось как можно раньше.

Второй степенью в обучении детей изложению является сжатое изложение. Этот вид изложения труднее, чем подробное. Для краткого изложения школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно. В ходе коллективной беседы выявляется главное, что надо отметить, и то, что можно опустить.

«В письменном тексте дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом легко могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращать механически. Надо так строить беседу и анализ текста, чтобы учащиеся не допустили этой ошибки. В этой творческой работе строится главная трудность и главное достоинство сжатого изложения».1

Но М.Р.Львов2 указывает и на недостатки этого вида изложения. «Следует заметить, что сжатое изложение существенно обедняет художественные произведения, лишает их эмоциональной сферы и выразительности языка». Сжатое изложение – необходимый этап в развитии связной речи, но не следует злоупотреблять этим, т.к. чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка.

Как показывают исследования и наблюдения, выборочному изложению на уроках не уделяется должного внимания. «Вместе с тем именно выборочное изложение формирует у школьников такое важное умение связной речи, как умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, способствует активности и избирательности мышления, развивая абстрагирующую деятельность ребенка».3

Специфика выборочного изложения, как отмечает И.Д.Морозова, состоит в том, что оно основывается на предварительном тематическом отборе материала и последующем его воспроизведении. Трудность отбора материала зависит от его расположения в исходном тексте: он может быть или сосредоточен, или разбросан.


В этом типе изложений М.Р.Львов4 выделяет несколько видов:


  • описание отдельного эпизода по вопросу учителя;

  • описание эпизода по картине, иллюстрации;

  • написание отрывков, взятых из разных частей текста, по заданной теме.

Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла»…5

Изложения такого типа, на наш взгляд, дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей.

Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р.Львов и Т.Г.Рализаева6 выделяют следующие виды творческих изложений:

  1. Изложения с изменением лица рассказчика требует не только грамматических, но и значительных изменений в содержании.

  2. Изложения от лица одного из персонажей. Творческий уровень таких работ значительно высок. Чтобы справиться с таким заданием ученик должен войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

  3. Творческое дополнение текста. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают обстоятельства и условия в которых протекают действия. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предложения школьников отражают их собственный опыт, позиции. Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного теста, для развития воображения используют;1
  4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к тем эпизодам, которые наиболее понятны детям. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация. Одной из сложных, но интересных форм является;


  5. Инсценирование текста. Все тексты у Яковлевой2 сгруппированы в три вида. В основу этой группировки положена доля самостоятельности к составлению плана. Она выделяет:

  • изложения по готовому плану;

  • по коллективно составленному плану;

  • по плану, составленному самостоятельно.

Основным типом изложений в 3 классе являются изложения по самостоятельно составленному плану. Но это требование не исключает необходимости и в 3 классе вести обучающую работу по составлению плана. « Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста».

Усложнение анализа рассказов происходит и потому, что во многие тексты включены элементы описания и рассуждения.

Вся работа по коллективно составленному плану в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся. Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложения по измененному плану повышают активность учащихся.

«Эффективным примером обучения связной речи является языковой и структурный анализ текста. Языковой анализ помогает детям правильно воспринимать языковые средства, которые автор использует для раскрытия идеи рассказа, эстетически развивает детей».3

Н.А. Плеикин4 выделяет изложения с языковым разбором текста. По этому вопросу долгое время шли горячие споры. Положение изменилось с выходим в 1962 - 64 годах нескольких новых сборников. М.Т. Баранов5 доказал необходимость лексической подготовки учащихся написанию изложений, рассмотрел условия её проведения, рассмотрел некоторые вопросы языкового разбора текста.

В школах используют примеры частичного языкового анализа: выборочно объясняются отдельные слова и выражения, даются различные лексические и грамматические задания. Но эти элементы не составляют достаточного полного языкового анализа. Изучив методическую литературу и опыт учителей по вопросу изложений с языковым разбором, мы можем сказать, что такие изложения дают более высокие результаты, давая возможность избегать шаблона в этой работе. При проведении такого анализа в работе принимают участие и слабые учащиеся, все это положительно воздействует на развитие детей, обогащает словарный запас учащихся.


По программе1 в школе выделяют три вида изложений:


  • полное;

  • сжатое;

  • выборочное.

Полностью исключены творческие изложения. Хотя эти три вида и имеют свои достоинства, т.к. каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу»…2, эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но нам кажется, что этих трех видов недостаточно. Т.к. творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся.

