birmaga.ru
добавить свой файл

1
Сахваева Е.П.

Кыргызстан - некоторые результаты анализа Гендерного равенства
  В регионе к изучению проблем Гендерного равенства, Гендерного подхода в области водопользования впервые обратился Научно - инженерный Центр Межгосударственной Координационной Водохозяйственной Комиссии (НИЦ МКВК). Которым в мае 2004 года в г. Алматы при поддержке Азиатского Банка Развития (ADB) была организована первая встреча-семинар по гендерным аспектам управления водными ресурсами. На которой были обсуждены проблемы в сельскохозяйственном и водохозяйственном секторах стран Центральной Азии. Участники встречи пришли к выводу, что для решения гендерных вопросов в водохозяйственном секторе необходимо:

- повысить осведомленность лиц, принимающих решения, водопользователей относительно прямой связи вопросов гендерного равенства с развитием экономики

- для чего необходима достоверная информация о базовых вопросах гендерного различия и воздействии на политику

- расширять сотрудничество между правительственными, неправительственными организациями, гражданским обществом

- учитывать гендерный подход при разработке нормативно-правовых документов.

Также было признано необходимым:

- включать женщин в состав руководителей Ассоциаций водопользователей, т.к. они играют важную роль в водопользовании.

- оказывать поддержку женщинам землевладельцам при оформлении прав на землю и воду

- наращивать потенциал и повышать информированность общества по вопросам гендерного равенства и связи данных вопросов с вопросами управления ресурсами и особенно водой.

- создание квалифицированных консультативных служб для фермеров

- повысить доступ женщин к системе микрофинансирования.

Было признано также, что реализуемые проекты в сельскохозяйственном и водохозяйственном секторах недостаточно учитывали гендерные вопросы. Сначала, для изменения ситуации было решено создать сеть по Гендеру и воде.

В последующем, при поддержке Канадского агентства развития CIDA GWP CACENA НИЦ МКВК были проведены социологические исследования во всех странах Центральной Азии и Кавказа по выявлению гендерных проблем в использовании и управлении водными ресурсами на уровне села, результаты которых опубликованы в книге «Гендерные аспекты интегрированного управления водными ресурсами».


В марте 2005 года был проведен в г. Ташкенте региональный четырехдневный семинар-тренинг «Основы теории гендера и методологии гендерного анализа», позднее была развернута электронная дискуссия на тему «Гендер и вода в Центральной Азии» по адресу: WWW.gender.cawater-info.net.

Надо отметить, что данная работа продолжается и в этом заслуга НИЦ МКВК, АDB. Так, в начале августа текущего года в г. Бишкеке был проведен первый семинар в водохозяйственной отрасли Республики, на котором были даны основы таких понятий, как Гендер, Гендерное равенство, Гендерный подход, проведены дискуссии на тему связи гендерных аспектов с управлением водными ресурсами, питьевым водоснабжением, здравоохранением, водопользованием, воспитанием подрастающего поколения.

А в конце сентября в г. Ташкенте был проведен второй тренинг-семинар для представителей водохозяйственных отраслей пяти Центрально-Азиатских республик. На котором, с большим интересом были заслушаны сообщения из всех пяти государств Центарльной Азии и в том числе по Кыргызской Республике (Сахваева Е., Дуйшембиева М., Исаева Ч., М. Тюбеев).

Буквально две недели назад был открыт Форум на сайте: WWW.forum.cawater-info.net, к участию в котором приглашаются все желающие, здесь вы можете выразить свое отношение к данной тематике, поделиться своими соображениями относительно того, необходимо ли развитие гендерного равенства в Кыргызстане и т.д.

Ниже постараемся оценить реальную ситуацию c положением женщин и мужчин в целом по республике и в водохозяйственной отрасли.

