birmaga.ru
добавить свой файл

1
n="Путешествие в страну Книги" Автор карточек~sz=122912;pg=1;te=Автор карточек: Г. Г. Граник, О. В. Соболева "Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями " или "Учимся понимать текст"~cat=~t=~!~Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2»

Фатежского района Курской области
Внеурочная деятельность. Научно-познавательное направление

"Путешествие в страну Книги"

Автор карточек: Г.Г.Граник, О.В. Соболева "Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями " или "Учимся понимать текст"

Класс : 1 Б класс

Учитель: Колычева Любовь Борисовна

Дата проведения: 21 ноября 2012 года

Тема занятия: Беседуем с текстом

Основные цели и задачи занятия:

  • учить диалогу с текстом;

  • прогнозированию на уровне слова и целого текста;

  • развивать воссоздающее и творческое воображение;

  • чуткое отношение к слову;

  • работать над выразительными средствами языка.

Обучение УУД:

  • умение ставить учебную задачу и добиваться ее выполнения,

  • осуществлять самоконтроль,

  • развивать умение сравнивать, анализировать;

  • развивать речь учащихся;

  • воспитывать трудолюбие, способствовать здоровьесбережению

Коммуникативное развитие учащихся:

  • стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

  • использование различных диалоговых приёмов;

  • умение организовать общение учащихся друг с другом;

  • формирование умений слушать собеседника, договариваться,

убеждать его;

  • культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • сохранять заданную цель;

  • видеть ошибку и исправлять ее;

  • контролировать свою деятельность по результату;

  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Развитие познавательной сферы:

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся на уроке;

  • наличие и эффективность групповых, коллективных и индивидуальных форм работы учащихся на уроке;

  • создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностное развитие учащихся:

  • формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

  • эмоционально-положительное восприятие учения;

  • объективная оценка результатов деятельности;

  • степень организованности и заинтересованности в данном учебном предмете;

  • рефлексия.

Демонстрационный материал:

1. Карточки "Путешествие по голубой стране" 15а, 15б;

2. Пособие "Волшебный шнурок",

3. Маски животных, фотоаппарат, фотографии животных.

4. Портреты писателей.

Ход занятия


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

^ 1. Мотивация к учебной деятельности

Работа над инструментами чтеца:

- контролируй осанку

Встань, расслабь мышцы спины, плеч.

Потянись вверх, откинь тело назад, "надень" его на позвоночник, как пальто на вешалку.

Обопрись на нижнюю часть спины (поясницу).

-Управляй дыханием

Сделай глубокий, энергичный вдох через нос.

Задержи воздух на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

Равномерно, спокойно выдохни через рот.

^ Развивай дикцию

иу, иу, иу, уи, уи, уи, ио, ио, ио, ои, ои, ои, иы, иы, иы, ыи, ыи, ыи.

а´оуэиы, ао´уэиы, аоу´эиы

-Тренируй голос

У нас сегодня гости.

У нас сегодня гости!

^ У нас сегодня гости?

У нас сегодня гости?

У нас сегодня гости?

- Да, ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

"Обрати же своё сердце к книгам... Смотри, нет ничего выше книг! О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы мог показать их красоты!"

Эти слова прозвучали в Древнем Египте, во времена фараонов. А произнёс их отец, который вёз на лодке своего сына в столицу, чтобы отдать в школу.

- Чтобы ответил отцу современный сын?


Дети контролируют осанку;

управляют дыханием;
развивают дикцию;


тренируют голос;

здороваются с гостями.

Высказывания детей.
Человека растит не то, что он получает готовое, а то, что он добывает работой ума, чувства, воображения. А такая работа происходит больше всего в общении с книгой.

^ 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Мы продолжаем путешествие по Голубой стране, которая нас учит беседовать с текстом.

- Что мы уже знаем и умеем делать? - Возьмите карточку 15 а, рассмотрите её. Что вы заметили необычного?


-научились быть внимательными к слову, знаем , что такое "текст", умеем задавать тексту вопросы, прогнозировать, включать мысленный экран

-Что текст не разбит на части подсказками автора.

^ 3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

-Какую задачу мы должны решить?

