birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Осведомлен - значит вооружен!


Если провести опрос людей на тему: «Вы знаете, какие у вас есть права?», большинство перечислят: право на жизнь; право на образование; на труд, медицинское обеспечение; на свободу совести и вероисповедания; право на свободу передвижения. Вот, пожалуй, и весь «исчерпывающий» список из семи прав. Конечно, это основополагающие права. Что касается обязанностей, то большинство и семи не назовет.

На самом деле вся человеческая жизнедеятельность в обществе состоит из хитросплетения прав и обязанностей, в котором не так-то просто и разобраться. Но уже одно только владение информацией дает человеку преимущества, позволяющие отстаивать свои законные права и свободы. Это связано с тем, что человек чаще всего даже не знает большинства прав, предоставленных ему законодательством. И тут без преувеличения можно сказать, что знание своих прав - это половина успеха в борьбе за них. Ведь еще Вергилий, которому приписывают написание «Энеиды», изрек: «Осведомлен - значит вооружен!»

Конечно, знать всего не может никто. Но каждый человек может попытаться овладеть навыками работы с информацией.

Возьмем такой пример - человека задержала милиция. Какие права имеет человек при задержании, кроме известного нам из детективных фильмов права «хранить молчание»? Оказывается, задержанный человек имеет немало прав, а именно:

- знать о причине своего задержания и получить копию протокола о задержании;

- на немедленное уведомление родственников о задержании;

- на участие адвоката с самого момента задержания;

- не давать показания против себя и своих близких;

- на свободу от пыток;

- на получение медицинской помощи;

- на соблюдение срока задержания;

- знать содержание протоколов и других материалов дела и в случае несогласия вносить свои возражения и уточнения;

- отказаться от подписи протоколов и других документов;

- обжаловать любые действия должностных лиц;


- не доказывать свою невиновность.

И это далеко не полный перечень прав.

И так в любой сфере жизни, будь то медицина, образование, торговля, государственное управление. Конечно, никто не может знать всех своих прав, которых можно насчитать тысячи. Но каждый может знать, что должностные лица обязаны не только предоставлять по требованию все документы, касающиеся ваших прав, но еще и должны разъяснять ваши права.
3нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем,

где найти о нем сведения. Бенджамин Франклин

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Слова, приведенные в заголовке и сказанные Натаном Ротшильдом во времена Наполеона Бонапарта, сегодня как никогда обрели весомость. С развитием средств массовой информации и киноиндустрии уровень загруженности людей различной информацией зашкаливает и приводит, как это ни странно, ни к увеличению знаний, а к их сокращению. И это не может не сказываться на качестве восприятия именно той информации, которая полезна и жизненно важна. В то же время в обществах, где не «злоупотребляют» цензурой, публикации (обнародование информации) стали одним из наиболее действенных способов, позволяющих человеку знать и отстаивать свои законные права и свободы. Однако и здесь, как говорит русская пословица, без труда не выловишь рыбку из пруда. Чтобы знать и использовать информацию в своих интересах, нужно уметь её получать, находить, анализировать, отбирать полезное и абстрагироваться от лишнего.

В государстве Украина порядок использования информации регламентируется в первую очередь Конституцией Украины (далее - Конституция), законами Украины (ЗУ) «Об информации», «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине», «О защите персональных данных», «О телевидении и радиовещании», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» и «О государственной тайне».

В предыдущих выпусках «НАШЕГО ПРАВА» мы рассказывали о том, как можно отстоять свои права в суде, во внесудебном порядке, путем обращений в первую очередь в органы государственного и местного управления.


Сегодня рассмотрим, как для защиты своих законных прав и свобод можно использовать получение, обработку и обнародование информации в том числе в средствах массовой информации (СМИ). Под СМИ подразумеваются средства распространения информации, такие как печатные и электронные (интернет) издания, телевидение, радио и т.п.

При этом нельзя забывать, что законодательство гарантирует равные возможности всем субъектам права, поэтому, прежде чем применять информацию в качестве оружия в борьбе за свои права, нужно хорошенько подумать, ведь один из основных принципов, заложенных в Конституции, гласит: «Незнание законов не освобождает от юридической ответственности».

Кроме того, следует отметить, что в данной публикации мы не подвергаем критике состояние дел в информационной среде, не разбираем истинное положение вещей с тем, как реализуются права человека и гражданина на доступ к важной для его жизни информации. Наша задача - показать возможности, предоставляемые законодательством, пусть даже и несовершенные.

Украина определяется как «демократическое правовое государство, основным приоритетом, которого является защита прав и свобод человека». Поэтому статья 3 Конституции гласит: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются на Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства».

Кроме того, статья 8 Конституции, определяет: «На Украине признается и действует принцип верховенства права.

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей.

Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется».


Информация и права на неё

1 - 2 статьи ЗУ «Об информации» определяют, что информация - это «документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве и окружающей природной среде». «Действие настоящего Закона распространяется на информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации».

Закон определяет «главное направление государственной информационной политики Украины» как «обеспечение доступа граждан к информации», а основными её принципами являются:

- гарантированность права на информацию;

- открытость, доступность информации и свобода её обмена;

- объективность, достоверность информации;

- полнота и точность информации;

- законность получения, использования, распространения и хранения информации.

