birmaga.ru
добавить свой файл

1
ГЛАВА I. Общая характеристика безопасности в исправительном учреждении


§ 1. Понятие безопасности

Безопасность в исправительных учреждениях представляет собой составную часть общественной безопасности как состояния, обусловленного определенным строем общественных отношений и обеспечивающего отсутствие опасности. Более точно общественную безопасность можно определить как «систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных отношений и общественных организаций».1

Несмотря на то, что целью отношений общественной безопасности является обеспечение нормальной жизнедеятельности личности и функционирования государственных и общественных институтов, отличительной чертой рассматриваемых отношений является то, что они возникают в связи с использованием объектов, представляющих повышенную опасность для общества или наступлением стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.2 Именно в этих случаях возникают отношения общественной безопасности, регулируемые юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения или устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде. Соответственно, исходя из возможности возникновения чрезвычайных обстоятельств и стихийных бедствий, выделяют государственную, международную, политическую, экономическую, экологическую, военную, ядерную, транспортную, технологическую, личную и другие виды безопасности.

Особый вид отношений общественной безопасности – это отношения, связанные с защитой общества от преступных посягательств. Общественное спокойствие, неприкосновенность жизни и здоровья людей, нормальный труд и отдых граждан, а также нормальную деятельность государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий затрагивает в той или иной степени каждое преступление, совершаемое в обществе, так как любое из них является общественно опасным. Общественная безопасность, с точки зрения Н.Ф. Кузнецовой и В.А. Куринова, связана не только с соблюдением технических норм и правил, но и с такой системой поведения граждан в обществе, при которой устраняется угроза жизни и телесной неприкосновенности большего или меньшего числа людей3. И здесь можно говорить в целом о таком направлении общественной безопасности, как защита общества от преступных посягательств или как еще ее называют – социальной безопасности в обществе.3


Как отмечается в юридической литературе, рассмотрение отношений в сфере общественной безопасности возможно не только исходя из их содержания, но и источников, объектов и других признаков. Поэтому, на наш взгляд, можно анализировать специфику предмета и процесса обеспечения общественной безопасности в каких-либо социально обособленных системах.

В данном случае – в исправительных учреждениях, исполняющего уголовное наказание в виде лишения свободы, в отношении лиц, представляющих повышенную общественную опасность. При этом представляется вполне оправданным рассмотрение сотрудников и вольнонаемных рабочих и служащих исправительных учреждений, в качестве основного субъекта отношений общественной безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы, поскольку, как об этом свидетельствуют статистические данные ФСИН России, зачастую против них направлены преступные действия осужденных.4

Проблема безопасности лиц, работающих в исправительных учреждениях, носит комплексный характер. Она не исчерпывается только защитой от преступных посягательств со стороны осужденных и включает в себя защиту персонала от действий опасных технических, медицинских и других неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников, рабочих и служащих исправительных учреждений.5

Недостаточно высокий уровень техники безопасности при организации производства, распространенность среди осужденных социально опасных инфекционных заболеваний, недостатки в их медицинском обслуживании, нередко усугубляемые нежеланием осужденных проходить лечение, в совокупности с возросшей их криминогенной опасностью создают серьезные проблемы нарушения безопасности и работников исправительных учреждений. Это является своеобразным «фоном», влияющим на общий уровень обеспечения безопасности лиц, работающих с осужденными.

Исходя из изложенного, представляется, что анализ безопасности персонала исправительных учреждений должен быть ограничен отношениями:


- по своему содержанию – связанными с защитой их от преступных и иных общественно опасных действий осужденных;

- по объекту – вызванными посягательствами на жизнь и здоровье работников исправительных учреждений;

- по источнику – порождаемыми действиями лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- по масштабам – имеющими место в обособленной социальной системе – исправительных учреждениях.6

Однако недостаточно выделить отношения, гарантирующие безопасность работников исправительных учреждений. Необходимо также проследить, из чего складывается процесс ее обеспечения. Для этого, в первую очередь, необходимо указать на режим – порядок исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Без преувеличения можно сказать, что режим, являясь определенным порядком исполнения и отбывания в исправительном учреждении, служит основой обеспечения безопасности персонала. Правила режима обязательны как для администрации учреждения, так для осужденных и иных лиц и ориентированы на укрепление правопорядка и законности в местах лишения свободы. Их соблюдение способствует созданию безопасного порядка исполнения и отбывания лишения свободы. Поэтому безопасность персонала исправительных учреждений – это один из наиболее важных результатов детального нормативного правового регулирования режима и эффективной реализации его на практике.

