birmaga.ru
добавить свой файл

1
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Экологический проект. Родники родного села.»

Проектная работа

Ученика 10 класса Валеева Айнура Маратовича
Учителя географии второй квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

с. Урманаево» Азнакаевского муниципального

района Валеевой Фанисы Фазыловны

Родники, источники, ключи.… Одни со дна выныривают и свободно струятся, другие стекают в реку с берегов. Эти слова своими корнями неразрывно связаны с такими понятиями, как «природа», «родина». В народе говорят, что родниковая вода восстанавливает силы, придаёт бодрости и приносит здоровье.

В настоящее время, когда воздействие человека на природу приобрело огромный размах, мы сталкиваемся с измененной человеком природой, со следами его воздействия на окружающую природную среду. Реже всего человек изменяет подземные воды, но и здесь мы наблюдаем его вторжение в естественную природную среду.

Подземные воды, хотя и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так и в жизни человека. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. Подземные воды в природных условиях не загрязнены. Проходя через почву, вода обогащается углекислотой и минеральными веществами, поэтому нередко обладает целебными свойствами и применяется для лечения целого ряда заболеваний человека. Родники охотно используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов. Подземные воды, по сравнению с поверхностными содержат меньше болезнетворных бактерий, менее подвержены загрязнению, зачастую не требуют специальной очистки.

Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, для использования подземных вод для бытовых или иных нужд. Также велика их дренирующая роль. Но, к сожалению, на состояние верхних слоев подземных вод пагубно влияет деятельность человека: изменение рельефа ведет к опасному для зданий подтоплению местности, а выбросы промышленных и сельскохозяйственных предприятий загрязняют водные потоки. Подземные воды, хотя и лучше защищены от загрязнений, чем поверхностные, но и их качество также ухудшается. Причин загрязнения подземных вод несколько. Значительная часть загрязняющих веществ просачивается сквозь почву с осадками и талыми водами, несущими атмосферные выбросы, ядохимикаты и минеральные удобрения с полей, соли и продукты нефтепереработки и промышленных предприятий. В итоге, главными виновниками загрязнения подземных вод являются: промышленные (около 40%) и сельскохозяйственные (15%) предприятия, жилищно-коммунальное хозяйство (10%) .


В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
Постановка проблемы

Родники, народ, природа, родина, родные... Эти слова своими корнями неразрывно связаны. Слова эти как бы родные между собой. Родник родит реку. А река льется, течет через всю землю нашу, народ кормит. Вот и выходит, что с родника и родина начинается…

Проблема моего исследования заключается в том, что на территории села Урманаево в настоящее время насчитывается несколько родников, однако, по мнению односельчан, некоторые родники имеют воду, не пригодную для питья. Таким образом, родники нуждаются в охране, бережном расходовании и защите от загрязнений.

В 2011 году я решила заняться исследованием родника, из которого сама регулярно использую воду для своей семьи.
1. Как живется людям без чистой воды? 2. Как сохранить родники, которыми мы пользуемся? 3. Для чего необходимо вести природоохранную деятельность по родникам? Нужен ли родник населению? 4. Какую роль играют родники в экосистеме?

Цель проекта
Педагогическая цель – изучение литературы для работы над проектом,

формирование экологической культуры у школьников в процессе изучения, исследования родников, воспитание чувства ответственности за экологическую обстановку своего села, формирование активной гражданской позиции, развитие интереса в деле сохранения природных экосистем, проведение эколого-просветительской деятельности с населением.

Практическая цель – получение информации, связанная с конкретной проблемой состояния водных объектов – родников, расположенных на территории села Урманаево; последующее представление этой информации для заинтересованных сторон (общественности, государственных органов), направленное на разработку и принятие мер по улучшению ситуации; составление карту-схему родников с включением существующих и потенциальных источников загрязнения воды; составление паспорта родника согласно требованиям нормативных документов; определение экологических критериев состояния родников, степень загрязненности, практическая деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения.

Задачи проекта
1.
Собрать общие сведения о родниках села Урманаево (наметить родники, исследование которых будет производиться).

2. Освоить новые формы поиска исследований.

3. Оценить качество воды в родниках села Урманаево. Исследование химического состава воды из родников (если будет возможно)

4. Провести статистическую обработку информации.

5. Составить экологический паспорт родников.

6. Сделать выводы и внести предложения.

