birmaga.ru
добавить свой файл

1
К Л А С С Н Ы Й Ч А С


Экологическая беседа

на тему "Поможем природе"

Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади!”
Рекомендации. Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы.

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы», плакаты “Лес — наше богатство, его надо беречь!” “Берегите лес от пожара”, «Лес — наряд нашей планеты”, «Лес — дом для зверей и птиц”.
Ход беседы

Учитель:
Сейчас я, ребята, загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то сразу же узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Весной веселеет,

Летом холодит.

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Учитель: Ну, конечно, эта загадка о лесе. Послушайте стихотворение Владимира Орлова — “В лесу”.

Словно сказочной книги

Страница,

Лес открылся,

Листвою звеня.

Понимаю и зверя,

И птицу,

И они понимают

Меня.

Может быть,

На тропинках звериных,

В непроглядной


Лесной глубине,

Вдруг избушка

На ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю,

Ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит

Подрумяненным боком

Средь высокой травы

Колобок.

И нельзя мне в лесу

Заблудится,

Хоть брожу от людей

Вдалеке.

Потому что и звери,

И птицы

На родном говорят

языке.
Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о природе, которая нас окружает. Лес, поле, горы, море — все это природа. Но больше всего, если мы говорим о природе, мы имеем в виду лес, журчащий ручеек, протекающий в лесу. В нашей стране много ученых-лесоводов, лесничих, егерей. Они охраняют старые леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Лес — хранитель влаги. Много книг стихотворений, песен посвящено лесу. Вы знакомы с произведениями Скребицкого, Паустовского, Толстого, Мамина-Сибиряка, Соколова-Микитова.. Нет такого рассказа, произведения, где бы не описывалась природа. Мы должны беречь наши леса!

1-й ученик:

Что мы сажаем, сажая лес?

2-й ученик:

Мачты и реи — держать паруса,

Рубку и палубу, ребра и киль.

Странствовать по морю

В бурю и штиль.

1-й ученик:

Что мы сажаем, сажая лес?

3-й ученик:

Радиомачты — ловить голоса,

Стол, за которым мы будем писать,

Ручку, линейку,

Пенал и тетрадь.
1-й ученик:

Что мы сажаем, сажая лес?

4-й ученик:

Легкие крылья

Летать в небеса.

Дом и качели, челнок и скамью

И деревянную лошадь мою.

1-й ученик:

Что мы сажаем, сажая лес?

5-й ученик:


Чащу, где бродит барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу, где утром птицы кричат.

1-й ученик:

Что мы сажаем, сажая лес?

6-й ученик:

Лист, на который ложится роса,

Воздух для легких, и влагу, и тень.

ВСЕ:

Вот что сажаем в сегодняшний день.
(Песня М.Лукач “ Как хорошо в лесу”.)
Учитель: Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.

2-й ученик: Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому — черника поспела,

А там и малина, брусника, орех!
3-й ученик: Скорей собирайтесь

На утренний поезд!

Давно ожидают вас травы по пояс!

Скорее спешите

В поля и леса,

Пока самоцветами блещет роса!
4-й ученик: Вас встретит, как друга,

Лесная опушка.

Вам тысячу лет

Нагадает кукушка!

Вас очень хотят

Обласкать ветерки,

Живою водой —

Напоить родники!
5-й ученик: Вам дарит огромное

Это богатство

Травы и деревьев

Земное пространство.

Оно постоянно

О Вас беспокоясь,

Зовет вас из дома

На утренний поезд.

Человек присвоил себе право распоряжаться всем живым в природе. В том числе и лесом. Он решает его судьбу. С помощью топора и пилы. По своему усмотрению делает в нем рубки ухода. И больше не у кого спросить: а нужны ли они лесу? Лес живет и развивается по своим законам, И эти рубки ухода ему, что мертвому припарка. С помощью топора и пилы человек формирует лес по собственным потребностям и собственным представлениям о нем. Это нужно не лесу. Это нужно человеку. Каков человек - таково и дело. Какой человек — таков и уход за лесом. Все больше алчных людей приходит в лес. Все более изувеченным и неухоженным становится он. Порой лес "уходят" так, что на него страшно смотреть. Мне искренне жаль леса, ставшего разменной монетой в человеческих отношениях. Ежегодно вырубается 12 тысяч кубометров леса. Говорят, что для удовлетворения потребностей человека. Скоро после такого "удовлетворения" человек забудет дорогу в лес. Кому захочется коротать свой досуг среди древесного хлама, бурелома и других "прелестей" человеческой деятельности?


Деградирующее общество все свои проблемы старается "слить" на природу, на лес в первую очередь. Ставший таким же захламленным и неухоженным, как наше сегодня. А ведь будет еще и завтра. Для наших детей и внуков. И каким оно будет - полностью зависит от нас. От нашего отношения к лесам. От нашего отношения к живой природе.