Обеспечение безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, равно как и самих учреждений, обусловлено не только спецификой последних, но и требованиями законодательства, регулирующего общественные отношения в области уголовных наказаний (например, п. 3, подп. 4; п. 7, подп. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний; ст. 13, 33 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-12; ст. 82, 84 УИП РФ).7 Вместе с тем анализ уголовно-исполнительного законодательства свидетельствует о его некотором несоответствии нормам законодательства, регулиющего общественные отношения в области безопасности. В первую очередь следует отметить отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве определения понятия «безопасность исправительного учреждения». Тогда как создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, является обязанностью данных учреждений (ст. 12, п. 2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»).8 Опыт правоприменительной практики говорит о том, что ее эффективность напрямую зависит от четкости формулировок норм права, исключающих их неоднозначное толкование. Например, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 в ст. 1 определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.9

Таким образом, безопасность исправительного учреждения можно определить как состояние защищенности учреждения, его объектов, осужденных, персонала и граждан, находящихся на территории данного учреждения, от внутренних и внешних угроз. Поскольку исправительные учреждения являются федеральными государственными учреждениями, содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности данных учреждений является обязанностью государства, в частности, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Федеральной службы исполнения наказаний. Эффективность решения задач по обеспечению безопасности исправительных учреждений, по нашему мнению, зависит от эффективности решения как организационных, так и правовых вопросов деятельности учреждений и органов ФСИН России. С этой целью нам представляется необходимым законодательное закрепление понятия «безопасность исправительного учреждения» в УИК РФ. Вполне возможно, что для более четкого определения перечня внутренних и внешних угроз безопасности исправительного учреждения, а следовательно, и мер безопасности потребуется дополнение разд. IV «Исполнение наказания в виде лишения свободы» УИК РФ отдельной (самостоятельной) главой «Безопасность исправительного учреждения и меры ее обеспечения». Это, на наш взгляд, позволит обеспечить организационно-структурное построение сил и средств исправительных учреждений, адекватных реальным и потенциальным угрозам объектов безопасности данных учреждений, исходящим от внутренних и внешних источников опасности. Принимая во внимание, что проблема обеспечения безопасности исправительного учреждения, безусловно, является комплексной, ее решение также должно носить комплексный характер.10 Научно обоснованный подход к решению организационных проблем обеспечения безопасности исправительного учреждения обусловливает необходимость исследования и анализа всей совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам такого учреждения, его объектам и лицам, находящимся на его территории (осужденным, персоналу, иным гражданам). В частности, для оценки внутренней угрозы в первую очередь необходимо обратиться к характеристике самой уголовно-исполнительной системы, в том числе лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. По данным ФСИН России, на 1 мая 2012 г. в учреждениях УИС содержится 893,6 тыс. чел., в том числе в 758 исправительных колониях –728,8 тыс. чел., в 217 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 160 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, – 159,6 тыс. чел., в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 10,0 тыс. чел. В исправительных учреждениях отбывают наказания 66,2 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 11 домов ребенка, где проживают 732 ребенка.11


Общее количество зарегистрированных преступлений, совершенных в исправительных учреждениях, несмотря на некоторое снижение, остается высоким. В частности, в 2010 г. в учреждениях, исполняющих наказания, по данным ФСИН России, зарегистрировано 1134 преступления, из них: дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, – 175 случаев; захваты заложников – 3; убийства – 24, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть по-

терпевшего, – 18; побеги из мест лишения свободы – 289; приобретение, сбыт наркотических средств – 197. По данным специальных учетов, каждый

четвертый осужденный отбывает наказание за убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый – за грабеж или разбой, около половины осужденных отбывают наказания второй раз и более. Таким