Целевая группа проекта

Исполнители – команда участников из 4 разновозрастных групп, всего 14 учащихся (проектно-исследовательская группа учащихся 8-11 классов) МОУ «СОШ с.Урманаево», родители учеников, педагоги, глава сельского поселения с.Урманаево.
Срок реализации проекта в течение трех лет.
Место реализации проекта МБОУ «СОШ с.Урманаево»
Этапы реализации проекта

Проект «Родники родного села» рассчитан на три года и представляет собой сочетание элементов исследовательской работы и социального проекта. Сроки проведения – май 2010 – май 2013г. Работа носит сезонный характер, поэтому в ней выделены несколько временных этапов:
Первый этап –подготовительный.

    

1. Май 2010 года – формирование проектной  группы, постановка проблемы, изучение общественного мнения, получение теоретических знаний по изучению родников, сбор информации о количестве и местонахождении родников на территории Урманаевского сельского поселения, знакомство с учебной литературой, знакомство с приборами, которые нужны для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, планшет, рулетка, нивелир, секундомер, спиртовка, емкость (1-2л), карандаши линейки, блокнот).

2. Лето и осень 2010 года – первый полевой сезон – поиск родников, и выбор нескольких родников для качественного сравнения состояния родников, проводят чистку родников, составляют карты-схемы родников на данной территории, провести исследования по влиянию качества водопроводной воды на здоровье человека, провести исследования о состоянии флоры и фауны около родниковой зоны.


Второй этап – основной (практический)
1. Май 2011 года – он заключается в организации практической деятельности: учащиеся проводят анкетирование населения, позволяющее определить интенсивность эксплуатации родников, информированность жителей о качестве воды.

2. Лето и осень 2011 года – второй полевой сезон – школьники оценивают экологическое состояние родников, составляют паспорт на данный родник, оформление паспорта родников, проводят чистку родников, проводят мероприятия по благоустройству.

3. Зима и весна 2012 года – провести лабораторные исследования по выявлению качества, химический состав родниковой воды.

4. Лето и осень 2012 года – Экскурсия на родники, провести геофизические исследования; по результатам исследований составить «паспорт родника»; оформление полученных материалов в результате исследований, оформление папки с паспортами родников, работа с консультантами и партнерами
Третий этап – заключительный (пропагандистский).
Этот этап включает:

1. Лето и осень 2012 года – расширение источников базы, проведение образовательной работы среди школьников и населения.

2. Май 2013 года – Презентация проекта – представление, проведение школьной экологической конференции «Родникам долгую жизнь», знакомство всех учащихся школы с полученной информацией о родниках, обсуждение подготовленной документации со специалистами Азнакаевского экологического центра природопользования и экологических проектов, оформление отчёта о проделанной работе, защита проекта, выступление перед жителями Урманаевского сельского поселения, подача материала в газету.
Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники


Сроки

Материально-технические:

  1. Компас

  2. Нивелир

  3. Лопата

  4. Фильтровальная бумага

  5. Воронка

  6. Плоскодонная колба

  7. Планшет

  8. Рулетка

  9. Водный термометр

  10. Пробирки

  11. Секундомер

  12. Спиртовка

  13. Емкость (1-2л)

  14. Карандаши, линейки, блокнот

  15. Фотоаппарат

  16. Компьютер


+

+
+
+

+
+
+

+

+

+

+

+

+

+
+

+


+

+

+

+
+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
+

+


МБОУ «СОШ с.Урманаево»


Май 2010 года

Научно-методические:

  1. Книги (Обзор литературы)

  2. Интернет ресурсы

  3. Опыты по определенной методике

  4. Научно-практические конференции


+
+

+


+


+

+

+


Сельская библиотека с. Урманаево,

Библиотека МБОУ «СОШ с.Урманаево»


Май 2010 года,
Зима и весна 2012 года,
Май 2013 года

Информационные:

  1. План местности

  2. Интернет


+

+


+

+


МБОУ «СОШ с.Урманаево»



Лето и осень 2010 года

Мотивационные:

  1. Просмотр фильмов “Родники России”

  2. СМИ


+
+


+
+


Интернет,

СМИ Азнакаевского района «Маяк»


Май 2010 года,

Май 2013 года

Организационные:

  1. Наблюдение

  2. Анкетирование

  3. Оформление карты родников

  4. Паспортизация родника

  5. Экологические конкурсы

  6. Презентация

  7. Представление воды для анализа

  8. Консультации

  9. Собеседование

  10. Диагностика

  11. Отчеты по выполнению проекта


+

+

+
+
+
+

+
+

+

+

+



+

+

+


+
+


+



МБОУ «СОШ с.Урманаево»,

Сельское поселение с.Урманаево,

окрестности

с. Урманаево

R=10км.


