birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: «Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»


Цель урока: ознакомить учащихся с понятием биоритмов и рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность

Вид урока: интегративный, изучение новых знаний.

Задачи:

Образовательные:


  • ознакомить учащихся с понятием биоритмы, как важнейшем фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека;

  • рассмотреть, что такое суточные, недельные, месячные, сезонные биоритмы.

Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения воздействия биоритмов на различные функции систем организма человека; определение на собственном примере своих биоритмов;

  • формирование общеучебных умений;

  • работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях графиков, записей.

Воспитательные:

  • воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет усвоения новых понятий.

Метапредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, биология, психология,

география, математика.

Оборудование: презентация, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть.

На доске эпиграф : «Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере … (делающими малозаметными) биологические …(первично-поведенческие) свойства организма (Н.Ф. Реймерс), но не уменьшающими их значимость в жизни человека. (Автор)
«Натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет» Ф. Достоевский

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.


Ритмичность – основное свойство живой природы. Периодически повторяющиеся изменения активности присущи всем живым организмам. Они носят название «биологические ритмы».

Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов, обеспечивающие способность адаптации организма к изменениям внешних условий существования. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.

Вопрос: Давайте попробуем привести примеры ритмических колебаний нашего организма.

– ритмично сокращается наше сердце;

– происходит ритмичная смена вдоха и выдоха;

сон и бодрствование;

– труд и отдых;

– покой и движение;

II. Постановка задачи.

Учитель.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

– Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.)

Задание. Заполнить схему в тетради.

http://festival.1september.ru/articles/210077/img1.gif



  1. Микробиоритмы (сердцебиение, дыхание, питание, выделение)

  2. Суточные ритмы (сон и бодрствование, труд и отдых, покой и движение)

  3. Недельные ритмы (рабочие и выходные дни, гигиенические процедуры, двигательная активность на свежем воздухе и отдых)

  4. Месячные ритмы (физиологические и лунные)
  5. Годичные (смена времён года, температурного режима и протяжённости светового дня и адаптация к ним, время годового отдыха и работы)


  6. Возрастные ритмы (возрастные периоды и кризисы, открытие новых ресурсов, сил и возможностей организма)

III. Объяснение нового материала.

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.

Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.
Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса,температуры тела.
У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 –18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток. Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.
График работоспособности в течение суток.

график работоспособности в течении суток.


Задание. В тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.
Период “тяжести, покоя и влаги”. Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи.


  • 10-12 часов – в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.

  • 14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.

  • 18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.

  • 22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит.

  • 2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый.
Почему? ( Ребята могут сами ответить на этот вопрос.)
Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.

Недельные биоритмы.

недельные биоритмы.

Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую –настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует. Существуют также метеочувствительные люди, самочувствие которых меняется в зависимости от уровня геомагнитной активности и уровня солнечной активности.


Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек(активный зимний период).

Возрастные биоритмы связаны с особенностями человеческого организма, самочувствия, психики и особенностей деятельности человека в разные возрастные периоды. Они связаны также с изменением солнечной активности.

Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Для взрослого человека кризисы также играют значительную роль в жизни. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается и что-то новое, необходимое для преодоления дальнейших жизненных трудностей. Возрастные кризисы происходят каждые 7 лет и связано это со сменой возрастного периода, появления психических новообразований, изменения требований к занятиям и видам деятельности.

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.

Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве.

Мы не случайно затронули этот вопрос. Многие компании, фирмы обращают внимание на хронотип. Например, для работы в ночные часы стараются подобрать персонал исключительно из сов. Почему?

(Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака.)

5. В жизни каждого человека есть творческие и бесплодные дни, счастливые и несчастные дни, дни, когда он пребывает в приподнятом или подавленном состоянии. И эти дни легко вычислить, пользуясь теорией “трех циклов”.

Согласно этой теории, человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:

– физический (с периодом 23 дня), он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения;

– эмоциональный (с периодом 28 дней), обуславливает состояние нервной системы и настроение;

– интеллектуальный ( с периодом 33 дня), определяет творческую способность личности.

Существует программа расчета биоритмов, но дело в том, что компьютер может сделать расчет только на месяц вперед и “вспомнить”, что было месяц назад, а мне бы хотелось научить вас составлять личный график биоритмов на целый год. Ведь, чтобы сохранить работоспособность и хорошее настроение в течение всего года, нужно знать, что большой объем работы и активный отдых нельзя планировать на периоды спада сил и, если пойти наперекор себе, т. е. напрягаться в “слабые” месяцы, есть риск серьезно заболеть. Так называемый синдром хронической усталости и депрессии часто случается именно в результате сбоя наших биоритмов. При расчете биоритмов и построении графика нужно использовать свойство периодичности функции синус, получается график синусоиды.


  1. Посчитайте, сколько дней прошло с момента дня рождения (например, с 7. 10. 1993 года) по 31 декабря 2008 года. Для этого умножьте число прожитых лет (15) на 365, получилось 5475 дней.

  2. Добавьте по одному дню за каждый прошедший високосный год (1996, 2000, 2004, 2008), т. е. 5475 + 4 = 5479 (число прожитых дней).

  3. К этому числу добавьте количество дней, прошедших после дня рождения (5479 + 85 = 5564). Всего на 31 декабря 2008 года человеком прожито 5564 дня.

  4. Рассчитайте физический цикл: 5564 : 23 = 241, 21 остаток, т.е. физическая синусоида прошла 241 полных периода, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.

  5. Рассчитайте эмоциональный цикл: 5564 : 28 = 198, остаток 20, т. е. эмоциональная синусоида прошла 198 полных периода, а остаток 20, это значит, что построение начинается с 20 дня.