образом, можно сделать вывод, что одним из основных источников внутренней угрозы безопасности исправительного учреждения, его объектов, осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории этого учреждения, являются сами осужденные. Этим и обусловливается система

мер безопасности, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством, в числе которых в первую очередь представляется целесообразным отметить такие, как: режим в исправительных учреждениях

и средства его обеспечения (ст. 82 УИКРФ), оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ), меры безопасности и основания их применения (ст. 86 УИК РФ), охрана объектов УИС, конвоирование осужденных и т. п. (ст. 12 Закона РФ «Об учреждениях

и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).12

Для реализации вышеперечисленных мер в учреждениях, исполняющих наказания, созданы соответствующие структурные подразделения, в чьи функции входит обеспечение безопасности объектов УИС, осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений. Среди них необходимо выделить такие, как: отдел охраны, отдел безопасности (в


исправительных колониях), отдел режима (в следственных изоляторах и тюрьмах), оперативный отдел и др., – каждый из которых выполняет свои специфические обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение безопасности исправительного учреждения входит в число задач, являющихся исключительной компетенцией государства, эффективность решения которых зависит в первую очередь от четкой системы нормативно-правового регулирования данной области общественных отношений, а также от уровня и качества профессионального образования сотрудников структурных подразделений, предназначенных для обеспечения безопасности объектов УИС и находящихся на территории этих объектов лиц.13 По нашему мнению, решение этих проблем должно быть направлено на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, а также формирование учебных планов профессионального обучения специалистов, обеспечивающих адресную подготовку кадров для конкретных структурных подразделений исправительных учреждений. Безусловно, это далеко не

полный перечень проблем, тем не менее они закономерно относятся к числу первоочередных. В перспективе нам представляются целесообразными организация комплексных фундаментальных и прикладных исследований проблем обеспечения безопасности исправительных учреждений.

§ 2 Правовое аргументирование безопасности

Обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений – это одно из средств обеспечения режима, не единственное, поскольку порядок исполнения и отбывания наказания также нацелен на соблюдение требований изоляции, надзора, охраны и др. (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), но достаточно важное, ориентированное на профилактику преступлений, нарушений и злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 1, ст. 82, 84, 116 УИК РФ).14

Поскольку основой безопасности персонала исправительных учреждений является строгое соблюдение режима, то соответственно – близкие и основные средства обеспечения безопасности и режима, хотя по своему содержанию они полностью не совпадают. Во-первых, режим зачастую в рамках одного и того же средства обеспечивается с помощью более широкого комплекса мер правового и организационного характера. Например, в рамках уголовно-правовых мер обеспечения режима отбывания наказания в виде лишения свободы предусматривается ответственность за побег из мест заключения (ч. 1 ст. 313 уголовного кодекса (далее: УК) РФ, по своей целевой направленности непосредственно обеспечивающая режим отбывания наказания и лишь косвенно – безопасность работников исправительных учреждений.15 Меры безопасности, применяемые к осужденным (ст. 86 УИК РФ), являясь важнейшим средством обеспечения режима в исправительных учреждениях, на обеспечение безопасности персонала учреждения «работают» лишь отчасти, в тех случаях, когда объектом защиты с помощью средств безопасности является кто-либо из работников исправительного учреждения. Однако это может служить основанием для исключения их либо других мер из средств обеспечения безопасности персонала исправительного учреждения. С учетом высказанных предварительных положений представляется, что в числе основных средств обеспечения безопасности персонала исправительных учреждений должны быть названы уголовно-правовые меры и, прежде всего, закрепление в качестве преступлений тех общественно опасных деяний, которые направлены на причинение вреда жизни и здоровью работников пенитенциарной системы.16


В числе основных средств обеспечения безопасности работников исправительных учреждений следует назвать меры исправительного характера, которые в единстве правовых и организационных аспектов существенно дополняют уголовно-правовые меры. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает применение к осужденным мер безопасности. Традиционно эти меры относятся также к средствам обеспечения режима. Такая двойственность целевой направленности мер безопасности вполне оправдана: с одной стороны, они обеспечивают режим, а с другой, призваны предотвратить причинение вреда осужденными как окружающим (в том числе и персоналу исправительного учреждения), так и самим себе. В законе (ст. 13 УИК РФ, §25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) определяются основания, условия и цели их применения.17

Надзор за поведением осужденных является одним из важнейших средств обеспечения режима поскольку регулируется уголовно-исполнительным законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минюста России. Надзор – это система мер наблюдения и постоянного контроля за поведением осужденных, осуществляемая сотрудниками отделов безопасности (режима) исправительного учреждения, направленная на обеспечение требований изоляции, соблюдение прав, свобод и законных интересов и контроль за выполнением возможных обязанностей.

