birmaga.ru
добавить свой файл

1

МБОУ СОШ г. Мамоново

Открытый урок окружающего мира 3 класс

Подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории

Оксана Геннадьевна Логвинова.

Тема урока «Почва и её состав» (шестое заседание клуба).

14.02.2013г.


Урок применения знаний умений и навыков.

Дидактическая задача: Создать условия для изучения состава почвы. Создать условия овладения первоначальными умениями постановки опытов.

Задачи на урок:
Личностные: (самоопределение) Создать условия к саморазвитию учащихся, ответственное отношение за общее дело;

(нравственно-этическая ориентация) Формировать уважительное отношение к иному мнению, умение учебного сотрудничества – умения договариваться, распределять работу.


Метапредметные:

Познавательные: (информационные) Формировать общеучебные умения и навыки работать с учебными текстами.
Регулятивные: (целеполагание) Формировать умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. (контроль и самоконтроль) Формировать умение применять правила и пользоваться инструкциями.


Коммуникативные:

Формировать умения обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Предлагать свою помощь и сотрудничество. Проявлять активность.

Предметные: формировать у учащихся понятие “почва”; ознакомить с составом почвы, продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: Учебники, тетради для самостоятельных работ, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло, держатель, спиртовка, спичка.




Этап учебного занятия

Деятельность учителя в ходе учебного занятия

Деятельность ученика

Формирование УУД

I.


Самоопределение к деятельности

(орг. момент)


– Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.


Дети разбиваются на группы, организуют рабочие места, рассаживаются.

Приветствие гостей


Личностные:

(самоопределение)

Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.


II.

Определение темы урока и постановка цели урока

- Предлагаю принять активное участие в очередном заседании клуба «Мы и окружающий мир».

Тема нашего заседания «Почва и ее состав». По результатам подготовить к следующему уроку сообщение на тему «Что растения получают из почвы?».





Метапредметные:

Регулятивные

(целеполагание)

Формировать умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.


III.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Главное свойство почвы – плодородие. Когда говорят, что почва – это плодородный слой земли, то имеют в виду, что в этом слое содержаться вещества необходимые для роста и развития растений, вещества благодаря которым они образуют плоды и дают урожай.


- Закономерно возникает вопрос, какие вещества получают растения из почвы?

- Прочитайте описание первых двух опытов на страницах 35-36.




Дети читают описание 1 и 2 опытов в учебнике.


Личностные: (самоопределение)

Формировать ответственное отношение за общее дело.

( Нравственно-этическая ориентация)

а) Формировать уважительное отношение к иному мнению.

б) Формировать умение учебного сотрудничества – умения договариваться, распределять работу.

Познавательные:

(информационные)

Формировать общеучебные умения и навыки – работать с учебными текстами.


IV.

Самостоятельная работа


- Теперь проведем эти опыты 1 и 2


Для опыта дети берут на столе учителя блюдечки с почвой. Они разрыхляют комочки почвы с помощью стеклянных палочек, рассматривают почву под лупой. Дети находят полусгнившие остатки корешков растений, части тел насекомых и других мелких животных. Результаты наблюдений дети записывают в Тетрадь для самостоятельных работ, оформляя свои наблюдения соответствующими рисунками (задание №14).

Для проведения 2 опыта дети берут со стола учителя стаканчики с водой.

В опыте 2 ученики опускают комочки почвы в стаканчики с водой. Дети видят выделение пузырьков воздуха и делают вывод:

В состав почвы входит воздух. Результаты записываются в Тетрадь для самостоятельных работ.

Регулятивные:

(контроль и самоконтроль)

Формировать умение применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные:

Формировать умения обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Предлагать свою помощь и сотрудничество. Проявлять активность.



V.

Совместная с учителем работа


3,4,5 и 6 опыты проводит председатель:

- Для этого опыта мне понадобилась предварительная подготовка. Накануне я на несколько часов в стаканчик с водой опустила немного почвы. Затем содержимое стакана перемешала стеклянной палочкой и пропустила через бумажный фильтр.

Теперь я беру с помощью пипетки немного подготовленной жидкости и наношу на предметное стекло. Стекло закрепляем в держателе и нагреваем.

-Что происходит с водой?

-Мы видим на стекле тонкий белый налёт – это и есть минеральные соли, входящие в состав почвы.

Вывод?

Следующий опыт:

-Я нагреваю баночку с почвой над огнём. Над баночкой держу холодное стекло.

-Кто сможет объяснить, что происходит?

-Какой же из этого сделаем вывод?

- Продолжаю нагревать почву.

-Почему такой неприятный запах? Вспомните, что вы видели в почве в начале урока?

- Эта часть почвы называется перегной.

- Обратите внимание, прокалённая почва приобрела серый цвет. Следовательно, тёмный цвет почве придаёт перегной.

Какой же вывод мы сделаем?

Проведём последний опыт.

-Для этого опыта мне тоже пришлось провести предварительную подготовку:

в стакан с водой я добавила немного прокалённой почвы, размешала и дала содержимому отстояться.

-Что вы видите?

Вывод?

-Почему говорят, что некоторые животные, обитающие в почве, повышают её плодородие?

-Почему на прокалённой почве растения не растут?


Учащиеся наблюдают, делают выводы, а результаты по окончанию опытов записывают и оформляют в тетради для самостоятельных работ (с. 12-13 задания №14-15).

-Она испаряется.

-В почве присутствуют растворимые минеральные соли.


Ученики видят, что стекло запотевает, становится влажным.

-Мы знаем, что вода при нагревании испаряется. Водяной пар поднимается вверх, но встретив на своём пути холодное стекло, остывает и превращается в жидкую воду.

-В почве присутствует вода.

Ученики видят дым и чувствуют неприятный запах.

-Наверное, это сгорают перегнивающие в почве остатки растений и животных.

-В состав почвы входит перегной, который и придаёт почве тёмный цвет.

-На дно стакана опустился песок, а поверх него глина.

-В состав почвы входит песок и глина.

-Кроме того, в почве всегда присутствуют живые организмы – корни растений, мелкие животные и бактерии.

- Некоторые животные перерабатывают останки погибших растений и животных. Пополняя почву перегноем, благодаря которому в почве увеличивается содержание минеральных солей.

- Потому, что в ней нет перегноя – её важной составляющей части.


Формировать умение вести диалог.

Познавательные:

Формировать

умения записывать, фиксировать информацию об окружающем мире.


VI.

Контроль знаний

-Давайте вспомним, как звучит тема урока?

-Сегодня мы опытным путём доказали, что в состав почвы входит много составляющих частей.

-Я тоже работала над этой темой и вот что у меня получилось

-Сравните со своими записями, допишите то, что пропустили, если есть что-то лишнее, зачеркните.



-Начертите шкалу на полях тетради, поставьте крестик, на сколько баллов вы сегодня выполнили работу.

-Каждая группа составьте схему – опору «Состав почвы»

Почва и её состав.

-В состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок, глина.


-Растения из почвы получают воздух, необходимый им для дыхания корней, воду с растворёнными в ней минеральными солями, которая всасывается корнями растений.

Дети чертят шкалу (10 баллов) и оценивают свою работу.



×



Коллективная работа по составлению опоры









Рефлексия

-Кому сегодня трудно давалась работа?

-Как думаете почему?

-А кому работалось легко?

Д/з Тетрадь для см.работ №14-16


Ученики по желанию высказывают своё мнение.

Регулятивные:

(оценка)

Формировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

V.

Итог урока

-Хочу сказать всем вам большое спасибо за работу!

-У нас сегодня всё получилось.