birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Экологическое ассорти».


Цели: активизировать познавательную деятельность обучающихся, воспитывать у них бережное отношение к природе.

Методы: дидактическая игра.

Оборудование: гербарии (сосна, лиственница, сирень, смородина, береза, рябина), черный ящик, 2 кубика, луковица, рисунки растений, магниты, табло с обозначенными секторами, силуэт, дерева, карточки с пословицами и поговорками.

Ход урока.

Всем! Всем! Всем! Только у нас вы сможете стать победителем игры «Экологическое ассорти»! Для этого предлагаем вспомнить все, что вы знаете о жизни растений. Спешите выиграть!

Итак, мы начинаем! Мы, это я – учитель, и мои помощники. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете мир растений. К сожалению, они, как и вся природа, остро нуждаются в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно знает жизнь растений, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

Игра командная и состоит из 3-х этапов.

В 1-ом этапе вы будете отвечать на вопросы, посоветовавшись 30 секунд. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть от того, как вы бросите кубики.

Номер и цвет кубиков определяют ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Каждая команда отвечает на 5 вопросов Мой помощник вычеркивает № вопросов на диске (табло).

Начинаем 1-й этап (тур). Любой из команды бросает кубики.
Черный сектор – экологические ситуации.


  1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по цветам.

    • Что ты делаешь? – спросила старушка.

    • Пчел прогоняю. Они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

    • А я и не знал об этом.

Вопрос: что рассказала Олегу старушка?
2. «В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы,-


И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей».

Ф. Сологуб.

Вопрос: какой вред нанес березе мальчик? Как правильно собирать березовый сок? (Сделать гвоздем или шилом небольшое отверстие. Не делать больших. Зачем напрасно будет вытекать питательный сок? Сколько почек из-за этого не распустится? Более того, через отверстие могут попасть в древесину споры грибов-паразитов, потому отверстие лучше замазать потом садовым варом).


  1. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон – траву. Гена хотел сорвать ее и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на школьном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. (Сон – траву рвать нельзя, она взята под охрану и занесена в Красную Книгу Смоленской области. Пересаживать тоже нежелательно. Осенью нужно собрать семена).




  1. Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

Вопрос: почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

(кострища не зарастают 5 – 7 лет)



  1. « Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку,

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!»

Вопрос: почему это плохо для природы? (Нельзя рвать цветы большими букетами, так как они не дадут семян и не смогут размножаться).


  1. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать листья.

Вопрос: как это влияет на древесные насаждения? (В сжигании опавших листьев есть свои положительные и отрицательные стороны. Зола является удобрением для растений. Вместе с листьями уничтожаются вредные беспозвоночные животные, споры грибов. Однако сбор листьев препятствует почвообразованию, утеплению корней листовой подстилкой. При сжигании повреждается почва, корни растений, их семена. В городах листья деревьев накапливают тяжелые металлы, а при сжигании эти металлы с дымом могут снова попасть в атмосферу).

Синий сектор – растения в песнях, стихах, загадках.


  1. Эй, брат, комарик, берегись!

На этот листик не садись –

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь – вновь уж не подняться!

( росянка)


  1. Песня




  1. Цветок – напрасный,

Плод – опасный,

А поле все засажено.

(картофель)



  1. Песня.




  1. Она древностью гордится

Уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом.

И кормит всех нас белым хлебом. (пшеница)
6. Песня
Зеленый сектор – целебное лукошко.

Эпиграф:

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты – природой написанный странный рецепт.

С. Кирсанов.


  1. Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

В. Рождественский. (ромашка)

2. В зеленой поликлинике лесной -
Сестрою милосердия в халате

Наклонится березка надо мной.

Я буду пить дыханье майских елок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог.

Продлит мне жизнь…

О. Колычев (фитонциды)
3.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
4. Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.


Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (шиповник)

5. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной (ландыш)


  1. На пустырях и на дорогах

С соцветьем беленьким сорняк,

Но изучивши его свойства,

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он салат к столу.

Сорняк живуч, семян так много

В плоде, похожем на суму.

(пастушья сумка)

Желтый сектор – «Угадай - ка!»





  1. Кто лишний? (гербарии: береза, рябина, лиственница, тополь)

  2. В цветной коробочке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном, моченом виде. Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы) (яблоко)

  3. Угадай на вкус (клюква).

  4. Силуэт дерева (рисунок).

  5. Третий – лишний (гербарии).

  6. В «черном» ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже запах предохраняет от болезней. Что лежит в «ч. я.» ? ( луковица)


Красный сектор - стоп – кадр.
Демонстрация фотографий (рисунков) растений из Красной книги Смоленской области.

Белый сектор – экологическое лото (домино?)
Нужно из двух половинок собрать пословицу или поговорку, а затем объяснить ее смысл с точки зрения экологии.

  1. Глупой птице свой дом не мил.

  2. Кошке игрушки, мышке слезки.

  3. Невелика капля, а камень долбит.
  4. Умей взять, умей и дать


  5. Шила в мешке не утаишь.

  6. Не рой другому яму – сам попадешь.



2-ой тур:

Вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда – соперница сама выбирает кто отвечает и на какой вопрос. (Вопросы из тех, что остались от 1-го тура. На табло помощник вычеркивает № вопросов).
3-ий тур:

Гонка за лидером. Отвечает кто-то один. За одну минуту нужно ответить на как можно большее количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите «дальше». На сколько вопросов ответите, столько и баллов.


  1. Какое травянистое растение расцветает первым? (мать-и-мачеха)

  2. Листопадное хвойное дерево (лиственница)

  3. В каком месяце бывают «черемуховые холода»? (май)

  4. Ветвь, какого дерева символизирует на Руси могущество? (дуб)

  5. Какое дерево имеет белую кору? (береза)

  6. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (смородина)

  7. Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)

  8. У травы на верхушке белый пух на подушки (одуванчик)

  9. Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит? (осина)

  10. Самое высокое растение (эвкалипт)

  11. Гриб, который ели викинги для храбрости (мухомор)

  12. Улучшение свойства почвы (мелиорация)

  13. В хлебе родятся, а в пищу не годятся (васильки)

  14. Какое растение называют корнем жизни? (женьшень)



  1. Ветка, какого дерева украшает фуражку лесника (дуба)

  2. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (не колется)

  3. Красавица русского леса? (береза)

  4. Название какого растения говорит о его местонахождении? (подорожник)

  5. Эй, звоночек – белый цвет, с язычком, а звона нет (колокольчик)

  6. Самая высокая трава в мире (бамбук)

  7. Что означает «плач» березы весной? (сокодвижение)

  8. Образование на поверхности железа и гриб – паразит (ржавчина)


  9. Кормит. Лечит, одевает и наказывает (крапива)

  10. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного пользования (заповедник)

  11. Космическая водоросль (хлорелла)

  12. Что привлекает в растениях насекомых? (нектар и пыльца)

  13. Какой цветок часто называют «последней улыбкой осени»? (астру)

  14. Какое растение называют северным шелком? (лен)

Наша игра закончена. Слово моему помощнику. (Подведение итогов, представление команды – победителя). Вручение памятных «медалей»). Дорогие ребята, мне очень приятно было встретиться с вами, я рада, что вы приняли участие в этой игре. Несмотря на небольшую разницу в баллах, проигравших нет. Надеюсь, вы еще больше будете любить родную природу, стремиться узнавать ее тайны, чтобы стараться ей не навредить. Гете писал: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей». Помните об этом.