birmaga.ru
добавить свой файл

1
МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2»


Анализ работы методической службы школы за 2012-2013 учебный год
Тема: «Совершенствование методики и технологии учебно-воспитательного процесса в условиях обновления образования».

Цели работы:

- Формирование методической компетентности педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе.

- Создание условий для развития и самоопределения школьников в урочной и внеурочной деятельности.


Задачи

Проделанная работа

Положительный результат

Требует доработки

Возможности решения проблем

Выявление новых образовательных потребностей педагогов посредством анкетирования, мониторингов, собеседований

Проведение анкетирования педагогов в начале учебного 2012-2013 учебного года, в течение года на семинарах, участие в региональном мониторинге педагогов, преподающих по ФГОС

Проведенное анкетирование позволило выявить общие проблемы, возникающие при переходе на ФГОС и планировать методическую работу по их устранению

Обучение составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, а также изменение подходов в организации учебной деятельности (планирование уроков)

Система контроля по ФГОС

Обучающие семинары, круглые столы, курсы

Вовлечение педагогов в инновационную деятельность
  • 14 педагогов осуществляют преподавание в соответствии с ФГОС второго поколения и участвуют в работе Федеральной стажировочной площадки по введению ФГОС ООО;


  • участие в работе XVII Российского образовательного форума (47 регионов) в Москве (ООПООО, рабочие программы, визитная карточка школы)

  • Более 40% педагогов применяют технологии дистанционного обучения;

  • Все педагоги вовлекают обучающихся в проектную деятельность, из них наиболее активны 18.

  • Используют в работе ЦОР 27 педагогов,

  • Мультимедийную технику – 32,

  • Интерактивную доску – 8.




Использование инновационных технологий, включение ОУ в инновационную деятельность (ФГОС) позволяет совершенствовать УВП и методическую грамотность педагогов.

Расширение использования дистанционного обучения, ЦОР в образовательном процессе

Круглый стол

Системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров через курсовую подготовку, участие в семинарах, конференциях, самообразование, в том числе по вопросам введения ФГОС

1. Прошли курсовую подготовку:

  • в ЛОИРО – 9 чел.(2-переподготовка Бойцова А.А., Дудка Г.Г.),

  • на базе ГМР – 13 чел.

  • в ЦИТ 13 человек (работа с интерактивной доской, работа в сетевых сообществах, организация проектной деятельности в школе, работа в ЛВС)


2. Приняли участие в семинарах, заседаниях РМО ГМР по ФГОС:

  • Практико-ориентированный семинар по нормативной базе и внеклассной работе для педагогов Лен. области в рамках федеральной стажировочной площадки «Особенности реализации ФГОС в практике деятельности ОУ» (Ковалева Н.В., Костромина И.Н., Кульбака Г.Б., Батурина Е.Б., Калош С.Г., Филимонова Е.В., Панасюк Д.П.) 22.10.12
  • Практико-ориентированный семинар по нормативной базе и внеклассной работе для методистов и зам. директоров Кингисеппского р-на в рамках федеральной стажировочной площадки «Особенности реализации ФГОС в практике деятельности ОУ» (Ковалева Н.В., Костромина И.Н., Кульбака Г.Б., Батурина Е.Б., Калош С.Г., Покровская О.Н., Арутюнян И.М., Бойцова А.А., Филимонова Е.В., Панасюк Д.П.)25.04.13


  • Практико-ориентированный семинар для учителей истории и обществознания Лен. области (в рамках КПК) «Учитель истории и обществознания в системе новых стандартов образования» (Дьякова Е.Б., Филимонова Е.В.)12.03.13

  • Практико-ориентированный семинар для учителей истории и обществознания ГМР «Формирование и развитие УУД на уроках и во внеурочной деятельности» (Кульбака Г.Б., Дьякова Е.Б., Ромайкина Л.В.)06.11.12

  • Практико-ориентированный семинар для учителей математики ГМР «Актуальные проблемы обучения математике в условиях введения ФГОС второго поколения» (Алексеева Т.В., Батурина Е.Б., Большакова Г.А.)23.04.13

