birmaga.ru | 1
МУДГАЛА УПАНИШАДАОм! Да будет моя речь в согласии с умом; Да будет мой ум основан на речи. O Лучезарный, открой мне Себя. Да принесут они оба (ум и речь) ко мне знание Вед. Да не покинет меня все то, что я усвоил. Я присоединю (т.е. уничтожу различие между) день к ночи этими занятиями. Я произнесу то, что словесно истинно; Я произнесу то, что ментально истинно. Да защитит меня То (Брахман); Да защитит То говорящего (т.е. учителя), да защитит То меня; Да защитит То говорящего – да защитит То говорящего. Ом! Да будет Покой во мне! Да будет Покой в ближних моих! Да будет Покой в силах, воздействующих на меня! I. Краткое изложение Пуруша СуктыМы объясним Пуруша Сукту: В выражении «тысячеглавый» тысяча подразумевает бесчисленное; словосочетание «десять пальцев» означает бесконечное расстояние, первой строфой выражается распространение Вишну в пространстве, второй – распространение во времени; третья говорит о том, что Он дарует освобождение. Слава Вишну дается в «Этаван» (так велико Его величие). Та же строфа утверждает его четырехмерную природу. «Трипад» и т.д. говорит о славе Анируддхи. В «от Него родился Вират» показано происхождение Пракрити и Пуруши от четвертой части Хари. «Йат Пурушена» говорится о жертвоприношении, а также Мокше. В «Тасмад» объявляется о сотворении мира. «Ведахам» говорит о славе Хари. В «Яджнена» говорится о конце творения и освобождении. Тот, кто знает это, становится освобожденным. II. Высшая тайнаВ Мудгалопанишад детально рассматривается величие Пуруша Сукты. Васудева обучил знанию Бхагавана Индру; снова передал эту великую тайну Пуруша Сукты в двух частях смиренному Индре. Она такова: Пуруша, описанный выше, создал объект вне имен и форм, трудный для понимания мирских людей, и принял форму, состоящую из тысячи частей и способной даровать Мокшу взглядом, для того, чтобы облегчить страдание (полу)богов и других (существ). В этой форме, наполняя собой мир, он все же был вне него на бесконечном расстоянии. Этот Нараяна есть прошлое, настоящее и будущее. Он – податель Мокши для всех. Он больше, чем величайший – нет более великого, чем Он.
III. Единый Бог становится многим; Нерожденный, родится многимЖрецы Адхварью поклоняются Ему в виде Агни. Он в виде Яджуса объединяет все. Самаведины поклоняются Ему как Саману. Все установлено в Нем. Змеи медитируют на Него в виде яда. Змеи знают Его как змея, боги – как силу, люди – как богатство, демоны – как волшебство, Ману – как средства к существованию, сверхлюди – как сверхчеловека, Гандхарвы – как красоту, Апсары – как благовоние. Он становится всем тем, в форме чего Ему поклоняются; поэтому следует думать «Я есмь Высшая Сущность», и это исполнится (для того, кто знает это). IV. Только Брахман без тройственного (страдания) является дживойВне тройственного страдания, без слоев, лишенных шести волн, отличающийся от пяти оболочек, незатронутый шестью изменениями – таков есть Брахман. Три страдания – Адхйатмика (телесное страдание), Адхибхаутика (разбойники, дикие животные и т.д.) и Адхидайвика (дожди и т.д.). Они относятся к деятелю, действию и последствию; к субъекту познания, знанию и познаваемому; к тому, кто изведывает, опыту и изведываемому. Шесть слоев – это кожа, плоть, кровь, кости, сухожилия и костный мозг. Шесть врагов – вожделение и так далее. Пять оболочек – пища, жизненный воздух, ум, познание и блаженство. Шесть изменений: существование, рождение, рост, изменение, упадок и разрушение. Шесть волн – голод, жажда, скорбь, заблуждение, старость и смерть. Шесть заблуждений – о семье, родословной, классе, касте, положении (Ашраме) и форме. Посредством контакта с высшим духом Джива становится одной, без другого.
|