birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3

ЕАГ-VI ОП (2010) 8




ПЕРВАЯ ВЗАИМНАЯ ОЦЕНКА УЗБЕКИСТАНА

Первый отчет о прогрессе

по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Цель данного документа – представить Пленарному заседанию ЕАГ первый отчет Узбекистана, который описывает меры, предпринятые Узбекистаном по исправлению недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки. Пленарное заседание заслушало и утвердило отчет о взаимной оценке Узбекистана в июне 2010 г.

2. Среди базовых и ключевых Рекомендаций ФАТФ (Core and Key Recommendations) Узбекистану была выставлена оценка «частичное соответствие» по Рекомендации 5 (Надлежащая проверка клиентов), Рекомендации 10 (хранение данных), Рекомендации 23 (Регулирование, надзор и мониторинг), Рекомендации 40 (Другие формы сотрудничества), Специальной Рекомендации I (Применение инструментов ООН) и Специальной Рекомендации III (Замораживание и конфискация террористических активов). В связи с данными рейтингами и в соответствии с п. 46 Процедур взаимных оценок ЕАГ (ЕАГ/ПЛЕН(2007) 4 вер.4) Узбекистан подпадает под процедуры усиленного мониторинга и обязан представлять отчеты о прогрессе с периодичностью, установленной Пленарным заседанием. Узбекистану были выставлены оценки «частичное соответствие» и «несоответствие» по 22 Рекомендациям, как указано ниже.


Частичное соответствие (ЧС)

Несоответствие (НС)


Р.5 (Надлежащая проверка клиентов)

Р.8 (Новые технологии и бизнес без прямого контакта)

Р.10 (Хранение данных)

Р.11 (Необычные операции)

Р.12 (ОНФПП – Р.5, 6, 8-11)


Р.15 (Внутренний контроль, комплайенс и аудит)

Р.16 (ОНФПП – Р.13-15 и 21)

Р.17 (Санкции)

Р.23 (Регулирование, надзор и мониторинг)

Р.24 (ОНФПП - регулирование, надзор и мониторинг)

Р.25 (Информационные руководства и обратная связь)

Р.29 (Надзорные органы)

Р.30 (Ресурсы, добросовестность и обучение)

Р.32 (Статистика)

Р.33 (Юридические лица – бенефициарные собственники (выгодоприобретатели))

Р.40 (Другие формы сотрудничества)

СР.I (Применение инструментов ООН)

СР.III (Замораживание и конфискация террористических активов)

СР.VI (Требования ПОД/ФТ для услуг перевода денег/ценностей)

СР.VIII (Некоммерческие организации)

СР.IX (Трансграничное декларирование и информирование)



Р.6 (Политически значимые лица)


3. По итогам обсуждения отчета о взаимной оценке Узбекистана в июне 2010 г. был отмечен существенный прогресс в совершенствовании национального режима ПОД/ФТ. Вместе с тем, в связи с отдельными недостатками в части имплементации 26-й Рекомендации ФАТФ (ПФР) Пленарное заседание поручило Узбекистану представить очередной отчет о прогрессе к декабрю 2010 г.

II. ОБЗОР ПРОГРЕССА УЗБЕКИСТАНА С ИЮНЯ 2010 Г.

4. Данный раздел выделяет наиболее значимые шаги, которые были предприняты Узбекистаном с июня 2010 г. с целью исправления недостатков, выявленных в ходе взаимной оценки.
Общий контекст

5. 14 сентября 2010 года Премьер-министром Республики Узбекистан утвержден План мероприятий «По реализации рекомендаций 12-Пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма по дальнейшему совершенствованию национальной системы Республики Узбекистан в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма». Узбекистан информировал, что в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий создана Рабочая группа из числа ответственных сотрудников уполномоченного органа и других заинтересованных министерств и ведомств во главе с заместителем Генерального прокурора Республики Узбекистан. Стоит отметить, что текст данного Плана предоставлен не был.

6. Также за отчетный период был принят Закон Республики Узбекистан от 28 сентября 2010 года № ЗРУ-262 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств», регулирующий вопросы взаимной правовой помощи и международного сотрудничества. В соответствии с данными поправками нормы в отношении оказания взаимной правовой помощи и экстрадиции, ранее существовавшие разрозненно во внутренних документах различных ведомств, сведены в рамках УПК, что позволит Узбекистану более эффективно сотрудничать с зарубежными партнерами на данном направлении.
7. Кроме того, Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами, осуществляющими в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» надзорные функции в области ПОД/ФТ, внесены соответствующие изменения и дополнения в правила внутреннего контроля (ПВК) для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Базовые рекомендации (Р. 5, Р.10)
Рекомендация 5
8. В ПВК для страховщиков и страховых посредников понятия «клиент» и «бенефициарный собственник» приведены в соответствие с требованиями Рекомендаций ФАТФ.
9. В ПВК для членов бирж внесены изменения, расширяющие перечень случаев, когда члены биржи обязаны проводить НПК. В соответствии с новой редакцией этот перечень дополнен случаем установления деловых отношений.
10. В ПВК для профессиональных участников рынка ценных бумаг внесены изменения и дополнения, предусматривающие проведение НПК при совершении разовых сделок.