  • Практико-ориентированный семинар для учителей биологии ГМР «Проектирование урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения» (Костромина И.Н.., Кульбака Г.Б., Зубова А.Л., Пономарева Е.В.)06.12.12

  • РМО учителей химии «Технология обучения детей, требующих особого педагогического внимания» (Лукша Л.В., Костромина И.Н.) 25.10.2012




  1. Участие в НПК «Информатика и проблемы устойчивого развития» (дистанционное обучение) – (Глушаченко Я.Ю., Пономарева Е.В., Арутюнян И.М., Зубова А.Л., Панасюк Д.П., Дьякова Е.Б.)

  2. Участие в районном семинаре по дистанционному обучению (Костромина И.Н., Алексеева Т.В.)

  3. Обобщили опыт работы по введению ФГОС, подготовке к ЕГЭ в рамках КПК – 9 чел. (Гасанова Г.Ю., Тенина Г.Н., Глушаченко Я.., Громова Н.А., Кульбака Г.Б., Зубова А.Л., Арутюнян И.М., Тверитинова А.Н., Койвистойнен С.В.)

  4. Выступление на областных семинарах– (Койвистойнен С.В., Андреева В.Ю., Гасанова Г.Ю., Бойцова А.А., Павлова Г.Г., совещаниях - Костромина И.Н., Кульбака Г.Б.)
  5. Провели открытые уроки – 11 чел.(Евдашко В.И., Самохвалова Ж.Ю,, Дедечко О.В., Зубова А.Л., Яснопольская М.Е., Иванова Е.В., Андреева В.Ю., Киселева И.В., Тверитинова А.Н., Глушаченко Я.Ю.)


  6. Выступали на РМО – 7 чел.(Койвистойнен С.В., Ротарь Р.В., Покровская О.Н., Лукша Л.В., Костромина И.Н., Филимонова Е.В., Павлова Г.Г.)

  7. Опубликовали статьи – (Тенина Г.Н., Гасанова Г.Ю., Ротарь Р.В., Зубова А.Л., Бойцова А.А., Арутюнян И.М., Панасюк Д.П., Дьякова Е.Б.)

  8. Работали в качестве экспертов по проверке ЕГЭ – 5 чел. (Ротарь Р.В., Острирова С.Э., Панасюк Д.П., Павлова Г.Г., Батурина Е.Б.), ГВЭ – 1 чел. (Самохвалова Ж.Ю.), ГИА – 14 чел. (Исламова З.К., Евдашко В.И., Гасанова Г.Ю., Калош С.Г., Бойцова А.А., Самохвалова Ж.Ю., Громова Н.А., Федотова В.Н., Большакова Г.А., Корнух С.А., Острирова С.Э., Павлова Г.Г., Панасюк Д.П., Кохан Л.А.)

  9. Работали в качестве экспертов по аккредитации ОУ – 3 чел. (Костромина И.Н., Дьякова Е.Б., Исламова З.К.)

  10. Прошли процедуру аттестации – 11чел (высшая – 3 чел, первая – 8 чел.)

  11. Являлись членами жюри на олимпиадах, конкурсах, конференциях – 21 чел.

  12. Участвовали в экспертизе экзаменационного материала для 9-х классов в традиционной форме– 2 чел (Панасюк Д.П., Решетникова Т.А.)

  13. Участвовали в составлении муниц. мониторинговых работ – Павлова Г.Г., Острирова С.Э.

  14. Составление школьных мониторинговых работ по ФГОС – Гасанова Г.Ю., Калош С.Г., Большакова Г.А., Батурина Е.Б.

  15. Лауреат районного конкурса «Учитель года 2013» - Глушаченко Я.Ю.

  16. Лауреат сетевого конкурса «Сценарий медиа урока» - Бойцова А.А.

  17. Призер регионального конкурса «Лучшая методическая разработка»- Исламова З.К.