Лето и осень 2010 года,

Май 2011 года,

Лето и осень 2010 года,

Зима и весна 2012 года,

Май 2013 г.,

Лето и осень 2012 года,

Май 2013 г.,

Лето и осень 2012 года,

Май 2013 года

Финансовые:

  1. Транспортные расходы

  2. Приобретение рабочего инвентаря

  3. Канцелярские расходы


+
+
+


+
+
+


МБОУ «СОШ с.Урманаево»,

Азнакаевский ПАТП,

Магазин «Урманай»



Май 2010 года,

Лето и осень 2010 года,


Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сбор информации о местонахождении родников. Составление карт. Нахождение родников на территории нашего села. Получение информации о родниках от населения в результате анкетирования, полного химического анализа воды родника. Составление плана дальнейшей работы школьников. Отбор проб воды для лабораторных исследований родников.
2. Уборка мусора, земли вокруг родника. Оценка состояния родников. Подготовка документов по сохранению и использованию родников. Организация свободного времени подростков, привлечение ее к решению задач. Разработка эскизов благоустройства родников, перечнем необходимых материалов. Представление эскизов в Азнакаевский экологический центр природопользования. Снижение опасности возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
3. Составление плана эколого – просветительской работы. Повышение экологической культуры населения. Сохранение источников на территории поселения Разработка проектов учебно–экологических маршрутов, для проведения экскурсий по ознакомлению с историей происхождения родников, их значением. Получение учащимися знаний и умений при выполнении исследовательских работ.

Методы диагностики


  1. До работы над проектом использовался метод наблюдения.

  2. При исследовании родников использовался метод геоморфологический

Все источники на изучаемой территории нумеруются и наносятся на план или карту. Указывается положение родника относительно к населенному пункту, ручью, реке. Высота источника над уровнем воды в реке или ручья определяется при помощи школьного нивелира.

  1. Гидрологический метод

Определяется выход воды на поверхность земли. Определяется характер родника визуально. Определяется физические, органолептические и химические показатели воды в роднике.


  1. Ботанический метод

Описание растительности дается также по типам (древесная, кустарниковая, травянистая, мохово-лишайниковая) и по видовому составу.


5. Зоологический метод

Определяется видовой состав животных и птиц, обитающих возле родника. Такое заключение можно сделать, наблюдая, просматривая следы животных у родника.

Изучая родники, неизбежно встает вопрос, как помочь роднику? Родник сложное и очень хрупкое природное образование и любое неквалифицированное вмешательство может стать для него роковым. Единственное, что можно сделать учащимся это:
-очистить русловую часть от опавших листьев, веток и мусора;
-несколько углубить русловую часть родника от ила и наносов.
Литература

  1. Географический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1988

  2. Дронов В.П., Баринова И. И., Ромм В.Я., Лобжанидзе А.А. География России: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах: Природа, население, хозяйство. 8 класс/ М.: Дрофа 2009.

  3. Интернет-сайт: http://gumnaziya.narod.ru/rodniki/html/pril6.html

  4. Интернет-сайт Азнакаевского района.

  5. Электронная карта Татарстана.

Приложение №1

Анкетирование населения.

Анкета.

1.Населенный пункт____________________________________________

2.Область и район ______________________________________________

3.Ваш пол______________________________________________________

4.Ваш возраст_____________________________________________________

5.Ваша профессия___________________________________________________

6.Ваше образование (подходящее подчеркнуть)

а) высшее, б) незаконченное высшее в) среднее специальное г) среднее

7.Вас устраивает качество питьевой воды, которой вы пользуетесь?_____________________________________________________

8.Какими источниками питьевой воды вы пользуетесь?

а) водопровод, б) колодец, в) родник, г) вода в бутылках из магазина.

9.Обладаете ли вы достоверными данными о качестве воды, которой пользуетесь? _____________________________________________________

10. Знаете ли вы организации, которые следят за качеством воды в вашем районе? ___________________________________________________________

11.Хотели бы вы регулярно получать информацию о состоянии воды, которой пользуетесь? ______________________________________________

12.Какие способы очистки питьевой воды вы используете?________________

13.Знаете ли вы источники, из которых вода по водопроводу поступает к вам? Назовите их. _________________________________________________

14.Считаете ли вы, что все родники чистые?____________________________

15.Знаете ли вы, где в вашей местности находятся родники?

16.Какую дополнительную информацию о родниках вы знаете? _____________.