-По силам нам такая работа?


Найти в тексте вопрос, который спрятался?

Да. Потому что...

Мы умные,

Мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

^ 4. Построение проекта выхода из затруднения «открытие» детьми нового знания


Итак, как мы будем работать с текстом?

Текст "Фотограф"

Нелегко снимать зверей.

^ Заяц просит: "Поскорей!"

Мышь пищит:"Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка".

"Уколю, - грозится ёж, -

Если снимок не пришлёшь!"

(В.Берестов)



- Прогнозировать по заголовку.

- Читать текст по предложениям.

- Искать в тексте вопрос.

- Проверять правильность выполнения задания.

- Высказывать свои предположения и сверять их с текстом.

- Искать и объяснять незнакомые слова.

- Читать текст выразительно.

^ 5. Реализация построенного проекта

- Читаем заголовок. Текст "Фотограф"

- Что нужно сделать? Предположите , о чём пойдёт речь в стихотворении?

- Читаем текст. Нелегко снимать зверей.

-Какие слова вас заинтересовали?

- Сверим свою работу. Правильно ли мы нашли вопрос.

- Какие будут предположения?

- Чтение текста до конца с остановками, сверяя прогнозы.

- А теперь прочитай текст ещё раз и коротко ответь на поставленный вопрос.

- Проверь себя, выбери правильный ответ:

1) потому что заяц торопится;

2) потому что мышь боится кошки;

3) потому что фотограф испугался ежа;

4) потому что у каждого зверя своя просьба к фотографу.

-Дети включают мысленный экран,

представляют фотографа.

Фотограф - специалист по фотографии, любитель.

- Предполагают, о чём будет текст.

Нелегко - тяжело

Снимать - фотографировать

(многозначное слово: снимать с полки, с вешалки, с грядки ...)

- В этом предложении спрятался вопрос. Почему зверей трудно снимать (фотографировать)?

-Высказывания детей

-Дети читают текст.

-Выбирают правильный ответ.

-Доказывают и обосновывают свой выбор.

^ 6. Первичное закрепление во внешней речи

а) Подготовка к чтению по ролям.

- С какой просьбой обращается заяц?

-Мышка? Ёж?
б) Чтение хором.

- Вам понравилось это стихотворение? Кто его написал?

в) Чтение по ролям

Давайте порадуем автора, прочитаем текст по ролям.

-Какие герои в стихотворении?

г) Инсценирование стихотворения.

д) Распространение предложений (по группам).

- Фотограф сделал снимки и короткие подписи к ним. Давайте поможем фотографу распространить и оживить эти предложения.

Мышь пищит. Заяц спешит. Ёж грозится.


Фотограф жалуется.

- Заяц спешит.

- Мышка дрожит от страха.

- Ёж сердится и грозится уколоть фотографа.

Валентин Берестов

- Фотограф, заяц, мышь, ёж.

Дети работают в группах, распространяют и оживляют предложения. (Каждый ребёнок отдельное слово)

Маленькая мышка жалобно пищит в тёмном углу.

Трусливый заяц спешит убежать от злого волка.

Колючий ёж грозится уколоть любопытного фотографа.

^ 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

ФИЗМИНУТКА "Зайка"

Работа с волшебным шнурком.

Много сделал фотограф снимков, и все удачные. Давайте подумаем, а как свои фотографии подписали бы сами животные?

-Чтобы проверить ответы, поверните блок и посмотрите совпадает ли шнурок с линиями-подсказками на обороте.

- Кто из этих животных зверь и почему?

А как свою фотографию подпишет мышка, ёж и зайчик?

^ Физминутка "Зайчик"

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать, заинька горазд.

Он подпрыгнул 10 раз.



Осуществляют действие по заданному правилу;

Сохраняют заданную цель;

видят ошибку и исправляют ее.
Волк, корова, лошадь - звери, т.к. их тело покрыто шерстью.
Пи-пи-пи! Фыр-фыр-фыр! ?

^ 8. Включение в систему знаний и повторение

Работа с карточкой 15 б

Фотографы, как правило, великие путешественники. Вот и писатель Сергей Баруздин снимать животных отправился в Африку и там подслушал и записал их разговор. Но отдельные слова не расслышал и просит у нас помощи. Поможем?