  18. Лауреат областного конкурса «Лучшая программа развития ОУ» - Кульбака Г.Б.



Система повышения квалификации, действующая в школе, разноуровневая, разноплановая, позволяет совершенствовать методический уровень педагогов в условиях модернизации образования как через индивидуальную работу педагога, так и через работу в группах. Это также направлено на инновационное развитие школы в целом.


Не все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.

9 педагогов не имеют квалификационной категории.

Составить заявку на КПК.

Провести аттестацию на соответствие занимаемой должности у 7 педагогов.

Провести беседу с педагогами (Калош С.Г., Евдашко В.И.) по прохождению аттестации на категорию.Формирование творческих групп педагогов по методике подготовке к ГИА, по реализации ФГОС.

Совершенствование уровня методической компетентности учителей по подготовке обучающихся к ГИА.

Посещение учителями семинаров на базе ЛОИРО, ГМР.

Формирование дидактической базы.

Обмен опытом работы на ШМО, РМО, ЛОИРО (Острирова С.Э.-физика, Павлова Г.Г. - химия, Койвистойнен С.В.-обществознание).


Повышение методической компетентности учителей по данному вопросу.

Результаты ЕГЭ по русскому языку, химии, истории, географии, ИКТ выше средних показателей по району. В области те же + математика. По остальным предметам на 1,5-2 балла ниже результатов прошлого года.


Выработка общей стратегии при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, физике, литературе, математике, английскому языку.

Круглый стол, обсуждение на ШМО.
Взаимопосещение занятий, направленных на прдготовку обучающихся к ГИА.

Совершенствование работы по выявлению, поддержке и развитию талантливых детей

Работа творческой группы учителей по теме «Методика обучения школьников проектной деятельности» (Ротарь Р.В., Тенина Г.Н., Дьякова Е.Б., Зубова А.Л.)

Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях (5-11 классы)

Сессии в центре «Интеллект» для одаренных детей в пос. Лисий Нос по математике, химии, литературе, биологии.


Участие школьников в олимпиадах различного уровня (20 олимпиад ). 13 обучающихся – участники областного и российского этапов, 5 призеров. 3 призера межвузовской олимпиады по МХК.

Деятельность школьного Научного общества обучающихся в рамках сетевого взаимодействия:


  • участие в сетевых проектах. «Мгновение, мгновение, мгновение…»(5 победителей, 2 лауреата), «Самый, самый, самый…» - участие;

  • участие в НПК «История родной земли глазами молодых» (2 призовых места), «Мир вокруг нас» (1 первое место, 3 призовых), «Ровесник-ровеснику» (2 первых места, 3 призовых), «Информатика и проблемы устойчивого развития» (2 призовых места), «Наследники Ломоносова» (призовое место в области), «Литература. Читатель. Время» (1 первое место, 2 – призовых в области), «Юность, наука, культура – Север» (призовое место в регионе);

  • участие в конкурсе проектов по английскому языку;

  • участие в конкурсе литературного творчества «Я люблю тебя, Россия» (3 первых места, 4 – призовых);

  • участие в литературно-творческом конкурсе «Как наше слово отзовется…» (призовое место в области);

  • участие в конкурсе «Проба пера» (3 призовых места в области);

Участие в конкурсах различного уровня:

  • участие в конкурсе «Компьютерная графика» (12 призовых мест в районе – Панасюк Д.П., Бойцова А.А.);

  • участие в интеллектуальном марафоне по естествознанию «Эрудицион-2013» - (2 место);

  • участие во всероссийских конкурсах «Кенгуру»-4 призовых места в районе), «Русский медвежонок» (1 первое место в области), «Золотое руно» (7 первых мест в регионе и России), «Инфознайка» (2 призовых места в районе), «Британский бульдог» (1 призовое место в районе);

  • участие в конкурсе чтецов «Живое слово» (3 первых места, 6 призовых)
  • участие в конкурсе технического и декоративно-прикладного творчества (3 первых места, 8 призовых в районе, 1 первое в области);


  • участие в турнире по робототехнике (2 первых места, 3- призовых-Панасюк Д.П.).