К настоящему времени наша республика ратифицировала более 40 различных международных документов, в которых красной нитью проходит мысль о защите прав и ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2001 году Указом Президента был создан Национальный Совет по вопросам женщин, семьи и гендерного равенства при Президенте Кыргызской Республики. В задачи Совета входит координация действий по реализации национальной политики и стратегии по достижению гендерного равенства, мониторинг соблюдения Кыргызской Республикой международных обязательств в области гендерного развития, включая Конвенцию ООН «По ликвидации всех форм дискриминации женщин». Указом Президента Кыргызской Республики от 2 марта 2002 года был утвержден национальный план действий по достижению гендерного равенства в Кыргызской Республике на 2002 - 2006 годы. Буквально недавно разработанный План действий по достижению гендерного равенства на 2007-2012 годы был одобрен на заседании Правительства. Существует гендерная статистика, девятый год выходит в свет статистический сборник, посвященный положению женщин и мужчин-- в нашей республике.


Уровень крайней бедности или процент населения с потреблением ниже национальной продовольственной черты в 2005 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 2,3 процента и составил 11,1 процента, среди городского населения доля крайне бедных составила 6,5 процента, а среди населения, проживающего в сельской местности -13,8 процента. Наиболее высокий процент населения, имеющего доход менее 1 доллара в день, отмечается в Баткенской и Нарынской областях, причем с 2002 года отмечается рост количество бедных в этих областях. В остальных областях данный показатель близок среднереспубликанскому.

Уровень бедности среди полных и неполных семей по полу главы домашнего хозяйства в 2005 году (по данным обследования 5016 домашних хозяйств) иллюстрируется данными следующей таблицы.





Всего

В том числе

Неполная семья

Полная семья

Глава домашнего хозяйства - мужчина

небедные

65,1

59,3

76,7

бедные

34,9

40,7

23,3

из них крайне бедные

7,9

9,0

5,6

Глава домашнего хозяйства - женщины

небедные

73,7


47,3

78,5

бедные

26,3

52,7

21,5

из них крайне бедные

6,4

15,3

4,8

Как видно, в полных семьях, где глава хозяйства женщина уровень небедных семей несколько выше, чем в хозяйствах, где глава хозяйства – мужчина. Также процент бедных и крайне бедных семей ниже в тех хозяйствах, где глава хозяйств женщина.

В неполных же хозяйствах уровень бедных и крайне бедных в два-полтора раза выше, чем в полных семьях, причем бедность и крайняя бедность гораздо выше в семьях, где главой хозяйства является женщина.

За последние четыре года в целом по республике отмечается снижение количества детей с недостатком веса с 12,4 до 6 процентов. Но за эти же годы средний процент недоедающих девочек составил 9, а мальчиков – 7,6, т.е. количество девочек с недостатком веса выше, чем мальчиков.

Уровень соотношения девочек к мальчикам в начальном и неполном среднем образовании показывает, что девочек в основную школу (1-9 классы) поступает меньше, чем мальчиков. Но девочки чаще получают образование в рамках полной средней школы (10-11 классы) в то время, как мальчики выбывают из системы обучения после 9 класса более быстрыми темпами. В 2005-2006 учебном году практически во всех областях процент охвата мальчиков в неполной средней школе несколько ниже по сравнению с девочками. Наиболее высокий показатель данного соотношения отмечается в Чуйской и Баткенской и Жалалабатской областях, достигающий 9,4, 9,7 и 7 % соответственно. Что можно объяснить тем, что молодые люди переходят в профессиональные лицеи, средние профессиональные учебные заведения или на краткосрочные курсы, подготавливающие к скорейшему выходу на рынок труда.


Первая национальная перепись населения 1999 года показывает практически равный уровень образования между женщинами (99,61 %)и мужчинами (99,347%), данная тенденция прослеживается по всем областям. Но по сравнению с 1989 годом снизился уровень образования среди молодежи. Доля женщин в возрасте 15-24 лет, имеющих среднее специальное образование, снизилась в 2,3 раза, а мужчин – в 3,4 раза.

В сравнении с 2000 годом в 2005 году отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин, в целом по республике снизилось и составляет 62,5 процента. Причем наиболее низкое соотношение отмечается в Жалалабатской, Чуйской, Таласской и Ысссыккольской областях, т.е. заработная плата женщин почти на сорок процентов ниже заработной платы мужчин.

