birmaga.ru
добавить свой файл

1
Мероприятия


экологической направленности

составила В.Ф. Феоктистова

МОУ гимназия №14 г. Волгограда.

(Рекомендую в сборник № 21 или №16)

Аннотация

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего возраста, когда дети особенно восприимчивы к добру и любознательны.

Дети часто слышат слова о том, что природу нужно беречь. Но что стоит за этими словами, давно ставшими привычными фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья – то жизнь имеет право на существование не меньше, чем его собственная?

Главная задача экологического образования, воспитания и по большому счету мышления школьников сегодня- формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, которое должно строиться на системе экологических знаний и умений.

Формы изучения окружающего мира разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, исследовательская и проектная деятельность, экологические праздники и другие.

Вот некоторые формы, которые я использовала с детьми:

- Экологическая групповая дискуссия «Зеленая одежда земли». Целью данной дискуссии было: знакомство с разнообразием растительного мира и его ролью в жизни человека и планеты. Дети, работая в группах, проводя исследовательскую работу, изучая добытую ими информацию, доказывали другим, какова роль растений в нашей жизни. С большой ответственностью подошли ребята в группах к выводам: оформили их в графики, таблицы, составили массу вопросов, над которыми решили работать дальше. Основной вывод, который они сделали всеми группами таков:

« Растения - наши кормильцы, мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства. Растения – наши друзья. Давайте будем беречь их и охранять».
Высылаемый материал:

- Первое мероприятие: Урок – исследование с элементами инсценирования. Тема: «Лес и город. Вы друзья?»

- Второе мероприятие: - Серьезный разговор на заданную тему. Тема: «Юные хранители природы»
Цель данных мероприятий: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. Особую роль в проведении сыграло оборудование: плакаты, карты, на которых специальными знаками были отмечены места, требующие особого внимания со стороны человека Презентация «Зеленые насаждения города», фотографии объектов, которые губительно влияют на зеленые насаждения, влияние человеческого фактора.

Ученики разными способами, формами, доказывали друг другу, что жизнь на Земле возможна благодаря зеленым насаждениям. Приводили высказывания и доказательства ученых в данной области. Делились интересными фактами, которые удалось добыть им из разных источников информации, рассказывали, почему исчезают растения в городе и что за этим стоит. Разыгрывали и инсценировали возможные ситуации.

Данные мероприятия способствовали развитию интереса к природе, воспитанию чуткости, чувства сопереживания.


Экологические мероприятия


Тема: Лес и город. Вы друзья?

Цели:

ОБУЧАЮЩИЕ:

◄расширить и углубить знания о зеленом ландшафте города

◄обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе города, которые возникают под влиянием деятельности человека

РАЗВИВАЮЩИЕ:

◄ Развивать навыки самостоятельной работы с источниками, отбирать главную информацию, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

►Воспитывать уважительное бережное отношение к природе

Оборудование: плакаты, карты. Презентация « Зеленые насаждения города», фотографии объектов, которые губительно влияют на зеленые насаждения, рисунки учащихся. Сценка «Щепетильный разговор», автор Сазонова Юлия Валерьевна - мать Игоря Сазонова, ученика класса.

Ход занятия.


  1. Вводная беседа

Ведущий:

- Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей и полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Городской мальчик Игорь Сазонов приехал в деревню к дедушке. Многое он увидел впервые: настоящий лес, могучие деревья. Игорю очень понравилось гулять с дедом по лесу, дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой деревенской окрестности.
(Разыгрывается сценка: «Щепетильный разговор»)
Внук Игорь:

- Почему в городе нет столько растений, сколько в лесу?-

Дед:

- А нужны ли они там?

Внук Игорь:

- Разве нет! Конечно, нужны! Как хорошо, когда можно спрятаться в тени от городской жары, сесть на скамейку и послушать пение птиц и.т.д.

Дед:

-Вы живете в современных многоэтажных домах, и они служат вам деревьями.