Творческие изложения дают большие возможности для обогащения речи детей; увеличение словарного запаса.
§2. Требования к текстам.
Письменные изложения оставляют глубокий эмоциональный след в душе ребенка. Они приобщают детей к лучшим образцам языка, повышают культуру, прививают вкус и т.д. Все это определяет высокие требования к текстам изложений. М.Р. Львов3 выделяют следующие требования к текстам:

  1. Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.

  2. Для изложения нужно использовать высокоидейные тексты, отражающие героические страницы жизни народа, картины родной природы, науки и техники, чтобы расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

  3. Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные новыми для детей, трудными словами, требующими сложного и длительного объяснения.

  4. Объем текста для изложения не должен быть большим.

Все эти требования выдвигает В.И. Яковлева1. Но она, на наш взгляд, дополняет этот список важными для работы требованиями, которые нужно учитывать при написании работы.

  1. «Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц».


Необходимо учитывать при выборе текста грамматические умения учащихся. «В тоже время каждый новый текст подбирается так, чтобы он знакомил учащихся с какой-либо из незнакомых детьми ранее художественной особенностью или с новым для них средствам языка»2. Например: первый – с метафорой, другой – эпитетом, третий – со сравнением, четвертый – с диалогом и т.д. Поскольку, тексты для изложения должны быть подлинно образцовыми, то обычно берутся произведения классиков русской литературы и лучших писателей. Однако, в начальных классах часто приходится пользоваться не подлинником, а сокращенными текстами.

Тексты, которые дают для изложений могут быть различными по жанру: повествование, описание; по стилю: художественный рассказ, деловая статья. Мы думает, что при выборе текста для изложения учитель должен учитывать интересы класса. Все это, на наш взгляд, прививает интерес к этому виду работы.
§3. Анализ ошибок, допускаемых в изложении.
«Задача предупреждения ошибок может быть решена, если учитель хорошо, на основании длительных наблюдений, знает особенности ученической речи, знает ее отклонение ее от литературной нормы и, следовательно, может вести целенаправленные беседы предупредительного характера».3

М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева4 выделяют наиболее широко распространенные ошибки, это:

  • неумение начать;

  • неполнота передачи заключительной части;

  • обеднение языка.

В.И. Яковлева5 выделяет ошибки, которые встречаются реже в детских работах, это:

  • нарушение последовательности;

  • непонимание связей, сюжета и т.д.

Первую фразу дети пытаются заучивать наизусть: нужно рассеять убеждение многих школьников, будто начать изложение своими словами нельзя. Неполнота передачи текста предупреждается тщательным разбором всех частей текста, (бывает, что заключительные части не успевают разобрать на уроке, или разбираются наспех, что и приводит к определенным недостаткам).


Орфографической подготовке к изложению в 3 классе надо уделять много времени. Хотя грамотность учащихся значительно окрепла, и они умеют применять более широкий круг правил, возможность ошибок увеличивается в сравнение с предыдущими классами. Объясняется тем, что тексты не только больше по объему, но тематически разнообразны. Проводя изложения систематически, учитель может выделить небольшой круг слов, которые часто встречаются.

На самом уроке возможны многие приемы предупреждения ошибок. Их выделяет В.И. Яковлева в формулировке пунктов плана, которые дает учитель, следует включать новые для учащихся слова. Рядом с вопросом плана иногда можно выписать слова, которые важны не только для предупреждения ошибок, но и могут стать опорными при составлении части плана. В других случаях – слова для справок на доске.

Но это, на наш взгляд, не самые эффективные методы. Это объясняется прежде всего психологическими особенностями младших школьников.

Надо и самих учащихся привлекать к участию в предупреждении ошибок. При пересказе по частям учащиеся сами называют слова трудные для написания. Активность учащихся может побуждаться и путем частичного орфографического разбора текста. Прочитав текст и проведя анализ его содержания, учитель предлагает учащимся найти слова на это правило. Выписав их, учащиеся объясняют его написание.

Каждый урок анализа включает 4 основных формы работы:

  • сообщение учителя о результатах проверки;

  • коллективное обсуждение недостатков работы, обсуждение путей исправления;

  • самостоятельная работа;

  • подведение итогов работы.

Эти формы по-разному чередуются в процессе урока.

Особенно эти уроки важны, когда учащиеся начинают самостоятельно составлять планы к изложению. Учитель особо оценивает качество плана. В.И. Яковлева1 выделяет здесь наиболее типичные ошибки:
  • слишком дробное или крупное деление на части;


  • несоответствие названия частей содержанию. Здесь требуется дифференцированный подход к их исправлению. Иное отношение учителя вызывает пропуск в плане существительных частей рассказа.