  • участие в муниципальном художественном конкурсе «Царство природы» (2 призовых места – Зубова А.Л.)

  • участие в Интернет-конкурсе компьютерной графики (1 призовое место – Бойцова А.А.

  • участие в районном конкурсе компьютерных иллюстраций (1 призовое место Панасюк Д.П.)




Значительно увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по проектной деятельности различного уровня: муниципальные, областные, межрегиональные.
В рамках ФГОС введениие с 5 класса курса «Основы проектной деятельности» дало возможность привлечения пятиклассников к участию в сетевых конкурсах.
Обучение школьников в центре «Интеллект» позволило им повысить уровень подготовки к выполнению заданий повышенной сложности и расширить уровень социализации через общение с одаренными детьми ЛО.



Привлечение к участию педагогов по физике, математике.
Разработка методики создания метапредметных

проектов и вовлечение обучающихся в создание подобных проектов

Направить деятельность рабочей группы на разработку методики метапредметных проектов.

Совершенствование системы работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания

На базе школы проведено РМО учителей химии «Технология обучения детей, требующих особого педагогического внимания» (Лукша Л.В., Костромина И.Н.) 25.10.2012,

В рамках которого был проведен открытый урок в 9 классе, обсуждена тема «Технология обучения педагогически запущенных детей и использование ДОТ в работе со слабоуспевающими детьми.


Обобщен опыт работы (теоретический и практический) со слабоуспевающими детьми на примере преподавания химии.

Применение данного опыта работы в рамках школы.


Педсовет

Создание условий для профессионального самоопределения и самореализации школьников через систему профильного обучения и предпрофильной подготовки

Апробация УМК по русскому языку Г.А.Богдановой

Е.М.Виноградовой, УМК по литературе С.А.Зинина – социально-гуманитарный профиль – Исламова З.К., гуманитарный профиль – Ротарь Р.В.

Введение курса по выбору по информатике для предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия (ЦИТ г. Гатчина)

Обучение на сессиях в центре «Интеллект» учащихся, осваивающих программы профильного уровня (математика, литература)


Освоение УМК нового поколения позволило повысить качество обучения по профильным предметам.

Расширение возможностей подготовки к обучению в физико-математическом или информационно-технологическом профиле.

Сессии для одаренных детей позволяют расширить знания по предмету и способствуют социализации обучающихся, влияют на профессиональное самоопределение.


Использование программ ДО для изучения на профильном уровне химии, биологии (не изучается в школе)

Сетевое взаимодействие

Соблюдение преемственности в УВП между НОШ и СОШ при введении ФГОС второго поколения

Взаимопосещение уроков, соблюдение преемственности в подходах к формированию УУД в рамках проектной деятельности (курс «Основы проектной деятельности»).

Подготовка обучающихся к проектной деятельности в НОШ

Способствовала быстрому включению обучающихся в данный процесс в СОШ и добиться высоких результатов (призовые места в сетевых конкурсах.

Составление технологической карты урока


Круглый стол


Вывод: методическая тема школы «Совершенствование методики и технологии учебно-воспитательного процесса в условиях обновления образования» и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. В течение года проведено 4 заседания МС, 4-6 заседаний ШМО, где рассматривались вопросы перехода на ФГОС второго поколения (составление рабочих программ, формирование УУД), подготовки к ЕГЭ, ГИА (анализ работ, подходы к формированию и развитию навыков выполнения заданий части В и С), освоения программ профильного обучения (русский язык и литература), использование инновационных технологий (технологии дистанционного обучения), что в целом направлено на повышение качества образования. Значительно возросло число педагогов, принимающих активное участие в методической работе ГМР и ЛО: Оснащение кабинетов мультимедийной техникой позволило учителям расширить деятельность по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Работа ШМО носит практико-ориентированный характер, ведется систематическая работа по дидактическому обеспечению УВП. Комплекс мероприятий в целом позволил на данном этапе решить задачи методической службы. Однако, запланированный круглый стол по теме «Анализ и перспективы деятельности Научного общества «Лидер» в рамках сетевого взаимодействия» переходит на следующий учебный год в связи с увеличением мероприятий по введению ФГОС (по заявке ЛОИРО, ГМР).