Внук Игорь:

-Что ты, дедушка, разве могут дома заменить полезность зеленых насаждений?

Дед:

- Что – то я совсем запутался, внучок, давай лучше обратимся к экологам, может они разрешат наш спор и дадут правильные ответы на все наши спорные вопросы.

И внук с дедом отправились к экологам.

( На сцене за круглым столом сидят экологи. Они по очереди выходят и показывают слайды городких зеленых насаждений и рассказывают интересные факты)

1-ый эколог:

-Зеленые насаждения и городские леса – неотъемлемая часть его экологического каркаса. Они входят в систему жизнеобеспечения города Волгограда, как важнейший средозащитный фактор. Обеспечивающий комфортность и качество среды обитания человека. И как обязательный и важный элемент городского ланшафта. Растительность в городе является также важным стабилизирующим фактором, снижая напряженность и конфликтность городской среды, и способствует устойчивому развитию города.


2-ой эколог:

-Зеленые насаждения выполняют санитарно- гигиенические функции: продуцируют кислород, осаждают пыль, газообразные химические вещества. Снижают интенсивность инфракрасного солнечного излучения и многое другое

По данным многолетних исследований установлено:

(На экране появляются следующие факты.)

◙1га насаждений в течение часа поглощает в среднем 8 кг углекислого газа.

◙Группа деревьев задерживает 21- 86% пыли.

◙За один теплый день 1 га леса поглощает из воздуха280 кг углекислого газа и выделяет при этом 220кг

◙Ежегодно тот же га леса задерживает на своих листьях 50- 70т пыли.

Внук Игорь: Ну что, дедушка, ты на это скажешь?

Дед: Да, внучок, если честно, я этого и не знал вовсе!

Ведущий: Зеленый фонд Волгограда является составной частью природного комплекса области и включает в себя городские и пригородные леса, парки и озелененные территории различного назначения.

Современное состояние зеленых территорий города следует признать неблагоприятным.

Внук Игорь:

Почему?

1 –й эколог:

- Под воздействием промышленных и транспортных загрязнений, климатических особенностей, неорганизованного отдыха гаражан происходит деградация озелененных территорий, сокращение их площадей за счет различных зон застройки.

2-ой эколог:

- Сплошь и рядом вдоль автомагистралей тянутся однорядные посадки слишком далеко друг от друга расположенных, плохо развивающихся деревьев, без какого- либо кустарника. Деревья при таком расположении особенно страдают от загрязнения: кроны растений и листья обожжены. Эффективность таких насаждений в снижении концентрации выхлопных газов очень низка. Насаждения зеленой зоны Волгограда постепенно теряет устойчивость к факторам внешнего воздействия и легко поражаются вредителями и болезнями. Средний возраст насаждений составляет более 30 лет. Кроме того, в результате пожаров в зеленом кольце города ежегодно погибает около30 га насаждений.


Дедушка:

- А сколько приходится зеленых насаждений на одного жителя г.Волгограда?

1 –й эксперт:

-Хороший вопрос. В настоящее время, на одного жителя города приходится около 10,0 кв.м.

Внук Игорь:

А этого хватает человеку?

2-й эколог:

- Это в два с лишним раза меньше нормы. Норма - 25-27 кв м. Уже сегодня город потребляет кислорода больше, чем его производят городские насаждения.

Дедушка:

- Так и заболеть недалеко.

1-й эколог:

- Конечно, горожане с ослабленным здоровьем ощущают нехватку кислорода. Пожилым людям приходится нелегко.

Внук Игорь:

- Подожди, дедушка, ведь надо же что- то делать? Да и дети, наверняка, болеют чаще от нехватки чистого воздуха?

Дед:

- Ох, сколько еще вопросов остается без ответов.

2- ой эколог:

- Специалисты, конечно, не сидят на месте, а всерьез взялись за решение данных вопросов.

По новому генеральному плану в ближайшие 20 лет в Волгограде должно появиться 2570 га зеленых насаждений.