Третьеклассников надо приучать к исправлению погрешностей в переделанном содержании по готовому плану. Учитель пишет в тетради 2-3 конкретных указания. Задание должно быть посильным для выполнения. На уроках учащиеся советуются с учителем и переписывают подчёркнутый отрывок в правильном виде.

Ошибки в построении предложений исправляются также с некоторой долей самостоятельности. Если ошибки такого типа у многих учащихся, следовательно нужно провести специальные упражнения. Оставлять ребёнка для самостоятельного исправления многих стилистических ошибок не рекомендуется.

Урок анализа изложения нужно строить так, чтобы в первую очередь были исправлены ошибки, типичные для класса.

Большую роль в предупреждении ошибок играют подготовленные речевые упражнения, такие, например, как составление предложений, восстановление деформированного текста и т.д.
Глава II. Методика работы над изложением.
§1. Подготовительная работа.
«Любая самостоятельная работа может быть творческой только в случае ее хорошей подготовки. Творчество возникает только та, где присутствуют знания, где имеется свое представление на основе своего глубокого понимания. Без знания, без глубокого понимания невозможно творческое выражение, и «напротив», «творчество» учащихся зайдет в тупик и окажется бесплодным, если они к самостоятельной работе никак не подготовлены».1

Цель подготовительной работы – подготовить учащихся к написанию изложений. Подготовительная работа включает в себя лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Но если посмотреть на традиционную методику проведения изложений, то эта работа проводится, непосредственно, перед самим написанием работы, что не дает желательных результатов. Это объясняется рядом возрастных особенностей школьников. Также при работе учащихся большую часть времени тратят на то или иное правило, а на «творчество» у них остается совсем немного времени. Едва у ученика возникает вереница представлений, он начинает записывать первую фразу и тут встречается с трудным для написания словом, пока он подбирает подходящие для него правила, находит правильный ответ, то представления эти исчезают; чтобы уловить исчезнувшее, ему надо обратиться к началу, отсюда и вытекает та непоследовательность и бессвязность мыслей, которые так часто встречаются в детских работах. Это еще раз говорит нам о необходимости орфографической подготовки. Чтобы у учащихся как можно меньше затруднений вызывали трудные для написания слова. Еще М.Т. Баранов1 выдвинул идею рассредоточенной подготовки, т.е. такой работы, которая бы за несколько уроков до изложения готовила школьников к его выполнению.


Мы подготовку к написанию начали за 3 урока. В словарный диктант, который проводился буквально на каждом уроке, включали слова, которые встретятся им в тексе для изложения. Были включены такие трудные для написания слова как: корыто, моряки, матросы, электрики, разрешение и т.д. В результате чего большая половина класса (67%) не сделала ошибок в этих словах. На подготовительных уроках часто повторялись правила на написания слов с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных и т.д.Все это оказало положительное воздействие на результаты. Орфографической подготовке к изложению в 3 классе надо уделять много времени. Хотя грамотность учащихся окрепла и они умеют применять более широкий круг правил, возможность ошибок увеличивается в сравнении с предыдущими классами. Объясняется тем , что тексты не только большие по содержанию, но и тематически разнообразнее.

На наш взгляд, подготовительная работы необходима для лучшего написания изложений. И, проанализировав работы учащихся, мы пришли к выводу, что эта работа должна начинаться значительно раньше, за 5-6 уроков, и нужно больше внимания уделять не только орфографической, но и лексической подготовке учащихся, так как в основном ошибки в работе были связаны с неправильным построением предложений, неправильным употребление формы слова и т.д., часто в текстах встречаются повторения.

§ 2. Работа на уроке.

Один из вопросов методики изложения связан с работой над содержанием текста. Учащиеся не смогут написать изложения, если они достаточно хорошо не усвоят содержания. Поэтому учителю необходимо стремиться к тому «чтобы учащиеся отчетливо поняли смысл событий, характеры действующих лиц, мотивы их поступков и могли дать верную оценку прочитанному».2 Работа над содержанием будет полезной, если беседа пойдет по основным, проблемным вопросам, требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов, доказательств и т.д. Но провести беседу интересно – задача не из легких. Учителю здесь надо остерегаться увлечением элементарного пересказа, мелкими вопросами, не требующими от учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Определенную роль в изложении играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому необходимо постепенно уменьшать роль вопросов, а сами они должны быть обширными, широкими. Часто в методических пособиях встречаются незначительные вопросы. Их обычно множество, хотя иногда, на наш взгляд, достаточно задать несколько вопросов, чтобы учащиеся, размышляя над ними, мотивируя свои соображения материалом текста, участвовали в беседе по содержанию с интересом и пользой. Вот например, по каким вопросам после чтения текста проводилась беседа по тексту «Кот в сапогах».


