birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 20 21
I. Макроэкономические индикаторы

I.1 Валовый внутренний продукт

I .2 Внешняя торговля

I .3 Инфляция

I .4 Безработица

II. Социальные аспекты развития
II .1 Тенденции сокращения бедности в Кыргызской Республике

II .2 Индекс человеческого развития

II .3 Индекс человеческого развития с учетом гендерного фактора

II .4 Индекс нищеты населения

Заключение

Рекомендации



  1. Экономическая политика и бизнес среда в чувствительных секторах

III.1. Инвестиционная и торговая политика

А. Инвестиционный климат

Б. Торговая политика

Б.1. Институциональная и правовая структура торговой политики

Б.2. Основные торговые законы

Б.3. Меры торговой политики

III.2.1. Сельское хозяйство

А. Животноводство

Б. Растениеводство

В. Курентоспособность сельскохозяйственного производства

III.2. Производство потребительских товаров и услуг

А Швейная промышленность

Б. Производство товаров народного промысла

В. Внутренняя торговля

Г. Услуги

IV. Влияние ВТО на экономическое развитие
IV.1 Развитие конкурентоспособности местных производителей

IV.2 Становление и развитие конкурентной среды

IV.3 Основные нормативные правовые акты, регламентирующие ведение бизнеса.

IV.4 Защита прав интеллектуальной собственности.

IV .5 Регулятивные и административные препятствия для эффективной предпринимательской деятельности .

IV.6 Факторы, влияющие на конкурентоспособность.

IV.7 Экспортные возможности

IV.8. Международная Конкурентоспособность

риложения

IV. 9 Международная торговля/ приграничная торговля

Приложение III.1. Основное законодательство, связанное с торговлей

Приложение III.2. Доля занятости по секторам, 1995 и 2001-06 гг.

Приложение III.2. Уровень потребления продуктов питания с учетом местного производства и импорта продуктов

I. Макроэкономические индикаторы
I.1 Валовый внутренний продукт
1. Переходный период в Кыргызстане сопровождается очень сложными социально-экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в экономике. В течение этого периода с наибольшей остротой кризисные явления проявились в 1992-1994 гг. 1995-1997 гг. были периодом стабилизации экономики и ее роста, который, к сожалению, был остановлен негативным влиянием финансово-экономического кризиса 1998 г. в России. Однако, начиная с 1999 г. рост экономики возобновился и в 1999-2001 гг. сложился на уровне 3,7-5,4 %; в результате мартовских событий и последующей политической нестабильности 2005 года, рост валового внутреннего продукта (ВВП) прекратился и возобновился в 2006 оказавшись на уровне около 3%, (рис.1).
2. ВВП, характеризующий уровень и темпы экономического развития, сократился с 1991 г. по 1994 г. более, чем на 40 %. Спад производства замедлился в 1995 г. (снижение ВВП по сравнению с предыдущим годом составило 5,4 %), а в 1996-1997 гг. наблюдался значительный рост ВВП (7,1 и 9,9 %, соответственно), обусловленный ростом в базовых отраслях. В тоже время следует отметить, что экономика республики еще не достигла дореформенного уровня. ВВП 2006 года составляет всего около 83 % от уровня 1990 года.
Рисунок 1. Темпы роста ВВП в 1990-2006 гг.

3. На рост реального ВВП существенное влияние оказывают предприятия по разработке месторождения «Кумтор». Их доля в экономике Кыргызской Республики составляет от 5 до 10 %. Например, если в целом по республике за 1997-2003 гг. прирост ВВП составил 38 %, то без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор»  31 %. Наиболее существенный рост ВВП за счет «Кумтора» был обеспечен в 1997 г., когда, без его учета прирост ВВП составил 5,3 % (в целом прирост составил – 9,9 %). Следует отметить, что в 2002 г. из-за аварии на месторождении «Кумтор» ВВП остался на уровне 2001 г., тогда как без его учета темп роста составил 103,1 %. При этом валовая добавленная стоимость в целом по промышленности в 2002 г. снизилась на 10,7 %, а без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» прирост составил 1,3 %. ( УТОЧНИТЬ)