  6. Рассчитайте интеллектуальный цикл: 5564 : 33 = 168, а остаток 21,
    т. е. интеллектуальная синусоида прошла 168 полных периодов, а остаток 21, это значит, что построение начинается с 21 дня.

По-настоящему опасны дни, когда совпадают 2 цикла, или все 3, эти дни называют критическими. Таких дней, как правило, в месяц у человека бывает примерно шесть. А общее количество критических дней составляет приблизительно 20,4% от всех прожитых человеком дней. Один из знаменитых ученых в этой области науки, Рассел К. Андерсен, проводил исследования, выяснял, как связаны биоритмы с несчастными случаями. Он исследовал 300 несчастных случаев в четырех различных категориях: металлообрабатывающие, химические, текстильные, трикотажные заводы. Он получил ошеломляющие результаты: 70% несчастных случаев произошли в критические дни жертв. Например, один из операторов мощного пресса со стажем 20 лет в день, когда в одной точке сошлись все три цикла, лишился 4 пальцев. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14.Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы”засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и“голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.http://festival.1september.ru/articles/210077/img4.gif


Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
(по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова)


Тест. Что вы за “птица”.


Вопросы

Ответы

Баллы

1. Вам пришлось лечь спать на 4 часа позже обычного. Длительность Вашего сна никто не ограничивает, сможете ли Вы проснуться позже обычного времени и на сколько?

Не смогу, проснусь как обычно.
Проснусь позже на час.
Проснусь позже на 2 часа.
Проснусь позже на 3 часа.
Проснусь позже на 4 часа.

1
2
3
4
5

2. В течение недели Вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени Вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 11 часов вечера?

10 минут или даже меньше.
15 минут.
Полчаса.
Около часа.
Больше часа.

1
2
3
4
5

3. Если в течение долгого времени Вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, какой будет динамика Вашей физической активности и работоспособности?

С вечерне-дневным пиком.
С дневным пиком.
С утренним и вечерним пиками.
С утренне-дневным пиком.
С утренним пиком.

5
4
3
2
1

4. Представьте, что Вы оказались на необитаемом острове. У Вас есть наручные часы. Когда Вы хотели, чтобы на вашем острове светало?


В 9 ч. утра или еще позже.
В 8 ч утра.
В 7 ч. утра.
В 6 ч. утра.
В 5 ч утра или еще раньше.

5
4
3
2
1

5. В течение недели Вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра Вы хотели бы проснуться в 7 часов утра. Разбудить Вас некому. В какое время Вы проснётесь?

Раньше 6.30 утра.
Между 6.30 и 6.50 утра.
Между 6.50 и 7 ч. утра.
Между 7 и 7.10 утра.
После 7.10 утра.

1
2
3
4
5

6. Ежедневно в течение 3 часов Вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех Ваших сил и внимания). Какие часы Вы бы выбрали для этой работы?

С 8 до 11 ч. утра.
С 9 утра до 12 ч. дня.
С 10 утра до часа дня.
С 11 ч. утра до 14 ч. дня.
С 12 до 15 часов дня.

1
2
3
4
5

7. Если Вы бодрствуете в обычное для Вас время, то когда Вы ощущаете упадок сил(вялость, сонливость)?

Только после сна.
После сна и после обеда.
В послеобеденное время.
После обеда и перед сном.
Только перед сном.

5
4
3
2
1

8. Когда Вы вольны сколько хотите, в какое время Вы обычно просыпаетесь?

В 11 ч. утра или позже.
В 10 ч. утра.
В 9 ч. утра.
В 8 ч. утра.
В 7 часов утра или раньше.

5
4
3
2
1

Учитель. На многих крупных предприятиях учитывают биоритмы людей. Стараются подобрать персонал для ночных смен исключительно из“сов”. У “жаворонков”, вынужденных работать ночью, чаще, чем у “сов”, возникают заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.


IV. Заключение.

Просмотр видеофильма про биологические часы.

V. Домашнее задание.

1. Составить свои биоциклы, пользуясь указанной схемой.


  • От дня рождения на 23-й день – физический подъем сил,

  • на 28-й день – эмоциональный,

  • на 33-й день – интеллектуальный.

2. Записать в тетради свой распорядок дня и сравнить его с приведенным ниже образцом. Из этого сделать вывод.

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в первую смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.00

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.00-7.30

Утренний завтрак.

7.30-7.50

Дорога в школу.

7.50-8.00

Учебные занятия в школе и общественная работа.

8.00-14.00

Дорога из школы домой (прогулка).

14.00-14.30

Обед.

14.30-15.00

Пребывание на воздухе.

15.00-16.00

Приготовление уроков.

16.00-18.30

Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях.

18.30-19.30


Ужин и свободные занятия.

19.30-21.00

Сон.

21.00-7.00

Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во 2-ю смену

Режимные моменты

Время

Пробуждение.

7.30

Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели.

7.30-8.00

Утренний завтрак и помощь семье.

8.00-9.00

Приготовление уроков.

9.00-11.30

Свободное занятие и прогулки.

11.30-12.30

Обед.

12.30-13.00

Дорога в школу(прогулка).

13.00-13.30

Учебные занятия в школе, общественная работа.

13.30-18.30

Дорога домой.

18.30-19.00

Ужин и свободные занятия.

19.00-21.00

Приготовление ко сну.

21.00-21.30

Сон.

21.30-7.30

Спасибо! Берегите себя! Прислушивайтесь к своим биоритмам, и тогда тело наполнится энергией, разум – творческой силой, а сердце – любовью ко всему окружающему.