Вся жизнь человека от рождения до смерти так или иначе связана с природой. Праздники всех религий и обрядов завязаны на ней. В канун Нового года ставим рождественскую елку. В Вербное воскресенье - пучок вербы. На Троицу дом украшаем веточками березы. И каждый из этих обычаев подчеркивает единение природой. Вот жаль только, что в наши фатальные времена из этих таинственных и священных ритуалов стала начисто выпадать святость. И при проведении обрядов этих все больше и больше людей заботятся не об очищении души, а об извлечении вульгарной прибыли.

В начале января можно встретить машины с новогодними елками, направляющимися в сторону свалки. На некоторых еще предновогодние снежинки не успели растаять. Так и простояли невостребованными они все новогодние праздники где-то в ангаре или на складе. И это не просто елочки, а елки. Вершины поверженных лесных великанов, которым жить бы да жить...

Вот-вот расцветет верба. Принарядится перед Вербным воскресеньем. Первой весной запахнет. Таинственным пробуждением живой природы. И птицы будут щебетать как-то веселее, как-то по-особенному. Славить своего Творца, своего Создателя...

А на следующий день после Вербного воскресенья от цветущих верб на обочинах дорог останутся только скелеты.

И опять в сторону свалки зачастят грузовички с нераспроданным пушистым товаром.

И все потому, что опять же дельцы от богоугодных дел ради максимальной выгоды и прибыли наготовят товара с запасом. Чтобы было чем славить Бога! Вот только нужна ли ему такая "слава"?

Вряд ли мы получаем нужное удовлетворение от таких празднеств. Ведь праздники придумывались нашими предками для исцеления душ наших, нашего тела. Чтобы подчеркнуть единение наше с природой. А что мы делаем? Что уж тут говорить о святости.


Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)

Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.) Послушайте рассказ о лесе Анатолия Орлова “Грубая сила”.

Две бригады сажали елочки: бригада лесников, бригада школьников.

Рядом сажали. По одной технологии: мотыгой в узкую щель. Сунет лесник саженец в щель, притопчет его и все. Переходит к следующему деревцу. Но школьники вдруг отвергли этот метод. Несмотря на объяснения, стали сажать по-своему. Уж очень безжалостной показалась им технология лесников. Стали копать ямочки под каждый прутик. И засыпать их аккуратно. Пусть медленно, зато качественно. А лесники - люди бывалые, привычные к лесной работе. Знай с кряканьем вгоняют мотыгу в землю да притаптывают кирзовым сапогом. Чуть ли не последнего размера. Так что из щели иногда только верхушечная почка торчит. "Поглядим, у кого посадки будут лучше", - осуждающе поглядывали школьники в сторону лесников. А осенью, во время инвентаризации, авторитетная комиссия подвела итоги спора. Площадь, засаженная школьниками, была пуста. Елочки не выдержали летнего зноя. Рыхлая земля быстро высохла. Саженцы уже были обречены с момента посадки. А посадки опытных лесников зеленели аккуратными рядами молодых деревьев. В хорошо утрамбованной почве влага сохранялась и в самый зной. Ее хватило и на период приживания молодого деревца. - Он, саженец, хоть и хрупкий, но, как и все живое, грубую силу любит, - проронил старый лесник. - А ласка, она балует. Вот и результат.


Один из школьников читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу-

Пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень счастливые дети.

Любят видеть деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым годом все краше

Молодая планета наша.

(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной

Отдыхать в тени лесной.

А скажи-ка ты ему:

Если лес тебе так мил,

Сам нигде ты почему

Деревца не посадил?

(М.Миршакар)

Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,

У красы-березки зеленые косицы.

Со двора к березке выскочили козы,

Стали грызть березку, а березка - в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка выросла большою.

(П.Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину.

Ученик.

Пастух кору надрезал у березы,

Склоняясь, тянет сладкий сок.

За каплей капля падает в песок

Березы кровь, прозрачная, как слезы.

(Ф.Сологуб)

Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.


Какой-то мальчишка поранил березку,

Изрезал ножом на березке бересту.

Березка, не плачь: за аптечкой схожу,

Глубокую ранку бинтом завяжу.

(В.Суслов)
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудиться,

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте-

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

(Е.Благинина)

- Лес – богатство, его нужно беречь.

- Чтобы сосны, липы, ели,

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Их под звук и гомон птичий

Охраняет друг (лесничий)
Выводы:
1. Лес согревает, кормит и лечит. Лес дает чувство защищенности (от врагов прятались в лесу).
2.Лес – зеленый друг
- А что мы можем дать взамен? (посадить деревца)
В народе говорят: «Много леса - береги, мало леса – посади!».