4. В 1991-1996 гг. доля сельского хозяйства в структуре ВВП существенно возросла, составив, соответственно, 35,3 % и 46,2 %. При этом доля промышленности снизилась за соответствующий период с 27,5 % до 11,1 % к ВВП. С вводом в действие проекта «Кумтор» доля промышленности возросла в 1997 г. на 5,4 % и составила 16,5 %, а к 2001 г. превысила уровень в 23 %.
5. На сегодняшний день наиболее очевидной тенденцией развития экономики Кыргызстана является рост доли услуг в ВВП страны. Так, например, если в 2002 году доля услуг в ВВП составляла 35,6 %, то 2006 году она составила 41,2 %. Соответственно доля производства товаров в ВВП страны за тот же период уменьшилась с 55,7 % до 46,6 % (рис. 2).
Рисунок 21. Структура производства валового внутреннего продукта

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

2002 2006



А

Производство товаров

В

Производство услуг

С

Чистые налоги на продукты и импорт

6. В структуре сферы услуг наибольший объем занимает торговля, причем наблюдается тенденция роста ее доли. Так, например, если доля торговли в сфере услуг в 1999 году составляла 37 %, то в 2003 году она составила уже 45 %. Ни один из секторов экономики Кыргызстана (за исключением строительного «бума» последних лет) не показывает таких темпов роста. Доля занятых в торговли наибольшая среди всех секторов сферы услуг, и имеет устойчивую тенденцию к росту (табл. 1.) (рассмотреть долю занятых во внешней торговле и как внешняя торговля влияет на занятость)


Таблица 12. Среднегодовая численность занятого населения по секторам сферы услуг


(по данным интегрированного обследования
домашних хозяйств)

(тыс. человек)




2002

2003

2004

2005

Торговля;
ремонт
автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования


219,6

257,8

281,6

301,5

Гостиницы
и рестораны


25,4

34,1

44,5

49,0

Транспорт
и связь


90,5

97,6

112,9

115,7

Финансовая
деятельность


7,9

10,0

8,5

8,2

Операции
с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям


29,9

28,4

38,5


34,1

Государственное управление

82,1

91,1

91,8

102,3

Образование

144,4

156,4

161,8

161,8

Здравоохранение
и предоставление социальных услуг


78,0

80,9

73,9

85,5

Предоставление коммунальных,
социальных и персональных услуг


36,8

38,5

41,6

44,9

Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства

5,3

10,2

11,0

8,8

Деятельность экстерриториальных организаций

0,1

0,8

0,4

0,5



7. Из вышеприведенного видно, что вследствие распада СССР, основной урон был нанесен промышленному производству, и страна из индустриальной превращалась в аграрно-сырьевую. Проект «Кумтор» и интенсивный рост сферы услуг остановил данную тенденцию.
II.2 Внешняя торговля

8. Обретение независимости позволило Кыргызстану самостоятельно выйти на мировой рынок. Процесс перехода от монополии государства на внешнеэкономические связи к децентрализованной системе нашел свое отражение, в частности, в приватизации и разгосударствлении крупных государственных предприятий и обретении хозяйствующими субъектами права оперировать на внешнем рынке. Право выхода на внешний рынок получили непосредственные производители и потребители товаров, т.е. промышленные предприятия, торгово-посреднические фирмы, а также физические лица. С момента обретения независимости, число предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, увеличилось более чем в 10 раз.


9. Важнейшим шагом к более тесной интеграции явилось вступление Кыргызской Республики, первой из стран СНГ, во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также в Таможенный союз. Одним из положительных моментов присоединения республики к ВТО является обеспечение для делового сообщества безопасной и предсказуемой международной торговли товарами, услугами и капиталом, продолжение процесса либерализации торговли, в рамках которого могут быть созданы благоприятные условия для роста инвестиций, занятости и торговли.