Внук Игорь:

- Да где же они возьмут столько деревьев?

Дедушка:

- Пусть приезжают к нам в деревню, мы выкопаем в лесу саженцы. Хватит всем.

1-й эколог:

- Это нелегкая задача. Пока что специалистам приходится мечтать о том, как должен выглядеть Волгоград. Остро для города стоит проблема организации собственного питомника, где можно было бы решить вопросы ассортимента и планирования интродукции зеленых насаждений.

2-й эколог:

- Значительная часть лесных насаждений города была создана в 50-60- е годы прошлого века. Чтобы сохранить хотя бы то, что имеем, нужно ежегодно закладывать не менее 60 га новых посадок. Вопреки генплану, количество зеленых насаждений в городе не увеличивается. Специалисты считают, что нужно разработать и принять городскую программу сохранения зеленого кольца и создать орган управления лесами Волгограда. При общественной палате области намерены создать специальный координационный совет, ввести прозрачную систему конкурсов на этапе проектирования объектов зеленого строительства, подготовить и принять региональный закон «О зеленом строительстве в Волгоградской области».


Внук Игорь:

- Я живу в Краснооктябрьском районе города, недалеко от парка имени Ю.А. Гагарина. Мои родители рассказывали, какой красивый был парк во времена их детства: зеленый с красивыми экзотическими деревьями. В парке росли шикарные розы, работали аттракционы. Но сейчас этого, практически, нет. Неужели, это нельзя восстановить?

1-й эколог:

- Состояние парков и скверов вызывает тревогу. Разработанные в регионе проекты настоящих парков, остаются лишь на бумаге. В Краснооктябрьком районе садово- парковое строительство занимает площадь 57,8 га.

Внук Игорь:

- Очень жаль. Хочется верить, что наши местные власти начнут заниматься этими проблемами уже сейчас, иначе, мы можем в скором времени лишиться и этих зеленых насаждений. А я в свою очередь сподвигну своих одноклассников поторопить чиновников в решение жизненно важных вопросов. Мы постараемся увидеться с ними, поговорить, показать им, что нас, будущее поколение, тоже волнуют эти вопросы. Может, таким образом, совместными усилиями, сдвинем эту мертвую точку.

Дед:

- Непростую задачу ,внучок, ты хочешь взвалить на себя. Может, не надо.

Внук Игорь:

- Ну что значит не надо, де душка, тебе легко говорить. Ты живешь в живописном месте. И я хочу, чтобы мой родной город, район, моя малая родина были самыми красивыми, а окружали нас не только высотные дома, гигантские заводы и предприятия, но и великолепные скверы и парки, разнообразные деревья – липы и березы, клены, ели и сосны.

( В разговор вступает друг Игоря, Саша.)

Саша:

- Я вот прошелся по некоторым улицам и заметил, что озеление развивается чаще всего стихийно - здесь высаживаются вязы, тополя, а жители дополняют их плодовыми растениями и кустарниками. Ассортимент не велик: Я насчитал, самое большее, 12 наименований деревьев и 28 наименований кустарников. Это совсем немного, если учесть, что в Волгограде имеются богатейший опыт и селекционный материал для выращивания устойчивых и высоко декоративных насаждений.


Внук Игорь:

- Вот, что ты на это скажешь, дедушка? Нас, молодых, очень волнует судьба города.

Дед:

- Видно, и, правда, ребята, будущее городов, лесов за вами. И я, думаю, ели и, впрямь, вы так обеспокоены, то и я могу быть спокоен за вашу жизнь. И я очень рад, что новое поколение чутко и не безразлично в решении данных вопросов. Дерзайте! Я понял, что лес и город должны быть друзьями! Постараюсь помочь вам. Найду в своем лесном хозяйстве молодые саженцы и привезу их в ваш город. А ты, внук, посадишь их со своими друзьями около школы и, пусть этот подарок, будет моим вкладом в озеленение твоего города.