-Читаем заголовок. Текст "Жираф и тушканчик".

- Знаешь ли как выглядит жираф? А тушканчик?

-Посмотрите на фотографии, вы так их себе представляли?

^ У жирафа спросили:

- Ты почему такой длинный?

- Подумай, что мог ответить жираф?

Проверь себя, читая дальше.

- Чтобы лучше видеть, -

Сказал жираф.

У тушканчика спросили:

- Ты почему такой______________?

Сравни жирафа и тушканчика и заполни пропуски в тексте?

- Чтобы_______________, -

Сказал тушканчик. (С. Баруздин)

-А как вы думаете, звери умеют разговаривать?

- Какими качествами должны обладать писатели, чтобы не только изучить все повадки животных, но и записать их желания человеческим языком?


Дети включают мысленный экран. представляют жирафа и тушканчика, соотносят свои представления с фотографиями.

Тушканчик - это маленький зверёк, похожий на зайца, только с длинным хвостом. У него, как и у зайца, много врагов среди хищных зверей.


Дети читают текст и высказывают свои гипотезы, заполняют пропуски и проверяют себя.

- Ты почему такой маленький?

- Чтобы меня...

1) все боялись;

2) все замечали;

3) никто не видел.

Дети читают текст целиком.
Нет.
Вниманием, наблюдательностью, трудолюбием, упорством, любознательностью.

^ 9. Рефлексия деятельности (итог занятия)

-Вы хотите быть на них похожими?

- Продолжите предложение "Мы усердно потрудились...

-Оцените свою работу при помощи квадрата.

-До свидания. Спасибо за работу.

Да.

Беседовать с текстом научились.

Задавать тексту вопросы научились. Распространять предложения научились.

Включать воображение научились.

Читать и инсценировать тексты научились.


В основе карточек (задачника) по литературному чтению Г.Г. Граник, О.В. Соболева "Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями " или "Учимся понимать текст" лежит методика, созданная психологами на основе изучения особенностей процесса понимания текста. Цель методики – помочь учителю в обучении ребёнка приёмам понимания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст.

Карточки-подсказки объясняют новый материал на конкретном примере. Её нужно читать и подробно анализировать вместе с ребёнком.

^ Тренировочные карточк учат понимать в процессе чтения тот или иной приём понимания текста.

Проверочные карточки помогают маленькому читателю понять. правильно ли выполнено задание.

Во всех частях данного пособия карточки, обучающие вниманию к слову, зелёного (изумрудного) цвета.

^ На карточках голубого цвета, которых большинство в первой части, - даны задания, формирующие у ребёнка один из основных приёмов понимания – диалог с текстом.

^ На карточках жёлтого цвета проводится работа над пониманием смысла текста (концептуальной информации). Понять мысли скрытые за фабулой, перевести их на «свой язык» - задача, не всегда посильная для взрослого человека. Для ребёнка она более выполнима на текстах, в которых мысли выражены отчётливо (пословицы, басни, сказки). Карточек жёлтого цвета особенно много во второй части пособия, где обучение пониманию смысла прочитанного является главной задачей.

Особая роль в понимании текста отводится воображению. Порой воображение не включается без усилия воли. Леность воображения в случае, когда приходиться читать какое-либо описание, может привести к ошибкам в понимании фактуальной информации. И наоборот, воображение, разыгравшись, способно увести далеко в сторону от повествования, что тоже негативно отразится на понимании читаемого. Развитию воображения больше всего времени отведено в третьей части. Карточки с заданиями, направленные на развитие воображения, окрашены в розовый цвет. Итак, в каждой части задачника есть основная обучающая задача:

  • В первой – это диалог с текстом,

  • Во второй – работа над смыслом текста,

  • В третьей – развитие читательского воображения,

  • В четвёртой – внимание к слову и видам текстовой информации.







Мышь пищит


Ёж грозится























Валентин Дмитриевич Берестов

(1928 -1998)





Сергей Алексеевич Баруздин

(1926 - 1991)