birmaga.ru
добавить свой файл

1
"Буква -ь- после шипящих на конце наречий", 7-й класс


Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения.

Оборудование: репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», карточки с разноуровневыми заданиями, плакат «Кто напрасно бежит за слоном?», выставка словарей, таблицы, карточки – части речи.

Ход урока.

1. Объяснение нового материала.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ.

- Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

- Докажите, что это наречия. ( Неизменяемая часть речи,…)

- Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? ( Над шипящими)

- Используя предоставленные на доске слова, назовите тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

- Запишите тему урока в тетради.

- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

УЖ

ЗАМУЖ

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

- Вместе читаем правило на доске.

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

- Чтение правила в учебнике на стр. 117.

2. Работа с таблицей.

- А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Перед вами лежат таблицы, заполните их известными вам правилами употребления буквы Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. Проиллюстрируйте таблицы своими примерами.


( стр. 116 – 117, учебник)

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

3. Выборочный диктант ( проверка д/з).

- Дома у вас было творческое задание, вы должны были подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих. ( сущ., гл., кр. прил.)

( Д/Р оформлена на альбомных листах – это творческое задание)

Например:

1)

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури –

Не одолев их бурной дури…

И спорить стало ей невмочь.

(А.Пушкин)

Примеры с наречиями читает учитель

1)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( С.Есенин)

2)

Родная природа

И врач и художник:

Когда человеку бывает невмочь,

Растет для него

Вдоль дорог подорожник,

Чтоб быть под рукой

И от боли помочь.

( А. Гребёнкин)

3)

Его зарыли в шар земной.

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград

(С. Орлов)

4)

Смолистые поленья сложены,

Как будто полнолуний ряд.

Мне слышно: кто-то дышит в логове,

Шарахается птица прочь.

(Е. Шевелева)

4. Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно)

- Проанализируйте слова из списка и выясните, кто из «бегущих» не знает правил (на плакате нарисованы слон, лиса, заяц и мышь: надо найти слова с ошибками).

- Дети находят слова с ошибками, вспоминают правила правописания.

5. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

- А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

- Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» . Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

- Докажите, что это текст.

- Определите стиль текста (художественный).

Докажите своё мнение.

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

( с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖ (застежка, застегивать).

- Дальше учащиеся самостоятельно работают по карточкам («колокольчик» - «3», «полуоткрытая книга» - «4», «раскрытая книга» - «5»)

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицу. Ощ_тите, как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть, как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ , а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .


6. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы с вами повторили тему «Мягкий знак после шипящих». Давайте подведём итог с помощью сигнальных карточек. Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.

- В словах какой части речи после шипящих ВСЕГДА пишется Ь? (глагол)

- В словах какой части речи после шипящих НИКОГДА не пишется Ь? (прилагательное)

- В словах какой части речи после шипящих Ь пишется только в исключениях? (наречие)

- В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа и падежа? (существительное)

- К какой части речи относятся слова НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, ПРОЧЬ? (наречие)

7. Домашнее задание.

- Дома выполняете № 191. Это творческий диктант. Вы должны будете дописать текст, используя слова с уже изученными орфограммами в наречиях.

8. Выставление отметок за урок.