( Дед покидает сцену, А Игорь и Саша выводят на сцену ПРИРОДУ.

Природа читает стихотворение С. Викулова «Монолог природы».)

Я - природа! Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье

Одарить - в моей все это власти!-

Гриб в лесу, ромашка на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Ива над рекой…Наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец!

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством,

Шире, что ни год твои шаги.

Но не занимайся самоедством

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Мы с тобой дорогою одною

Катимся- ни часу врозь, ни дня.

И не можешь быть ты надо мною.

Как не можешь быть и вне меня.
САША:

И, конечно, тревожно,

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.

Не хозяева вроде-

Так добро свое губим,

А гордимся природой

И отечество любим.

ИГОРЬ:

Мы должны быть с природой в гармонии.

Пригласить к себе в город Лес

На природу поехать Городу

Посмотреть красоту, что есть.

Жить в гармонии, жить в единстве-

Призываем мы Вас, друзья!

И тогда в унисон крикнут вместе

ЛЕС и ГОРОД: МЫ- ДРУЗЬ


(Сценка написана самим учителем)
Вот такие стихи родились после проведенного мероприятия, у одного из учеников класса.
Помогите нам, леса!
Нужно много голосов

Для спасения лесов!

Всем давно пора понять,

Что их надо охранять!

Им назначено решать,

Чем мы будем все дышать.

Дым и копоть в небеса.-

«Помогите нам, леса!»

Как надежнейшему другу,

Мы должны помочь друг другу!
Автор стихов: Сазонов Игорь

Птицы и звери, цветы и деревья взывают

к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,

где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

(Д. Лихачев.)

ЮНЫЕ ХРАНИТЕЛИ ПРИРОДЫ

(Серьезный разговор на заданную тему)

ЦЕЛИ: - раскрыть значение природы в жизни человека, доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;

- формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Оборудование: Мультимедийная установка, экран, картинки зверей, птиц, животных, глобус , музыкальное оформление, макет Красной книги.

Ход мероприятия.

Вводная беседа с элементами инсценировки.

( На экране появляется изображение вида из космоса голубой планеты Земля. Под звуки музыки выходят девочка и мальчик)

Мальчик: - А что это там за планета такая?

Шариком в космосе мирно летает.

Девочка:- Что ты не знаешь?


Ведь это она -

Лучшая в Мире - планета Земля!

Учитель: - Земля – какая она?

Ученик: (читает стихотворение)

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят.

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

( Учитель и мальчик и ведут диалог)

Учитель: Был, говорят, где – то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят

кругом:

Где эта улица?

Где этот дом?

Все перепуталось, все заблудилось!

К счастью, такое

Лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

Мальчик: Где я живу?

Вам расскажу.

Город стоит на широкой реке.

Волга- река: велика, глубока.

Город – герой прославляет она

Мой родной город, мой Волгоград!

Учитель: Верно, а где находится наш город?

Мальчик: В России-

Это наша страна.

Учитель: Ну. А страна где?

Сумеешь ответить?

Ученик: Как и все страны –

На нашей планете!

Учитель: Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом.

Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме. А вот где, вы попробуйте определить сами, посмотрев вот эти слайды.

( На экране появляются кадры разных уголков природы в разные времена года. Дети без труда угадывают, как называется этот дом)

- Скажите, как же называется этот дом?

Дети: ПРИРОДА.

Учитель: Когда – то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище, жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных, многоэтажных домах, еду покупаем в магазинах, а все равно нашим домом, по – прежнему, остается природа. Почему?

(Дети отвечают на вопрос)

- Дети, а есть ли «природа», в нашем жилище?

Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – все это природа. Сможем ли мы жить без этого в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил для себя блага, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен по – особому относиться к ней, дружить с природой, уважать ее законы.

- А вы согласны с этими выводами?

-Вот послушайте стихотворение: «Жил на свете человек»

( Стихотворение читает подготовленный ученик)

Жил на свете один человечек,

И пошел человечек гулять.