  • Понравился ли вам рассказ? Почему?

  • Почему кот не стал ходить по палубе?

  • Какое решение принимает Ожигов? Почему?

  • Каковы его результаты?

  • Что случилось потом? Почему?

Анализируя текст по этим вопросам, мы делаем выводы о том, насколько текст понят детьми, на что нужно обратить еще внимание. Таким образом, приступая к работе над содержанием, мы не должны забывать о направленности беседы, иначе работа над содержанием невольно превратится в малополезный пересказ, составленный из ответов учащихся на многочисленные и несущественные вопросы.

На роль плана в методике существует, в основном, единая точка зрения В.И. Яковлева, М.Р. Львов и Т.Г. Рамзаева выступают за написание плана перед работой.

Работа над изложением по плану, составленному коллективно, отличается большой глубиной и сложностью анализа содержания текста. «Вся работа по коллективному составлению плана в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся».1

Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложение по измененному плану повышают самостоятельность и активность учащихся и при этом в изложения вводятся элементы творческого характера. При написании изложения в 3 классе «Кот в сапогах» после прочтения и беседы по содержанию текста, ребятами был составлен план изложения. Выбирались лучшие названия частей текста. В этой работе большое внимание уделялось работе со слабыми учащимися, чтобы выявить насколько правильно и точно, усвоено содержание текста. В результате этой работы был составлен план, состоящий из четырех пунктов, название которых, на наш взгляд, особенно четко определяют главную мысль текста.

План.

  1. Находка.

  2. Любимец моряков.

  3. Действие тока.

  4. Темкины сапоги.

Дальнейшая работа по традиционной методике сводится к пересказу текста. В методике по этому вопросу существует несколько точек зрения. Если М.Р. Львов, В.И. Яковлева, Т.А. Ладыженская не отвергают устного пересказа перед написанием, то Н.А. Пленкин высказывает иную точку зрения, доказывая при этом неэффективность устного пересказа. «Ученический пересказ не гарантирован от разного рода речевых, логических и, собственно, стилистических ошибок, пропусков, отступлений и недочётов… Эти недочёты повлекут за собой вмешательство учителя, нарушится единство рассказа».1 Задача устного пересказа сводится к тому, чтобы в ходе его выяснить речевые недочёты учащихся и исправить их. Но это, на наш взгляд, невозможно, так как:


- для устного пересказа вызывают 2-3 учащихся, и причём сильных, и именно их ошибки разбираются, а большая половина молчит и неизвестно на что она способна;

- вызываются, как правило, сильные учащиеся, хорошо владеющие речью;

- устная речь по природе не адекватна письменной, и те предложения, которые прозвучали в пересказе, свободно могут быть заменены другими.

Основываясь на эти выводы, можно сказать, что КПД устного пересказа не столь и велик, чтобы им пользоваться в обязательном порядке.

В.И.Чернышев2, признавая устную речь основой развития письменной, не считал желательным пересказывать текст перед написанием.

«Если мы желаем, чтобы в письменных работах учащихся сохранялись и развивались индивидуальные свойства речи каждого, то лучше не заставлять кого-либо из них перед изложением пересказывать текст, так как пишущие могут сохранить редакцию товарища».

Мы стоим на позициях, что устный пересказ - необязательный элемент, так как при этом самостоятельность и творчество учащихся заметно снижаются, теряется индивидуальность работ, так как по наблюдениям можно сказать, что многие учащиеся пишут со слов товарища, так как пересказ товарища значительно проще и легче по сравнению с читаемым текстом.

Мы проводили изложения без устного пересказа текста перед написанием, так как мы думаем, что связный пересказ текста, является своего рода повторением той же самой работы, которая проводилась при анализе содержания. Но отсюда вытекает большее значение индивидуальной работы с учащимися. На таких уроках значительное место занимает помощь учащимся, в ней нуждаются слабые ученики. И как мы убедились, после подготовительной орфографической работы затруднений в написании слов почти не возникают. Затруднения учащихся связаны в основном с трудностями начать писать текст, перейти к другой части, встречаются трудности в построении предложений. Здесь заметно возрастает роль учителя, но не следует забывать о том, что учителю не следует навязывать учащимся своё мнение, так как всё это снижает творчество и самостоятельность учащихся.


§3. Редактирование текста.
Редактирование текста дает положительные результаты.

Если следовать традиционной методике написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся у нас традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без вариантов, без их осмысления, без выбора не может давать положительных результатов, так как ученики не учатся сравнивать, анализировать, выбирать лучшие варианты.