10. С 1998(4?) года и по настоящее время Кыргызстан поддерживает либерализацию своего внешнеторгового режима в соответствии с обязательствами перед ВТО. В настоящее время республика не применяет таможенные пошлины на вывоз товаров и количественные ограничения на экспорт и импорт. Нет ограничений на ввоз и вывоз валюты, предприятия сами решают, с кем торговать. Государственные и частные компании имеют право участвовать в импортно-экспортной деятельности без специальной регистрации или ограничений, за исключением случаев, когда данные товары подлежат импортному и экспортному лицензированию. Процедура лицензирования экспорта и импорта не является ограничением по количеству или стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.

11. (рассмотреть период с 1998 года). В 2000 г. внешнеторговый оборот товарами в целом по республике составил 1069 млн. долларов и уменьшился по сравнению с 1999 г. на 7 млн. долларов. Снижение объемов внешнеторгового оборота наблюдалось также и в предыдущие годы. Так, в 2000 г. в сравнении с 1996 г. он снизился на 328 млн. долларов, или на 24 %, к 1997 г., соответственно, на 294 млн. долларов и на 22 %. В то время как в 2000 г. в сравнении с 1994 г., был получен прирост в размере 44 %, в 1995 г. – 10 %. За период с 2001 г. по 2003 г. наблюдался рост внешнеторгового оборота, который в 2003 г. составил 1304,5 млн. долларов и увеличился по сравнению с 2002 г. на 227,6 млн. долларов, или на 21 %, а по сравнению с 2001 г.  на 353 млн. долларов, или на 37,1 %. В последующие годы описанные тенденции продолжались и в 2006 году внешнеторговый оборот составил более 2,5 млрд. долл. США.

12. Наиболее важным достижением либерализации внешнеторговой политики является рост открытости экономики, которая измеряется соотношением среднего внешнеторгового оборота к ВВП и является показателем интеграции страны в мировые рынки. При анализе ее динамики можно выделить два периода  с 1992 по 1994 гг., когда уровень открытости экономики снизился с 41,6 % до 29,6 % и с 1995 по 1999 гг. когда данный уровень стабильно развивался  с 31,3 %, до 42,2 %, однако в 2000 г. он снизился до 38,6 %, за счет сокращения импорта. В 2003 г. данный показатель составил 34 %, что выше уровня 2001-2002 гг. (30,9 и 33,4 % соответственно). При этом необходимо отметить, что рост открытости экономики в 1997, 1999 и 2000 гг. достигался за счет экспорта, а в 1998 г.  за счет импорта (табл. 2). Начиная с 2001 года наметилась явная тенденция роста открытости экономики за счет роста импорта. (Графически рост импорта экспорта и ВВП)

Таблица 2. Динамика экспорта и импорта в процентах к ВВП

(в текущих ценах)




1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Экспорт

35,6

33,0

30,8


27,4

27,7

34,2

31,2

36,3

36,8

31,2

30,2

30,5

32,6

Импорт

47,6

41,2

28,4

35,1

45,5

40,1

51,1

48,0

40,5

30,6

36,5

37,6

42,6

Средний.внешторг.оборот



41,6



37,1



29,6



31,3



36,6



37,2



41,2



42,2



38,6



30,9



33,4



34,0



37,6

13. Высокое соотношение объемов экспорта к ВВП показывает, что экономика Кыргызстана подвержена зависимости со стороны других экономик. Данная тенденция подтверждается негативным влиянием российского кризиса в 1998 г., когда кыргызские производители не смогли экспортировать свою продукцию в Россию. Экономика Кыргызстана в большой степени зависит также и от объемов импорта, что является негативным фактором для нашей республики, в особенности, от импорта топливно-энергетических ресурсов.

13. Наиболее тревожной тенденцией в развитии внешней торговли республики является ее несбалансированность. Наблюдается явная тенденция увеличения разрыва между объемами импорта и экспорта. Если в 2001 году сальдо внешней торговли было положительным и составляло 8,9 млн. долл.США, то в последующие годы оно стало отрицательным и в 2006 году достигло значения – 924,1 млн. долл. США, то есть разрыв увеличился более чем в 10 раз. В 2006 году импорт превысил экспорт более чем в 2 раза. Если рассматривать вешнюю торговлю без учета продукции предприятий по разработке месторождения «Кумтор», то вышеуазанные тенденции становятся еще более явными (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика роста экспорта и импорта



