birmaga.ru
добавить свой файл

1
7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины


7.1. Аннотации лекций

Лекция 1. История педагогики и образования как область научного знания. Школа в Древней Греции и Древнем Риме. (2 ч)

История педагогики и образования как наука и как учебный предмет высшей педагогической школы. Методологические и теоретические основы курса. Источники истории педагогики и образования. Связи истории педагогики и образования с другими отраслями педагогики.

Спартанская система воспитания, ее особенности. Афинская система воспитания и образования. Теоретическое обоснование этой системы в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении (Цицерон, Сенека, Квинтилиан). Значение античной школы и педагогики для последующего развития всемирного историко-педагогического процесса.

Лекция 2. Школа и педагогика эпохи средневековья и Возрождения. Теория развивающего обучения Ф.В.А. Дистервега. (2 ч)

Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого средневековья (Европа). Рыцарская система воспитания. Схоластика. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

Характерные черты педагогики средних веков. Значение средневековой школы и педагогики для последующего развития мирового образования и педагогической культуры.

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор, М. Монтень, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры.

Педагогические идеи Ф. Дистервега. «Руководство к образованию немецких учителей». Идея общечеловеческого воспитания. Принципы воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дидактика развивающего обучения. Роль учителя в обучении и воспитании детей.


Лекция 3. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Особенности развития школы и педагогики на Руси до XVIII в. (2 ч)

Философские и психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта. Цель воспитания и пути ее достижения. Управление как условие воспитания. Методы управления. Воспитывающее обучение и его виды. Виды познавательного интереса. Ступени обучения. Задачи нравственного воспитания.

Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. «Поучение» В. Мономаха. «Домострой». Развитие школы в Русском централизованном государстве в XVII в. Начальное обучение, школы братств, Киевская академия, школы при Андреевском монастыре, Типографская школа и др. Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII в. «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого. Славяно-греко-латинская академия.

Лекция 4. Система образования и педагогика в Российской империи в XVIII - первой половине XIX в.в. (2 ч)

Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Организация государственных светских школ (цифирные, хирургическая, математическая и навигацких наук, горнозаводские и др.).Деятели просвещения в эпоху Петра I (Л. Магницкий, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев). Просвещение и школа после Петра I. Педагогические идеи М.В. Ломоносова. Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли. Создание Московского университета. Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования. И.И. Бецкой. Образовательные проекты второй половины XVIII в. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.

Школа и воспитание России в первой половине XIX века. Реформа образования 1804г. Устав о начальных и средних школах (1828 г.). Реорганизация гимназического образования в 1849-1852 гг. Западники и славянофилы об образовании. Педагогические взгляды А.И. Герцена.

Лекция 5. Государственная система образования и педагогика в Рос­сии во второй половине - начале XX вв. (2 ч)


Школьные реформы 1860-х гг. Законодательные акты в области образования 1870-х гг. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании. Педагогические воззрения Н.И. Пирогова, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, и др. Педагогическое творчество и педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа, И.И. Паульсона.

Общая характеристика школьного образования в России на рубеже XIX-XX вв.. Вопрос о бесплатном обязательном начальном обучении в программах политических партий. Правительственные проекты всеобщего обучения. Виды начальных школ (сельские 1- и2-классные народные училища, городские училища, 1- и 2-классные церковноприходские училища и др.; высшие начальные училища. Развитие системы среднего образования в начале XX в. План реформы средней школы П.Н. Игнатьева. Экспериментальные частные учебно-воспитательные учреждения («Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, «Сеттльмент» А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого, «Детский труд и отдых» С.Т. Шацкого, школа Е.С. Левицкой, новая школа М.Х. Свентицкой, гимназия Е.А. Кирпичниковой и др.).

Разнообразие направлений педагогической мысли (П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт). Представители экспериментальной педагогики в России (А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, И.А. Сикорский, Г.И. Чепанов).

Лекция 6-7. Советская и постсоветская школа и педагогика (4 ч)

Становление и развитие советской школы и педагогики. Принципы создания новой школы. Преобразования в области просвещения и воспитания (1917-1920 гг.). «Положение о ЕТШ» и «Основные принципы ЕТШ». Проблема содержания образования в 20-е годы. Творческие поиски новых форм и методов учебно-воспитательной работы в 20-30-е гг. Учебные заведения в 20-е гг. (ШКМ, ШРМ, ФЗС, ФЗУ, рабфак, школа 1 и 2 ступени).

Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в 30-е гг.

Педагогические взгляды Н.К. Крупской. Педагогические взгляды и деятельность А.С. Макаренко. Педагогические взгляды и деятельность М.М. Пистрака, А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого, А.К. Гастева, В.Н. Сороки-Росинского, В.Н. Шульгина и др.).


Судьба педологии в Советской России. Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936). Психолого-педагогическая концепция П.П. Блонского.

Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Отечественная школа и педагогика в 50-80-е гг. XX в. «Закон об укреплении связи школы с жизнью» (1958 г.).

Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского.

Школьная реформа 1984 г. Педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш. Амонашвили, И.П. Волков и др.).

Закон «Об образовании» 1992, 1996 гг. ЕГЭ. Болонский процесс.