В науке уголовно-исполнительного права понятие и цели надзора трактуются несколько шире. Выделяют, например, цели предупреждения преступлений, нарушений порядка отбывания наказания, оказание психолого-педагогического (специально-предупредительного) воздействия на осужденных.18 Поэтому надзор как средство предупреждения преступлений, в том числе и направленных против персонала исправительных учреждений, рассматривается в качестве одного из важнейших средств обеспечения безопасности работников ИУ.19 Возможно, именно упущения в организации надзора являются одним из условий совершения преступлений против работников ИУ. И это не удивительно, так как надзор за поведением осужденных имеет первостепенное значение в обеспечении неуклонного соблюдения осужденными правил поведения, в выявлении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в создании необходимых условий для организации всего процесса исправления осужденных. Более полное привлечение к участию в надзоре за осужденными сил администрации ИУ, самодеятельных организаций осужденных, широкое использование технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ) является непременным условием эффективного решения стоящих задач, в том числе и по обеспечению безопасности лиц, работающих в ИУ.20


Одним из средств обеспечения безопасности работников ИУ выступает строго регламентированный внутренний распорядок ИУ. Он представляет собой установленную правовыми нормами и законными указаниями администрации ИУ систему специальных правил, направленных на конкретизацию предусмотренного законодательством карательного воздействия, порядка и условий применения основных средств исправления, выполнение специфических и общегражданских обязанностей и осуществления прав осужденными, а также по предупреждению с их стороны новых преступлений и иных правонарушений, на обеспечение деятельности исправительного учреждения в целом, его отделов и служб и должностных лиц, в частности, на создание наиболее благоприятных условий для осуществления карательно-воспитательного процесса5.

Содержание внутреннего распорядка определяется в гл. 12 УИК РФ и § 5 Правил внутреннего распорядка исполнительных учреждений. В них выделяется ряд элементов:

-порядок приема осужденных в ИУ;

-правила поведения осужденных;

-перечень работ и должностей, на которых запрещается использовать осужденных;

-перечень и количество предметов и вещей, которые осужденные могут иметь при себе;

-порядок изъятия запрещенных предметов;

-правила проведения свиданий, досмотра посылок, передач, бандеролей и цензура корреспонденции.

По мнению Зубкова А.И. и Дорофеева Н.К., кроме вышеуказанных элементов, к внутреннему распорядку также относятся:

-перечень предметов, запрещенных к получению осужденными;

-порядок поведения осужденных, которым разрешено передвижение без конвоя или без сопровождения за пределами ИУ (ст. 96 УИК РФ);

-порядок взаимоотношений осужденных и лиц, работающих с ними.

Конечно, некоторые из указанных элементов внутреннего распорядка лишь косвенно влияют на обеспечение безопасности работников ИУ, однако все они в своей совокупности обеспечивают неукоснительное соблюдение осужденными режима в ИУ, а тем самым и безопасность работы в них аттестованного и вольнонаемного состава ИУ. Вместе с тем, среди них можно выделить те элементы, игнорирование которых со стороны администрации ИУ является непосредственным условием совершения преступлений и правонарушений против персонала ИУ. К их числу следует отнести несоблюдение правил хранения оружия, заточного оборудования, производства обысков и технических осмотров, досмотров личных вещей, порядка передвижения осужденных в пределах исправительного учреждения, правил взаимоотношения между осужденными и персоналом.21


Одной из целей наказания (ст.43 УК РФ), является предупреждение совершения осужденными во время наказания новых преступлений. Выполнение этой цели достигается как за счет организации нормальной деятельности ИУ в целом, так и с помощью профилактики преступлений в ИУ, представляющих собой деятельность оперативных аппаратов, отделов безопасности (режима – в тюрьмах и СИЗО) во взаимодействии с другими структурными подразделениями исправительного учреждения, государственными органами власти и общественными организациями, а также с самодеятельными организациями осужденных, направленную на выявление причин преступлений, совершаемых осужденными во время отбывания наказания, и условий, им способствующих, разработку мер по их устранению (общая профилактика), выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и принятие к ним мер индивидуально-профилактического воздействия (индивидуальная профилактика).

