birmaga.ru
добавить свой файл

1


Приложение №1

к постановлению Исполкома

Федерации профсоюзов

Республики Саха (Якутия)

от 22.10.2008 г. №15-2

РЕКОМЕНДАЦИИ

по развитию социального партнерства

в муниципальных образованиях
Рекомендации предназначены для практического использования при решении вопросов формирования и организации работы системы социального партнерства между органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Социальное партнерство в сфере труда в муниципальных образованиях - это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

Развитие местного самоуправления вызвало необходимость дальнейшего развития системы социального партнерства на муниципальном уровне.

Несомненно, важнейшим показателем развития социального партнерства является количество и качество заключаемых соглашений и коллективных договоров. Особенно важное значение соглашения приобретают в настоящее время в эпоху реформ, т.к. в них определены дополнительные социальные гарантии, меры социальной защиты, в которых нуждаются работники. Федеральный Закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 года внес изменения и дополнения в Трудовой Кодекс РФ, которые вступили в действие с 06.10.2006 года. Более трети внесенных изменений касаются вопросов социального партнерства, коллективных договоров и соглашений, что говорит о возрастающем интересе государства в развитии социального партнерства.

2. УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА



Трудовой Кодекс РФ определил шесть уровней социального партнерства:

- федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;


- межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

- региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

- отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Каждый из этих уровней имеет свои стороны и своих участников. Все уровни социального партнерства представляют собой правовое поле, где установлена определенная иерархия, означающая, что нижний уровень социального партнерства при принятии нормативных правовых актов должен руководствоваться соответствующими актами более высокого уровня.
В свою очередь нормативные правовые акты социального партнерства более высокого уровня адресуются для исполнения низшим уровням социального партнерства.

Таким образом, нормативные правовые акты, принятые на территориальном уровне должны учитывать положения актов, более высокого уровня.

3. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА



Социальное партнерство осуществляется в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.


Статьей 35 Трудового Кодекса РФ установлено общее правило, согласно которому соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из местного бюджета, заключаются при обязательном участии представителей органов местного самоуправления, являющихся сторонами соглашения.

При выборе форм социального партнерства необходимо учитывать:

во-первых, они должны быть предусмотрены законодательством, соглашениями, коллективными договорами.

во-вторых, указанные формы направлены на достижение взаимных интересов социальных партнеров, устранение разногласий по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, предоставление гарантий и компенсаций работникам.

4. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА



Для обеспечения регулирования социально трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, а также для организации контроля за их исполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

В целях выполнения указанных задач на территориальном уровне создаются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и положениями об этих комиссиях, которые утверждаются представительными органами местного самоуправления. В данном случае на муниципальном уровне органы местного самоуправления продолжают общую линию государства, направленную на развитие и усиление отношений по социальному партнерству.

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства на муниципальном уровне. Комиссия образуется на принципах добровольности, самостоятельности и независимости сторон, их паритетности и равноправия.

В состав территориальной комиссии входят представители территориальных организаций профессиональных союзов и их объединений, территориальных объединений работодателей и представители органов местного самоуправления. Основными целями

Комиссии являются: выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие социального партнерства на муниципальном уровне.

Перед территориальной трехсторонней комиссией ставятся следующие задачи:

- развитие системы социального партнерства в условиях проведения реформы органов местного самоуправления, расширение числа отраслевых и территориальных соглашений, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений;

- рассмотрение организационных вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов Российской Федерации;

- активизация деятельности объединений работодателей и содействие развитию социально ответственного бизнеса;

- дальнейшая реализация мер по погашению задолженности по заработной плате работникам всех форм собственности;

- повышение качества заключаемых соглашений и коллективных договоров на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и расширение сферы их действия;

- совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав и принятие необходимых мер по предотвращения трудовых споров.

Особое внимание социальных партнеров должно быть направлено на дальнейшее развитие трехстороннего сотрудничества в муниципальных образованиях, а именно: обмен опытом работы муниципальных трехсторонних комиссий; оказание методической помощи в разработке новых городских, районных трехсторонних соглашений; увеличение количества и повышение качества коллективных договоров в организациях; расширение социальных гарантий и льгот работникам по

сравнению с Трудовым кодексом РФ и федеральными законами; проведение семинаров, совещаний и «круглых столов».

Следует отметить, что партнерские отношения, там, где они уже сложились, дают положительные результаты, а в целом социальное партнерство превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в механизм цивилизованной выработки совместных решений и стратегии экономического и социального развития города, района.