Уровень безработицы в Республике относительно стабилен за последние шесть лет и составляет 2,8-3,3%, причем уровень безработицы среди женщин на 1% выше, чем среди мужчин. Выше республиканского уровень безработицы в Нарынской, Жалалаабатской и Баткенской областях. Причем, в Нарынской, Жалалаабатской областях отмечается и более высокий уровень безработицы среди женского населения, превышающий республиканский показатель на 5,4 -1,2 процента.

Численность женщин и мужчин, занятых в сельском хозяйстве за 2004 год характеризуется следующей таблицей





Тыс. человек

Удельный вес в процентах

женщины

мужчины

женщины

мужчины

Занято в экономике, всего

850,5

1 140,7

42,7


57,3

В том числе в сельском хозяйстве, охота, лесное хозяйство

328,5

445,4

42,4

57,6

%

39

39








Из данной таблицы можно сделать вывод, что в сельском хозяйстве республики занято 39% мужчин и женщин от общего количества занятых в экономике, но соотношение мужчин и женщин, как в целом в экономике, так и в сельском хозяйстве республики разное и составляет примерно 42% женщин и 58% мужчин.

Соотношение женщин и мужчин - руководителей предприятий в целом по республике составляет 19,8 и 80,2% соответственно. Причем ниже республиканского процент женщин - руководителей в Баткенской, Ошской и Жалалабатской областях и г. Оше.

Распределение служащих, занятых в органах государственной власти и управления, по занимаемым должностям на 1 ноября 2005 года, в процентах следюшее:





Всего

Высшие

Главные

Старшие

Младшие

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.


Муж.

Жен.

Муж.

Всего

41,9

58,1

14,4

85,6

29,7

70,3

38,5

61,5

45,4

54,6

Жогорку Кенеш КР

41,7

58,3

-

100

42,0

58,0

41,5

58,5

-

-

Правительство КР

41,5

58,5

-

100

-

-

30,8

69,2

51,4

48,6

МСВХиПП

19,7

80,3

-

100

7,4

92,6

5,3

94,7

27,5

72,5


Как видно, соотношение количества мужчин и женщин, занятых в органах государственной власти и управления в целом по республике составляет 58 и 42%, причем данное соотношение характерно и для бывшего Жогорку Кенеша и для Правительства. Но для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности процент занятых мужчин составляет 80,3%, а женщин всего лишь 19,7%. Причем на всех должностях в сельскохозяйственной отрасли - высших, главных, старших и младших мужчины имеют лидирующее положение. Совершенно отсутствуют женщины – руководители в Правительстве и бывшем Жогорку Кенеше КР.


Мировая же практика показывает - пока в высших органах власти не будет хотя бы примерно равного соотношения мужчин и женщин, говорить о демократии рано, тормозится и ход экономических и социальных реформ, претворяемых нашим государством и в этом отношении примечателен опыт Швеции - самой продвинутой в гендерном отношении страны, Гендерное движение в Швеции имеет более, чем 40 –летний опыт. Судите сами - женщин в парламенте 45 %, в госсовете Стокгольма - 54%. Экс-мэр города Содерталье Сигне Андерсон считает, что это результат сильной политической воли, поддерживаемой властью, которая провозгласила лозунг: "Каждое второе место в управлении - женщине".

Рассмотрим, каково же положение дел в отношении Гендерного равенства в водохозяйственной отрасли, для чего приведу данные по состоянию за 2006 год.
Общее число сотрудников по каждому из подразделений




Общее количество

Из них женщины

Из них мужчины

чел

%

чел

%

Департамент водного хозяйства

29

15

52

14

48

Государственная водная инспекция

23

5

22

18

78

Всего

52


20

38

32

62

Бассейновые управления водного хозяйства

Чуйское

445

172

39

273

61

Жалалабатское

847

81

10

766

90

Ошское

671

92

14

579

86

Баткенское

427

25

6

402

94

Нарынское

533

84

16

449

84

Иссыккульское

494

124

25

370

75

Таласское

430

95

22

335

78

Проектно-конструкторский институт «Водавтоматика»


35

14

40

21

60

Всего

3882

687

18

3195

82

Управления водохранилищ

Ортотокойского

65

27

41

38

59

Кировского

62

13

21

49

79

Папанского

114

10

9

104

91

Всего

241

50

21

191

79

Всего по отрасли

4175

757

18

3418

82


Как видим, из общего количества работающих в отрасли женщины составляют всего 18 процентов. Причем, данная пропорция характерна в целом для Бассейновых управлений водного хозяйства. Наиболее низкий процент работающих женщин характерен для БУВХ – Баткенского, Ошского и Жалалабатского. Что касается центрального аппарата, то здесь, наоборот количество работающих женщин превалирует и составляет 52%.