Приложение №2.

Паспортизация родников.

Паспорт родника.

Название источника_________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________________

Область___________________________________________________________

Район_____________________________________________________________

Населенный пункт__________________________________________________

Местонахождение родника___________________________________________

Геологические условия выхода воды

1) Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода (известняк, песок, глина и др.) ________________________________________________

2.Тип родника (нисходящий, восходящий) _____________________________


3.Характер истечения (напорный донный ключ, выход из стенки, безнапорное донное подпитывание) ___________________________________

4.Высота источника над уровнем воды в водоеме (реке, ручья и др.)________

5.Расстояние до ближайшего водоема.__________________________________

6.Размеры и конфигурация родника____________________________________

Растительность вблизи родника_____________________________________
Животный мир вблизи родника_______________________________________
Физические особенности воды родника.


  1. Прозрачность воды_____________________________________________

  2. Запах_______________________________________________________

  3. Вкус________________________________________________________

  4. Цветность__________________________________________________

  5. Температура воды_____________________________________________

  6. Температура воздуха (указать время)____________________________

  7. Дебит источника (литров в сек.)_________________________________

Химический анализ

  1. Содержание солей___________________________________________

  2. Щелочная среда_____________________________________________

  3. Органические вещества______________________________________

Влияние родника на окружающую местность ( провалы, оседания, оползни, размывы)________________________________________________

Участие родника в питании реки ___________________________________

Состояние благоустройства родника (каменная кладка, труба, деревянный сруб)___________________________________________________________

Интенсивность использования (0-10 баллов)__________________________

Приложение №3.

Геологические условия выхода воды.

Здесь определяется элемент рельефа, в месте выхода воды, отмечаем состав пород и глубину залегания водоносного слоя. Для описания водоносного и водоупорного горизонтов место выхода родника расчищается лопатой.


Тип родника. Выход воды на поверхность в зависимости от силы ее напора может быть разный:


  1. напор отсутствует (вода вытекает спокойно) источники являются нисходящими,

  2. напор есть (вода фонтанирует) родники относятся к восходящим.

После определения типа родника определяем характер истечения. Мы выделили три типа истечения:

  1. напорное донное подпитывание,

  2. истечение из стенки,

  3. безнапорное донное подпитывание.

Высота источника над уровнем воды в реке или ручье. Этот параметр позволяет судить об уровне залегания водоносного горизонта. В качестве точки отсчета надо брать уровень воды водоема, в который впадает ручей из родника. Для проведения измерений этой характеристики используется школьный нивелир или эклиметр. При нивелирование превышение получается сразу, а при работе с эклиметром оно вычисляется на основании и измерения крутизны и длины склона.

Растительность вблизи родника.

Растительность вокруг родников зависит от их типа:

  1. лесные,

  2. речные,

  3. луговые родники.

Описание растительности дается по их типам:

  1. древесная,

  2. кустарниковая,

  3. травянистая,

  4. мохово-лишайниковая.

В переувлажненной местности древесно-кустарниковая растительность обычно представлена ольшаниками, ивняками, березняками, ельниками.

Луговые родники окружены травянистой растительностью (крупнотравной, разнотравной) и болотно-луговой.

Лесные родники и ручьи, которым они дают начало окружены древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.

Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофитов (купающих корни в воде): сердечник, луговой чай, чистяк весенний, осоки, мхи и некоторые другие.

Приложение №4.

Животный мир вблизи родника.

О том, кто из млекопитающих посещает родник и как часто можно судить по их следам, которые хорошо видны на влажной земле вблизи воды. Видовой состав птиц определяем по голосам и при визуальных наблюдениях с помощью бинокля. С познавательной точки зрения интересно познакомиться с обитающими около родника земноводными.

Приложение №5.

Физические особенности воды.
Полную информацию о качестве воды в роднике мы можем получить, сделав ее химический анализ. Но в условиях сельской школы полный анализ сделать невозможно. О состоянии родника можно судить и по его внешнему виду, и по физическим характеристикам воды. Вода может быть прозрачной или мутной. Степень прозрачности зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Для определения прозрачности питьевой воды используется следующая шкала оценки:


  1. прозрачная,

  2. слобо-мутная,

  3. мутная,

  4. очень мутная.

Для питья пригодна только прозрачная вода.