11. ПВК для коммерческих банков дополнены перечнем разовых операций, при которых необходимо проводить НПК: 1) размена, замена и (или) конверсия физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы; 2) получение у клиентов для экспертизы наличной иностранной валюты и (или) дорожных чеков на сумму, равную или превышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы; 3) получения клиентами наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам; 4) покупки физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) дорожных чеков, эмитированных иностранными банками и финансовыми институтами.

12. В ПВК для членов бирж, организаций, оказывающих лизинговые услуги, а также ПВК для операторов, провайдеров почтовой связи включен пункт, обязывающий их запрашивать у клиентов сведения о цели и предполагаемом характере деловых отношений, а также информацию о происхождении денежных средств в необходимых случаях.
13. В ПВК для профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в ПВК для страховщиков и страховых посредников введены требования по изучению на постоянной основе деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.
14. В ПВК для всех организаций небанковского сектора внесены изменения и дополнения устанавливающие, что организации обязаны отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации (т.е. при попытке совершения операции) или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с ним деловых отношений.
15. В ПВК для коммерческих банков, ПВК для небанковских кредитных организаций, ПВК для профессиональных участников рынка ценных бумаг, членов бирж, а также ПВК для организаций, оказывающих лизинговые услуги, введены положения, обязывающие организации проводить проверку (верификацию) сведений, предоставляемых клиентом.
16. Внесены изменения и дополнения в ПВК для профессиональных участников рынка ценных бумаг, членов бирж, а также ПВК для операторов почтовой связи, устанавливающие, что сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться ежегодно.
17. В ПВК для коммерческих банков и небанковских кредитных организаций введено императивное требование об отказе от вступления в деловые отношения или проведения операции, либо прекращении деловых отношений с клиентом при отсутствии возможности осуществить надлежащую проверку клиента.
Рекомендация 10

18. Внесены изменения и дополнения в ПВК для операторов, провайдеров почтовой связи, ПВК для профессиональных участников рынка ценных бумаг, членов бирж, ПВК для организаций, оказывающих лизинговые услуги, а также ПВК для страховых организаций, устанавливающие, что данные об операциях должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить все детали операции.

Другие Рекомендации (Р. 8, Р.11, Р.15, Р.22, Р. 12, Р.16)
Рекомендация 8
19. В соответствии с новой редакцией ПВК коммерческие банки обязаны относить к категории высокого риска клиентов, «использующих программные комплексы, дающие возможность осуществления операций без личного присутствия клиента». Кроме того, при наличии сомнений банк обязан коммерческий банк уделять особое внимание «оформлению денежно-расчетных документов, их заверению подписью уполномоченных лиц (руководителя, главного бухгалтера), осуществлению переводов по этим документам только после подтверждения электронно-цифровой подписью лицом, непосредственно имеющим право на электронную подпись, хранению данных документов».
20. ПВК для страховых организаций в части задач внутреннего контроля дополнены следующим пунктом: «применение необходимых мер в целях уделения особого внимания пресечению угрозы использования услуг организации для совершения правонарушения, в частности, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма, с помощью новейших технологий, повышающих степень анонимности».
Рекомендация 11
21. Внесены изменения и дополнения в ПВК для всех небанковских финансовых организаций, предусматривающие обязанность письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента.
Рекомендация 15
22. Внесены изменения и дополнения в ПВК для лизинговых компаний и операторов почтовой связи, предусматривающие обязанность доводить правила внутреннего контроля до сведения своих сотрудников.

23. Также внесены изменения и дополнения в ПВК для лизинговых компаний и операторов почтовой связи, предусматривающие обязанность обучения и повышения квалификации ответственных лиц с целью обеспечения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике ОД/ФТ, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по ПОД/ФТ.

