birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Тема : «Государственная символика России».


Жанр – урок
Учебный предмет - Граждановедение
Авторы - Богатова Н.Г.
Дата разработки июнь 2013

г

Возраст учащихся (класс) 5 класс
Ожидаемые результаты: После этого занятия учащиеся смогут:

Знания

- дать определение понятиям: символика, флаг, герб, гимн, геральдика

- рассказать о истории государственной символики России

- сформировать представления учащихся о многообразии гербов, гимнов и флагов России

Умения и навыки

- работать в группе

- соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы

- уметь отстаивать свою точку зрения и делать выводы

- расширить собственные представления по данной теме.

Отношения, ценности, внутренние установки

- понять роль государственной символики в жизни страны, ее значимость для граждан государства и каждого отдельного человека

- высказывать свое отношение к государственной символики

- иметь представления о символах других стран, сравнивать символы России с государственными символами других стран,
Ресурсы

- плакат «Символика России»,

- «раскладушки»: гербы России, флаги России, символика России и Астрахани,

- газета «Символика России»,

- тексты законов о государственной символике РФ

- учебник по граждановедению 5 класс, автор Соколов.
План занятия

I Мотивация

(урок начинается под звуки гимна России)

1 куплет Припев

Россия - священная наша держава, Славься, Отечество наше свободное,

Россия – любимая наша страна Братских народов союз вековой,

Могучая воля, великая слава – Предками данная мудрость народная!

Твое достояние на все времена! Славься страна! Мы гордимся тобой!


Вопрос:

1. что это за композиция,

2. почему, когда звучит эта песня - мы встаем,

3. какие чувства испытывали вы сегодня когда слышали эту музыку

4. что кроме этой мелодии может вызвать у человека похожие чувства,
II. Объявление темы,

Итак, как вы уже поняли, темой нашего занятия сегодня будут «Государственные символы России», чтобы нам было интересней работать, я разделила вас на три команды. По ходу урока вы будите выполнять различные задания. За каждый конкурс вы будите получать карточки-баллы, за шум и выкрики, баллы будут сниматься. В конце урока мы выявим наиболее подготовленную команду-победителя, набравшую больше всех баллов, которая получить высокие оценки.
III. Новый материал..

Каждое государство имеет свои постоянные отличительные знаки. Официальной эмблемой, символом государства являются герб, гимн и государственный флаг. Свои государственные гербы, гимны и флаги имеют все страны. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести.
записываем в тетради: Официальной эмблемой, символом государства являются герб, гимн и государственный флаг. Наша страна называется Россия, ее гербом является золотой двуглавый орел на красном поле, флагом – бело-сине-красное полотнище, гимном – торжественное музыкальное произведение, написанное на стихи Михалкова..

История этих символов самым тесным образом связана с историей нашего народа, нашей страны, каждого из нас. Все эти символы отражают определенные духовно-ценностные и геополитические традиции на­ции и государства, давая представление об историческом пути страны, ее пред­назначении в мире и национальных ценностях. В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Герб, флаг и гимн – это неотъемлемая часть государственного суверенитета государства, его полной независимости во внутренних делах и проведении внешней политики. Верность своим символам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов.


Сегодня мы с вами познакомимся с историей наших символов, как и когда они появились, с их символическим содержанием (толкование, объяснение, семантика) как современных Государственного герба и Государственного флага России, так и предшествующих.
1. Начнем знакомство с символами с герба России, один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад о том , «история герба России», слушается доклад ученика, дополнения учителя, демонстрируются гербы России, на столах учащихся лежит текст закона о «О Государственном гербе Российской Федерации», (приложение 1.1).
2. флаг России один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад о том , «что такое флаг России», слушается доклад ученика, дополнения учителя, демонстрация флагов России, на столах учащихся лежит текст закона о «О Государственном флаге Российской Федерации», (приложение 1.2)..
3. гимн России один из учащихся сегодня получил опережающее задание и подготовил доклад о том , «что такое гимн России», слушается доклад ученика, дополнения учителя, на столах учащихся лежат тексты гимнов России (приложение 2), текст закона о «О Государственном гимне Российской Федерации», (приложение 1.3).
IV. Интерактивная часть занятия

Итак вы сейчас узнали много нового и интересного о истории государственной символики России ну а теперь вы поработаете командами, закрепим, новый материал, выполняя ряд заданий, показывая ваши познания в этой теме.