«Изложения учащихся будут намного лучше, умственнее, стройнее, грамотнее тех, которые были написаны без права исправления».1

Работая над изложением, мы отступили от традиционной методики проведения и написания двухвариантный текст. После написания одного варианта было проведено редактирование текста. На уроке по анализу работ по каждому изложению было дано 2-3 конкретных замечания. На уроке учащие предлагали возможные результаты исправлений. Ошибки в построении предложений, которые часто встречались в работе учащихся «…под полом проведен ток», «подушечки действуют на ток…» и т.д. были разобраны коллективно. При анализе работ обращалось внимание детей на частые повторения в тексте одних и тех же слов. После разбора предложения и частичного его анализа редактирование текста дети проводили дома. Как учащиеся справились с работой? В основном редакторской правки требовал язык изложений. Анализ показал, что все дети умеют писать на тему, начинать и заключать, отбирать отличительные признаки.

Все это еще раз убедительно доказывает нам, что если при работе опираться на факторы: вынос подготовительной работы за несколько уроков до написания изложения, а так же на редактирование текста с помощью учителя, то неизбежно эти факторы приведут к более высоким результатам работ.
Заключение.

Свою задачу современная школа видит в развитии речи учащихся. И поэтому главная задача уроков русского языка в том, чтобы научить школьников правильному, умелому и сознательному использованию речевых средств. Важное место в системе развития связной речи школьников принадлежит начальным классам, так как именно здесь закладываются ее основы, и весь дальнейший успех обучения зависит от того, насколько учащиеся овладели ими. В системе развития речи изложения наряду с сочинениями играет важную роль. Они позволяют активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников. Тексты изложений расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим. Но воспитательная ценность не только в самом воздействии текста, но и в самом процессе работы, требующим от школьников немало упорства, настойчивости и аккуратности и поэтому изложения способствуют правильному трудовому воспитанию и формированию характера.


Изучив методическую литературу и опыт учителей по этому вопросу, мы пришли к выводам:


  • изложения способствуют развитию связной речи учащихся;

  • способствуют обогащению и активизации словаря;

  • расширяют возможности логического мышления;

  • активизируют творческие способности учащихся;

  • приобщают детей к миру прекрасного;

  • расширяют эстетический вкус школьников.

Таким образом, необходимо как можно шире внедрять изложения (особенно творческие и с языковым разбором текста) в школьную практику.

Список литературы.


  1. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы.

  2. Баранов М.Т. Прием обогащения словаря учащихся.

  3. Данилова Г.И. Изложения с языковым разбором текста.

  4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.

  5. Львов М.Р. Методика развития младших школьников.

Работа над сочинением в начальных классах.

  1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Н.Н. Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

  2. Морозова И.Д. Выборочное изложение.

  3. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста.

  4. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах.

11 М.Р.Львов. Работа над сочинением в начальных классах.

22 Н.И.Жинкин. Психологические основы развития речи.

33 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.

44 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.

1 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.

11 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах.


22 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

11 М.Р.Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах.

22 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.

33 И.Д.Морозова. Выборочное изложение.//Начальная школа.

44 М.Р.Львов. Методика развития речи младших школьников.

55 М.Р.Львов. Работа над сочинением в начальных классах.

66 М.Р.Львов, Т.Г.Рализаева. Методика преподавания русского языка.

11 М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева. Методика обучения русскому языку.

22 В.И.Яковлева. Сборник изложений для начальных классов.

33 Г.И.Данилова. Изложение с языковым разбором текста.//Начальная школа.

44 Н.А.Плеикин. Изложения с языковым разбором текста.

55 М.Т. Баранов. Примеры обогащения словаря учащихся.

11 Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1-3). Министерство Просвещения РСФСР. М. Просвящение,86.

22 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников.

33 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников.

11 В.И. Яковлева. Сборник изложения для начальных классов.

22 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разборам текста.

33 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разборам текста.


44 М.Р. Львов. Методика развития речи.

55 В.И. Яковлева. Сборник изложения для начальных классов.

11 В.И. Яковлева. Сборник изложений для начальных классов.

11 Н.А. Пленкин. Изложения с языковым разбором.

11 М.Т. Баранов. Примеры обогащения словаря учащихся.

22 М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников.

11 В.И. Яковлева. Сборник текстов для изложений начальных классов.

11 Н.А.Плёнкин «Изложение с языковым разбором»

22 Хрестоматия «методика преподавания русского языка» сост. М.С.Лопатухин

11 Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста.