birmaga.ru
добавить свой файл

1
План урока № 65


Дата проведения: «_____»_______________2012г..

Класс 10

Предмет: Экономика

Учитель: Платонова Ж.С.

Тема программы: «Спрос, предложение, равновесная цена»

Тема урока: «Спрос и предложение».

Занятие 1. (45 минут).

Цели:


Учебные:


  • формирование представления учащихся о спросе и предложении, знакомство с законами спроса и предложения, неценовыми факторами, влияющими на изменение спроса и предложения;

  • совершенствование понятийного (экономического) аппарата: спрос, величина спроса, закон спроса, неценовые факторы спроса, товары субституты, комплиментарные товары;

  • закрепление умений и навыков применения полученных знаний в конкретных ситуациях (моделирование ситуаций изменения спроса).

Развивающие:

  • развитие умения делать обобщающие выводы, устанавливать причины изменения спроса в зависимости от формирующих его факторов;

  • развитие политехнических умений: умения планировать свои действия, регулировать ход выполнения поставленных задач;

  • развитие навыков исследовательской деятельности (постановка проблемы в виде предварительного задания, поиск информации, анализ и обобщение);

  • развитие теоретического мышления (обобщение и систематизация полученной информации из рассказа учителя и работы с презентацией, применение ее для решения задач);

  • развитие творческого и критического мышления (видение проблемы в стандартной ситуации, комбинирование известных способов деятельности с новыми, критическое осмысление достоверности полученной информации).

Воспитательные:
  • воспитание гуманного отношения к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным); нравственных качеств личности (быть ответственным при выполнении самостоятельной учебной работы, быть требовательным к себе).


Задачи:

  • расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике;

  • показать различия спроса и величины спроса, предложения и величины предложения;

  • определить факторы, влияющие на спрос, предложение;

  • изучить возможные реакции рынка на изменение спроса и предложения, научиться изображать эти изменения на графиках;

  • развивать навыки поиска информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические задачи.


Тип у рока: комбинированный урок

Оборудование к занятию:

  • мультимедийный проектор;

  • карточки для индивидуальной работы;

  • презентация «Спрос и предложение. Равновесная цена»;

  • задания для домашней работы.

Оформление доски:

    1. Эпиграф: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» Бернард Шоу;

    2. Графики спроса и предложения;

    3. Лексика урока: закон спроса, спрос, закон предложения, предложение, объем спроса, равновесная цена, товар, услуга, продавец, покупатель, товары субституты, комплиментарные товары;

    4. Домашнее задание.


План урока, хронометраж.

1.

Организационный момент.

1 минута.

2.

Актуализация. Мотивация.

3 минуты.

3.

Объявление темы занятия. Постановка задач.


1 минута.

4.

Объяснение нового материала.

20минут.




4.1. Спрос, величина спроса. Закон спроса (объяснение учителя).







    1. Построение кривых спроса и предложения.




5

Поисковая работа по новой теме.

13 минут.




5.1. Мобилизирующее слово учителя. Объяснение правил работы.







5.2. Поисковая работа учащихся.







5.3. Представление результатов деятельности.




6

Закрепление.

6.1 Работа по карточкам индивидуального задания.

4 минуты.




6.2. Фронтальный опрос по изученному материалу.




7.

Подведение итогов первого занятия.

1 минута.

8.


Выставление оценок.

1 минута.

9.

Домашнее задание.

1 минута.


Материалы, использованные при подготовке урока.

  1. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учрежд. – 8-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 272 с.

  2. Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения/Под. общ. ред. Л.С. Гребнева. – М.: ГУ-ВШЭ, 2008. – 376 с.

  3. Никулина И.Н. Экономическая теория: Пособие для семинарских занятий. – В 2-х ч. Ч.1. Микроэкономика. – М.:ГУ-ВШЭ, 2008. – 95 с.

  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2002. – 572 с.

  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  7. http://infoteka.economicus.ru/

  8. http://economix.milenkiy.ru/


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к работе, приветствие). 1 минута.

Здравствуйте ребята! Рада видеть вас! Готовы к уроку? Надеюсь на совместную плодотворную работу!
Эпиграфом нашего занятия можно сделать слова Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
  1. Актуализация ЗУН. Мотивация. 3 минуты.


На предыдущих уроках мы с вами узнали об основных вопросах экономики, видах экономических систем, экономических процессах. Мы достаточно подготовлены, чтобы перейти к одной из ключевых тем экономической теории. Прошу вас обратить внимание на экран (слайд 2).

- Какие ситуации показаны? (Ответы учащихся: ситуации купли-продажи, обмена).

- Как часто вы участвуете в процессах, показанных на слайде? (Ответы учащихся: каждый день, несколько раз в день).

- Как называются стороны, участвующие в этих процессах? (Ответы учащихся: участвуют в этих процессах продавцы и покупатели благ).

- А что мы понимаем под словом «блага»? (Ответ учащихся: товары и услуги).

Абсолютно верно! В течение одного дня мы несколько раз сталкиваемся с этими процессами. В них участвуют две стороны: продавцы (производители) и покупатели (потребители). Рассмотрим поведение на рынке потребителя.

Все мы – потребители. Через рекламу тысячи фирм предлагают нам, свои товары и услуги. От того, купим ли мы товар или услугу, зависит успешность и процветание производителей. Потребитель независим. Нас никто не может заставить купить тот или иной товар. Всегда есть выбор: мы можем пойти в магазин, где то, что нам нужно, лучшего качества или продается дешевле, либо отказаться от покупки. Мы сами можем сделать свой выбор.

- От чего он зависит? (Ответ учащихся: от цены, качества товара).

Правильно, от качества предлагаемого товара и его цены.

Теперь рассмотрим поведение второй стороны: предпринимателей и производителей.

- Что им помогает принимать решение по поводу ведения своего дела? Как им определить цену своего товара или услуги? (ответы учащихся: опытным путем, пробуя различные варианты цен).


Итак, мы все ближе и ближе подходим к определению темы нашего урока. Прошу вас обратить свое внимание на «Лексику урока» (на доске). В ответах на мои последующие вопросы используйте данные экономические термины.

- Каким экономическим термином мы можем определить желание купить то или иное благо? (Ответ учащихся: спрос).

- Каким экономическим термином мы называем желание производителя продать свой товар? (Ответ учащихся: предложение).

- Как называется цена, уравновешивающая спрос и предложение? (Ответ учащихся: равновесная цена).

Молодцы!

3. Объявление темы занятия. Постановка задач. 1 минута.

Слайд 3

Вопросы спроса, величины спроса, предложения, определения равновесной цены, эластичности спроса и предложения мы и рассмотрим на последующих нескольких занятиях.

Тема же сегодняшнего урока «Спрос и предложение». Понятия «спрос» и «предложение» являются ключевыми в экономической теории, изучающей рыночную экономическую систему.

Сегодня мы узнаем о различии понятий «Величина спроса» и «Спрос», «Предложение» и «Величина предложения»; определим факторы, влияющие на изменения спроса и предложения, познакомимся с законами спроса и предложения, а может быть, сумеем «вывести» их сами.


  1. Объяснение нового материала. 20 минут.

    1. Спрос, величина спроса. Закон спроса (объяснение учителя).

Есть два экономических понятия «спрос» и «величина спроса». Они имеют существенную разницу. На ваш взгляд, в чем она состоит? (Ответы учащихся: величина спроса более конкретная величина, показывающая, сколько товара будет куплено по определенной цене).

Вы правы. Экономическая теория определяет эти понятия следующим образом (слайд 4):

Спрос - сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.


Величина спросаколичество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного промежутка времени.

Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара.

На доске, на графике, я могу по заданным данным построить кривую спроса. Р – цена, Q – количество единиц купленного товара.



Р

Q

10

50

20

35

30

20

40

10

- Обратите внимание на точку А(Р – 40; Q -10). Что отображает эта точка величину спроса или спрос? (Ответ учащихся: величину спроса, так как она показывает конкретные данные: 10 единиц товара будет приобретено по цене 40 денежных единиц).

Абсолютно верно! Это величина спроса. На графике спроса величина спроса показывается точкой (слайд 5).

- Если цена товара измениться до 30 единиц, как это отразится на количестве приобретенного товара? (Ответ учащихся: будет куплено 20 единиц товара).

- Как на графике изменится положение величины спроса? (Ответ учащихся: точка сместиться на положение Р – 30, Q – 20.

- Что послужило причиной изменения объема приобретенного товара? (Ответ учащихся: изменение цены).

- Сделайте вывод: под влиянием чего изменяется величина спроса, и как это изменение отображается на графике? (Ответ учащихся: величина спроса изменяется при изменении цены, при этом точка, отражающая величину спроса, перемещается по кривой спроса).

Вы совершенно правильно ответили. Изменение объема (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага. Так при цене Р = 40 руб. будет куплено 10 ед. товара. Величина спроса = 10; при цене 10 руб. будет куплено 50 ед. товара. Величина спроса = 50. Мы можем определить величину спроса при цене 20 руб., 30 руб.

- Получается, что кривая, которую мы с вами рассматриваем, есть комбинация величин спроса. Что отображает вся эта кривая? (Ответ учащихся: это кривая спроса).

Конечно! Все комбинации величин спроса в определенный период составляют кривую спроса D на графике спроса. Обозначение D неслучайно, на английском языке спрос – demand.

Данные о цене и объеме покупаемого товара записанные в таблице называются шкалой спроса. Для построения кривой спроса мы должны данные из шкалы спроса использовать на координатной плоскости.

А теперь переходим к предложению…

Слайд 6

- Как бы вы сформулировали экономическое понятие предложение? (Ответ учащихся: это желание производителя продать свой товар).

Предложение - это желание и способность продавца реализовать товар по данной цене.

- Из «Лексики урока» выберите термин, которым можно количественно измерить предложение. (Ответ учащихся: величина предложения).

Величина предложения– это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте. (Объяснение различия в понятиях предложение и величина предложения, происходит по аналогии с предыдущим материалом).


(слайд 7) Все комбинации величин предложения в определенный период составляют кривую предложения S на графике предложения. Обозначение S неслучайно, на английском языке предложение (supply).

Обратите внимание на то, что при построении графиков и спроса и предложения цена указывается на оси OY, а объем на оси OX.


    1. Построение кривых спроса и предложения.

      1. Прощу двух учащихся поработать у доски. Возьмите ваши задания (приложение 1). На выполнение задания вам 3 минуты.

      2. Следующее задание - всему классу. Рассмотрите «Задания к уроку «Спрос и предложение» (Приложение 2) и выполнить первое задание.

- Есть вопросы по выполнению задания? Время работы 3 минуты.

4.2.3. Обсуждения выполнения задания по построению кривых спроса и предложения учащимися класса.
- Какая закономерность в поведении покупателя прослеживается при увеличении и снижении цены? (Ответ учащихся: при повышении цены товаров покупают меньше, при понижении больше).

Молодцы! Вы «сформулировали» закон спроса!

(слайд 8). Закон спроса - при прочих равных условиях, потребитель приобретет тем больше товара, чем ниже его рыночная цена.

- Какая закономерность в поведении производителя прослеживается при увеличении, понижении цены на товар? (Ответ учащихся: по высоким ценам товаров предлагается больше, при низких ценах меньше).

(слайд 9). Закон предложения “При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”

Подведя итог вышесказанному можно утверждать, что между понятиями спрос и величина спроса, предложение и величина предложения есть существенная разница: величина спроса и величина предложения изменяются под влиянием цены, а спрос и предложение под влиянием неценовых факторов.

4.2.4. Проверка выполнения задания, выполняемого учащимися у доски.

слайд 10

Итак, готовы ли графики у работающих у доски? Прошу вас объяснить суть вашей работы. Постарайтесь сделать вывод, что произошло с кривой спроса? (Учащиеся объясняют суть выполненной работы:

1-й учащийся: дана шкала спроса, в которой отражены цены на розы и количество приобретенных цветов в три дня: 31 декабря, 8 марта, будний день. Кривая спроса на розы 31 декабря дана, нужно построить кривую спроса в будний день и день 8 марта. В будний день будет куплено самое малое количество цветов, в день 8 марта – самое большее. Кривая спроса при уменьшении спроса сдвигается влево, при увеличении – вправо.
2-й учащийся: дана шкала спроса, в которой отражены цены на мандарины и количество приобретенных килограммов в 10 декабря, 28 декабря. Кривая спроса на мандарины 10 декабря дана, нужно построить кривую спроса 28 декабря. Количество купленных мандаринов 28 декабря резко увеличивается. Кривая спроса сдвигается вправо).

- Правильно! Но чем вызвано изменение спроса? Цена во всех трех случаях одинаковая. (Ответ учащихся: праздничным настроением, желанием порадовать своих близких, традицией на новогодний стол ставить мандарины).

- Какой вывод мы можем сделать? (Ответ учащихся: спрос изменяется под влиянием различных факторов).

Сейчас самое время выяснить, какие же факторы (неценовые) влияют на изменение спроса и предложения.

Приложение 3

слайд 11

Неценовые факторы влияющие на величину спроса

1 - доходы покупателей.

Для большинства товаров и услуг увеличение денежного дохода граждан приведёт к повышению спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведёт к понижению спроса на них – такие товары и услуги называют нормальными - это мясные и молочные изделия, бытовая техника, мебель и многое другое.


2 - цены на товары-заменители.

Субституты (от лат. substitutio — замена) — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого.

Пары товаров и услуг, которые удовлетворяют одну и ту же потребность.

Например: яблоки-груши, отдых на курортах Турции и отдых на Балтийском побережье и т.д.

Например, если яблоки подорожают, то их будут покупать в меньшем количестве и это приведёт к повышению спроса на груши, т.е. на товар-заменитель, и наоборот, если цена на товар-заменитель понижается, то спрос на данный товар падает.

3 - цены на дополняющие товары.

Товары и услуги, которые потребляются совместно.

Например: краска и кисти, автомобиль и бензин, купальные аксессуары и отдых на море и т.д.

Предположим, что стоимость на автомобили повысится (Рb ↑ значит, их будут приобретать в меньшем количестве, а следовательно и снизится спрос на дополняющий товар-бензин,

4- Вкусы и предпочтения покупателей (обычаи, мода, реклама).

Положительные изменения во вкусах и предпочтениях приведут к увеличению спроса, а негативные изменения – к снижению спроса (например, информация в прессе о птичьем гриппе снизит спрос на мясо птицы и т.д.)

5 - Ожидание изменения цен

Если потребители будут ожидать, что через неделю цены на какой-либо товар повысятся, то они уже сейчас купят его в большем количестве, чем обычно, увеличивая тем самым спрос. Если потребители будут ожидать снижение цены на какой-либо товар или услугу, то сейчас они купят его меньше, чем обычно, уменьшая тем самым спрос.

6 - число покупателей на рынке.

Увеличение на рынке числа покупателей увеличит спрос на товары и услуги, а уменьшение – снизит спрос на товары и услуги.


Например, тенденция роста рождаемости в Калининградской области приведёт к увеличению спроса на детские вещи и игрушки, к росту услуг дошкольных детских учреждений и т.д.

Слайд 12. Изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса, либо влево – уменьшение спроса. Причинами, в данных случаях, являются не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса.

Если бы мы рассматривали и кривые предложения, то увидели бы аналогичную картину. На предложение товаров также влияют неценовые факторы. При уменьшении предложения кривая предложения на графике смещается влево, при увеличении предложения кривая на графике смещается вправо.

Слайд 13.Факторы, оказывающие влияние на предложения:


  • Цены на производственные ресурсы (при увеличении цен на ресурсы предложение снижается, т.к. прибыль ниже, и тем меньше желание предпринимателя предлагать на рынок товар т.е. происходит сдвиг кривой предложения влево);

  • Уровень технологии

  • Налоги и субсидии государства

  • Степень конкуренции

  • Цены альтернативных товаров

  • Ожидаемое изменение цены на товар в будущем

  1. Поисковая работа по новой теме. 13минут.

Метод, используемый на данном этапе урока: самостоятельная работа учащихся в парах.

    1. Мобилизирующее слово учителя. Объяснение правил работы.

Перед уроком каждый из вас сделал выбор: кто-то при входе в класс взял карточку с изображением корзины с различными товарами, кто-то карточку с изображением производственных станков, а три человека выбрали карточку с восклицательным знаком.

Подойдите к доске те, у кого на руках карточка с изображением товаров.


- Надеюсь, вы уже поняли, что вы команда..? (Ответ учащихся: потребители).

Соответственно, те, у кого карточки с изображением станков, войдут в команду производителей.

Команды сформированы! Я вручаю вам эмблемы: первой команде – эмблему потребителей, второй – производителей. Первая команда поприветствуйте друг друга – вы потребители! Занимайте места в левой стороне класса.

Вторая команда улыбнитесь друг друга – вы производители и сейчас вам работать в одной команде! Занимайте правую сторону кабинета.

Теперь прошу подойти к центральному столу учащихся с карточкой с восклицательным знаком. У вас самая важная роль: вы эксперты. За время работы команд вы должны изучить предложенные вам материалы и на их основании провести экспертизу ответов (эксперты получают материал о факторах, влияющих на спрос и предложение – приложения 3).

Внимание! Я оглашаю правила и задачи вашей деятельности (слайд 10):


  • Ваша задача: проработать предложенный текст. Потребители в материале должны найти факторы, влияющие на спрос, производители - факторы, влияющие на предложение.

  • На выполнение задания отводится 7 минут.

  • В обсуждении принимают участие все, озвучивают результаты не менее двух человек, остальным членам команды можно вносить дополнения. Время выступления 2 минуты.

  • Команда должна определить трех человек, принесших наибольшую пользу делу. Им будут выставлены оценки, оставшиеся получают бонусы, которые можно реализовать на следующем уроке.

Приступаем к работе!

Поисковая работа учащихся.

Задание для команды «Потребители»:

Жизнь налаживается!
В данном тексте вы можете найти не менее 6 неценовых факторов, влияющих на изменение спроса.

1. Найдите неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.


2. Ответьте на вопросы:

-Что происходит на рынке какао, шоколада, карамели и маринованных огурцов?

- Изменится ли спрос на говядину и свинину?

- Как измениться цена на автомобили, туристические путевки?

- Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки, пепельниц и зажигалок?
Несмотря на воскресный вечер, уютную домашнюю обстановку, житель небольшого городка К. гражданин Иванов не мог полностью отвлечься от мыслей о работе. Для градообразующего предприятия, его завода, на котором он проработал большую часть жизни, настали не лучшие времена: уменьшилось число заказов на продукцию, зарплата рабочих последние полгода не только не увеличивалась, но даже стала несколько меньше, намечалось не очень значительное, но все-таки сокращение рабочих рук. «Нужно отвлечься…» - подумал он, протянув руку за газетой.

«Эпидемия болезни «черный стручок» поразила африканские плантации какао-бобов…», «начало будущего года ознаменуется новым повышением цен на мясные и молочные продукты…», «миллионы иностранцев мигрируют в Россию, увеличивая ее население…», «все больше россиян отдают предпочтение морепродуктам…», «бензин подорожает, причем не на 1-2%...», «в стране начата активная антиникотиновая компания и многие люди решили бросить курить. В качестве средства, помогающего избавиться от вредной привычки, рекламируется новый сорт жевательной резинки».

Звонок телефона прервал чтение…

«Слушай, только что узнал из достоверных источников: завод получил большой государственный заказ на поставку нашей продукции как минимум на 5 лет. Во вторник приезжает комиссия для согласования проекта постройки нескольких новых цехов и складов. Вместо сокращения намечен прием рабочих не менее 1100 человек…» - веселый голос друга возвращал вкус к жизни.

«Жизнь налаживается!» - подумал Иванов.


Задание для команды «Производители»:


Вот оно – счастье!
В данном тексте вы можете найти не менее 6 неценовых факторов, влияющих на изменение предложения.

1. Найдите неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

2. Ответьте на вопросы:

- Что произойдет на рынке искусственных елок, живых елок, елочных игрушек, аэрозоля «Хвойный аромат»?

- Стоит ли расширять сеть небольших магазинчиков Михаилу?

«Вот оно – Счастье!» - думал мелкий предприниматель Михаил, вдавливая педаль газа и отмечая, что его новенькая «Шкода» легко набирает ускорение. Дома его с радостью ждали любимая жена и сын Сережка, который последнее время радовал только хорошими оценками. «Да, это машинка совсем не то, что бывший «Москвич», которого даже под горку было трудно разогнать до 70 км., да и бензина она «есть меньше», а уж про поломки и говорить нечего…» - радовался Михаил. Теперь за день я смогу делать два рейса до самой дешевой оптовой базы в Оренбурге, да и тесть обещал отдать свой прицеп.

«Да что там оптовка, я теперь некоторые товары на фирмах-производителях закупать буду, там и выбор больше, да и качество лучше» - улыбался он.

«Президент обещал поддержку малому бизнесу, может проверок будет меньше, да и налоги, говорят, повышать не будут. Иванов решил свернуть свою сеть магазинчиков, перебирается в областной город.

А еще…приближается любимый праздник Новый год. По телевизору школьники гимназии выступили с призывом не покупать елочки, не губить природу, нарядить все ели которые есть в городе, а дома ставить искусственные вместо живых деревьев. Удивительно, но многие прислушались. Михаил отогнал мысли о работе. За поворотом показалась первая улица любимого городка.

«Вот оно – Счастье!» - еще раз подумал Михаил.



    1. Представление результатов деятельности команд.

Итак, время истекло.

- Какая команда начнет выступление?

Потребители, вы приглашаетесь для объяснения факторов, влияющих на изменение спроса. (Выступление представителей команды. Возможные ответы:

1) доходы потребителей, изменение количества потребителей, ожидание увеличения цен, изменение вкусов и др.;

2) какао и шоколад подорожают, спрос на них упадет, карамели будут покупать больше и цена на карамель станет выше, рынок маринованных огурцов не измениться. Спрос на говядину и свинину немного уменьшится, что сдержит рост цены. Цена не машины и туристические путевки вырастет. Рынок табачных изделий, пепельниц и зажигалок уменьшится, а жевательной резинки вырастет.
Приглашается команда производителей. (Возможные ответы:

1) изменение затрат, налоги и субсидии, уменьшение или увеличение числа конкурентов, изменение цены на товар и др.;

2) спрос на искусственные елки, аэрозоль «Хвойный аромат» и игрушки вырастет, а на живые деревья упадет. Михаилу стоит расширять сеть магазинчиков.


  1. Закрепление. 4 минуты.

Метод, используемый на данном этапе урока: фронтальный опрос.

7.1 Работа по карточкам (индивидуальная работа по карточкам) Приложение 4

7.2 Фронтальный опрос по изученному материалу.

- В чем различие понятий спрос и величина спроса? (Ответ учащихся: величина спроса это объем товаров, который покупатели готовы приобрести по определенной цене, спрос – зависимость величин спроса на товар от цен, по которым эти товары могут быть предложены к продаже).

- В чем разница понятий предложение и величина предложения? (Ответ учащихся: величина предложения это объем товара, который продавцы готовы предложить к продаже при определенной цене, предложение – зависимость величин предложения товара от цен, по которым этот товар может быть продан).


- С чьей позиции: производителя или потребителя сформулирован закон спроса?

(Ответ учащихся: с позиции потребителя. По низким ценам товаров купят больше чем по высоким).

- С чьей позиции: производителя или потребителя сформулирован закон предложения? (Ответ учащихся: с позиции производителя. По высоким ценам товаров к продаже будет предлагаться больше чем по низким).

- Какие товары мы называем товарами субститутами, комплиментарными товарами? (Ответ учащихся: товары заменители, дополняющие товары).

- Как изменится положение кривой спроса на береты, если модными в этом сезоне будут бейсболки? (Ответ учащихся: спрос на береты упадет, кривая спроса сдвинется влево).

- Как измениться предложение булочек с изюмом, если затраты на их производство уменьшатся? Что может повлиять на уменьшение затрат? (Ответ учащихся: на уменьшение затрат может повлиять уменьшение цен на муку, кривая предложения сместится вправо, так как предложение булочек увеличится).


  1. Подведение итогов первого занятия. 1 минута.

Надеюсь, что наше занятие прошло продуктивно и интересно!?

Что нового вы узнали на уроке? (Ответы учащихся: мы увидели разницу между спросом и величиной спроса, предложением и величиной предложения; познакомились с законами спроса и предложения, научились чертить графики спроса и предложения, определили факторы, влияющие на спрос и предложение, учились прогнозировать ситуации на рынке, объяснять сложившуюся обстановку на рынке).

Давайте вернемся к задачам, поставленным в начале урока (слайд 3) и «Лексике урока». Справились ли мы с задачами урока, все ли экономические термины рассмотрели? (Ответы учащихся: мы справились практически со всеми задачами, но не узнали что такое равновесная цена, как она связана со спросом и предложением).

Совершенно с вами согласна. Об этом мы будем говорить на втором занятии.

  1. Выставление оценок. 1 минута.


Оценки выставляются:

- учащимся, активно работающим на уроке, показывающим знание предыдущего материала и усвоение нового;

- работавшим у доски, строившим графики спроса и отвечающим на вопросы;

- 6 учащимся, внесшим самый значимый вклад в определение факторов (по три человека от команды);

- учащимся работавшим по карточкам индивидуального задания.
9. Домашнее задание. 1 минута.

- Параграфы 6-7 учебника Липсица И.В.;

(Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10,11 классов общеобразовательных учрежд. – 8-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 272 с.);

-