И нашел он двенадцать дощечек,

И решил себе домик собрать.

И сложил он сначала крылечко,

Чтобы каждый войти к нему мог.

К сожаленью, тому человечку

Не хватило на стены досок.

Небо крышу ему подарило,

И стеной был кудрявый лесок.

Ничего, что ему не хватило,

Не хватило на стены досок!

По утрам к нему солнце входило,

Выпивало росистый квасок.

Хорошо, что ему не хватило,

Не хватило на стены досок!

И пришли к нему птицы и звери,

Майский жук заглянул на часок…

Хорошо, что на крепкие двери

Не хватило на двери досок!

Учитель: Почему автор говорит: «Хорошо, что на стены и двери не хватило досок»?

(Дети высказывают свое мнение по этому стихотворению)

Учитель: Занимаясь своим хозяйством, человек порой не задумывается, какой вред он может нанести природе. Послушайте еще один рассказ и скажите, о чем всегда должен помнить человек?

( Несколько подготовленных учеников по очереди рассказывают вслух)
1 –ый ученик:

Люди распахали степи и превратили их в поля. Травоядным животным негде стало жить. Дикие лошади вымерли. Голодные волки набросились на стада домашних животных. Мало стало овец. Не сьеденная ими трава, покрыла землю плотным засохшим слоем, и молодые ростки не могли пробиться сквозь него к свету.

2- ой ученик:

Тогда люди стали бороться с волками и уничтожали их во многих степных районах. Овец стало больше, и они сьели всю траву. Тут налетел ветер. Пыльная буря сдула плодородный слой почвы. Пришлось сажать деревья вокруг полей, чтобы уберечь их от ветра.

3 –й ученик:

Посеяли пшеницу, да вот беда: собирать оказалось нечего. Суслики так расплодились, что собрали зерно быстрее людей. Огляделись - а где же орлы и ястребы? Их постреляли, чтобы охотиться не мешали. А тут и новая беда подоспела: в садах и огородах насекомые весь урожай сьели. Обьявили их вредителями и посыпали ядовитым порошком. Да забыли, что им и люди могут отравиться…

4 – ый ученик:

Долго бы еще пришлось человеку бороться с природой, если бы он наконец не понял: надо жить в мире с природой, зная ее законы. Нельзя уничтожать диких животных и растения. Теперь приходится спасать. Что осталось после плохого хозяйствования. Но исправить ошибки бывает очень трудно.

Учитель: Как люди пытаются исправить свои ошибки?

Дети: Животные и растения, которым грозит исчезновение, заносятся в Красную книгу. Их любовно выращивают и охраняют в ботанических садах, зоопарках, заповедниках.

Учитель: Сейчас мы отправимся в путешествие по Красной книге. В 1948 году был основан Международный союз охраны природы, который составил список, в который входили растения и животные, находившиеся на грани исчезновения. Этот список и назвали Красной книгой. Как вы думаете, почему это издание так назвали?.


( Дети дают ответы на вопрос учителя)

Ответы детей: Люди вырубают леса, загрязняют водоемы, где обитают животные и растения, убивают зверей из- за ценного меха.

Красный цвет – это значит внимание: не губите растения, не убивайте животных!

Учитель: Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц. В Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов включено: млекопитающих- 321 вид, птиц – 485 видов, земноводных и пресмыкающихся – 141 вид, рыб – 194 вида.

- Каких животных и какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

( Ученики по очереди выходят с изображением исчезающих животных, кратко рассказывая о них и прикрепляют рисунок на макет Красной книги).

Девочка: Аисты – крупные красивые птицы. Часто, пролетая на зимовку, они становились добычей охотников. Это привело к резкому сокращению их во всех странах Европы и в нашей стране. Именно черный аист, как редкий вид занесен в Красную книгу.

Мальчик: Слонов убивают из-за бивней. Теперь охота на них ограничена, а в некоторых странах запрещена. Но браконьеры по – прежнему отстреливают слонов по 10-12 тысяч в год. Индийский слон занесен в Красную книгу.