Приводимые данные по занимаемым должностям Центрального аппарата свидетельствуют о том, что женщины заняты, в основном, на должностях – главного, ведущего и специалиста первой категории и совершенно не представлены в руководящем составе Центрального аппарата.




Общее количество

Из них женщины

Из них мужчины

чел

%

чел

%

Всего

52

20

39

32

61

Генеральный директор

1







1

100

Первый заместитель Гендиректора

1







1




Начальник управления эксплуатации, заместитель Гендиректора

1







1




Начальник Государственной водной инспекции

1







1




Заместитель начальника ГВИ

1







1




Главный инженер ГВИ

1







1




Главный бухгалтер ГВИ

1

1










Начальники отделов

6







6




Главный специалист

10

7

70

3

30

Бухгалтер

1





1




Ведущий специалист

13

8

61

5

39

Областной инспектор

6







6

100

Районный инспектор

5

1

10

4

90

Специалист первой категории

4

3

75

1

25


Начиная с 2000 года, в республике идет активный процесс создания Ассоциаций водопользователей (АВП) – добровольных общественных объединений. Общее количество АВП по республике на 1 января 2007 года достигло 450 с площадью орошаемых земель 719,07 тыс.га или 70 % от всей орошаемой площади. Из 450 АВП юридически зарегистрированных - 436 с площадью охвата 716,494 тыс.га.

В течение 2006 года был реализован проект при помощи Азиатского Банка Развития: «Исследование систем ценообразования и механизма возмещения затрат». Первым вопросом, требующим изучения, ставился вопрос об участии женщин в управлении водными ресурсами через участие в управлении АВП. Для чего были выбраны четыре пилотных объекта - канал «Левобережный» Таласской области (4 АВП), канал «Кулундинский» Баткенской области (5 АВП), канал «Южный» Ошской области (5 АВП) и канал «Совхозный» Чуйской области (8 АВП). Анализ состава управляющих органов АВП показал следующее.


По системе канала «Левобережный» Таласской области в составе 30 членов Совета АВП в дирекции нет ни одной женщины, две женщины являются бухгалтерами.

Вообще отсутствуют женщины в составе 15 членов Совета АВП и в дирекции АВП «Кулунду-Раззаков» на объекте канал «Кулундинский».

На объекте канал «Южный» Карасуйского района обследовано 5 АВП в составе 31 члена. Из которых только в АВП «Рахмат» - в составе 9 членов Совета АВП - 2 женщины и три женщины являются бухгалтерами.

На объекте канал «Совхозный» обследовано 8 АВП в состав 53 членов Совета АВП было избрано 5 женщин, из которых в составе Совета АВП две женщины, а во всех АВП бухгалтерами являются женщины.

Приводимые данные говорят о том, что вопросу участия женщин в управлении АВП не уделяется внимание, а женщины, не имея примеров для поддержания в лице лидеров, не стремятся войти в состав Советов и руководителей АВП.

В итоге можно констатировать, что реализация равных прав мужчин и женщин в Кыргызстане, в водохозяйственной отрасли далека от совершенства.


Список использованной литературы


  1. Демографический прогноз населения Кыргызской Республики. Тенденции и перспективы, Бишкек 2002г




  1. Бюллетени «Гендер и вода в Центральной Азии» 2007 г., издание НИЦ МКВК




  1. «Изучение системы ценообразования и возмещения издержек в ирригации», заключительный отчет проекта АБР, 2006г


4. «Некоторые аспекты Гендерного равенства в Кыргызстане», Сахваева Е.П., статья

в газете ЗВЛ №53, ноябрь 2007г.