Одним из показателей качества воды является запах. Запах зависит от содержания в воде химических веществ, наличия живых и отмирающих микроорганизмов. Для определения запаха в колбу отбирают 100 мл воды, закрывают стеклянной пробкой, затем нагревают до температуры 200 С . После этого колбу взбалтывают и, открыв пробку нюхают. В паспорт родника вносят характер запаха и его интенсивность, оцениваемую в баллах. Для определения интенсивности запаха используется следующая таблица.
Шкала оценки интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Описание запаха

Оценка (баллы)

Нет запаха

Запах не ощущается

0

Очень слабая


Запах обнаруживается только опытным наблюдателем

1

Слабая

Запах обнаруживается если обратить на него внимание

2

Заметная

Запах, который вы сразу замечаете

3

Отчетливая

Запах привлекает внимание и заставляет отказаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5


В питьевой воде интенсивность запаха не должна превышать 2 балла. По характеру запах может естественного и искусственного происхождения.

Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.)
Характер и род запаха естественного происхождения.

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тенистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежее вспаханной земли, глинистый


Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, от обработки воды реагентами) называются по соответствующим веществам:

  • хлорфенольный

  • камфорный,

  • бензиновый,

  • хлорный и т.п.

Важное значение при определении качества воды имеет также ее вкус. Доброкачественная вода должна быть приятной по вкусовым качествам. Вкус различают по ощущениям, набирая в рот воды маленькими порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 5-10 сек. Определению вкуса обязательно должен предшествовать процесс оценки интенсивности запаха, так как воду, оцененную по шкале запахов на 4-5 баллов, пробовать на вкус нельзя. Пробу на вкус проводят при полной уверенности в безопасности воды.

Шкала интенсивности вкуса.

Интенсивность вкуса

Описание вкуса

Оценка в баллах

Нет

Вкус не ощущается

0

Очень слабый

Вкус обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете


1

Слабый

Вкус обнаруживается, если обратить на него внимание

2

Заметный

Вкус, который вы сразу замечаете и он вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливый

Вкус привлекает внимание и заставляет отказаться от питья

4

Очень сильный

Вкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5


Цветность зависит от присутствия в оде солей железа и других химических веществ. Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Два стакана из бесцветного стекла заполняют водой: один -дистиллированной водой, другой – исследуемой. Цвет воды рассматривают, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, положив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет записывается по интенсивности окраски:

  • бурый,

  • светло – коричневый,

  • желтый,

  • светло – желтый,

  • бесцветный.

Температура прямо или косвенно оказывает влияние на все процессы, происходящие в водоеме. Для измерения температуры рекомендуется использовать термометр со шкалой до 1000С. Температуру воды источника мы определяем при погружении термометра на 3-5 мин в сосуд с водой сразу после его наполнения или непосредственно в стекающую струю воды. Для питьевой воды определяется температурный предел 7-120С.

Последняя физическая характеристика, которая вносится в паспорт, является дебит родника.


Дебит источника – это его мощность т.е. расход воды. Он определяется следующим образом. При отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление на дне. В срез углубления ставится литровая банка. В срез углубления вдавливается кусок жести, согнутой в форме желоба. Под желоб ставится литровая банка и по секундомеру определяется время заполнения ее водой. Следует вычислить расход воды: за час, и за сутки.

Химический анализ воды.

В условиях сельской школы можно провести простейшие исследования химического состава воды.

1.Содержание солей. Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Количество хлоридов зависит от характера пород, слагающих бассейны.

Хлорид – ионы можно обнаружить с помощью 10% раствора нитрата серебра. В пробирку налить 5 мл. исследуемой воды и добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание по осадку или помутнению. Помутнение ее будет тем значительнее, чем больше концентрация хлорид-ионов в воде.

Осадок или помутнение

Концентрация хлорид – ионов мг/л

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50- 100

Белый объемистый осадок

Более 100

Содержание карбонатов. ПДК содержания карбонатов 100 мг/л .В пробирку наливают 10мл. воды, добавляя туда 5-6 капель фенолфталеина. Если окраска не появляется, то считается, что карбонат ионы отсутствуют.


Определение наличия сульфатов. ПДК сульфатов в воде 500 мг/л.Содержание сульфатов в природных поверхностных и подземных водах обусловлено выщелачиванием горных пород, биохимическими процессами. Сульфаты попадают в водоемы также со сбросами сточных вод. Налить в пробирку 10 мл. воды, 0,5 раствора.

Приложение №6.
Схемы мест исследования родников родного села











Приложение №7.

Родник“Әкият”

Родник “ Пар каен”


Родник “Койлыбай”


Родник”Маслозавод”
Родник “Муратовка”