Девочка: Сейчас на планете осталось всего10- 12 тыс. белых медведей. Варварская охота на них поставила этого хищника на грань вымирания. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Учитель: Ребята, а без чего не было бы леса?

Дети: Без деревьев.

Учитель: Вот об этом мы и поговорим.

(Выходит ученик и читает стихотворение)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?


Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

( На доску вывешивается рисунок воробья с конвертом. На столах лежат гербарии, картинки деревьев, птиц, животных )

Учитель: Давайте прочитаем полезные весточки из леса. Их нам прислали его обитатели: растения и животные.

(Дети делятся на группы, встают с места, берут карточки, на которых написана информация о растениях, зачитывают ее и находят это растение в гербарии, а затем показывают всем остальным детям класса. Сами растения появляются на экране.)

1 группа:

Лиственница – королева сибирских лесов. Это не вечнозеленое дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниет. А со временем становится тверже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно. Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат 500 лет. До наших дней сохранилась башня Якутской крепости, которую построили 300 лет назад.

2 группа:

А вы знаете, что сосна дает 16 кг смолы, из которой получают скипидар и твердую массу канифоль. Ель- является хорошим строительным материалом . Высота ели порой может достичь 40 м. А Вот какую легенду мы можем вам рассказать. Ее сочинила ученица нашего класса Лаврова Даша.

В давние времена одна маленькая птичка поранила крылышко и не могла улететь на юг. Когда наступила осень и подули холодные северные ветры, птичка стала просить у всех деревьев укрыть ее т холода и стужи. Но деревья отворачивали от нее свои ветви и не соглашались. Только одна маленькая елочка пожалела безпомощную птичку и укрыла ее своими ветками. Рядом сосна тоже закрыла ее от сильных ветров. Зима, проходя по заснеженному лесу, увидела птичку на пушистой ветке елочки и пожалела ее, нек скинула св елки и сосны иголки. Вот почему все деревья зимой стоят голые, а ели и сосны не сбрасывают иголок на зиму.


3 группа:

- Из веток березы изготавливают березовые веники для бани, а почки используют в медицине. Береза дает сладкий полезный сок. За весну одно взрослое дерево может дать до 4 ведер сока.

1 группа:

Листья ивы за летний период могут осаждать на своей поверхности 35 кг пыли, клена на 5 кг меньше, ясеня на 5 кг меньше, чем клена, вяза на 5 кг меньше, чем ясеня, сирени на 18 кг меньше, чем вяза, акации 1кг 800г меньше, чем сирени.

2 группа:

Один гектар леса в среднем производит 6 тонн древесины. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70т пыли, а такой же хвойный -35т

3 группа:

Из 1 кубического метра переработанной хвои получают 10 кг кедрового масла. Кедровые орешки служат лакомством для 70 видов зверей и на 130 видов больше видов птиц.

Учитель: Вот сколько полезной информации мы узнали. Все, что есть в доме – природе взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом- вся Земля.

Что мы с вами можем сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла? Чтобы радовали цветущие поляны, манили тенистые леса, зовораживало пение птиц по утрам…

Ученик: А я отвечу так.

Береги природу, человек.

И тогда счастливым будешь ты на век.

Ведь природа -дом родной,

Создает уют, покой. Дом, в котором ты живешь, -

Как легко, просторно в нем!

Будем мы себя оберегать,

Наш долг – природу защищать!

Учитель: Зачем бы ты не пришел в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, - помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Сейчас вы услышите сказку об одном мальчике. Подумайте, нет ли таких среди вас, ваших знакомых.

(Дети инсценируют сказку по ролям)


Сказка о Мальчике – разгильдяйчике.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Мальчик. С утра до позднего вечера он бродил по лесу да обижал своих меньших братьев. Как – то раз пришел Мальчик в лес со своим другом – Острым Ножом – складенышем. «Дай -ка, - думает Мальчик,- срежу березовую веточку и напьюсь соку».

