birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


детский сад комбинированного вида №52

Образовательная область

«Музыка»

Подготовительная к школе группа

Тема: «Образ подснежника в музыке, живописи, поэзии».

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Малышева Е.Л.

г. Белгород

2013

Цель. Вызывать эмоциональный отклик при прослушивании музыкального произведения, при рассматривании иллюстраций. Показать синтез музыки, художественного слова, живописи.

Программное содержание:

Воспитывающие задачи

Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Прививать любовь и бережное отношение к природе.

Углубить впечатления детей, связанные с приходом весны.

Развивающие задачи

Развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и художественным образам.

Формировать представления детей об окружающем мире с помощью музыки.

Развивать у детей творческие способности, воображение, навыки продуктивной деятельности.

Обучающие задачи

Учить детей различать средства музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, аккомпанемент, мелодия).

Учить видеть изобразительные средства в живописи (сочетание красок, оттенки).

Расширять словарный запас детей музыкальными терминами.

Развивать их речь, внимание, память, образное мышление.

Формировать творческие способности детей.

Побуждать в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Стимулировать к поиску яркого, выразительного пения.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».


Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы, продуктивная.

Предварительная работа:

Разучивание музыкальных приветствий: «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Здравствуй, здравствуй, красавица весна!».

Разучивание песен «Озорной подснежник», муз. и сл.; «Вестник весны», муз. и сл. З.Роот.

Разучивание танцевальной композиции «Подснежник».

Знакомство с музыкальным произведением П.И.Чайковского «Подснежник».

Разучивание стихов о весне, о подснежнике.

Обучение игре на музыкальных инструментах.

Изображение образа подснежник в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование:

Магнитофон, аудиозапись.

Картины художников, на которых изображены «Подснежники».

Пластилин, картон серого цвета, салфетки бумажные, доска для лепки

Детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, барабан, коробочка с крупой, маракас, деревянные палочки, дудочка, колокольчик.

Портрет П.И. Чайковского.

Звучит музыкальное произведение «Подснежник» П.И. Чайковского, дети свободно входят в зал и встают врассыпную.

Педагог здоровается с детьми песней-попевкой: «Здравствуйте!» (ответ детей).

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!», «Доброе утро».

Педагог. Вот теперь у всех хорошее весеннее настроение.

Ребёнок.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака! («Весна», Е. Баратынский)
Педагог. Ребята! Давайте поздороваемся с весной.

Песня-попевка «Здравствуй, здравствуй, красавица весна!» (попевка по полутонам).

Педагог. Весна – это время пробуждения природы, которое все с нетерпением ждут. Поэт А.С. Пушкин назвал это время «Утром года».

Ребенок.

…Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

(отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

Педагог. Ребята, когда вы входили в музыкальный зал звучала музыка, загадка поможет вам вспомнить название музыкального произведения.

Загадка.

Хорошо гулять в лесу!

Тихо…Утро раннее.

Чудо – песенка звенит

На лесной проталинке,

Чей-то нежный голосок

Еле-еле слышен –

Кто, расправив лепестки

Из-под снега вышел? (Ответ детей).

Педагог. Верно. Это музыкальное произведение «Подснежник». Вспомните, кто написал это музыкальное произведение? Назовите композитора? (Ответ детей).

Педагог. П.И. Чайковский – великий русский композитор, его произведения знают и любят люди разных стран. П.И. Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека, его музыка мелодична, выразительна, красива, проста и легко запоминается. Чтобы понимать язык музыки надо не просто слушать её – надо слышать её. Можно слушать музыку, не задумываясь над тем, что хочет рассказать композитор, а если слушать музыку внимательно, тогда обязательно услышите, какие чувства, настроение передает музыка, рисует картины. Слушая внимательно музыку вы поймете и полюбите великолепные произведения композитора П.И. Чайковского. (Показ портрета композитора).

Давайте еще раз внимательно послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского «Подснежник». (Дети слушают, затем дают ответ о прослушанной музыки).


Вопросы педагога:

Какая по характеру музыка?

Как в музыке композитор изобразил маленький хрупкий цветочек? (Ответ детей)

Педагог. Подснежники – это многолетние цветы, их никто не рассаживает, они начинают цвести раньше всех, пробиваясь сквозь слои листьев и снега, когда на деревьях еще нет листвы. Они любят простор и свет.

Послушаем, как поэты говорят об этих цветах в своих стихах.

Дети рассказывают стихи о подснежниках.

Педагог. А теперь вспомним стихотворение о подснежнике с помощью музыкальных инструментов.

На дворе звенит капель, (треугольник)

По полям бегут ручьи (металлофон)

На дорогах лужи, (барабан)

Скоро выйдут муравьи (коробочка с крупой)

После долгой стужи (маракас)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник! (деревянные палочки)

Стали птицы песни петь (дудочка)

И расцвел подснежник! (колокольчик)

Педагог. А если соединить музыку и стихи, то получится песня.
Дети исполняют песни: «Вестник весны», муз. и сл. З.Роот;

«Озорной подснежник», муз. и сл. З.Роот. (по вступлению дети узнают название песен, определяют настроение песен, дают ответы).

Педагог. Первые весенние цветы воспевали в музыке не только композиторы, в стихах поэты, но и художники на своих полотнах. (Рассматривание картин художников: Б.Т. Литвинов «Пора подснежников», Н.А. Марченко «Лицом к весне», Л.В. Еськов «Белые подснежники», О.А. Леонов «Весна в природе»)
Вопросы педагога:

Какое время года изображено на картинах?

Что мы видим на картинах?

Какие краски (цвет) используют художники, изображая весенний пейзаж и первые цветы? (Ответ детей)
Педагог. Сегодня я предлагаю вам стать творцами, изобразите свой подснежник с помощью пластилина.

(Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Подснежник».


Дети выполняют работу – пластилинография «Подснежник», затем свои работы располагают на магнитной доске).

Педагог. Очень красивые работы получились! Вот сколько цветов появилось на нашей полянке! Они как будто оживают, радуются солнышку и танцуют свой красивый танец. Как вы думаете, ребята, какой танец у них бы получился? (Ответ детей)

Дети исполняют танцевальную композицию «Подснежник»

Педагог. Вам понравилась сегодня наша встреча?

Что запомнилось больше всего вам? (Ответ детей)
Педагог. В музыке, поэзии, живописи прозвучала тема подснежника. Сегодня звучала прекрасная музыка, прекрасные стихи, а сколько красивых слов вы вспомнили! Мы уверенны, что наша встреча вас не оставила равнодушными. Обязательно дома поделитесь своими впечатлениями с близкими.

А теперь попрощаемся с гостями.

Дети поют: «Спасибо за внимание, всем до свидания!»