birmaga.ru
добавить свой файл

1


«Система тестовых заданий при подготовке к сдаче

ЕГЭ по английскому языку (аспект “Чтение”)»
В последнее время, в связи с интеграцией России в европейскую систему образования, интерес к применению тестовых методик в обучении возрос и перешел на качественно новый уровень. Тестовая методика составляет основу сегодняшнего образования. Учащиеся решают тестовые задания на уроках, учителя используют данные методы как при текущем, так и при итоговом контроле. При выпуске из школы и при поступлении в вуз школьники проходят различные тесты, включая и Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

По мнению В.А.Коккота, который первым дал определение лингводидактического теста, тест – «это комплекс заданий, заранее апробированных, с заранее определенными критериями, который позволяет выявить как языковые, так и речевые способности и навыки» .

Долгое время считалось, что тест – это специфическая форма контроля, основанная на вопросах с множественным выбором ответов и потому более объективная и удобная для проверки. Однако это лишь одна из множества тестовых методик, называемая в зарубежном тестировании multiple-choicequestions. В практике преподавания иностранного языка сегодня существуют различные виды тестов.

С их помощью можно проконтролировать способность школьников говорить или писать, выяснить, как они понимают иноязычную речь на слух или смысл прочитанного. В современной школе различным видам тестов не всегда уделяется достаточно внимания, обычно предпочтение отдается одному-двум типовым заданиям, которые и предлагаются учащимся. Чаще всего на уроках используются задания с множественным или альтернативным выбором, а также упражнения на подстановку и соотнесение.

Поскольку тесты, приведённые во второй части ЕГЭ (раздел «Чтение») аутентичны, то это необходимо учитывать при подготовке к сдаче экзамена не только на старшем этапе обучения, но начинать эту работу следует уже с младших классов.

Обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться умения поискового чтения (scanning),


ознакомительного (skimming) и чтения с полным пониманием содержания(intensive reading). Задания к тексту также должны быть адекватны развиваемым умениям.

В нашей школе преподавание английского языка осуществляется на основе УМК NEW MILLENNIUM ENGLISH,который создан группой российских авторов на основе аутентичных зарубежных учебников.

И ,начиная с 5-го класса учебник предлагает различные виды тестов при работе с текстами пособий, от


  • Labeling -называние-присвоение имени анализируемому материалу(картине, диаграмме, в нашем случае- тексту);

  • Asking/answering questions Вопросно-ответные упражнения предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

  • T/F Statements -верные/неверные утверждения- содержательный и смысловой выбор ответов и суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста;

  • Multiple choice- множественный выбор- выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

  • Matching -соотнесение/сопоставление: распознавание соотносящихся друг с другом вербальных и невербальных элементов (между картиной и предложением, словом и его определением, началом и концом предложения и пр.);

  • Reordering -логическая перегруппировка/ восстановление последовательности -перераспределение предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы становится воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;

  • Table –filling -заполнение таблицы- т. е. внесение в таблицу необходимой информации;

до

  • Corrections Исправление-определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
  • Paragraphing -деление текста на параграфы- деление сплошного текста на части, согласно основной идее, содержащейся в каждой из них


  • Translation -перевод-выражение идеи на другом языке. При этом учащиеся должны принимать во внимание лингвистические и культурные особенности языка, на который делается перевод. Перевод может быть устным и письменным.

на последующих этапах обучения, вплоть до 11 класса. Так как для проверки понимания прочитанного авторы УМК предлагают одномоментно один, реже два метода, я предлагаю для контроля дополнительно ещё два- три задания к каждому читаемому тексту, чтобы общее количество не превышало четырёх-пяти заданий .Делаю это для того, чтобы уже со средней ступени обучения сформировать у обучаемых навык работы с тестами разных типов (см ПРИЛОЖЕНИЕ).

Очень продуктивной формой работы считаю творческие задания для обучающихся по самостоятельному составлению тестов для проверки понимания прочитанного текста. Обучающиеся выполняют подобные задания с большим удовольствием и выдумкой. Детям нравится подбирать к текстам или рисовать соответствующие содержанию текста картинки, составлять различные задания на контроль понимания прочитанного:

  • Labeling -называние-присвоение имени анализируемому материалу(картине, тексту);

  • Asking/answering questions -вопросно-ответные упражнения ,запрашивающие и предоставляющие необходимую информацию ;

  • T/F Statements -верные/неверные утверждения- содержательный и смысловой выбор ответов и суждений, осуществляемый путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста.

  • Listing-составление списка: перечисление объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией

Именно такая форма работы позволяет объективно оценить индивидуальные особенности каждого обучающегося, так как стандартный тест не всегда используется для раскрытия способностей ученика, при оценке результатов этого вида заданий не учитываются его индивидуальные особенности. Также игнорируются определенные положительные тенденции конкретных учащихся в учебном процессе, поскольку большинство тестов не могут зафиксировать подобные изменения. Часто позитивное стремление к максимальной объективности оборачивается полной стандартизацией процедуры контроля и приводит к игнорированию индивидуальных особенностей каждого из учащихся. Оценка индивидуальных особенностей учеников позволяет выявлять познавательные затруднения, предупреждать учащихся и педагогов о возможных источниках затруднений в овладении иностранным языком, своевременно предпринимая необходимые действия по их устранению.


Говоря о тестовой методике сегодня, нельзя не согласиться с тем, что она является основной формой итогового контроля знаний. Это подтверждает функционирование в российской системе образования Единого государственного экзамена (ЕГЭ). При помощи ЕГЭ отечественная методика приближается к западным образцам с точки зрения перехода всей системы образования на тестовую основу. ЕГЭ по иностранному языку является тем видом итогового контроля, который предполагает полную и объективную проверку знаний учащихся по всем видам речевой деятельности. Госэкзамен предоставляет каждому тестируемому выбрать свой уровень сложности, которому соответствует установленная оценка. Сегодня ЕГЭ практически не оставляет альтернативы другим формам контроля. Современной школе необходимо полностью адаптироваться к нему, постоянно повышая уровень знаний учащихся и отрабатывая определенный навык решения тестовых заданий, который должен приобретаться на уроках.

Использованная литература:

1. Городецкая Л.А. Всероссийская конференция по языковому тестированию //

Иностранные языки в школе. 1995. № 4. С. 74–77.

2. Мильруд Р.П., Матвиенко А.В., Максимова И.Р. Зарубежный опыт языкового

тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки

в школе. 2005. № 7. С. 32–41.

3. Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из

средств контроля обученности школьников иностранному языку // Иностранные язы-

ки в школе. 1994. № 2. С. 15–21.

4. Поляков О.Г. Проверочные тесты по английскому языку в V классе // Ино-

странные языки в школе. 1994. № 6. С. 26–34.

5. Сахаров Е.В. Тестирование как средство учебного процесса // Образование в

современной школе. 2005. № 1. С. 29–33

6.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.-М.;ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,2004


7.Приёмы обучения различным видам чтения//Иностранные языки в школе-2005,№4.