Почувствовал Лес опасность, нахмурился.

- Зачем мою милую красавицу – внучку со свету сжить хочешь? Не гневи меня! Плохо тебе будет, коли обидишь жителей моего царства.

- Не боюсь я тебя!

И срезал веточку. Задрожала раненая Березка и горько заплакала. А Мальчик принялся из раны Березки пить ее сладкие слезы. Потемнел лес. Засверкала молния, полил дождь. Побежал Мальчик домой.

В последний раз Лес прошумел:

- Каков ты со мной, таков и я с тобой!

Услыхал это лежавший на дороге Сук старой осины да как вцепится в рубашку Мальчика!

- Зачем цепляешься? Я весь промокну, мне домой надо бежать.

А Сук ему в ответ:

- Я деревянный, в лесу вырос. Хочу отплатить за свои проказы.

Дождь хлещет и приговаривает:

- Вот тебе, разбойник, не пущу домой сухим! Промокнешь и заболеешь. Вот и почувствуешь боль на себе!

Прибежал Мальчик домой весь мокрый, рваный. Увидела его бабушка, руками всплеснула. Затопила она баню.

- Попаришься , внучек, все пройдет.

- Дай – ка, бабушка, мне березовый веничек.

Тут веник сам к нему прибежал. Все листочки с себя сбросил и давай стегать его голыми веточками. Да все приговаривает:

- Вот тебе за сестричку Березку!

Пошел Мальчик спать.Только улегся – вдруг слышит: за окном что – то шуршит. Посмотрел на окошко, там темно, страшно ему тало. Хотел спрятаться под скамейку – она как стукнет его ножкой:

-Я тоже из леса! Ты меня тоже обижаешь!

Забился тогда Мальчик в угол за печку.

« Печь не росла в лесу, она спрячет», - подумал Мальчик.


Но печь стала холодной.

Тут все Мальчик и понял: как плохо Человеку в раздоре с Лесом быть и сколько он пользы приносит. И пообещал он Печке, что на следующий день пойдет в Лес, посадит дерево и больше никогда не будет причинять Лесу и Природе неприятностей и боли. Печь сразу потеплела, и Мальчик уснул крепким сном.

Учитель: - Чему учит эта сказка?

(Дети обоснуют свои ответы)

Учитель: Если ты что – то взял у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник, разбей цветник. Сейчас я попрошу вас написать письмо «зеленому другу». Им может стать любое деревце на вашем дворе, даче, около школы… Скажите ему, как вы собираетесь оберегать природу, заботиться о своей планете.

(Тихо звучит музыка: «Звуки леса» Дети в группах составляют письмо «зеленому другу»)

Учитель: Ребята, вам дано право выступить по телевидению и рассказать о тексте

письма, которое вы адресовали своему «зеленому другу».

(Дети зачитывают свои письма и указывают, кому они его написали.

Выходят 4 ученика и перед глобусом читают по очереди стихи.)

Ученик 1:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

- Ты береги нас, береги!

Ученик 2:

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты сбереги нас, сбереги.

Ученик 3:

Остановил олень свой бег:

- Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Ученик 4:

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы:

« Сберегу, я сберегу вас, сберегу!


Литература:


  1. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

№ 9- 2007г., с. 9- 23.

2. Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

№ 22- 2008г., с. 12-13.

3.Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»

№ 1- 2007г., с. 12- 16.

4.Научно – методический журнал «Начальная школа» плюс до и после»

№7- 2008г., с. 40- 47.

Вот такие стихи родились после проведенного мероприятия, у одной из учениц класса.
Помогите нам, леса!
Нужно много голосов

Для спасения лесов!

Всем давно пора понять,

Что их надо охранять!

Им назначено решать,

Чем мы будем все дышать.

Дым и копоть в небеса.-

«Помогите нам, леса!»

Как надежнейшему другу,

Мы должны помочь друг другу!

Автор стихов: Лаврова Дарья