1 задание , конкурс «Филлворд»

учитель:« каждая команда получает «волшебный» квадрат, вам нужно в предложенном волшебном квадрате за определенное время найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству и его символике, побеждает команда нашедшая больше слов».

О


Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

Ответы (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица)

2 задание «Собери гимн России»

учитель:« каждая команда получает листочки с строками гимна России, но листочки перепутаны, нужно правильно разместить строки гимна, задание на правильность и быстроту»(команды получают по 1 куплету с припевом)


Россия - священная наша держава




Россия – любимая наша страна

Могучая воля, великая слава

Твое достояние на все времена

Славься, Отечество наше свободное

Братских народов союз вековой

Предками данная мудрость народная

Славься страна! Мы гордимся тобой

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля

Одна ты на свете! Одна ты такая

Хранимая богом родная земля

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года

Нам силу даёт наша верность Отчизне

Так было, так есть и так будет всегда

3 задание «Конструктор»

учитель:« каждая команда получает листочки частями гербов России, нужно правильно собрать современный герб России , задание на правильность и быстроту».

4. задание «Художник»

учитель:«каждая команда получает листочки черно-белым изображением герба России. Команде нужно раскрасить герб, представить свою цветовую гамму и пояснить причины выбора тех или иных цветов»


5 задание «где и как могут быть использованы государственные символы России»

учитель:« каждая команда получает чистые листочки, и один из трех государственных символов, вам нужно подумать и написать максимальное количество вариантов, где и как, в каких ситуациях используется, встречаются ваш символ. Задание на время»

6. кроссворд (резервное)

учитель:« каждая команда получает кроссворд, который нужно выполнить на скорость»

2

1

г


















































е








5





3





















Р




























4

а














5

п

р

о

к


у

р

о

р










л






































ь





6








7
















д



8































и















































к






































а























9




10



















































11




















































12 12

р

е

ф

е

р

е

н

д

у

м






13



















































14







































м


и

н

и

с

т

е

р

с

т

в

о







По горизонтали: 1. Особая форма организации общества. 4. Возможность влиять на деятельность людей. 5. Должностное лицо государства, осуществляющее над­зор за исполнением законов. 8. Устройство государства, объеди­нение нескольких территорий, обладающих определенной са­мостоятельностью. 11. Полотнище с эмблемой государства. 12. Всенародное голосование. 13. Торжественная песня, символ государства. 14. Центральный орган государственного управле­ния.

По вертикали: 1. Историческая дисциплина, изучающая гер­бы. 2. Общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте. 3. Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6. Стремление к отделению, обо­соблению. 7. Глава Русской православной церкви. 9. Отличи­тельный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10. Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.

V. Подведение итогов.

1. Что такое герб? (Символ государства.)
2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.)
3. Что такое флаг? (Символ государства.)
4. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)
5. сколько длиться гимн России

6. кто автор и композитор современного гимна России


7. имеют ли другие страны такие же символы

8. флаги каких стран цветами похожи с российским флагом

9. как ты относишься к символам своей страны

Выводы по занятию. Мы познакомились сегодня с главными символами нашего государства, узнали, что к ним относиться, историю их появления и становления, где и как они применяются, в чем их ценность для гражданина страны и каждого из нас.

Флаг, герб и гимн – главные символы любого государства, уважение и защита чести которых главная задача любого гражданина страны.

В заключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына



следующая страница >>