Зам. директора по УВР Г.Б. Кульбака

Методическая тема школы «Совершенствование методики и технологии учебно-воспитательного процесса в условиях обновления образования» и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. В соотвествии с этим были определены и основные цели Работы методической службы: формирование методической компетентности педагогов в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе; создание условий для развития и самоопределения школьников в урочной и внеурочной деятельности.


В течение года проведено 4 заседания МС, 4-6 заседаний ШМО, где рассматривались вопросы перехода на ФГОС второго поколения (составление рабочих программ, формирование УУД), подготовки к ЕГЭ, ГИА (анализ работ, подходы к формированию и развитию навыков выполнения заданий части В и С), освоения программ профильного обучения (русский язык и литература), использование инновационных технологий (технологии дистанционного обучения), что в целом направлено на повышение качества образования. Значительно возросло число педагогов, принимающих активное участие в методической работе ГМР и ЛО: проведено 2 практико-ориентированных семинара в рамках работы Федеральной стажировочной площадки для руководителей ОУ ЛО, 4 семинара для учителей ГМР по истории и обществознанию, математике, биологии, химии.


  1. Провели открытые уроки – 11 чел.(Евдашко В.И., Самохвалова Ж.Ю,, Дедечко О.В., Зубова А.Л., Яснопольская М.Е., Иванова Е.В., Андреева В.Ю., Киселева И.В., Тверитинова А.Н., Глушаченко Я.Ю.)

  2. Выступали на РМО – 7 чел.(Койвистойнен С.В., Ротарь Р.В., Покровская О.Н., Лукша Л.В., Костромина И.Н., Филимонова Е.В., Павлова Г.Г.)

  3. Опубликовали статьи – (Тенина Г.Н., Гасанова Г.Ю., Ротарь Р.В., Зубова А.Л., Бойцова А.А., Арутюнян И.М., Панасюк Д.П., Дьякова Е.Б.)

  4. Работали в качестве экспертов по проверке ЕГЭ – 5 чел. (Ротарь Р.В., Острирова С.Э., Панасюк Д.П., Павлова Г.Г., Батурина Е.Б.), ГВЭ – 1 чел. (Самохвалова Ж.Ю.), ГИА – 14 чел. (Исламова З.К., Евдашко В.И., Гасанова Г.Ю., Калош С.Г., Бойцова А.А., Самохвалова Ж.Ю., Громова Н.А., Федотова В.Н., Большакова Г.А., Корнух С.А., Острирова С.Э., Павлова Г.Г., Панасюк Д.П., Кохан Л.А.)

  5. Работали в качестве экспертов по аккредитации ОУ – 3 чел. (Костромина И.Н., Дьякова Е.Б., Исламова З.К.)

  6. Прошли процедуру аттестации – 11чел (высшая – 3 чел, первая – 8 чел.)

  7. Являлись членами жюри на олимпиадах, конкурсах, конференциях – 21 чел.

  8. Участвовали в экспертизе экзаменационного материала для 9-х классов в традиционной форме– 2 чел (Панасюк Д.П., Решетникова Т.А.)


  9. Участвовали в составлении муниц. мониторинговых работ – Павлова Г.Г., Острирова С.Э.

  10. Составление школьных мониторинговых работ по ФГОС – Гасанова Г.Ю., Калош С.Г., Большакова Г.А., Батурина Е.Б.

  11. Лауреат районного конкурса «Учитель года 2013» - Глушаченко Я.Ю.

  12. Лауреат сетевого конкурса «Сценарий медиа урока» - Бойцова А.А.

  13. Призер регионального конкурса «Лучшая методическая разработка»- Исламова З.К.

  14. Лауреат областного конкурса «Лучшая программа развития ОУ» - Кульбака Г.Б.