«Субъектами информационных отношений являются: граждане Украины; юридические лица; государство. Субъектами информационных отношений в соответствия с настоящим Законом могут быть также другие государства, их граждане и юридические лица, международные организации и лица без гражданства» (7 ст. ЗУ «Об информации»). Все субъекты информационных отношений имеют право на возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций. При этом реализация права на информацию не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и иные права, свободы и законные интересы других граждан, юридических лиц и государства.

Виды информации

Основными видами информации являются:

Статистическая информация

Это официальная документированная государственная информация, дающая количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни. Подлежит систематическому открытому опубликованию.


Административная информация (данные)

Это официальные документированные данные, которые дают количественную характеристику массовых явлений и процессов, происходящих в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни. Они собираются, используются, распространяются и сохраняются органами государственной власти (кроме органов государственной статистики), местного самоуправления и юридическими лицами.

Массовая информация

и средства её распространения

Это публично распространяемая печатная и аудиовизуальная информация. Печатными средствами массовой информации являются периодические печатные издания - газеты, журналы, бюллетени и т. п., разовые издания с определенным тиражом. Аудиовизуальными средствами массовой информации являются: радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.

Информация органов государственного и местного управления

Это официальная документированная информация, которая создается в процессе текущей деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного и регионального самоуправления. Основными источниками этой информации являются: законодательные акты Украины, иные акты, принимаемые Верховной Радой, акты президента Украины, подзаконные нормативные акты, ненормативные акты государственных органов, акты органов местного и регионального самоуправления. Информация государственных органов и органов местного и регионального самоуправления доводится до сведения заинтересованных лиц путем обнародования в СМИ.

Правовая информация

Это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о праве, правовой системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и т. п. Источниками правовой информации являются Конституция, иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, международные договоры и соглашения, нормы и принципы международного права, а также ненормативные правовые акты, сообщения СМИ, публичные выступления, другие источники информации по правовым вопросам.


Социологическая информация

Это документированные или публично оглашенные сведения об отношении отдельных граждан и социальных групп к общественным событиям и явлениям, процессам, фактам. Основными источниками социологической информации являются документированные или публично оглашенные сведения, в которых отражены результаты социологических опросов, наблюдений и других социологических исследований. Социологические исследования осуществляются государственными органами, научными учреждениями, а также прочими субъектами и объединениями граждан, зарегистрированными в установленном порядке.

Информация о личности

Это совокупность документированных или публично оглашенных сведений о личности. Основными данными о личности (персональными данными) являются: Имя, Отчество, Фамилия, национальность, образование, семейное положение, религиозность, состояние здоровья, а также адрес, дата и место рождения. Источниками документированной информации о личности являются выданные на её имя документы, подписанные ею документы, а также сведения о личности, собранные государственными органами власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своих полномочий. Запрещается сбор сведений о личности без ее предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом. Каждое лицо имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем. Информация о личности охраняется Законом.

«Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека» (статья 32 Конституции).

Информация с ограниченным доступом

При желании получить либо обнародовать информацию, необходимо помнить, что желаемые сведения могут оказаться информацией с ограниченным доступом, которая по своему правовому режиму делится на секретную и конфиденциальную (30 ст. ЗУ «Об информации»).


К секретной относится информация, содержащая сведения, составляющие государственную и иную предусмотренную законом тайну, разглашение которой может нанести ущерб лицу, обществу или государству. Отнесение информации к категории секретных сведений, составляющих государственную тайну, и доступ к ней осуществляется в соответствии с ЗУ «О государственной тайне».

К конфиденциальной информации относятся сведения, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении отдельных физических либо юридических лиц и распространяемые по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. К конфиденциальной информации могут относиться сведения, которые составляют коммерческую тайну организаций, учреждений и предприятий всех форм собственности, а также персональные данные граждан.

Понятие коммерческой тайны раскрывается в Гражданском Кодексе Украины (ГКУ) в ст. 505 «Понятие коммерческой тайны» а также в ЗУ «О предприятиях на Украине» в ст. 30 «Коммерческая тайна предприятия».

Персональные данные - это сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть по полученной информации идентифицировано. Лица, о которых собираются персональные данные, имеют право знать, какие сведения о них, и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они будут использоваться.

Отношения, связанные с защитой персональных данных при их сборе, обработке и использовании регулирует ЗУ «О защите персональных данных».

«Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на её распространение. Такая информация никем не может быть засекречена» (ст. 50 Конституции).

К конфиденциальной информации, которая является государственной собственностью и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, не могут быть отнесены сведения:


- о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;

- об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;

- о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

- о состоянии дел с правами и свободами человека и гражданина, а также о фактах их нарушений;

- о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц и служащих;

- иная информация, доступ к которой в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, не может быть ограничен.

Вся остальная информация (которая не подпадает под определение информации с ограниченным доступом) является информацией с открытым доступом.

Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия её владельца, если эта информация представляет общественную значимость, то есть, если является предметом общественного интереса и если право общества знать эту информацию выше права её владельца на защиту информации.



следующая страница >>