В связи с повышением преступной активности осужденных и участившимися случаями нападений на работников ИУ важное значение приобретает профилактика преступных проявлений в отношении персонала ИУ. Поэтому профилактику преступлений и иных правонарушений в ИУ можно отнести к числу средств исправительного характера, с помощью которых обеспечивается безопасность лиц, работающих с осужденными. В деятельности администрации ИУ по профилактике преступлений среди осужденных традиционно выделяют общие и индивидуальные меры профилактики. Эти меры, на наш взгляд, применимы и в отношении профилактики преступлений, направленных против работников ИУ, поскольку они также совершаются в местах лишения свободы. Источником опасного посягательства выступают лица, отбывающие наказание и вынашивающие планы продолжить преступную деятельность в местах лишения свободы.

При осуществлении изоляции осужденных, осуществлении за ними надзора в целях предотвращения преступлений и иных антиобщественных поступков, реализации других средств обеспечения режима, предусмотренных ст. 82 УИК РФ, не обойтись без использования технических средств. Выступая средством обеспечения режима в ИУ, технические средства надзора и контроля оказывают определенное влияние на обеспечение безопасности лиц, работающих с осужденными.22


Следует отметить, что, оказывая определенное влияние на обеспечение безопасности персонала ИУ, технические средства надзора и контроля играют при этом неодинаковую роль. Одни из них (например, тревожная сигнализация на рабочих местах сотрудников) непосредственно влияют на повышение защищенности работников ИУ, другие эту роль выполняют в качестве дополнительной функции. Так, средства связи наряду с основным назначением – передачей разнообразной управленческой информации имеют важное значение для своевременного поступления сведений к оперативному дежурному (ОД), (дежурному помощнику начальника тюрьмы, СИЗО (далее: ДПНТ, ДПНСИ) о возможной опасности.

Таким образом, к средствам исправительного характера, обеспечивающим безопасность работников ИУ можно отнести:

-применение к осужденным мер безопасности (ст. 86 УИК РФ, глава 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы»);

-надзор за поведением осужденных (ч. 1 ст. 82 УИК РФ);

-строго регламентированный внутренний распорядок в ИУ (ч. 3 ст. 82 УИК РФ, § 5 ПВР ИУ);

-профилактику преступлений и иных правонарушений осужденных (ч. 1 ст. 1 УИК РФ);

-технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ).

Эти средства в той или иной мере регулируются нормами уголовно - исполнительного законодательства РФ и реализуются в деятельности администрации ИУ. Именно от нее зависит, будут ли они выполнять свое предназначение – обеспечивать безопасность работников ИУ или, наоборот, превратятся в свою противоположность – средство провоцирования осужденных в отношении персонала ИУ.23

Безопасные условия деятельности работников ИУ по исполнению наказания и применению мер исправительного воздействия создаются как с помощью средств обеспечения безопасности, так и самим их поведением. Обеспечение безопасности зависит от сознательных действий работников ИУ, основанных на жизненном опыте, профессиональном мастерстве, знаний и использования безопасных способов несения службы в местах лишения свободы и правил взаимоотношения с осужденными, строгом соблюдении законности в обращении с лицами, отбывающими наказание. Это – меры личной безопасности работников ИУ при работе с осужденными. Основные правила и способы поведения, обеспечивающие личную безопасность лиц, работающих в ИУ, содержатся как в нормативных правовых актах, так и вырабатываются в процессе приобретения опыта работы в местах лишения свободы.


ГЛАВА II. Причины и условия нарушения безопасности в исправительном учреждении

§ 1. Причины нарушения безопасности


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23