Оснащение кабинетов мультимедийной техникой позволило учителям расширить деятельность по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Система повышения квалификации, действующая в школе, разноуровневая, разноплановая, позволяет совершенствовать методический уровень педагогов в условиях модернизации образования как через индивидуальную работу педагога, так и через работу в группах. Это также направлено на инновационное развитие школы в целом. При этом не все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС. 9 педагогов не имеют квалификационной категории. Соответственно в следующем учебном году следует уделить этому наибольшее внимание, а также продолжить формирование творческих групп педагогов по методике подготовке к ГИА, по реализации ФГОС. По-прежнему одним из приоритетных направлений является совершенствование работы по выявлению, поддержке и развитию талантливых детей. Деятельность школы в данном направлении результативна: участие школьников в олимпиадах различного уровня (20 олимпиад ), 13 обучающихся – участники областного и российского этапов, 5 призеров. 3 призера межвузовской олимпиады по МХК; значительно увеличилось количество обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по проектной деятельности различного уровня: муниципальные, областные, межрегиональные (7 конференций, 6 конкурсов по проектной деятельности). В рамках ФГОС введение с 5 класса курса «Основы проектной деятельности» дало возможность привлечения пятиклассников к участию в сетевых конкурсах. Обучение школьников в центре «Интеллект» позволило им повысить уровень подготовки к выполнению заданий повышенной сложности и расширить уровень социализации через общение с одаренными детьми ЛО. Важным вопросом в следующем учебном году будет привлечение к участию в проектной деятельности педагогов по физике, математике, а также разработка методики создания метапредметных проектов и вовлечение обучающихся в их создание. Необходимо обобщить и систематизировать опыт работы педагогов по выявлению и развитию одаренных детей.


Совершенствование системы работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания, также является одним из основных направлений работы школы. На базе школы проведено РМО учителей химии «Технология обучения детей, требующих особого педагогического внимания» (Лукша Л.В., Костромина И.Н.),в рамках которого был проведен открытый урок в 9 классе, обсуждена тема «Технология обучения педагогически запущенных детей и использование ДОТ в работе со слабоуспевающими детьми. В дальнейшем необходимо обобщение данного опыта работы в рамках школы.

Совершенствование уровня методической компетентности учителей по подготовке обучающихся к ГИА осуществлялось через посещение учителями семинаров на базе ЛОИРО, ГМР, формирование дидактической базы, обмен опытом работы на ШМО, РМО, ЛОИРО (Острирова С.Э.-физика, Павлова Г.Г. - химия, Койвистойнен С.В.-обществознание). В следующим учебном году с целью повышения качества подготовки к ГИА организовать взаимопосещение дополнительных занятий по данному направлению.

Освоение УМК нового поколения позволило повысить качество обучения по профильным предметам (УМК по русскому языку Г.А.Богдановой,Е.М.Виноградовой, УМК по литературе С.А.Зинина – социально-гуманитарный профиль – Исламова З.К., гуманитарный профиль – Ротарь Р.В.)

Введение курса по выбору по информатике для предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия (ЦИТ г. Гатчина) позволило

расширить возможности подготовки к обучению в физико-математическом или информационно-технологическом профиле.

Сессии для одаренных детей в центре «Интеллект» также позволяют расширить знания по предмету и способствуют социализации обучающихся, влияют на профессиональное самоопределение. В следующем учебном году посредством сетевого взаимодействия (ДО) организовать изучение на профильном уровне химии, биологии (не изучается в школе).

В целом работа ШМО носит практико-ориентированный характер, ведется систематическая работа по дидактическому обеспечению УВП. Комплекс мероприятий в целом позволил на данном этапе решить задачи методической службы. Однако, запланированный круглый стол по теме «Анализ и перспективы деятельности Научного общества «Лидер» в рамках сетевого взаимодействия» переходит на следующий учебный год в связи с увеличением мероприятий по введению ФГОС (по заявке ЛОИРО, ГМР).