I.3 Инфляция
14. Одним из существенных факторов, характеризующих стабилизационные процессы, является снижение темпов инфляции. До 90-х гг. темпы инфляции были низкими, не превышали трех процентов. В январе 1992 г. Правительство республики провело либерализацию цен, в результате которой, контроль за большинством цен был полностью отменен. Вследствие этого потребительские цены в указанном месяце возросли на 205 %. Продовольственные товары подорожали в 30 раз, плата за отопление, воду, электроэнергию, газ была выделена из общих расходов на жилье и увеличилась в 10 раз. За год (по сравнению с декабрем 1991 г.) цены на потребительские товары и услуги увеличились в 21 раз.

15. В 1993 г. под влиянием ограниченного отечественного производства, сокращения объемов импорта и роста импортных цен, особенно на энергоносители, давление инфляции продолжалось. Регулируемые цены на важнейшие товары были отпущены еще больше. Так, цены на хлебные продукты увеличились по сравнению с предыдущим годом в 7,9 раза, плата за жилье – в 14,9 раза, воду – в 52,2 раза, электроэнергию, газ и прочие виды топлива – в 11 раз. В значительной степени подорожали услуги здравоохранения – в 43,1 раза. Цены на большинство товаров и услуг возросли в 10–17 раз. В результате, индекс потребительских цен и тарифов (ИПЦ) по сравнению с предыдущим годом возрос в 11,9 раза (табл. 3).


Таблица 3. Индекс потребительских цен по укрупненным группам

(в процентах к предыдущему году)




Все товары и платные услуги

в том числе:

продовольственные товары

непродовольственные товары

платные услуги населению

1993

1186,2

1066,0

1139,7

1176,8

1994

280,7

260,7

301,3

280,7

1995

143,5

140,0

132,2

189,4

1996

132,0

141,2

109,8

133,4

1997

123,4

124,9

116,7

130,7

1998

110,5

110,5

106,6

118,4

1999


135,9

141,0

124,0

136,8

2000

118,7

118,5

118,1

124,2

2001

106,9

105,7

104,4

118,7

2002

102,0

100,2

104,5

105,9

2003

103,1

102,8

101,8

108,7

2004

104,1










2005

104,3










2006

105,6










16. С 1994 г. в результате проведения жесткой финансовой и денежной политики уровень инфляции удалось снизить, но продолжавшийся спад производства сдерживал скорость снижения. В 1996 г. рост объемов производства практически во всех отраслях экономики способствовал дальнейшему замедлению темпов инфляции. Ее уровень снижался вплоть до 1998 г. Среднемесячный прирост цен в 1994 г. составлял 4,1 %, в 1995 г. – 2,4 %, в 1996 г. – 2,5 %, в 1997 г. – 1 %, 1998 г. – 1,3 %. Цены на товары и услуги в 1998 г. по сравнению с предыдущим годом возросли на 10,5 %, на столько же подорожали продовольственные товары, а тарифы на платные услуги росли быстрее (118,4 %). Услуги связи подорожали в 1,8 раза, оплата за жилье и воду; электроэнергия, газ и прочие виды топлива, услуги образования и здравоохранения повысились на 1323 %.

17. Влияние российского кризиса 1998 г. сказалось на уровне инфляции в следующем году. Снижение импортных поставок товаров и производства отечественной промышленной продукции, замедление темпов роста розничного товарооборота явилось причиной роста цен. Инфляция в потребительском секторе экономики в 1999 г. составила 35,9 %, среднемесячный прирост – 2,9 %. Хлебобулочные изделия, крупы и табачные изделия подорожали в 1,5 раза, алкогольные напитки – в 1,7 раза. Сахар стал дороже в 1,4 раза, молоко, фрукты, овощи и яйца – в 1,2 раза [100]. Оплата за жилье увеличилась в 2 раза, транспортные услуги – в 1,4 раза, здравоохранения – в 1,3 раза, на строительные материалы, услуги связи и образования – в 1,2 раза. Изменение ИПЦ за 19932003 гг. отражено на рис. 4.
Рисунок 4. Изменение ИПЦ за 19932003 гг.



следующая страница >>