Рекомендация 22
24. В ПВК для страховщиков и страховых посредников введены требования по соблюдению стандартов ПОД/ФТ зарубежными обособленными подразделениями страховой организации (дочерние подразделения, представительства, филиалы, отделения).
Рекомендация 12
25.В ПВК для лиц, оказывающих услуги и принимающих участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества, а также в ПВК для лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями введены требования по проверке (верификации) сведений, предоставляемых клиентом.
26. Внесены изменения и дополнения в ПВК для всех ОНФПП, подпадающих под действие Закона о ПОД/ФТ, предусматривающие обязанность письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента.
Рекомендация 16
27. В ПВК для аудиторских организаций введено требование, согласно которому ответственное лицо по ПОД/ФТ должно занимать руководящую должность и являться штатным аудитором аудиторской организации.
Иная информация
28. Кроме того, Рабочей группой разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Узбекистан, с целью их приведения в соответствие с рекомендациями по итогам взаимной оценки, в том числе в:

Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»;

Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг»;

Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом»;

Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности»;


Закон Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе»;

Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»;

Уголовный кодекс Республики Узбекистан;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ И ВЫВОДЫ
29. За отчетный период Республикой Узбекистан достигнут существенный прогресс по устранению недостатков в части соответствия Базовым Рекомендациям ФАТФ (Рекомендации 5, 10). Также проведена значительная работа в отношении других Рекомендаций (Рекомендации 8, 11, 15, 22, 12, 16).

30. Вместе с тем, не была предоставлена информация по устранению недостатков, связанных с имплементацией Рекомендации 26, что послужило причиной помещения Узбекистана на режим усиленного мониторинга по итогам 12-го Пленарного заседания.

31. В этой связи представляется целесообразным поручить Республике Узбекистан представить очередной отчет о прогрессе на 14-ое Пленарное заседание ЕАГ.
Секретариат ЕАГ

25 ноября 2010 г.

С П Р А В К А
Вопросы совершенствования национальной системы ПОД/ФТ Республики Узбекистан являются одними из приоритетных и в настоящий момент проводится работа в соответствии с рекомендациями взаимной оценки.

В частности, 28 сентября 2010 года был принят и со следующего дня вступил в силу Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-262 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств», регулирующий вопросы взаимной правовой помощи и международного сотрудничества.

Кроме того, 14 сентября текущего года Премьер-министром Республики Узбекистан утвержден План мероприятий «По реализации рекомендаций 12-Пленарного заседания Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма по дальнейшему совершенствованию национальной системы Республики Узбекистан в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма».


В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий создана Рабочая группа из числа ответственных сотрудников уполномоченного органа и других причастных министерств и ведомств во главе с заместителем Генерального прокурора Республики Узбекистан.

Во исполнение данного Плана мероприятий Департаментом по борьбе с по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами, осуществляющими в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» надзорные функции в области ПОД/ФТ, внесены соответствующие изменения и дополнения в правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В частности, в обязанности лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля включены следующие требования:

запрашивать у клиентов сведения о цели и предполагаемом характере деловых отношений, а также информацию о происхождении денежных средств в необходимых случаях;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации;

отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с ним деловых отношений;

осуществлять верификацию (проверку) предоставляемых клиентом сведений.

Правила дополнены пунктом, согласно которому операция с денежными средствами или иным имуществом признается подозрительной при невозможности завершения идентификации или получении по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений.


Внесены также ряд других изменений и дополнений, вытекающих из рекомендаций 12-Пленарного заседания ЕАГ.

Кроме того, Рабочей группой разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов Республики Узбекистан, в том числе в:

Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»;

Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг»;

Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом»;

Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности»;

Закон Республики Узбекистан «О государственной таможенной службе»;

Закон Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма»;

Уголовный кодекс Республики Узбекистан;

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан.

В частности, вносимые поправки направлены на криминализацию таких видов «установленных категорий правонарушений» как инсайдерские сделки и манипулирование рынком, приведение формулировки статьи 243 УК в соответствие с Венской и Палермской конвенциями, создание комплекса административных мер по бессрочному и безотлагательному замораживанию активов лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности, наделение таможенных органов полномочиями по аресту или задержанию денежных средств в случае подозрения в связи с отмыванием денег или финансированием терроризма, а также обозначение ПОД/ФТ в качестве одной из функций таможенных органов, установление ответственности юридических лиц за участие в легализации преступных доходов и др.

Также, в целях расширения полномочий контролирующих, лицензирующих и регистрирующих органов, осуществляющих в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» надзорные функции в области ПОД/ФТ, рабочей группой разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные акты, регулирующие их деятельность, предусматривающие применение всего спектра санкций в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение требований законодательства в этой сфере.


Данные проекты после завершения процедуры согласования с соответствующими министерствами и ведомствами в установленном порядке будут направлены в Законодательную Палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (законопроекты) и Кабинет Министров (проекты постановлений).

Помимо этого, разработано Положение о порядке организации мониторинга и контроля за соблюдением правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которое будет утверждено совместным постановлением соответствующих министерств и ведомств и направлено для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Узбекистан.



следующая страница >>